Калиничев В.Л., Николашин В.П. Нужен ли в высшей школе форсайт?

Образец ссылки на эту статью: Калиничев В.Л., Николашин В.П. Нужен ли в высшей школе форсайт? // Бизнес и дизайн ревю. 2018.  № 3 (11). С. 13.

УДК 378

НУЖЕН ЛИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ФОРСАЙТ?

Калиничев Вадим Львович

ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ», Москва, Россия (125009, г. Москва, Тверская улица, 11), кандидат педагогических наук, главный специалист, kvad56@gmail.com.

Николашин Вадим Павлович
 ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет», Мичуринск, Россия (393760, Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. Интернациональная, д. 101), кандидат исторических наук директор центра инновационных агро-, био- пищевых технологий         


Аннотация: в статье раскрывается значение и потенциал применения технологии форсайт при решении вопросов повышения влияния вуза на развитие регионов в средне- и долгосрочной перспективе. 

Авторы доказывают: если в процесс Форсайта вовлекается определенное количество людей бизнеса, научного сообщества, органов государ­ственной власти и гражданского общества, которые в своем стремлении достичь наилучших результатов в средне- и долгосрочной перспективе придерживаются общеобязательных, распространяющиеся на всех правила поведения, выигрывают все вместе и каждый в отдельности.

Ключевые слова: форсайт; высшая школа; региональное развитие.

WHETHER IN HIGH SCHOOL, FORSYTHE?

Kalinichev Vadim Lvovich

Directorate of State Scientific and Technical Programmes, Moscow, Russia (125009, Moscow, Tverskaya street, 11), candidate of pedagogical Sciences, chief specialist, kvad56@gmail.com.

Nikolashin Vadim Pavlovich

Michurinsk state agrarian University, Michurinsk, Russia (393760, Tambov region, Michurinsk, International street, 101), candidate of historical Sciences Director of the center for innovative agro -, bio-food technologies nikolashin.vadim@yandex.ru mmm.

Abstract: the article reveals the importance and potential of the use of foresight technology in addressing the issues of increasing the impact of the University on the development of regions in the medium and long term. 

The authors prove that if a certain number of people of business, scientific community, public authorities and civil society are involved in the foresight process, who, in their desire to achieve the best results in the medium and long term, adhere to generally binding rules of conduct, benefit all together and each separately.

Key words: foresight; higher school; regional development.

Ситуация в сегодняшнем мире развивается очень стремительно. В связи с чем многие, казавшиеся еще вчера незыблемыми постулаты, подвергаются серьезной трансформации. Актуальные требования по переформатированию экономики коррелируют с ценностями и задачами, которые стоят перед форсайтом.

Давно ли в наш обиход вошел термин «форсайт»? А сегодня о применении данной технологии можно услышать чуть ли не ежедневно. Форсайт ИТ, Форсайт-флот, Форсайт детства и многие другие. При ряде высших учебных заведений некоторое время назад стали появляться форсайт-центры. Они в ряде случаев способны сформировать достаточную базу для принятия стратегических решений разного уровня.

В данной статье было бы уместно рассмотреть подходы применения (внедрения) технологии «форсайт» в высшей школе в интересах не только развития конкретной структуры, но и в целом – для формирования нового поколения специалистов, способных нестандартно, творчески мыслить и тем самым эффективно влиять на развитие целых регионов нашей страны в средне- и долгосрочной перспективе [5, с. 100-111].

Почему, по нашему мнению, технология форсайт может быть перспективной? Форсайт, организованный как систематический процесс формирования желаемого завтра, а не просто разовая попытка заглянуть в будущее, способен принести наибольшие выгоды обществу в целом, а также всем участникам процесса. То есть, когда в процесс Форсайта вовлекается определенное количество людей бизнеса, научного сообщества, органов государ­ственной власти и гражданского общества, которые в своем стремлении достичь наилучших результатов в средне- и долгосрочной перспективе придерживаются общеобязательных, распространяющиеся на всех правила поведения, выигрывают все вместе и каждый в отдельности [См. подробнее: 4].

При этом необходимо учитывать, что интересы участников зачастую бывают разнонаправлены. Но, именно в силу концентрации усилий активныхучастников процесса преобразований (как выше было указано - представителей бизнеса, властей, работников, потребителей, гражданских институтов, науки и образовательной сферы) и в согласованности их действий, прогноз превращается в активное формирование желаемого завтра.

