Шамшина Л.М., Куприянова К.С. Проектирование одежды под влиянием работы художника-авангардиста И. Пуни «Трамвай № 5»

Образец ссылки на эту статью: Шамшина Л.М., Куприянова К.С. Проектирование одежды под влиянием работы художника-авангардиста И. Пуни «Трамвай № 5» // Бизнес и дизайн ревю. 2018.  № 4 (12). С. 14.

УДК 7.05 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ РАБОТЫ ХУДОЖНИКА-АВАНГАРДИСТА И. ПУНИ «ТРАМВАЙ № 5» 

Шамшина Любовь Михайловна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), член Союза дизайнеров России, доцент кафедры дизайна костюма, l.shamshina@gmail.com, +7-903-584-88-04. 

Куприянова Ксения Игоревна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка 2 курса направления подготовки «Дизайн костюма», kupriyanova@yandex.ru, +7-916-212-77-01.

Современная одежда свободна от разного рода предрассудков, дизайнеры предлагают новые, подчас довольно смелые идеи. В основе каждой коллекции лежит яркое впечатление или образ, отражающий настроение самих творцов моды и ожидание общества.

В статье рассмотрен студенческий проект, отражающий принцип проектирования изделий одежды под влиянием русского конструктивизма. «Трамвай № 5» Ивана Пуни - главный источник вдохновения  проекта. Смелое цветовое решение и жесткость линий, чёткость геометрических фигур и игра слов, глубокий смысл и характер иллюстрации – все эти ключевые моменты картины нашли свое отражение в проекте по теме «Русский конструктивизм».

Ключевые слова: русский конструктивизм; авангард; проектирование; одежда; дизайн костюма; мода; модельер. 

DESIGNING CLOTHING INFLUENCED BY THE WORK OF AVANT-GARDE ARTIST I. PUNI  «TRAMCAR № 5» 

Shamshina Lyubov Mikhaylovna 

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky Lane of 9, p. 1), member of the Union of designers of Russia, associate professor of design of a suit, l.shamshina@gmail.com, +7-903-584-88-04. 

Kupriyanova Kseniya Igorevna 

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky Lane of 9, p. 1), 2nd year student of the «Costume Design», kupriyanova@yandex.ru, +7-916-212-77-01.

Modern clothing is free from all sorts of prejudices, designers offer new, sometimes quite bold ideas. At the heart of each collection is a vivid impression or image that reflects the mood of the creators of fashion and the expectation of society.

The article deals with a student project that reflects the principle of designing clothes under the influence of Russian constructivism. «Tram number 5» Ivan Puni-the main source of inspiration for the project. The bold color solution in the rigidity of the lines, sharp geometric shapes and the play on words, deep meaning and character illustrations – all these key moments, the paintings of Ivan Puni is reflected in the project on «Russian constructivism».

Keywords: Russian constructivism; avant-garde; fashion design; costume design; fashion designer.

­

В наше время дизайнеры видят женщину сильной, успешной, проживающей насыщенную жизнь. Выбор современной «fashionista»: одежда, подчеркивающая индивидуальность. В ней нет ничего лишнего, отвлекающего внимание от самой женщины. Поэтому так популярен стиль конструктивизм в одежде, обуви и прочих аксессуарах, а его принципы: простота, лаконичность, удобство, сдержанная элегантность — снова в моде.

Появление такого направления в России, как конструктивизм пришло на послереволюционное время. Октябрьская революция заставила людей пересмотреть все устоявшиеся ценности в искусстве. Отличительными чертами Русского конструктивизма стали ясность, лаконичность и, что самое главное, полезность для народа. На развитие этого стиля в искусстве оказали влияние такие направления, как супрематизм, кубизм, футуризм и многие другие.

Этот стиль имел свои принципы, которые вдохновляли конструктивистов и придавали особый характер работам художников того времени. Во-первых, уход от украшательства и художественных излишеств. Во-вторых, отказ от орнаментов и прочих декоративных элементов: работы в стиле конструктивизм представляли собой «единую форму», не требующую декора. В-третьих, в это время необычные формы потеряли свою актуальность и на смену им приходят простые линии и лаконичные формы [2].

