Козырева Н.Е. Рецензия на монографию: Оришев А.Б. Bu0026D: Бизнес-образование в негосударственных вузах России. [Б.м.]: Издательские решения, 2017. 198 с.
Козырева Н.Е. Рецензия на монографию: Оришев А.Б. Bu0026D: Бизнес-образование в негосударственных вузах России. [Б.м.]: Издательские решения, 2017. 198 с.
Образец ссылки на эту статью: Козырева Н.Е. Рецензия на монографию: Оришев А.Б. B&D: Бизнес-образование в негосударственных вузах России. [Б.м.]: Издательские решения, 2017. 198 с. // Бизнес и дизайн ревю. 2017. Т. 1. № 3(7). С. 14.
УДК 378.1
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: ОРИШЕВ А.Б. БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗАХ РОССИИ. [Б.м.]: Издательские решения, 2017. 198 с.
Козырева Надежда Евгеньевна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), кандидат педагогических наук, доцент кафедры общественно-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, 1104-74@list.ru, +7-965-150-17-37.
Цель исследования: дать рецензию на монографию доктора исторических наук, профессора А.Б. Оришева, посвященную актуальной теме становления и развития негосударственного образования в России.
Рецензируемая монография выполняет важный авторский замысел – определить роль и место Института бизнеса и дизайна в системе российского негосударственного образования. Это отражается в структуре работы, состоящей из девяти глав, списка использованной литературы и двух приложений. Все главы выполнены на высоком теоретико-методологическом уровне.
Как все, созданное человеком, работа имеет и недостатки. Они отмечены в рецензии. Однако недостатки не носят принципиального значения. Желание устранить их только подтолкнет автора к продолжению начатого исследования.
Главный результат: показано, что рецензируемая книга представляет собой исследование, открывающее новое направление в монографической литературе – историю отдельных вузов, относящихся к категории негосударственных.
Ключевые слова: наука; бизнес; дизайн; образование; высшее учебное заведение; учебный процесс.
REVIEW FOR MONOGRAPH: ORISHEV А.B. BUSINESS-EDUCATION IN NON-STATE UNIVERSITY OF RUSSIA. [Lm]: Publishing solutions, 2017. 198 p.
Kozyreva Nadezhda Evgenevna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the Department of Social, Humanities and Science Disciplines, 1104-74@list.ru, +7-965-150-17-37.
The purpose of the research: to give a review of the monograph of Doctor of Historical Sciences, Professor A.B. Orishev, dedicated to the topical issue of the formation and development of non-state education in Russia.
The monograph under review fulfills an important author's intention - to determine the role and place of the Institute of Business and Design in the system of Russian non-state education. This is reflected in the structure of the work, consisting of nine chapters, a list of used literature and two applications. All chapters are executed at a high theoretical and methodological level.
Like all man-made, the work has its drawbacks. They are marked in the review. However, the flaws are not of fundamental importance. The desire to eliminate them will only encourage the author to continue the research begun.
The main result: the book under review is a study that opens a new direction in monographic literature - the history of individual institutions belonging to the category of non-state.
Keywords: the science; business; design; education; higher education institution; educational process.
Как пишет А.Б. Оришев в рецензируемой нами монографии, исследования по социологии образования впервые стали актуальными в 1960-е гг., когда по странам Запада прокатилась волна студенческих волнений. В начале наступившего третьего тысячелетия особую важность приобрел вопрос о соответствии системы образования тем задачам, которые ставятся в постиндустриальном обществе в условиях все ускоряющегося научного прогресса и глобализации.
Отношение к негосударственному образованию остается сложным и противоречивым, что обусловлено не только современной социально-экономической ситуацией, но и ментальностью российского общества. Некоторыми экспертами негосударственное образование нередко до сих пор рассматривается в качестве кризисной формы обучения, как некое дополнение к государственной системе. Известный ученый, организатор науки, профессор И.М. Ильинский сформулирован три мифа о негосударственном высшем образовании.
Миф первый: негосударственное образование является «наступлением» на государственное бесплатное образование, имеющее целью его вытеснить;
Миф второй: негосударственное образование является исключительно платным, коммерческим, созданным нечистоплотными людьми, учрежденные ими вузы существуют только для обогащения их хозяев;
Миф третий: качество образования в негосударственных вузах крайне низкое. Студенты, обучающиеся в них, относятся к двум категориям: это дети из обеспеченных семей и молодежь по своему интеллекту, неспособная учится в крупных государственных вузах.