Чего не хватает сегодняшнему специалисту, а равно и будущему профессионалу? Зачастую – это широты мышления, гибкости в выстраивании взаимодействия с коллегами и партнерами, умения подходить к решению задач комплексно, быстро перепрофилироваться и подстраиваться под изменяющуюся на рынке труда ситуацию.

Отправной точкой в постановке вопроса в такой плоскости является проблема, с которой сегодня столкнулась Россия: практически полное истощение резервов, оставшихся нам от предыдущей эпохи. В первую очередь – в подходах к подготовке специалистов, отвечающих современному уровню. Возможно, это не касается некоторых – самых «продвинутых» вузов. Но в подавляющем большинстве учебных заведений высшей школы это, к сожалению, присутствует.

Любой университет должен быть интересен и привлекателен как для студентов (аспирантов), так и для местных властей, местного бизнеса. Необходимо владеть этим инструментарием, чтобы на равных участвовать в конкурентной борьбе на инновационном рынке. Форсайт как инструмент, содержащий элементы активного влияния на будущее, нужен для инвентаризации и активизации имеющегося потенциала на муниципальном и региональном уровне. Этот фактор является особенно значимым для осуществления процесса разработки сценариев будущего и дорожных карт, а также формирования ориентиров перспективного развития [2, с. 44-53].

Форсайт также является важнейшей методологией стратегического управления. Он способствует повышению конкурентоспособности реального сектора экономики, позволяет сформулировать региональным органам власти эффективную стратегию реализации научно-технической политики. Данная методология влияет на развитие инфраструктуры и повышение качество жизни, способна подготовить условия для реального перехода к экономике знаний. Эффективное использование данной технологии способно обогатить спектр механизмов формирования приоритетов, открыть новые пути модернизации региональной экономики. Реализация желательных для большинства стейкхолдеров форсайта территорий сценариев способна создать условия для устойчивого развития региона, формирования новой инновационной модели развития [3, с. 24-30; 8, с. 219-242; 10, с. 16-24; 11, с. 15-17].

Форсайт как методология важен в реализации проектов в различных отраслях экономики. Например, он важен для «формирования и реализации стратегического плана управления социально-экономического развития аграрной сферы экономики» [6, с. 108]. Форсайт-исследования позволяют выявить технологические приоритеты для аграрного сектора в целом и отдельных хозяйственных единиц в частности [1, с. 26-31]. Данная методология позволяет идентифицировать зоны стратегических исследований и выявить инновационные технологические решения, которые способны произвести крупные социально-экономические сдвиги.

Для каждого потребителя «университетских услуг» должно быть сформулировано своё специфическое высокопрофессиональное предложение, способное сформировать для рынка высоко конкурентного специалиста. А с учетом ситуации, когда первое лицо государства ставит задачу вхождения России в клуб 80, такие предложения должны быть привлекательны еще и для разных возрастных категорий населения – от «мала до велика». Непрерывное обучение специалистов разных направлений, различные обучающие программы для людей разных возрастов и так далее.

Выигрывает тот вуз (или система вузов), который быстрее решает вопросы удобства получения образования, включая современные подходы к формированию образовательной среды, продумывает эффективные стратегии развития и гибкие подходы к их реализации, вызывает у людей доверие к себе и своим специалистам. При этом у каждого вуза могут быть свои планы и свои подходы к их реализации. И это аксиома сегодняшних условий не только роста, но и простого выживания. Создание форсайт-центра в вузе – это и позиционирование университета, и развитие площадки для генерации инновационных идей, центра кластеризации прорывных технологий.

Невозможно добиться конкурентного преимущества без включения в процесс совершенствования деятельности учебного заведения широкого потенциала, имеющегося в основных стратах общества – во властных структурах, в бизнесе, в науке и конечно же в общественных формированиях.

Как это реализовать на практике?

Во-первых, понимать - как на уровне руководства вуза, так и всего коллектива (включая и учащихся), - что реализация реального проекта всегда даёт большое количество плюсов университету. В различных сферах – от простого повышения его имиджа (и не только на региональном уровне) до повышения востребованности выпускников на рынке труда.

Во-вторых, необходимо разработать проект, реализация которого выведет на новый уровень образовательный процесс – интересный и привлекательный для студентов и востребованный у работодателей, а также местного сообщества и властей.