Под влияние этого авангардного направления попал и известный художник Иван Альбертович Пуни. Он был потомком известной семьи музыкантов. Цезарь Пуни, приходивший Ивану Пуни дедушкой, – знаменитый композитор, писавший музыкальные произведения к балетам. Отец был известным музыкантом, виолончелистом оркестра Мариинского театра. Имея все возможности для продолжения семейного дела в музыкальном направлении, Иван Пуни нашёл для себя свой творческий путь – путь истинного художника. Своё детство Пуни провёл на семейной даче в Репино, пригороде Санкт-Петербурга. Там часто проводили время деятели искусства, которые также общались и с семейством Пуни. Среди них был и известный Илья Ефимович Репин, который впоследствии открыл для Ивана мир живописи и стал наставником в изобразительном искусстве. В юношеском возрасте художник решает осваивать живопись самостоятельно и в 1910 г. принимает решение уехать в Париж. Так на протяжении всей своей жизни Пуни проживал и в Париже, и в России. Именно поэтому Иван Альбертович прославился, как русско-французский художник, занимающий почётное место среди русских авангардистов ХХ в. [10].

Главным источником вдохновения данного проекта стала одна из известных работ Пуни – «Трамвай № 5» (рисунок 1). Излюбленным транспортом петербуржцев тех годов являлся трамвай. Об этом художник и попытался рассказать своему зрителю. Основными цветами картины являются яркие, многосложные комбинации цветов. Чёткая геометрия и насыщенность цвета создают динамику произведения [9]. Настроение картины прекрасно передаёт в своём стихотворении, посвящённом этой работе, поэтесса Улекса фон Лу [7]:

«Я трамваем (номер пятый)

прокачусь-ка ранним утром,

а вверху - бег по канатам

разлинует утра сумрак. 

Солнце только на восходе,

и прохладная прозрачность

вдаль скользит мимо заводов,

и взлетает площадь Стачек. 

Зазвенел - запел Литейный,

и прошла Большая Охта,

мимо книжных и питейных -

в фабрик желтенькие кофты. 

Зелень. Травы городские -

изумрудными кругами.

Рельсы-шпалы, ноты линий

мы симфонией сыграем. 

Я трамвайной эстафетой

обниму любимый город.

Мир, труд - утренней газеты

буквы в майском хороводе. 

Номер пятый, номер пятый -

друг и вход в дня вдохновенье!

Доберемся до Арбата,

рельсы - в небо! Полетели!»

Известно, что Пуни творил в нескольких самостоятельных направлениях авангарда: кубофутуризм, супрематизм и леттризм [3], подразумевающий включение в картину букв, слов, текстовых фрагментов. Эти направления так же нашли себя в его новаторской работе.

Творчество Пуни, на некоторое время ушедшее из поля зрения критиков и историков искусства, вновь было открыто в 1970-х гг., благодаря возросшему интересу к искусству авангарда [11]. Сегодня произведения художника по праву занимают самые престижные места в экспозициях и коллекциях солидных музеев России, Европы, Америки.

Следует отметить, что конструктивизм в современном дизайне приобрел иное прочтение. Он все также стремится к упрощению, но контекст повествования претерпевает изменения. Стилизация прошлого, конечно, присутствует, но главные герои, цветовая палитра и посыл уже адаптированы под человека нашего времени.

Для того чтобы проект стал актуален и понятен сегодня, были взяты несколько модных трендов сезона весна-лето 2018 г.  (рисунок 2).

Первый  тренд, учитываемый при разработке эскизов проекта – это Асимметрия. В настоящее время для многих творцов наитием послужила неоднозначность геометрических форм, асимметрия, принципы которой они с удовольствием перенесли на одежду. Строгие пропорции имеют свойство надоедать, пока не становятся скучными, с асимметрией такого не бывает, она представляет собой довольно широкую платформу для экспериментов. И в первую очередь это касается кроя. Асимметричные жакеты, брюки и топы выглядят свежо и немного футуристично. Еще один не менее модный прием, представленный дизайнерами на показах – сочетание двух или нескольких принтов. расположенных хаотично, но пересекающихся друг с другом.

Второй тренд – это актуальные Цвета этого сезона. Главные цвета, по мнению Pantone [14], характеризуются как «единство силы, уверенности и многогранности», а также рушат привычные рамки гендера.

Третьим актуальным трендовым веянием проекта стала Геометрия: круги, полоски, квадраты, треугольники, прямоугольники. Геометрический принт – традиционный рисунок в тренде 2018, смотрится всегда свежо и оригинально,  гармонично сочетая фигуры в едином образе.

И четвёртая тенденция, которая также использовалась нами - это Надписи и Лозунги. Они появлялись в коллекциях дизайнеров мировых брендов на платьях, топах, джемперах и даже на обуви, и могут легко оказаться в каждом гардеробе.

Была поставлена задача с помощью творческого источника и выбранных трендов спроектировать поясные и плечевые изделия, основываясь на впечатлении от источника творчества и свой стиль. Конечным результатом проекта должна стать «капсульная коллекция», состоящая из шести образов.

