Свиридова В.О. Трансформация архитектурных форм в графику
Свиридова В.О. Трансформация архитектурных форм в графику
Образец ссылки на эту статью: Свиридова В.О. Трансформация архитектурных форм в графику // Бизнес и дизайн ревю. 2017. Т. 1. № 3 (7). С. 10.
УДК 721
ТРАНСФОРМАЦИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ В ГРАФИКУ
Свиридова Варвара Олеговна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва,
Протопоповский пер., 9), магистрант,
Модульная система, простота и функциональность пришли в графический дизайн из архитектуры. Первыми, кто стал использовать архитектурную графику стали школа Баухауз и конструктивисты. В данной статье на примере собственных работ автор попытался рассмотреть основные принципы взаимодействия архитектуры и дизайна. Он попытался понять, как можно использовать в своем проекте архитектурную графику, которая оказала на его работы непосредственное влияние. Где-то она переросла в самостоятельные элементы, а где-то начала взаимодействовать напрямую с типографикой. В первом случае удалось получить атлас архитектурных форм, во втором – журнальную публикацию. Автор обнаружил, что для его творчества характерна функциональность и простата.
Ключевые слова: графический дизайн; баухауз; русский конструктивизм; функциональность; рациональность; модульная система; модуль; архитектурные формы; графика; синтез искусств.
TRANSFORMATION OF ARCHITECTURAL FORMS IN THE SCHEDULE
Sviridova Varvara Olegovna
Institute of business and design (B&D), Moscow, Russia, (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), degree,
Modular system, simplicity and functionality came in graphic design from architecture. The first to use architectural graphics were the Bauhaus school and constructivists. In this article, on the example of his own works, the author tried to consider the basic principles of interaction between architecture and design. He tried to understand how to use in his project architectural graphics, which had a direct impact on his work. Somewhere, it developed into independent elements, and somewhere began to interact directly with typography. In the first case, it was possible to obtain an atlas of architectural forms, in the second - a journal publication. The author found that his work is characterized by functionality and prostate.
Keywords: graphic design; Bauhaus; Russian constructivism; functionality; rationality; Modular system; module; Architectural forms; graphic arts; Synthesis of arts.
Наиболее активно процесс эволюции архитектурной графики проходил в период XV-XVIII вв. В это время произошел некоторый прорыв переосмысления роли графики в процессе проектирования. Это можно наблюдать и в наши дни: с появлением компьютерной графики роль ручного графического представления информации значительно уменьшилась, но без нее все еще немыслим процесс создания проекта. Существуют разнообразные варианты использования графики в процессе работы.
Наиболее заметно и удачно архитектурную графику использовали школа Баухауз и русские конструктивисты. Со временем их работы приобрели лишь большую остроту и актуальность. Баухауз стал образцом школы, где объединились теория и практика. Философия и подход к обучению в этой школе оказали огромное влияние на современный дизайн. Приоритет отдавался архитектуре, а графическому дизайну поначалу учили очень мало, но за 14 лет работы программа обучения не раз менялась, а графический дизайн стал фундаментально важной дисциплиной.
Студентов учили и традиционным дизайнерским навыкам - надписям, и композиции, но приветствовали использование в работе принципов асимметрии, баланса и структурированного пространства и освоение новых технологий фотографии и печати. Простота, функциональность и целесообразное использование пространства – все эти характеристики стали едиными ключевыми элементами для всех работ, выполненных в стиле Баухауз (это касалось как архитектуры, так и графического дизайна) [2, с. 131].
Основные принципы, которые можно сформулировать и для графического дизайна, и для архитектуры по мнению Баухауз:
Что касается конструктивистов, то их цель была в том, чтобы внести в искусство элементы пространства и времени. Только таким образом можно было достичь «синтеза пластических искусств». Конструктивисты стремились к тому, чтобы любое произведение искусства соответствовало запросам общества. Не случайно развитие в России этого направления получило именно после революции, когда общественное вышло на первый план. Изначально конструктивизм появился как одно из направлений в архитектурном искусстве. Позднее течение распространилось и на другие области искусства: графику, живопись [3, с. 47]. Конструктивизм является родоначальником графического дизайна, а художники-конструктивисты стали первыми русскими дизайнерами (Рисунок 2).
Для конструктивистов и школы Баухауз очень важным элементом был модуль. Термин «модуль» пришёл в оформление книги из архитектуры. Многие выдающиеся художники книги, например Э. Лисицкий, В. Фаворский, Я. Чихолдь, неоднократно проводили аналогии между конструкцией книги и здания. В архитектуре «модулем» (от лат. modulus — маленькая мера) называют единицу измерения, которая служит для придания соразмерности всему сооружению или его частям. Так, в классической архитектуре в качестве модуля часто принимался радиус колонны у её основания. Размеры различных элементов здания — например высота колонны, ширина и высота окна или портала — устанавливались соразмерно этой единице [1, с. 38].
