Проданова Н.А., Зацаринная Е.И., Коршунова Л.Н. Роль аудита в системе экологического менеджмента и сертификации

Образец ссылки на эту статью: Проданова Н.А., Зацаринная Е.И., Коршунова Л.Н. Роль аудита в системе экологического менеджмента и сертификации  // Бизнес и дизайн ревю. 2017. Т. 1. № 3 (7). С. 6.

УДК 005.4

Роль аудита в системе экологического менеджмента и сертификации

 Проданова Наталья Алексеевна

 ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В.Плеханова», (117997,​ Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., 36),  д.э.н., профессор кафедры финансового контроля, анализа и аудита,  e63-44-78.

Зацаринная Елена Ивановна

ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В.Плеханова», (117997,​ Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., 36) к.э.н., доцент кафедры финансового контроля, анализа и аудита, РЭУ им. Г.В. Плеханова, e-mail: e29175z@yandex.ru

Коршунова Людмила Николаевна

Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВО Донской ГАУ, г. Зерноград (347740, г. Зерноград, ул. Ленина 21), кандидат экономических наук, доцент кафедры  бухгалтерского учета, анализа и аудита, e-mail: sofiyka@pisem.net

Одной из проблем экологичной экономики в свете концепции устойчивого развития является разработка и совершенствование направлений и принципов экологического учета и контроля, которые включают в себя экологический бухгалтерский учет, отчетность по природоохранной деятельности и экологический аудит. В статье рассматриваются вопросы развития экологического аудита в рыночных условиях, являющихся ключом к устойчивому развитию российских организаций.

Ключевые слова: экологический менеджмент, стандарты, экологический аудит.

THE ROLE OF AUDIT IN THE SYSTEM OF ENVIRONMENTAL MANAGEMENT AND CERTIFICATION

Prodanova Natalia Alekseevna

Russian University of Economics named after G. V. Plekhanov (117997, Russian Federation, Moscow, Stremyanny lane, 36), Doctor of Economics, Professor of the Department of Financial Control, Analysis and Audit,  e-mail:





Korshunova Lyudmila Nikolaevna

 Azov-Black Sea Engineering Institute, State Federal-Funded Educational Institution of Higher Professional Training “Don GAU”, Zernograd (347,740, Zernograd, Lenin str. 21), Candidate of economic sciences, associate professor of the department of accounting, analysis and audit, e-mail: sofiyka@pisem.net.

 One of the problems of an environmentally friendly economy in the light of the concept of sustainable development is the development and improvement of directions and principles of environmental accounting and control, which include environmental accounting, environmental reporting and environmental auditing. The article discusses the development of environmental audit in market conditions, which are the key to sustainable development of Russian organizations.

Keywords: ecological management, standards, ecological audit.

Для сохранения своего положения в бизнесе предприятиям и предпринимателям следует учитывать экологические требования, так как сегодняшний статус производства и потребления весьма неустойчив. Это особенно важно для использования новых возможностей бизнеса, успешной конкуренции с другими предприятиями, учитывающими экологические факторы, и удовлетворения растущих экологических ожиданий внешних заинтересованных сторон.

Истоки интереса к проблемам окружающей среды можно проследить с 1972 г., когда ООН организовала конференцию по проблемам окружающей среды в Стокгольме, на которой была запущена Программа ООН по окружающей среде. В тоже время, поиск малозатратных и эффективных способов сохранения окружающей среды привел к развитию экологического менеджмента.

Экологический менеджмент – это одна из важных составляющих корпоративного менеджмента организации. Система экологического менеджмента направлена на  выполнение экологических целей и политики компании, в соответствии с ее экологическим контекстом и аспектами. Добиться этого можно посредством реализации программ, направленных на сохранность окружающей среды.

С целью минимизации, а по возможности и  недопущения негативного воздействия промышленности на состояние окружающей среды экономически развитые страны стремятся создать жесткую систему экологического законодательства и контроля за исполнением его требований. Немаловажная роль в достижении этой цели отведена разработке и внедрению экологических стандартов.

Экологический менеджмент регламентируется соответствующими стандартами: российскими (ГОСТ Р ИСО 14001-2016, ГОСТ 12.0.230-2007, ОСТ Р 54934-2012 и др.); европейскими (EMAS, BS 7750 и др.) и Международной организации стандартизации (ISO) серии 1400 (150-14000). Появление ISO 14000 — серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях — называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив.

В соответствии с принятыми международными стандартами, система экологического менеджмента представляет собой часть общей системы менеджмента, включающую организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов и совершенствования экологической политики.

Ответственность за эффективность системы экологического менеджмента возлагается на руководителей, которые в свою очередь определяют ответственных за эффективное внедрение системы экологического менеджмента и обеспечение требуемых характеристик экологичности. На всех уровнях, у работников предприятия, должны быть полномочия на поддержание требуемых характеристик системы.

