Шамшина Л.М. Организация проектной и научно-исследовательской деятельности в области дизайн-образования на примере проекта «Цветовые ритмы Александры Экстер» /
Шамшина Л.М. Организация проектной и научно-исследовательской деятельности в области дизайн-образования на примере проекта «Цветовые ритмы Александры Экстер» /
Образец ссылки на эту статью: Шамшина Л.М. Организация проектной и научно-исследовательской деятельности в области дизайн-образования на примере проекта «Цветовые ритмы Александры Экстер» // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 3 (11). С. 15.
УДК 7.05
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙН - ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ЦВЕТОВЫЕ РИТМЫ АЛЕКСАНДРЫ ЭКСТЕР»
Шамшина Любовь Михайловна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), член Союза дизайнеров России, доцент кафедры дизайна костюма, l.shamshina@gmail.com, +7-903-584-88-04.
В статье отражён опыт организации проектно - исследовательской деятельности в художественном образовании. Предложенная методика проектирования приближает учебную деятельность учащихся к реальной работе дизайнера-модельера. Представление семестровых работ в форме дизайн - проекта позволяет выявить уровень сформированности у студента комплекса знаний, умений и навыков в области методологии проектной графики, эскизирования и визуализации. Процесс художественного проектирования включает такие последовательные этапы как: 1) поисково-исследовательский, 2) эскизно-технологический, 3) презентационный.
Главный результат: доказано, что подход к организации проектно-исследовательской деятельности в дизайн-образовании, применяемый в Институте бизнеса и дизайна, полностью удовлетворяет современным требованиям к развитию личности студентов.
Ключевые слова: дизайн-проект; проектно-исследовательская деятельность; метод проекта; дизайн костюма; эскизирование; русский авангард; купонная ткань.
THE ORGANIZATION OF PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES IN THE FIELD OF DESIGN EDUCATION ON THE EXAMPLE OF "COLOR RHYTHMS ALEXANDRA EXTER"
Shamshina Lyubov Mikhaylovna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129080, Moscow, Protopopovsky lane of 9), member of the Union of designers of Russia, associate professor of design of a suit, l.shamshina@gmail.com, +7-903-584-88-04.
The article reflects the experience of the organization of design and research activities in art education. The proposed technique of design brings students ' educational activities closer to the real work of fashion designer. Presentation of semester works in the form of a design project allows determining the level of completeness of student's knowledge and skills in the field of methodology of project graphics, sketching and visualization. The process of artistic design includes such successive stages as: 1) search and research, 2) conceptual and technological, 3) presentation.
The main result: it is proved that the approach to the organization of design and research activities in design education, applied in the Institute of Business and Design, fully meets the modern requirements for the development of the personality of students.
Keywords: design project; design and research activity; project method; costume design; sketching; Russian avant-garde; coupon fabric.
Исследовательская деятельность обучающихся в дизайнерском вузе сегодня понимается как форма организации учебно-методической работы, которая связана с решением студентами любой творческой задачи с заранее неизвестным результатом в области науки и искусства и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Наиболее эффективно эти задачи могут быть решены путём организации целостного процесса в области дизайн - образования и использованием современных педагогических технологий. Особую значимость здесь приобретает проектный метод, который позволяет студентам овладеть организацией практической деятельности по всей научно-исследовательской и технологической цепочке - от идеи до её воплощения в изделие или модель.
Методы проектно - исследовательской деятельности стимулируют развитие у студентов основных видов мышления, творческих способностей, стремление творить и созидать при работе с различными материалами и техниками. Учащиеся вырабатывают и закрепляют на практике важные принципы анализа исторических, художественных и технологических ситуаций, приобретают способность оценивать свои идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, эстетичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления изделия [2, c. 5].
Мы видим, что на сегодняшний день перед педагогическим коллективом стоит задача в создании комфортных условий обучения, таких, при которых будущий дизайнер уже сейчас чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делало бы продуктивным сам процесс обучения. Отсюда чрезвычайно важно показать студентам их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, необходимые им в дальнейшей профессиональной деятельности. Именно для этого в процесс обучения включается проблема, взятая из реальной жизни, для решения которой необходимо приложить полученные знания. Вся работа над заданием, таким образом, приобретает черты проектного метода обучения [3, c. 290].