Модульная система упрощает и ускоряет художественное конструирование и создаёт благоприятные условия для автоматизации вёрстки при использовании компьютерных настольно-издательских систем (рисунок 3).
Далее рассмотрим примеры собственных работ и попытаемся найти в них основные принципы взаимодействия архитектуры и дизайна.
Вначале на примере публикации про архитектора Чарльза Ренни Макинтоша, проанализируем то, как  его творчество перекликается с версткой. Чтобы создать публикацию, необходимо было более подробно изучить творчество мастера. Многое из того, что узнали о нём, попытаемся внести в  издание. Работы Ч. Макинтоша в целом принадлежат по своей̆ стилистике к модерну. Он стал новатором конструктивной̆ линии модерна с характерной̆ для неё прямолинейностью форм и их ясным построением. Его мастерство было основано на типично столярной̆ геометрически прямолинейной конструкции с преобладанием вертикальных линий. Исходя из всего этого можно предположить, что публикация, посвященная автору, должна быть такая же геометричная и достаточно простая, как он сам. В ней должна быть звонкость от композиции. Текстовые блоки и изображения должны взаимодействовать друг с другом, но не мешать. Они должны подчеркивать некую аскетичную, но изысканную простоту, которая свойственна Ч.Р. Макинтошу. К тому же он был таков во всем: в графике, в дизайне интерьера, в архитектуре. Формат публикации был выбран квадратный̆ (295 мм x 300 мм). На наш взгляд, это очень архитектурный̆ формат. Но для архитектора, который̆ использует квадрат, как основу многих своих объектов (особенно мебели) - это является просто идеально. Ч. Макинтош воспринял форму квадрата как структурный̆ элемент дизайна. Геометрические формы – прямоугольники и квадраты – определяют большую часть декора архитектора. Чарльз Макинтош любил цветы и писал огромное количество акварельных гербариев. Мы решили включить в публикацию элементы цветов из его работ. Тему цветов мы постарались пропустить через всю публикацию. Так, чтобы она помогла лучше понять архитектора (рисунок 4).
А на примере собственного графического альбома разберем как конструктивные элементы преобразуются в графику. Продемонстрируем, что даже в обычных, на первый взгляд, формах есть своя красота и упорядоченность.
Темой авторского альбома послужили несущие конструкции, преимущественно балки. Мы взяли за основу те элементы, которые не можем увидеть сразу. Хотя, они присутствуют в каждом здании. Балки являются одним из основных элементов конструкции строения, но при этом не лишены художественной выразительности. Красота, простота и функциональность - основные термины, к которым обращались при выборе объекта для работы.
Естественность и рациональность отражают ясные цели — помогают понять, по каким законам работает архитектура, которая охватывает собой все проявления жизни и диктует логику и эстетику пространств. Геометричность и лаконичность в графике помогают быстрее найти непрерывную связь между дизайном и архитектурой. Понять, что геометрия на бумаге то же самое, что и в пространстве.
Осознать, что главное при синтезе дизайна и архитектуры - это стремление каждого человека к красоте окружающих его вещей и пространств с производственными возможностями и требованиями новейшего времени. Мы попытались показать это в своем атласе при помощи конструктивных образов элементов здания (рисунок 5).
Кроме несущих элементов в нашем атласе есть и более мелкие детали. Это демонстрирует контрастность размеров, делает графический язык более выразительным и звонким.
Типографика дополнила наш альбом и внесла в него еще одно дополнительное пространство (первое - это черный лист, второе - серебряная краска, третье - типографика).
Архитектурная графика оказала на эти работы непосредственное влияние. Где-то она переросла в самостоятельные элементы (атлас архитектурных форм), а где-то начала взаимодействовать напрямую с типографикой (журнальная публикация). Мы обнаружили, что для нее характерна функциональность и простата. Она оставляют глубокий̆ след в современном графическом дизайне.
Список литературы
References
Рецензенты:
Уваров В.Д. - доктор искусствоведения, профессор, заслуженный художник России, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии».
Рымшина Т.А. - кандидат искусствоведения, доцент кафедры изобразительных искусств, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».
Работа поступила в редакцию: 10.04.2017 г.