Такая проектная работа включает в себя несколько этапов, которые позволяют максимально раскрыть творческие возможности проекта: 1) определение целей и задач проекта; 2) ретроспектива существующих объектов; 3) обозначение требований к объекту проектирования; 4) разработка первоначальных идей; 5) анализ идей; 6) выбор главной идеи; 7) создание форэскизов; 8) выполнение итоговых эскизов; 9) презентация проекта; 10) обсуждение, вывод (рефлексия) [8].

Выявив определенный принцип работы, началось выполнение технических рисунков поясных изделий. Крой должен быть простым и лаконичным, изделия – удобными в носке, но, одновременно, «заявляющими о себе» (рисунок 3). Цветовая палитра была определена, основываясь на колорите творческого источника – это яркие, сочные цвета, которые в комбинации друг с другом смотрелись бы гармонично и свежо. Так же, «слова» и «буквы» нашли свое место в принтах изделий – это паттерн уже пожелтевшей газеты с лозунгами и заголовками (рисунок 4). Изначально определив характер и пластику изделий, выбраны за основу такие материалы, как деним,  сетчатая ткань,  вставки из эко-кожи.

Детали плечевых изделий должны отличаться авангардным кроем. В нашем случае в технических рисунках воротников появилось много высоких, почти полностью закрывающих лицо, воротов (рисунок 5), а также различные капюшоны с формами, заимствованными из конструкции трамвая (рисунок 6). Рукава, в свою очередь, приобрели объёмную форму, исключая прилегания к телу (рисунок 7). В отличие от эскизов юбок и брюк, в плечевых изделиях образы «букв» использовались в основном в крое, конструкциях, и в меньшей степени являлись частью принта (рисунок 8).

Итогом проекта стала капсульная коллекция, состоящая из шести fashion-look (рисунок 11), имеющая название «Tram № 5» (рисунок 9). Трамвай - это движение, скорость, ритм города и контраст цветов (рисунок 10). Именно поэтому данная одежда предназначена для повседневного потребления: она яркая, функциональная и динамичная.

Дополнительным творческим заданием стало создание собственного принта для рекламной продукции проекта – фартука. За основу нами взят принцип геометрии конструктивизма: четкие формы и линии. На фартуке изображен стилизованный вагон трамвая, несущийся по московским улицам,  символизирующий силу техники и одновременно легкость движения (рисунок 12).

Можно сделать вывод, что Русский конструктивизм, как направление в искусстве,  появившееся еще в 20-х годах ХХ в., до сих пор можно считать  актуальным и широко использовать в индустрии моды [1]. Конструктивизм по существу стал творческой лабораторией, где возникали новые идеи, разрабатывались новые методы проектирования, некоторые из которых реально воплотились в жизнь только спустя десятилетия. И не случайно, что ими пользуются современные дизайнеры.

Список литературы 

  1. Ермилова Д.Ю. Советский конструктивизм как творческая концепция в дизайне ХХ века // Сервис plus. Т. 11. 2017. № 3. С. 54-70.
  2. Крусанов А.В. Русский авангард. 1907 – 1932. (Исторический обзор в 3-х томах). Т.1 (в 2-х кн.). Боевое десятилетие. 1907 – 1916/1917. М.: Новое Литературное Обозрение, 2010. 1104 с.
  3. Лаврентьев А.Н. Лаборатория Конструктивизма: опыты графического моделирования. М.: Изд-во Грантъ, 2000. 256 с.
  4. Поспелов Г.Г. Бубновый валет. Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М.: Советский художник, 1990. 272 c.
  5. Русские художники XII-XX веков [Электронный ресурс]: Энциклопедия. М.: Азбука, 1999.
  6. Сарабьянов Д.В.Иван Пуни, 1892-1956 (серия «Художники русской эмиграции»). М.: Искусство-XXI век, 2007. 376 с.
  7. Улекса фон Лу «Иван Пуни. Трамвай № 5». URL: https://www.stihi.ru/2011/06/05/5789.
  8. Шамшина Л.М. Метод проекта как технология интерактивного обучения студентов по направлению «Дизайн костюма» // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 2 (10). С. 14.
  9. Berninger, Herman. Pougny. Jean Pougny (Iwan Puni) 1892 - 1956. Catalogue de l` oeuvre. Tome 2: Paris-Cote d'Azur, 1924 - 1956, Peintures. Tübingen, Éditions Ernst Wasmuth, 1992.
  10. Iwan Puni: Masters of Russian Avant-garde [Iwan Albertovich Puni. Catalogue 9]. Gstaad [Switzerland], Galerie Lovers of Fine Art, 2003 (Ed.: Irène Schönholzer).
  11. Matthew Cullerne Bown. A Dictionary of Twentieth Century Russian And Soviet Painters. 1900 – 1980s. London, Izomar Limited, 1998.
  12. Kiaer C. The Russian Constructivist Flapper Dress. Critical Inquiry, Autumn 2001. P. 185–243.
  13. Starr S.F., Costakis G., Rakitin V., Bowlt J.E. Russian avant-garde art. The George Costakis collection. New York, Harry N. Abrams, Inc., 1981.
  14. The Pantone Color Institute. URL: https://www.pantone.ru/new-york-fall-winter-2018 (дата обращения 07.2018). 