Что, по нашему мнению, можно положить в основу подобного рода проекта? А точнее – программы деятельности. В основу проекта закладывается «комплексный подход». Суть его состоит в том, что работа в рамках проекта организована по категориям участников: со студентами, с профессорско-преподавательским составом, с административным блоком. Кроме того, обязательно вовлечение в этот процесс работодателей, выпускников, региональные и муниципальные власти, а также представителей формальных и неформальных сообществ. Кроме того, работа должна быть разбита по профилям (направлениям подготовки студентов).

По сути это будет форсайт-проект: а) развития вуза и б) одновременное выведение учебного заведения на уровень локомотива в программе развития региона. Получается законченная цепь: вуз является инициатором работы по формированию «желаемого завтра» региона, а все страты общества, будучи вовлеченными в процесс практического воплощения данной программы, являются в той или иной мере заказчиками «продукта», создаваемого в вузе (выпускники, разработки, программы и т.д.). При этом нахождение в положении лидера, постоянный мониторинг реализации форсайт-проекта позволяют своевременно реагировать на происходящие изменения и вносить соответствующие коррективы во все процессы.

И базируется он на тех потребностях региона (в т.ч. специалистах, разработках и т.д.), которые возникают в средне- и долгосрочной перспективе.

Всю эту работу можно было бы разбить на несколько этапов, как это показано в таблице 1.

Таблица 1

Этапы формирования и реализации форсайт-проекта университета

Кто может стать инициатором применения технологии форсайта в данной ситуации? По всей вероятности – руководство университета. Инициатор форсайта в таком случае:

  • формулирует долгосрочные вызовы и угрозы, риски, наступление которых может быть понижено при условии использования технологии форсайта;
  • определяет направленность форсайта;
  • подбирает группу пропагандистов, способных разъяснить необходимость применения такой технологии как форсайт;
  • устанавливает контакты с работодателями, соответствующими властными структурами законодательной и исполнительной власти, которые в той или иной мере регулируют деятельность в регионе различных институтов, в том числе - гражданских институтов и граждан в сфере предположительного проведения форсайта;
  • высказывает предположение о сроках проведения всех трех стадий форсайта;
  • определяет порядок финансирования проекта и форму аккумулирования средств на проведение форсайта.

Инициаторы форсайта на стадии предфорсайта играют ведущую роль в его организации. В этот период ими создается массив данных о возможных вызовах и угрозах в долгосрочном периоде, риск наступления которых достаточно велик. Этот набор, полученный из различных источников информации, становится стартовым для работы управляющего комитета, который создается несколько позже.

Главная задача инициаторов на данном этапе – привлечение общественного интереса к проблеме, консолидация элит вокруг предмета предвидения и поиск источника финансирования проекта.

Основополагающую роль в проведении форсайта играет Управляющий комитет форсайт–проекта. Это люди, которые утверждают цели проекта, его основные акценты, методологию, рабочую программу действий, стратегию и инструменты коммуникации, а также обеспечивают продвижение результатов. Формируется Управляющий комитет из числа неравнодушных людей, представляющих различные направления деятельности – как представителей вуза, так и иных структур, которые упоминались выше.

Такой подход – вовлечение в подготовку и реализацию форсайт-проекта людей из различных страт общества - позволит не только своевременно выявить так называемые «слабые сигналы», что может быть очень значимо для позиционирования университета в конкурентной среде, но и привлечь к его реализации новых оригинально мыслящих людей. Кроме того, после окончания форсайт-проекта останется сеть, способная и дальше разрабатывать, и реализовывать новые проекты и программы на межведомственной и междисциплинарной основе.

Работа пропагандистов имеет большое значение как на стадии предфорсайта, так и в ходе реализации последующих этапов. Именно выделение объекта применения форсайта, его горизонта, нестандартные решения должны широко освещаться и доводиться до участников проекта.

В ходе осуществления усилий пропагандистов формируется образ и статус проблемы, предвидение реализации которой предстоит исследовать. Насколько деятельность пропагандистов убедительна, настолько вероятен позитивный результат применения технологии форсайта в данной области.

Пропаганда необходимости видения будущего полезна для социально активных граждан, желающих составить более полное мнение о будущем.  Она также способствует активизации участников форсайта и помогает им формировать будущее, идентифицировать потенциальные риски и возможности для того, чтобы выработать стратегии поведения в той или иной ситуации.