УДК 721
ТРАНСФОРМАЦИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ В ГРАФИКУ
Свиридова Варвара Олеговна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва,
Протопоповский пер., 9), магистрант,
Модульная система, простота и функциональность пришли в графический дизайн из архитектуры. Первыми, кто стал использовать архитектурную графику стали школа Баухауз и конструктивисты. В данной статье на примере собственных работ автор попытался рассмотреть основные принципы взаимодействия архитектуры и дизайна. Он попытался понять, как можно использовать в своем проекте архитектурную графику, которая оказала на его работы непосредственное влияние. Где-то она переросла в самостоятельные элементы, а где-то начала взаимодействовать напрямую с типографикой. В первом случае удалось получить атлас архитектурных форм, во втором – журнальную публикацию. Автор обнаружил, что для его творчества характерна функциональность и простата.
Ключевые слова: графический дизайн; баухауз; русский конструктивизм; функциональность; рациональность; модульная система; модуль; архитектурные формы; графика; синтез искусств.
TRANSFORMATION OF ARCHITECTURAL FORMS IN THE SCHEDULE
Sviridova Varvara Olegovna
Institute of business and design (B&D), Moscow, Russia, (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), degree,
Modular system, simplicity and functionality came in graphic design from architecture. The first to use architectural graphics were the Bauhaus school and constructivists. In this article, on the example of his own works, the author tried to consider the basic principles of interaction between architecture and design. He tried to understand how to use in his project architectural graphics, which had a direct impact on his work. Somewhere, it developed into independent elements, and somewhere began to interact directly with typography. In the first case, it was possible to obtain an atlas of architectural forms, in the second - a journal publication. The author found that his work is characterized by functionality and prostate.
Keywords: graphic design; Bauhaus; Russian constructivism; functionality; rationality; Modular system; module; Architectural forms; graphic arts; Synthesis of arts.
Наиболее активно процесс эволюции архитектурной графики проходил в период XV-XVIII вв. В это время произошел некоторый прорыв переосмысления роли графики в процессе проектирования. Это можно наблюдать и в наши дни: с появлением компьютерной графики роль ручного графического представления информации значительно уменьшилась, но без нее все еще немыслим процесс создания проекта. Существуют разнообразные варианты использования графики в процессе работы.
Наиболее заметно и удачно архитектурную графику использовали школа Баухауз и русские конструктивисты. Со временем их работы приобрели лишь большую остроту и актуальность. Баухауз стал образцом школы, где объединились теория и практика. Философия и подход к обучению в этой школе оказали огромное влияние на современный дизайн. Приоритет отдавался архитектуре, а графическому дизайну поначалу учили очень мало, но за 14 лет работы программа обучения не раз менялась, а графический дизайн стал фундаментально важной дисциплиной.
Студентов учили и традиционным дизайнерским навыкам - надписям, и композиции, но приветствовали использование в работе принципов асимметрии, баланса и структурированного пространства и освоение новых технологий фотографии и печати. Простота, функциональность и целесообразное использование пространства – все эти характеристики стали едиными ключевыми элементами для всех работ, выполненных в стиле Баухауз (это касалось как архитектуры, так и графического дизайна) [2, с. 131].
Основные принципы, которые можно сформулировать и для графического дизайна, и для архитектуры по мнению Баухауз:
- Минимум орнамента, максимум функциональности.
- Использование асимметрии и повторяющейся симметрии.
- Максимальное использование пространства листа (помещения). (Рисунок 1).
Что касается конструктивистов, то их цель была в том, чтобы внести в искусство элементы пространства и времени. Только таким образом можно было достичь «синтеза пластических искусств». Конструктивисты стремились к тому, чтобы любое произведение искусства соответствовало запросам общества. Не случайно развитие в России этого направления получило именно после революции, когда общественное вышло на первый план. Изначально конструктивизм появился как одно из направлений в архитектурном искусстве. Позднее течение распространилось и на другие области искусства: графику, живопись [3, с. 47]. Конструктивизм является родоначальником графического дизайна, а художники-конструктивисты стали первыми русскими дизайнерами (Рисунок 2).
Для конструктивистов и школы Баухауз очень важным элементом был модуль. Термин «модуль» пришёл в оформление книги из архитектуры. Многие выдающиеся художники книги, например Э. Лисицкий, В. Фаворский, Я. Чихолдь, неоднократно проводили аналогии между конструкцией книги и здания. В архитектуре «модулем» (от лат. modulus — маленькая мера) называют единицу измерения, которая служит для придания соразмерности всему сооружению или его частям. Так, в классической архитектуре в качестве модуля часто принимался радиус колонны у её основания. Размеры различных элементов здания — например высота колонны, ширина и высота окна или портала — устанавливались соразмерно этой единице [1, с. 38].