В рецензируемой книге автор не только блестяще развенчивает эти мифы, но дает более или менее объективную оценку всей системе негосударственного образования. В качестве объекта исследования им взят Институт бизнеса и дизайна. Автор несколько лет работал в этом вузе, осуществляя включенное наблюдение за учебным процессом. Как видно из текста рецензируемой книги, А.Б. Оришев хорошо знает ситуацию изнутри, он глубоко погружен в изучаемую им тему.
Следует заметить, что автор не новичок в исследовании вузовского образования. Ранее им был опубликован ряд книг, посвященных системе российского образования. Достаточно назвать его монографии, посвященные истории РГАУ-МСХА (Тимирязевской академии) [1,2,3].
Высок теоретический и профессиональный уровень монографии. В ней используются многочисленные понятия, характеризующие состояние современного негосударственного образования, они достаточно хорошо раскрыты, читателю легко проследить их взаимосвязь.
В работе использовано соединение предметного и проблемного подходов. Состоит она из девяти различных глав, некоторые из них разбиты на параграфы. Имеет два приложения: первое – Научные и научно-методические публикации преподавателей вуза (2012-2017 гг.), второе - Аннотации научных статей, публикованных в научно-практическом журнале «Бизнес и дизайн ревю».
Монография написана хорошим литературным языком, отличается логичностью изложения. Она легко и с интересом читается. Автор говорит о проблемах негосударственного образования в нашей стране просто, доступно и образно. Это чрезвычайно важно, так как позволяет использовать монографию на занятиях как со студентами Факультета управления бизнесом, так и со студентами Факультета дизайна и моды. Как известно, именно языково-стилистическая культура лучше всего позволяет судить об общей культуре ее автора, а она, если судить по монографии, на высоте.
Работа составлена в ключе доброжелательного отношения к  точкам зрения других исследователей. Содержание тем раскрывается в форме размышления, тактичного разбора различных мнений, подходов и показа собственной позиции автора. Здесь налицо подлинно научный подход, полностью исключающий предвзятость и огульность в оценках. При этом монография вовлекает читателя в самостоятельную работу, предполагает поиск своего ответа на сложные вопросы. Она позволяет самостоятельно выработать собственный взгляд на становление системы российского негосударственного образования, оценить вклад Института бизнеса и дизайна в этот процесс.
Безусловным достоинством автора является попытка соединить в книге анализ методики преподавания в вузе с описанием деятельности отдельных персоналий, которые создавали историю Института бизнеса и дизайна. Самое серьезное внимание уделено студентам, которые представлены в качестве главных героев книги. И это справедливо, так как потенциал любого вуза в наше время во многом оценивается по уровню обучающихся в нем студентов.
Хотелось бы обратить внимание на иллюстрирование книги. Вместо привычных фотографий А.Б. Оришев разместил в работе рисунки, сделанные с помощью специальной компьютерной программы. Это оригинальная находка автора заслуживает безусловного одобрения.
В конце работы приводится список использованной автором литературы, из чего можно сделать вывод, что автор изучил практически все имеющиеся на сегодняшний день материалы по заявленной им теме.
Вместе с тем, к работе есть и некоторые замечания. Недостаточно освещена деятельность выпускников Факультета управления бизнесом, автор пишет в основном о выпускниках Факультета дизайна и моды. В книге практически не нашлось места для анализа дистанционного обучения в вузе, которому в последние годы уделялось серьезное внимание. К сожалению, в монографии отсутствуют графики, схемы, таблицы, которые наверняка бы усилили доказательную базу исследования. Однако эти замечания не умаляют заслуг автора, проделавшего большую и серьезную работу и представившего на суд читателя яркую и полезную книгу, которая наверняка вызовет интерес в Министерстве образования России, осуществляющем мониторинг российских вузов.
Монография рекомендуется для использования в учебном процессе:
1) при изучении дисциплины «Социология» (раздел «Социология образования») всех направлений подготовки уровня бакалавриата;
2) при подготовке кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре при изучении дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» (все направления);
3) при реализации дополнительной программы профессиональной переподготовки «Педагогическая деятельность в профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании».
Таким образом, рецензируемая работа имеет конкретную практическую ценность и сферу применения. Несмотря на отдельные недостатки, она представляет высокую научную ценность. Работа А.Б. Оришева вносит весомый вклад в отечественную науку и соответствует требованиям, предъявляемым к данным монографиям.
Список литературы
References
Рецензия поступила в редакцию: 27.07.2017 г.
УДК 378.1
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: ОРИШЕВ А.Б. БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗАХ РОССИИ. [Б.м.]: Издательские решения, 2017. 198 с.