Институциональная подготовка реализации проекта предполагает создание наблюдательного совета проведения форсайт–проекта. Наблюдательный совет формируется инициаторами форсайта совместно с Управляющим комитетом форсайт–проекта, с привлечением к этому процессу представителей бизнеса, властей и гражданских институтов.

Как видно из описанного процесса формирования и реализации форсайт-проекта, в его орбиту вовлекаются фактически все основные страты общества – власть, бизнес, формальные и неформальные сообщества и наука. Все это создает новую атмосферу в ВУЗе, которая естественным образом влияет на формирование специалистов новой формации – раскрепощенных в интеллектуальном плане и способных реально действовать неформально в той или иной ситуации. Данная работа подкрепляется введением в учебный процесс ряда предметов, позволяющих не только ознакомиться теоретически, но и практически отработать новые для большинства россиян форсайт-подходы.

В практической плоскости сроки проведения форсайта зависят от структуры проекта, его целей, вовлечённых отраслей и степени участия в нем субъектов. В нашем варианте эти сроки можно было бы привязать к учебным периодам – сессии или учебному году. Начиная в первый год реализации проекта с подбора и обучения будущих участников форсайт-проекта, на второй год можно было бы с уже подготовленными людьми и созданными структурами (Управляющий комитет, Рабочая группа, а также команды пропагандистов, экспертов и т.д.) перейти к более глубокой проработке самого проекта. Возможно, такой разбег по мнению некоторых коллег и вызовет отрицание, т.к. им покажется, что затягивание не к месту. Однако давайте посмотрим реалиям в глаза: у нас есть подготовленные специалисты, которые способны грамотно организовать процесс, обучить достаточное количество будущих активных реализаторов форсайт-проекта, сформировать необходимые структуры? К сожалению, нет.

А в ходе подготовки и реализации форсат-проекта очень важно все делать грамотно, иначе будет дискредитирована не только идея технологии форсата, но и те конкретные люди, кто возглавит эту работу, а точнее – руководство университета. Например, такое направление, как подбор и организация грамотной деятельности пула экспертов, не может быть решено в режиме наскока. Эта работа требует вдумчивого и квалифицированного подхода, в том числе правильного выстраивания деловых отношений с каждым экспертом индивидуально. Кроме того, грамотной подготовки материалов для их работы (анкет, информационных и иных материалов, необходимых для проведения экспертизы), последовательного и планомерного построения их взаимодействия как между собой, так и с организаторами форсайта.

Реализация инициативы по проведению регионального форсайта позволит включить в процесс те структуры, которые имеются сегодня практически в каждом вузе: обучение информационным технологиям, работе с населением и т.д.

Информационные усилия на стадии предфорсайта предполагают формирование массива данных о возможных вызовах и угрозах в долгосрочном периоде по разным аспектам. В период стадии предфорсайта инициаторы, т.е. люди и организации, заинтересованные в реализации именно выбранного ракурса форсайта, нуждаются в оперативной информации о видении складывающихся тенденциях развития исследуемого объекта (а это может быть целый субъект федерации!) Для этого формируются информационные массивы данных о возможных вызовах и угрозах в развитии исследуемого объекта в долгосрочном периоде.

Такая информация черпается из прогнозных исследований, футурологической и фантастической литературы, проводимых интервью с видными учеными, политиками, представителями бизнеса и гражданских институтов. Массив информации о вызовах и угрозах, о рисках их наступления, полученный из различных источников, определенным образом обрабатывается, формализуется и является внутренней информацией форсайт-проекта. В дальнейшем она становится стартовой для работы Управляющего Комитета.

Практика показывает, что новые направления, реализуемые при непосредственном участии обучаемых, непременно вызывают интерес как к определенному направлению, так и окружающей действительности. Что, безусловно, тянет за собой ряд новых научных исследований в конкретной области.

Проведение форсайта предполагает общение со значительными массами людей – участников поля форсайта. Поэтому иногда, говоря об организационном обеспечении форсайт–проекта, затрагивают и психологический аспект в его сопровождении, его правовое обеспечение [7]. Прослеживается и связь применения форсайта и развития гражданского общества, развития информационного обеспечения сообщества [9].

Не приходится сомневаться, что большая часть специалистов, участвующих в рамках форсайт-проекта в практической реализации всех вышеуказанных направлений, будет являться представителями университета, где данный проект был инициирован.

Часто упоминается, что форсайт – это не документ, а процесс. И, тем более, значим данный процесс, если в его реализацию будут вовлечены представители всех страт общества.