Можно рассмотреть данную методику дизайн - проектирования на примере художественно-исследовательского проекта «Цветовые ритмы Александры Экстер». По сравнению с общепринятыми методами художественного обучения, проектная деятельность включает ряд условных этапов, которые были реализованы в процессе работы над темой:
1) Поисково-исследовательский этап. На этом этапе формулировались задачи, определялось направление поиска и анализ проблемы, производились сбор, изучение и обработка информации, а также уточнялся последовательный план проектной деятельности. Важным моментом стал выбор «точки отправления» - источника вдохновения. Вдохновить дизайнера на создание новых образов может любое явление или предмет из прошлого или настоящего времени [1, c. 20]. Студентам было предложено познакомиться с творчеством яркой представительницы русского авангарда Александры Экстер и определиться с выбором источника среди предложенного многообразия театральных эскизов художницы (рисунок 1).
2) Эскизно-технологический этап. Этот этап подразумевал выполнение эскизов по заданиям семестра, тренировочные упражнения, необходимые для качественного изготовления изделия. Студенты рисовали «от руки» и с помощью программ графических редакторов знаковые композиции на основе источников творчества, создавали раппортные орнаменты и разрабатывали эскизы прототипов костюмов (рисунок 2). По завершению этого этапа проводилась практическая реализация проекта, что подразумевало под собой подбор и апробацию необходимых материалов и техник для нанесения принтов на купонные ткани (рисунок 3). В течение всего этого времени педагог совместно с учащимися отслеживает соответствие исследовательского материала с предложенным дизайнерским решением, а также осуществляет текущий контроль качества проектов.
3) Презентационный этап. На этом этапе происходило финальное оформление проектов и подготовка их к выставке. В рамках итогового просмотра на кафедре дизайна костюма проводилась итоговая оценка качества реализации проекта (выполненных отчетных творческих папок с эскизными работами и изготовленных купонов тканей), включая выставочное оформление и презентацию изделий. Студентами был представлен анализ результатов выполнения темы в форме защиты презентаций, а также изучены возможности использования объектов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров, участие в дизайнерских конкурсах и выставках.
Таким образом, можно сделать вывод, что проектно-исследовательский метод обучения в дизайн-образовании был представлен в вузе как:
- способ организации познавательной деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального художественного объекта (продукта дизайна);
- обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной деятельности, позволяющей комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом, что представляется нам как важное достоинство такого процесса;
- комплексный подход, формирующий междисциплинарные знания, основы художественно-изобразительной грамотности, культуры трудовой деятельности, обеспечивающий овладение студентами способами проектирования и преобразования исследовательской информации, с учетом современных технологий обработки, в реальные предметы дизайна одежды.
Результаты проведенного опыта демонстрируют, что данный подход к организации проектно - исследовательской деятельности в дизайн - образовании в полной мере обеспечивают современные требования к развитию личности студентов, учитываются их индивидуальные интересы и способности. В процессе проектирования учащимися осваиваются и выполняются не только конкретные практические действия, связанные с будущей профессией дизайнеров - модельеров, но и решаются разнообразные художественно-технологические задачи.
Список литературы
References
Рецензенты:
Рымшина Т.А. - кандидат искусствоведения, доцент кафедры изобразительных искусств, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна»
Уваров В.Д. – доктор искусствоведения, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии»
Работа поступила в редакцию: 16.11.2017 г.
УДК 7.05
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙН - ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ЦВЕТОВЫЕ РИТМЫ АЛЕКСАНДРЫ ЭКСТЕР»
Шамшина Любовь Михайловна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), член Союза дизайнеров России, доцент кафедры дизайна костюма, l.shamshina@gmail.com, +7-903-584-88-04.