Модульная система упрощает и ускоряет художественное конструирование и создаёт благоприятные условия для автоматизации вёрстки при использовании компьютерных настольно-издательских систем (рисунок 3).
Далее рассмотрим примеры собственных работ и попытаемся найти в них основные принципы взаимодействия архитектуры и дизайна.
Вначале на примере публикации про архитектора Чарльза Ренни Макинтоша, проанализируем то, как  его творчество перекликается с версткой. Чтобы создать публикацию, необходимо было более подробно изучить творчество мастера. Многое из того, что узнали о нём, попытаемся внести в  издание. Работы Ч. Макинтоша в целом принадлежат по своей̆ стилистике к модерну. Он стал новатором конструктивной̆ линии модерна с характерной̆ для неё прямолинейностью форм и их ясным построением. Его мастерство было основано на типично столярной̆ геометрически прямолинейной конструкции с преобладанием вертикальных линий. Исходя из всего этого можно предположить, что публикация, посвященная автору, должна быть такая же геометричная и достаточно простая, как он сам. В ней должна быть звонкость от композиции. Текстовые блоки и изображения должны взаимодействовать друг с другом, но не мешать. Они должны подчеркивать некую аскетичную, но изысканную простоту, которая свойственна Ч.Р. Макинтошу. К тому же он был таков во всем: в графике, в дизайне интерьера, в архитектуре. Формат публикации был выбран квадратный̆ (295 мм x 300 мм). На наш взгляд, это очень архитектурный̆ формат. Но для архитектора, который̆ использует квадрат, как основу многих своих объектов (особенно мебели) - это является просто идеально. Ч. Макинтош воспринял форму квадрата как структурный̆ элемент дизайна. Геометрические формы – прямоугольники и квадраты – определяют большую часть декора архитектора. Чарльз Макинтош любил цветы и писал огромное количество акварельных гербариев. Мы решили включить в публикацию элементы цветов из его работ. Тему цветов мы постарались пропустить через всю публикацию. Так, чтобы она помогла лучше понять архитектора (рисунок 4).
А на примере собственного графического альбома разберем как конструктивные элементы преобразуются в графику. Продемонстрируем, что даже в обычных, на первый взгляд, формах есть своя красота и упорядоченность.
Темой авторского альбома послужили несущие конструкции, преимущественно балки. Мы взяли за основу те элементы, которые не можем увидеть сразу. Хотя, они присутствуют в каждом здании. Балки являются одним из основных элементов конструкции строения, но при этом не лишены художественной выразительности. Красота, простота и функциональность - основные термины, к которым обращались при выборе объекта для работы.
Естественность и рациональность отражают ясные цели — помогают понять, по каким законам работает архитектура, которая охватывает собой все проявления жизни и диктует логику и эстетику пространств. Геометричность и лаконичность в графике помогают быстрее найти непрерывную связь между дизайном и архитектурой. Понять, что геометрия на бумаге то же самое, что и в пространстве.
Осознать, что главное при синтезе дизайна и архитектуры - это стремление каждого человека к красоте окружающих его вещей и пространств с производственными возможностями и требованиями новейшего времени. Мы попытались показать это в своем атласе при помощи конструктивных образов элементов здания (рисунок 5).
Кроме несущих элементов в нашем атласе есть и более мелкие детали. Это демонстрирует контрастность размеров, делает графический язык более выразительным и звонким.
Типографика дополнила наш альбом и внесла в него еще одно дополнительное пространство (первое - это черный лист, второе - серебряная краска, третье - типографика).
Архитектурная графика оказала на эти работы непосредственное влияние. Где-то она переросла в самостоятельные элементы (атлас архитектурных форм), а где-то начала взаимодействовать напрямую с типографикой (журнальная публикация). Мы обнаружили, что для нее характерна функциональность и простата. Она оставляют глубокий̆ след в современном графическом дизайне.
Список литературы
- Гидион З. Пространство, время, архитектура. М.: Стройиздат, 1988.
- Магдалена Дросте. Bauhaus. М.: Арт-родник, 2008.
- Хан-Магомедов С. Архитектура советского авангарда. М.: Стройиздат, 1996.
References
- Gidion Z. Prostranstvo, vremya, arkhitektura. M.: Strojizdat, 1988.
- Magdalena Droste. Bauhaus. M.: Аrt-rodnik, 2008.
- Khan-Magomedov S. Аrkhitektura sovetskogo avangarda. M.: Strojizdat, 1996.
Рецензенты:
Уваров В.Д. - доктор искусствоведения, профессор, заслуженный художник России, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии».
Рымшина Т.А. - кандидат искусствоведения, доцент кафедры изобразительных искусств, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».
Работа поступила в редакцию: 10.04.2017 г.