Видение реальной перспективы, личное участие в её формировании и пусть и поэтапное, но получение части «желаемого завтра» уже сегодня, безусловно, создает условия, при которых отток активной части молодежи из региона постепенно станет сокращаться. В совокупности с внедрением новых информационных и иных технологий, это позволит регионам становиться более самостоятельными и легче позиционировать свои отличия от соседей.

Список литературы 

  1. Волкова И.А. Форсайт-исследование в реализации стратегии технологического развития сельского хозяйства // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 38. С. 26-31.
  2. Калиничев В.Л. Дорожное картирование и муниципальный форсайт. Форсайт в системе регулирования экономических процессов // Сборник научных работ МГУТУ им. К.Г. Разумовского. 1 выпуск. М., 2013. С. 44-53.
  3. Калиничев В.Л., Третьяк В.П. Нужен ли субъектам федерации региональный форсайт? // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2013. № 3 (16). С. 24-30.
  4. Калиничев В.Л., Козлов В.А., Третьяк В.П. Основы форсайта: учебник. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2015. 176 с.
  5. Калугина В.А., Череповской Н.А. Региональный форсайт как инструмент инновационной политики // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2012. № 1. С. 100-111.
  6. Социальная психология – Форсайту. М.: Персэ, 2010. 292 с.
  7. Третьяк В.П., Калюжнова Н.Я. Формирование Форсайта в Иркутском регионе» Альманах РИЭПП. «Наука. Инновации. Образование». Выпуск 5 (февраль 2008). М., 2008. С. 219-242.
  8. Форсайт и гражданское общество. М.: Вивид Арт, 2008. 280 с.
  9. Шашнова С.А. Форсайт Республики Башкортостан // Форсайт. 2007. № 1. С. 16-24.
  10. Юрова Л. Региональный форсайт: новые возможности // Самоуправление. 2012. № 10. С. 15-17.

References 

  1. Volkova I.A. Forsayt-issledovanie v realizatsii strategii tekhnologicheskogo razvitiya selskogo hozyaystva - Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika. 2012. no 38. p. 26-31.
  2. Kalinichev V.L. Dorozhnoe kartirovanie i munitsipalnyy forsayt. Forsayt v sisteme regulirovaniya ekonomicheskikh protsessov - Sbornik nauchnyh rabot MGUTU im. K.G. Razumovskogo. 1 vypusk. M., 2013. p. 44-53.
  3. Kalinichev V.L., Tretyak V.P. Nuzhen li subektam federatsii regionalnyy forsayt? - Ekonomika, trud, upravlenie v selskom hozyaystve. 2013. no 3 (16). p. 24-30.
  4. Kalinichev V.L., Kozlov V.A., Tretyak V.P. Osnovy forsayta: uchebnik. M.: Magistr: INFRA-M, 2015. 176 p.
  5. Kalugina V.A., Cherepovskoy N.A. Regionalnyy forsayt kak instrument innovatsionnoy politiki - Vestnik BGTU im. V.G. Shuhova. 2012. no 1. p. 100-111.
  6. Nikolashin V.P., Strelnikov A.V. Ispolzovanie metodov forsayt-issledovaniy v strategicheskom upravlenii agrarnoy sferoy ekonomiki - Tekhnologii pishchevoy i pererabatyvayushchey promyshlennosti APK – produkty zdorovogo pitaniya. 2016. no 2 (10). p. 103-108.
  7. Sotsialnaya psihologiya – Forsaytu. M.: Perse, 2010. 292 p.
  8. Tretyak V.P., Kalyuzhnova N.YA. Formirovanie Forsayta v Irkutskom regione» Al'manah RIEPP. «Nauka. Innovatsii. Obrazovanie». Vypusk 5 (fevral 2008). M., 2008. p. 219-242.
  9. Forsayt i grazhdanskoe obshchestvo. M.: Vivid Art, 2008. 280 p.
  10. Shashnova S.A. Forsayt Respubliki Bashkortostan - Forsayt. 2007. no 1. p. 16-24.
  11. Yurova L. Regionalnyy forsayt: novye vozmozhnosti - Samoupravlenie. 2012. no 10. p. 15-17. 

Рецензенты:

Козырева Н.Е. – кандидат педагогических наук, доцент, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Ильченко С.В. – кандидат педагогических наук, доцент, НОЧУ ВО «Московский экономический институт».

Работа поступила в редакцию: 20.04.2018 г.