Шмалько И.С. Образ пространства и пространство образа

Образец  ссылки  на  эту  статью:  Шмалько И.С. Образ пространства и пространство образа // Бизнес и дизайн ревю. 2017. Т. 1. № 4 (8). С. 12.

УДК 74.01/09

ОБРАЗ ПРОСТРАНСТВА И ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗА

Шмалько Игорь Сергеевич

АНО ВО «Институт Бизнеса и Дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, дом 9, стр. 1), доцент кафедры графический дизайн, ecoshi@yandexl.ru, +7-916-146-3102.

Автор рассматривает влияние изображаемого объекта и его расположение в структуре пространства картины на восприятие перцептивного образа, создания представления о нем в процессе формирования смыслов и осознания графических изображений.

Приводятся примеры графических таблиц и фотографических изображений, которые демонстрируют особенности этого влияния.

Главный результат – автор показал, что осмысление использования знаний из области всеобщих структурных свойств, осознаваемых в процессе визуального восприятия, является основным принципом и назначением работы графического дизайнера, его проектной деятельности и характерной особенностью промышленного искусства.  

Ключевые слова: пространство; структура; визуальное суждение; образ; зрительное восприятие; графическая фраза; дизайнер; промышленное искусство; проектирование художественного образа.

THE IMAGE OF THE SPACE AND THE SPACE OF THE IMAGE

Shmalko Igor Sergeevich

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9/1), Associate Professor, Department of Graphic Design, ecoshi@yandexl.ru, +7-916-146-3102.

The author examines the influence of depicted object and its location in the structure of the painting on the perception of the perceptual image, an idea of it in the process of formation of meaning and the awareness of graphic images.

Examples of graphics tables and photographic images that demonstrate the features of this influence.

The main result, the author showed that the interpretation of the use of knowledge of General structural properties realized in the process of visual perception is a basic principle and purpose of the graphics designer, it project activities and the industrial arts.

Keywords: space, structure, visual judgment, the image, visual perception, graphic, phrase, design, industrial art, design art image.

Лексика, изучающая слово как таковое, его значение и историю, показывает, что каждое слово подразумевает определенное понятие. Однако так же очевидно, что за каждым понятием стоит субъективный образ, который у каждого свой. Например, если аудитории из двадцати человек сказать слово «Яблоко» и попросить описать это понятие любым доступным способом, то можно убедиться в том, что образ, «всплывающий» в сознании этих людей имеет совершенно индивидуальный подход и принцип создания этого образа. Скажем врач-офтальмолог, охотник или спортсмен-лучник, обладатель Айфона, садовод из Краснодарского края или человек, живущий на Северном полюсе, по-разному изобразят это понятие. Соответственно этой идее следует сказать, что за каждым образом стоит определенный образ пространства и различное пластическое решение.

Постижение окружающей действительности в широком смысле и осмысление действительности при помощи её графического изображения – образа – вот основная цель и задача для творческой, активной личности художника. Эта личность сталкивается с двумя категориями: первая – освоение пространства как материальную осязаемую конкретность изображения (фактура листа бумаги или холста из грубого льна, текстура красок и инструментов) и вторая – реалистичность осмысления смысла создаваемого образа. Эти категории выражают наиболее существенные отношения изобразительной и окружающей действительности.

Во всех открытых человеком мирах есть понятие – пространство. Космос и солнечная система, пространство планеты земля, страны, города, дома, мастерская архитектора, студия художника и пространство рисунка, журнального разворота, визитки, слова, буквы, капля воды - все это есть пространство. Обозначенные миры имеют свою пространственную структуру, можно сказать иначе – организацию. Хаос или хаотичное пространство, существующее в основном в сознании некоторых людей, так же имеет определенное строение [3, с. 15].