Козырева Надежда Евгеньевна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), кандидат педагогических наук, доцент кафедры общественно-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, 1104-74@list.ru, +7-965-150-17-37.
Цель исследования: дать рецензию на монографию доктора исторических наук, профессора А.Б. Оришева, посвященную актуальной теме становления и развития негосударственного образования в России.
Рецензируемая монография выполняет важный авторский замысел – определить роль и место Института бизнеса и дизайна в системе российского негосударственного образования. Это отражается в структуре работы, состоящей из девяти глав, списка использованной литературы и двух приложений. Все главы выполнены на высоком теоретико-методологическом уровне.
Как все, созданное человеком, работа имеет и недостатки. Они отмечены в рецензии. Однако недостатки не носят принципиального значения. Желание устранить их только подтолкнет автора к продолжению начатого исследования.
Главный результат: показано, что рецензируемая книга представляет собой исследование, открывающее новое направление в монографической литературе – историю отдельных вузов, относящихся к категории негосударственных.
Ключевые слова: наука; бизнес; дизайн; образование; высшее учебное заведение; учебный процесс.
REVIEW FOR MONOGRAPH: ORISHEV А.B. BUSINESS-EDUCATION IN NON-STATE UNIVERSITY OF RUSSIA. [Lm]: Publishing solutions, 2017. 198 p.
Kozyreva Nadezhda Evgenevna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the Department of Social, Humanities and Science Disciplines, 1104-74@list.ru, +7-965-150-17-37.
The purpose of the research: to give a review of the monograph of Doctor of Historical Sciences, Professor A.B. Orishev, dedicated to the topical issue of the formation and development of non-state education in Russia.
The monograph under review fulfills an important author's intention - to determine the role and place of the Institute of Business and Design in the system of Russian non-state education. This is reflected in the structure of the work, consisting of nine chapters, a list of used literature and two applications. All chapters are executed at a high theoretical and methodological level.
Like all man-made, the work has its drawbacks. They are marked in the review. However, the flaws are not of fundamental importance. The desire to eliminate them will only encourage the author to continue the research begun.
The main result: the book under review is a study that opens a new direction in monographic literature - the history of individual institutions belonging to the category of non-state.
Keywords: the science; business; design; education; higher education institution; educational process.
Как пишет А.Б. Оришев в рецензируемой нами монографии, исследования по социологии образования впервые стали актуальными в 1960-е гг., когда по странам Запада прокатилась волна студенческих волнений. В начале наступившего третьего тысячелетия особую важность приобрел вопрос о соответствии системы образования тем задачам, которые ставятся в постиндустриальном обществе в условиях все ускоряющегося научного прогресса и глобализации.
Отношение к негосударственному образованию остается сложным и противоречивым, что обусловлено не только современной социально-экономической ситуацией, но и ментальностью российского общества. Некоторыми экспертами негосударственное образование нередко до сих пор рассматривается в качестве кризисной формы обучения, как некое дополнение к государственной системе. Известный ученый, организатор науки, профессор И.М. Ильинский сформулирован три мифа о негосударственном высшем образовании.
Миф первый: негосударственное образование является «наступлением» на государственное бесплатное образование, имеющее целью его вытеснить;
Миф второй: негосударственное образование является исключительно платным, коммерческим, созданным нечистоплотными людьми, учрежденные ими вузы существуют только для обогащения их хозяев;
Миф третий: качество образования в негосударственных вузах крайне низкое. Студенты, обучающиеся в них, относятся к двум категориям: это дети из обеспеченных семей и молодежь по своему интеллекту, неспособная учится в крупных государственных вузах.
В рецензируемой книге автор не только блестяще развенчивает эти мифы, но дает более или менее объективную оценку всей системе негосударственного образования. В качестве объекта исследования им взят Институт бизнеса и дизайна. Автор несколько лет работал в этом вузе, осуществляя включенное наблюдение за учебным процессом. Как видно из текста рецензируемой книги, А.Б. Оришев хорошо знает ситуацию изнутри, он глубоко погружен в изучаемую им тему.
Следует заметить, что автор не новичок в исследовании вузовского образования. Ранее им был опубликован ряд книг, посвященных системе российского образования. Достаточно назвать его монографии, посвященные истории РГАУ-МСХА (Тимирязевской академии) [1,2,3].
Высок теоретический и профессиональный уровень монографии. В ней используются многочисленные понятия, характеризующие состояние современного негосударственного образования, они достаточно хорошо раскрыты, читателю легко проследить их взаимосвязь.