References 

  1. Ermilova D.Yu. Sovetskiy konstruktivizm kak tvorcheskaya kontseptsiya v dizayne XX veka - Servis plus. T. 11. 2017. no 3. pp. 54-70.
  2. Krusanov A.V. Russkiy avangard. 1907 – 1932. (Istoricheskiy obzor v 3-h tomah). T.1 (v 2-h kn.). Boevoe desyatiletie. 1907 – 1916/1917. M.: Novoe Literaturnoe Obozrenie, 2010. 1104 p.
  3. Lavrentev A.N. Laboratoriya Konstruktivizma: opyty graficheskogo modelirovaniya. M.: Izd-vo Grant, 2000. 256 p.
  4. Pospelov G.G. Bubnovyy valet. Primitiv i gorodskoy folklor v moskovskoy zhivopisi 1910-h godov. M.: Sovetskiy hudozhnik, 1990. 272 p.
  5. Russkie hudozhniki XII-XX vekov [Elektronnyy resurs]: Entsiklopediya. M.: Azbuka, 1999.
  6. Sarabyanov D.V. Ivan Puni, 1892-1956 (seriya «Hudozhniki russkoy emigratsii»). M.: Iskusstvo-XXI vek, 2007. 376 p.
  7. Uleksa fon Lu «Ivan Puni. Tramvay № 5». URL: https://www.stihi.ru/2011/06/05/5789.
  8. Shamshina L.M. Metod proekta kak tekhnologiya interaktivnogo obucheniya studentov po napravleniyu «Dizayn kostyuma» - Biznes i dizayn revyu. 2018. no 2 (10). p. 14.
  9. Berninger, Herman. Pougny. Jean Pougny (Iwan Puni) 1892 - 1956. Catalogue de l` oeuvre. Tome 2: Paris-Cote d'Azur, 1924 - 1956, Peintures. Tübingen, Éditions Ernst Wasmuth, 1992.
  10. Iwan Puni: Masters of Russian Avant-garde [Iwan Albertovich Puni. Catalogue 9]. Gstaad [Switzerland], Galerie Lovers of Fine Art, 2003 (Ed.: Irène Schönholzer).
  11. Matthew Cullerne Bown. A Dictionary of Twentieth Century Russian And Soviet Painters. 1900 – 1980s. London, Izomar Limited, 1998.
  12. Kiaer C. The Russian Constructivist Flapper Dress. Critical Inquiry, Autumn 2001. P. 185–243.
  13. Starr S.F., Costakis G., Rakitin V., Bowlt J.E. Russian avant-garde art. The George Costakis collection. New York, Harry N. Abrams, Inc., 1981.
  14. The Pantone Color Institute. URL: https://www.pantone.ru/new-york-fall-winter-2018 (data obrashcheniya 11.07.2018).

Рецензенты:

Рымшина Т.А. - кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой изобразительных искусств, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Уваров В.Д. – доктор искусствоведения, заслуженный художник России, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии».

Работа поступила в редакцию: 02.10.2018 г.



Рисунок 1. Коллаж по творческому источнику (И. Пуни «Трамвай №5»).



Рисунок 2. Тренды сезона и актуальные элементы в моде 2018.



Рисунок 3. Эскизы поясных изделий (юбки)



Рисунок 4. Эскизы поясных изделий (брюки)



Рисунок 5. Эскизы плечевых изделий (воротники)



Рисунок 6. Эскизы плечевых изделий (воротники)



Рисунок 7. Эскизы плечевых изделий (рукава)



Рисунок 8. Эскизы плечевых изделий (рукава)



Рисунок 9. Fashion-look №1 из капсульной коллекции



Рисунок 10. Fashion-look №2  из капсульной коллекции



Рисунок 11. Капсульная коллекция «TRAM № 5»



Рисунок 12. Макет разработки принта для фартука