Как известно, суть горшка не глина, а пространство, которое эта глина обозначает – его форма. Если необходимо дать определение понятию форма, то мы можем с уверенностью сказать, что форма есть организованное пространство. Все системы человеческого знания целиком и полностью построены на принципах конкретного пространства, например, науки; астрономия и геометрия, инженерное искусство и IT-технологии, изобразительное и предметное творчество, архитектура и градостроение, типографика, леттеринг и другие виды деятельности [2].

Однако необходимо от глобального понимания пространства обратиться к более определенному пространству, допустим – пространству картины. По факту картина представляет собой плоскую поверхность и ограниченную часть пространства. Например, холст натянутый на подрамник размером 120х80 см. или лист торшона форматом А 1, А 3 и другие. Форма этого пространства ограничена только воображением художника и может быть любой (рисунок 1).



Рисунок 1. Пространство картины

Что мы знаем об этом пространстве, называя ее плоскостью картины? Нам известны свойства, структура, организация и характеристики. Она наделена фактурой, которую видно глазами и можно пощупать руками, и не только. Есть еще один план, который на первый взгляд скрыт от зрителя как скелет человека, он есть, но фактически его не видно. Эта скрытая структура картинной плоскости является отправной или основной идеей, согласно которой мы делаем большое количество суждений о пространстве, в котором живем и пространстве в рамках которого создается графическая фраза [4].

Откуда возникает это осознание? Видимо из понятия, что визуальное суждение, не является результатом интеллектуальной деятельности, поскольку последнее возникает тогда, когда процесс восприятия уже закончился. Визуальное суждение является следствием любого акта восприятия, основой которого на 86 % является оптическая система человека или проще говоря зрение [1].

Как отмечали многие исследователи, зрительное восприятие это не только опосредованное представлениями восприятие пространства, но и психофизиологическое напряжение (индукция). Оно вызвано здесь и сейчас непосредственным функциональным действием – наблюдением или концентрированным вниманием за любым объектом в окружающем мире или его расположением в рамках пространства картины. Рисунок 1 иллюстрирует факт того, что любое пространство цельно, гармонично или уравновешенно само по себе исходя из своей природы. В нем присутствуют основные пространственные ориентиры, которые без нашего желания, наделены пространственно-структурными понятиями. Убедиться в структурности пространства картинной плоскости достаточно просто. Если сложить простым геометрическим способом лист бумаги, или вылить на стену флакон туши, то мы сможем увидеть, как проявятся его пространственные характеристики. Эти характеристики можно изобразить графически, что и демонстрирует рисунок 2.



Рисунок 2. Структура пространства картины

Продолжая исследовать свойства картинной плоскости, следует поместить в это пространство любой объект или графическое изображение (рисунок 3). Можно сказать, что ситуация меняется в следствии наличие в рамках выбранных пространств другого визуального явления – появления условного раздражителя и как следствие симультанного (одновременного) возбуждения (рисунок 4) или торможение зрительного центра наблюдателя. Несмотря на то, что в физической действительности изображенные объекты двигаться не могут – так как они нарисованы и жестко закреплены на плоскости листа бумаги, тем не менее они демонстрируют значительное напряжение или визуальную активность внутри пространства картины, ограниченного рамой.



Рисунок 3. Образ в пространстве картины

Эта визуальная активность не является следствием воображения зрителя, зрительной галлюцинацией или результатом рассудка, а представляет собой психологическую силу, наведенную «индуктированной» структурой пространства картинной плоскости. Этот процесс характеризуется сильным раздражением зрительного центра, проявляется в изменении его функций и выражается в том, что торможение в группе нервных клеток вызывает (индуцирует) возбуждение (положительная индукция), и наоборот, первично вызванный процесс возбуждения индуцирует торможение (отрицательная индукция). Индукция (от лат. inductio ‒ наведение, побуждение) в психофизиологии, динамическое взаимодействие нервных процессов ‒ возбуждения и торможения.