В работе использовано соединение предметного и проблемного подходов. Состоит она из девяти различных глав, некоторые из них разбиты на параграфы. Имеет два приложения: первое – Научные и научно-методические публикации преподавателей вуза (2012-2017 гг.), второе - Аннотации научных статей, публикованных в научно-практическом журнале «Бизнес и дизайн ревю».
Монография написана хорошим литературным языком, отличается логичностью изложения. Она легко и с интересом читается. Автор говорит о проблемах негосударственного образования в нашей стране просто, доступно и образно. Это чрезвычайно важно, так как позволяет использовать монографию на занятиях как со студентами Факультета управления бизнесом, так и со студентами Факультета дизайна и моды. Как известно, именно языково-стилистическая культура лучше всего позволяет судить об общей культуре ее автора, а она, если судить по монографии, на высоте.
Работа составлена в ключе доброжелательного отношения к  точкам зрения других исследователей. Содержание тем раскрывается в форме размышления, тактичного разбора различных мнений, подходов и показа собственной позиции автора. Здесь налицо подлинно научный подход, полностью исключающий предвзятость и огульность в оценках. При этом монография вовлекает читателя в самостоятельную работу, предполагает поиск своего ответа на сложные вопросы. Она позволяет самостоятельно выработать собственный взгляд на становление системы российского негосударственного образования, оценить вклад Института бизнеса и дизайна в этот процесс.
Безусловным достоинством автора является попытка соединить в книге анализ методики преподавания в вузе с описанием деятельности отдельных персоналий, которые создавали историю Института бизнеса и дизайна. Самое серьезное внимание уделено студентам, которые представлены в качестве главных героев книги. И это справедливо, так как потенциал любого вуза в наше время во многом оценивается по уровню обучающихся в нем студентов.
Хотелось бы обратить внимание на иллюстрирование книги. Вместо привычных фотографий А.Б. Оришев разместил в работе рисунки, сделанные с помощью специальной компьютерной программы. Это оригинальная находка автора заслуживает безусловного одобрения.
В конце работы приводится список использованной автором литературы, из чего можно сделать вывод, что автор изучил практически все имеющиеся на сегодняшний день материалы по заявленной им теме.
Вместе с тем, к работе есть и некоторые замечания. Недостаточно освещена деятельность выпускников Факультета управления бизнесом, автор пишет в основном о выпускниках Факультета дизайна и моды. В книге практически не нашлось места для анализа дистанционного обучения в вузе, которому в последние годы уделялось серьезное внимание. К сожалению, в монографии отсутствуют графики, схемы, таблицы, которые наверняка бы усилили доказательную базу исследования. Однако эти замечания не умаляют заслуг автора, проделавшего большую и серьезную работу и представившего на суд читателя яркую и полезную книгу, которая наверняка вызовет интерес в Министерстве образования России, осуществляющем мониторинг российских вузов.
Монография рекомендуется для использования в учебном процессе:
1) при изучении дисциплины «Социология» (раздел «Социология образования») всех направлений подготовки уровня бакалавриата;
2) при подготовке кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре при изучении дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» (все направления);
3) при реализации дополнительной программы профессиональной переподготовки «Педагогическая деятельность в профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании».
Таким образом, рецензируемая работа имеет конкретную практическую ценность и сферу применения. Несмотря на отдельные недостатки, она представляет высокую научную ценность. Работа А.Б. Оришева вносит весомый вклад в отечественную науку и соответствует требованиям, предъявляемым к данным монографиям.
Список литературы
- Оришев А.Б. Петровская (Тимирязевская) академия: становление аграрной науки и образования в СССР (1917-1932). М.: РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2014.
- Оришев А.Б. РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева: университетские легенды: Монография. М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2016.
- Оришев А.Б. Тайны российской аграрной науки: тимирязевский прорыв. Монография. Б.м: Издательские решения, 2016.
References
- Orishev A.B. Petrovskaya (Timiryazevskaya) akademiya: stanovlenie agrarnoy nauki i obrazovaniya v SSSR (1917-1932). M.: RGAU-MSHA im. K.A. Timiryazeva, 2014.
- Orishev A.B. RGAU-MSHA imeni K.A. Timiryazeva: universitetskie legendy: Monografiya. M.: Izdatelstvo RGAU-MSHA, 2016.
- Orishev A.B. Taynyi rossiyskoy agrarnoy nauki: timiryazevskiy proryv. Monografiya. B.m: Izdatelskie resheniya, 2016.
Рецензия поступила в редакцию: 27.07.2017 г.