Основными и наиболее эффективными инструментами экологического менеджмента принято считать:

  • проведение аудитов;
  • оценка воздействия на природу;
  • отчетность и сертификация;
  • экологический мониторинг, реклама и маркировка.

Эти элементы позволяют удостовериться, что организация действует в соответствии с принятой программой по охране окружающей среды.

Экологический аудит – это периодические проверки, проводимые с целью выявления степени соответствия  внедренной  системы менеджмента нужным стандартам, а также внутренним требованиям компании. Заинтересованными в проведении экологического аудита могут быть как крупные промышленные предприятия, так и небольшие производственные объекты.

Экологический аудит может быть проведен в двух формах:

– документарный аудит предполагает анализ имеющейся на предприятии документации;

– аудит с выездом на место осуществления хозяйственной деятельности (данная форма экоаудита предполагает предварительное проведение документарного анализа и заключается в оценке соответствия фактической деятельности имеющейся документации).

Целесообразно проведение как внешнего аудита (перед заключением различных крупных сделок, перед проведением сертификации, при составлении договоров страхования и т.д), так и внутренних регулярных проверок работоспособности системы.

Основные задачи экологического аудита:

- выявление и подтверждение стратегии компании в области экологии;

- выявление приоритетных направлений;

- контроль за соблюдением законов в области экологии;

- снижение методов воздействия на ОС;

- исключение или сокращение ситуаций, связанных с образования ЧС в сфере экологии;

- применение оптимизированных решений.

При проведении экологического  аудита выявляются:

  1. Соответствие компании и её технологий требованиям по охране природы.
  2. Определение эффективности экологического менеджмента.
  3. Оценка соблюдения безопасности экологии используемых производственных ресурсов.
  4. Отнесение отходов к классам опасности.
  5. Оценка территориальной рациональности пользования природой.
  6. Оценка экономии электроэнергии с рекомендациями по её снижению.
  7. Оценка выбросов веществ в атмосферу с рекомендательными предложениями и другие.

Внутренний экологический аудит направлен на повышение эффективности деятельности предприятия с позиций его природоохранной деятельности.

При проведении внутреннего экологического аудита проверяется не только отчетность по природоохранной деятельности организации, но и аудируются технологическое оборудование и процессы, система управления качеством окружающей среды, вырабатываются рекомендации по соответствию природоохранной деятельности экологическому законодательству Российской Федерации и оптимизации антропогенного воздействия природопользователей на окружающую среду.

Внутренний экологический аудит является: и инструментом экологического контроля, и показателем эффективного управления качеством окружающей природной среды. Он позволяет уменьшить экологический риск организации, отражаемый в отчетности по природоохранной деятельности, повысить уровень социальной ответственности бизнеса.

Внутренний экологический аудит способствуют повышению инвестиционной привлекательности организаций-природопользователей и предопределяют заинтересованность собственников в их реализации на практике. От результатов экологического аудита зависит принятие экологически значимых проектных решений (покупка земельного участка, строительство новых цехов или расширение действующего производства, внедрение экологически чистых технологий и пр.).

Для обеспечения конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке необходимо совершенствовать методологию и организацию проведения экологического аудита. Большая роль в развитии методов экологического менеджмента и экологического аудита принадлежит органам государственного управления, которые должны всячески содействовать развитию данных инструментов управления окружающей средой, стимулировать их.

Баланс экологии и экономики – главная цель устойчивого развития, не разрушающего экологические системы и природные ресурсы, в которых нуждаются как настоящие, так будущие поколения. Экологический аудит позволит улучшить экологическую ситуацию в стране только тогда, когда он будет носить обязательный для всех российских организаций - природопользователей характер, когда будет проводиться с определенной периодичностью, когда будут разработаны формы, методы и способы его проведения и практической реализации.

Список литературы 

  1. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ; в ред. от 29.07.2017 г.
  2. ГОСТ Р ИСО 14001-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению: приказ Росстандарта от 29.04.2016 №285-ст.
  3. Чхутиашвили Л.В. Экологический аудит: проблемы и пути их решения // Аудитор. 2016. № 1 (251). С. 22–29.

References

  1. Ob okhrane okruzhayuschey sredy: Federalnyy zakon ot 10.01.2002 № 7-FZ; v red. ot 29.07.2017 g.
  2. GOST R ISO 14001-2016. Natsionalnyy standart Rossiyskoy Federatsii. Sistemy ekologicheskogo menedzhmenta. Trebovaniya i rukovodstvo po primeneniyu: prikaz Rosstandarta ot 29.04.2016 № 285-st.
  3. Chhutiashvili L.V. Ekologicheskiy audit: problemyi i puti ih resheniya - Auditor. 2016. no 1 (251). p. 22–29.

Рецензенты:

Мальцева Е.С. – кандидат экономических наук, доцент, АНО ВО "Институт бизнеса и дизайна".

Толкачев А.Н. – кандидат юридических наук, доцент, АНО ВО "Институт бизнеса и дизайна".

Работа поступила в редакцию: 20.08.2017 г.