В статье отражён опыт организации проектно - исследовательской деятельности в художественном образовании. Предложенная методика проектирования приближает учебную деятельность учащихся к реальной работе дизайнера-модельера. Представление семестровых работ в форме дизайн - проекта позволяет выявить уровень сформированности у студента комплекса знаний, умений и навыков в области методологии проектной графики, эскизирования и визуализации. Процесс художественного проектирования включает такие последовательные этапы как: 1) поисково-исследовательский, 2) эскизно-технологический, 3) презентационный.
Главный результат: доказано, что подход к организации проектно-исследовательской деятельности в дизайн-образовании, применяемый в Институте бизнеса и дизайна, полностью удовлетворяет современным требованиям к развитию личности студентов.
Ключевые слова: дизайн-проект; проектно-исследовательская деятельность; метод проекта; дизайн костюма; эскизирование; русский авангард; купонная ткань.
THE ORGANIZATION OF PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES IN THE FIELD OF DESIGN EDUCATION ON THE EXAMPLE OF "COLOR RHYTHMS ALEXANDRA EXTER"
Shamshina Lyubov Mikhaylovna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129080, Moscow, Protopopovsky lane of 9), member of the Union of designers of Russia, associate professor of design of a suit, l.shamshina@gmail.com, +7-903-584-88-04.
The article reflects the experience of the organization of design and research activities in art education. The proposed technique of design brings students ' educational activities closer to the real work of fashion designer. Presentation of semester works in the form of a design project allows determining the level of completeness of student's knowledge and skills in the field of methodology of project graphics, sketching and visualization. The process of artistic design includes such successive stages as: 1) search and research, 2) conceptual and technological, 3) presentation.
The main result: it is proved that the approach to the organization of design and research activities in design education, applied in the Institute of Business and Design, fully meets the modern requirements for the development of the personality of students.
Keywords: design project; design and research activity; project method; costume design; sketching; Russian avant-garde; coupon fabric.
Исследовательская деятельность обучающихся в дизайнерском вузе сегодня понимается как форма организации учебно-методической работы, которая связана с решением студентами любой творческой задачи с заранее неизвестным результатом в области науки и искусства и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Наиболее эффективно эти задачи могут быть решены путём организации целостного процесса в области дизайн - образования и использованием современных педагогических технологий. Особую значимость здесь приобретает проектный метод, который позволяет студентам овладеть организацией практической деятельности по всей научно-исследовательской и технологической цепочке - от идеи до её воплощения в изделие или модель.
Методы проектно - исследовательской деятельности стимулируют развитие у студентов основных видов мышления, творческих способностей, стремление творить и созидать при работе с различными материалами и техниками. Учащиеся вырабатывают и закрепляют на практике важные принципы анализа исторических, художественных и технологических ситуаций, приобретают способность оценивать свои идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, эстетичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления изделия [2, c. 5].
Мы видим, что на сегодняшний день перед педагогическим коллективом стоит задача в создании комфортных условий обучения, таких, при которых будущий дизайнер уже сейчас чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делало бы продуктивным сам процесс обучения. Отсюда чрезвычайно важно показать студентам их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, необходимые им в дальнейшей профессиональной деятельности. Именно для этого в процесс обучения включается проблема, взятая из реальной жизни, для решения которой необходимо приложить полученные знания. Вся работа над заданием, таким образом, приобретает черты проектного метода обучения [3, c. 290].
Можно рассмотреть данную методику дизайн - проектирования на примере художественно-исследовательского проекта «Цветовые ритмы Александры Экстер». По сравнению с общепринятыми методами художественного обучения, проектная деятельность включает ряд условных этапов, которые были реализованы в процессе работы над темой:
1) Поисково-исследовательский этап. На этом этапе формулировались задачи, определялось направление поиска и анализ проблемы, производились сбор, изучение и обработка информации, а также уточнялся последовательный план проектной деятельности. Важным моментом стал выбор «точки отправления» - источника вдохновения. Вдохновить дизайнера на создание новых образов может любое явление или предмет из прошлого или настоящего времени [1, c. 20]. Студентам было предложено познакомиться с творчеством яркой представительницы русского авангарда Александры Экстер и определиться с выбором источника среди предложенного многообразия театральных эскизов художницы (рисунок 1).