Следует подчеркнуть, что подобная индукция не является действием интеллекта, не является она и интерполяцией, основанной на приобретенном раньше знании. Индукция есть неотъемлемый элемент того, что непосредственно воспринимается в данный момент. Как отмечалось ранее, результатом этого процесса является перцептивный образ, который в дальнейшем сравнивается с другим образом ‒ хранящимся в сознании наблюдателя. По итогам этой идентификации происходит выбор дальнейших действий и принятие решения о предстоящем поведении, которое имеет три уровня: аффекты – природные, кратковременные, не произвольные, не контролируемые проявления, эмоции – социальный знаковый уровень и личностный уровень – чувства.



Рисунок 4. Явление симультанного контраста

Другими словами, образ и пространство, в котором он расположен, влияют на функционирование человека. Например, функции – опознавательную – отражение окружающей действительности, регулятивную – целеполагание и управление поведением и деятельностью и коммуникативную – осознание себя и своего места в мире, рефлексия – процесс самопознания, психических состояний и процессов, построение отношений. Духовная функция – осознание нравственных норм.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что для того, чтобы увидеть конкретный образ пространства (предмет, вещь, явление и т.п.) надо иметь обобщенный образ (имидж) реальности в целом. Разница между этими двумя образами заключается в основополагающих или базовых вещах. Мир образов перцептивных базируется на модальных, конкретных ощущениях – зрительных, тактильных, кинетических и т.д. Это единица восприятия – изображение, конкретного, реального объекта (сенсорный материал).

Мир смысловых образов – психических (мыслительных) базируется на представлениях, миропонимании, воображении – обобщенных понятиях. Это символ, идея или имидж – представление о предмете. У воображения есть свое содержание – это процесс преобразования реальности или представлений о ней. Мыслит человек знаками и понятиями, а воображает символами, которые не нуждаются в объяснении. Единица мышления – знак – нуждается в дешифровке и расшифровке. Единица воображения – символ – не нуждается в объяснении, т.к. в себе он содержит принцип решения задачи и смысл, то есть значение в виде образа.

Эти понятия, например, аффекты (эмоции) – это непосредственные переживания могут быть либо природными, сигнальными и внутренними, либо социальными, знаковыми и внешними. Волевые, моторные понятия — это переживания и мысли об увиденном, прочитанном, опосредованном рассуждении. Интеллектуальные познания так же опосредованы использованием языка, слов и знаков.

Проектирование художественного образа следует тем же принципам, по которым функционирует мышление человека. В основе лежит поиск, анализ и синтез исходного материала. Затем обобщение и озарение – понимание проектной задачи. После создания нового продукта следует проверка результатов. В итоге работа графического дизайнера сводится к созданию целостного образа понятного и простого, так как образ, а не холст, бумага или краски являются сутью художественного произведения и смыслом деятельности активной, творческой личности.

Список литературы

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Б.: БКГ им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000.
  2. Иттен Иоханнес. Искусство формы. М.: Д. Аронов, 2001.
  3. Шмалько И.С. Пространство информационной архитектуры. Контраст формы // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 4 (4). С. 15.
  4. Шмалько И.С., Цыганков В.А. Основы композиции в графическом дизайне. М.: ООО «Самполиграфист», 2013.

 References

  1. Arnheym R. Iskusstvo i vizualnoe vospriyatie. B.: BKG im. I. A. Boduena de Kurtene, 2000.
  2. Itten Iohannes. Iskusstvo formyi. M.: D. Aronov, 2001.
  3. Shmalko I.S. Prostranstvo informatsionnoy arhitekturyi. Kontrast formy - Biznes i dizayn revyu. 2016. T. 1. no 4 (4). p. 15.
  4. Shmalko I.S., Tsyigankov V.A. Osnovyi kompozitsii v graficheskom dizayne. M.: OOO «Sampoligrafist», 2013.

Рецензенты:

Рымшина Т.А. - кандидат искусствоведения, доцент, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Уваров В.Д. - доктор искусствоведения, профессор, заслуженный художник России, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии».

Работа поступила в редакцию: 18.10.2017 г.