2) Эскизно-технологический этап. Этот этап подразумевал выполнение эскизов по заданиям семестра, тренировочные упражнения, необходимые для качественного изготовления изделия. Студенты рисовали «от руки» и с помощью программ графических редакторов знаковые композиции на основе источников творчества, создавали раппортные орнаменты и разрабатывали эскизы прототипов костюмов (рисунок 2). По завершению этого этапа проводилась практическая реализация проекта, что подразумевало под собой подбор и апробацию необходимых материалов и техник для нанесения принтов на купонные ткани (рисунок 3). В течение всего этого времени педагог совместно с учащимися отслеживает соответствие исследовательского материала с предложенным дизайнерским решением, а также осуществляет текущий контроль качества проектов.
3) Презентационный этап. На этом этапе происходило финальное оформление проектов и подготовка их к выставке. В рамках итогового просмотра на кафедре дизайна костюма проводилась итоговая оценка качества реализации проекта (выполненных отчетных творческих папок с эскизными работами и изготовленных купонов тканей), включая выставочное оформление и презентацию изделий. Студентами был представлен анализ результатов выполнения темы в форме защиты презентаций, а также изучены возможности использования объектов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров, участие в дизайнерских конкурсах и выставках.
Таким образом, можно сделать вывод, что проектно-исследовательский метод обучения в дизайн-образовании был представлен в вузе как:
- способ организации познавательной деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального художественного объекта (продукта дизайна);
- обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной деятельности, позволяющей комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом, что представляется нам как важное достоинство такого процесса;
- комплексный подход, формирующий междисциплинарные знания, основы художественно-изобразительной грамотности, культуры трудовой деятельности, обеспечивающий овладение студентами способами проектирования и преобразования исследовательской информации, с учетом современных технологий обработки, в реальные предметы дизайна одежды.
Результаты проведенного опыта демонстрируют, что данный подход к организации проектно - исследовательской деятельности в дизайн - образовании в полной мере обеспечивают современные требования к развитию личности студентов, учитываются их индивидуальные интересы и способности. В процессе проектирования учащимися осваиваются и выполняются не только конкретные практические действия, связанные с будущей профессией дизайнеров - модельеров, но и решаются разнообразные художественно-технологические задачи.
Список литературы
- Петушкова Г.И. Трансформативное формообразование в дизайне костюма: Дизайн костюма: Теоретические и экспериментальные основы. М.: Ленанд, 2015. 464 с.
- Полат Е.С. Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования»; Белорусский государственный университет; Центр проблем развития образования; Республиканский институт высшей школы БГУ. Вып. 2. Минск: РИВШ БГУ, 2003. С. 39-47.
- Шамшина Л.М. Метод проекта как технология интерактивного обучения студентов по направлению «Дизайн костюма» // Материалы V Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2016. В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 1 (5). С. 290-293.
References
- Petushkova G.I. Transformativnoe formoobrazovanie v dizajne kostyuma: Dizajn kostyuma: Teoreticheskie i eksperimental'nye osnovy. M.: Lenand, 2015. 464 p.
- Polat E.S. Metod proektov. Seriya «Sovremennye tekhnologii universitetskogo obrazovaniya»; Belorusskij gosudarstvennyj universitet; Centr problem razvitiya obrazovaniya; Respublikanskij institut vysshej shkoly BGU. Vyp. 2. Minsk: RIVSh BGU, 2003. S. 39-47.
- Shamshina L.M. Metod proekta kak tekhnologiya interaktivnogo obucheniya studentov po napravleniyu «Dizajn kostyuma» - Materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary, 2016. V 2 t. T. 1 / redkol.: O.N. Shirokov [i dr.] Cheboksary: TsNS «Interaktiv plyus», 2016. № 1 (5). P. 290-293.
Рецензенты:
Рымшина Т.А. - кандидат искусствоведения, доцент кафедры изобразительных искусств, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна»
Уваров В.Д. – доктор искусствоведения, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии»
Работа поступила в редакцию: 16.11.2017 г.