Цыганков В.А. Разработка концепции визуальной программы фестиваля, посвященного 130-летию В. Хлебникова

Образец ссылки на эту статью: Цыганков В.А. Разработка концепции визуальной программы фестиваля, посвященного 130-летию В. Хлебникова // Бизнес и дизайн ревю. 2017. Т. 1. № 1 (5). С. 14.

УДК 7.03"312"; 7(1-6)

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ВИЗУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ФЕСТИВАЛЯ, ПОСВЯЩЕННОГО 130-ЛЕТИЮ В. ХЛЕБНИКОВА

Цыганков Василий Аркадьевич

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), член Союза журналистов России, заведующий кафедрой графического дизайна, vasilit.new @gmail.com, +7-962-920-42-97.

В статье раскрывается комплексный подход к созданию визуальных материалов, а также современная подача творчества поэта через призму графического дизайна, в частности типографики, и с применением экспериментальных методов печати.
Как результат - продемонстрирована возможность и целесообразность проектирования в будущем интересных визуальных программ для фестивалей литературы и искусства с привлечением достаточно большой целевой аудитории.
Ключевые слова: авангард; Велимир Хлебников; графический дизайн; словотворчество; экспериментальные методы печати; визуальная программа.

DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF THE VISUAL PROGRAM OF THE FESTIVAL DEVOTED TO V. KHLEBNIKOV'S 130 ANNIVERSARY

Tsygankov Vasiliy Аrkadevich

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), member of the Union of journalists of Russia, Head of the Department of Graphical Design, vasilit.new@gmail.com, +7-962-920-42-97.

The article reveals an integrated approach to creating visual materials and introducing the works of the poet through a prism of graphic design, in particular typographics, with the application of experimental methods of the press.
As a result, an opportunity and expediency of designing interesting visual programs for festivals of literature and art with involvement of rather large target audiences in the future are shown.
Keywords: Vanguard; Velimir Khlebnikov; graphic design; word creation; experimental methods of the press; visual program.

Концепция визуальной программы фестиваля основана на создании карты ассоциаций и поиске изображений, отвечающих ощущению темы.
Карта визуальных ассоциаций представляет собой инструмент для поиска и генерации идей по заданной теме. Кроме того, она помогает найти и исследовать все возможные направления мысли дизайнера на той стадии, когда это более всего необходимо, — перед эскизированием. Для их составления необходимо подбирать ассоциации к некоторым, заранее определенным, центральным словам. Суть карты в том, чтобы составить как можно более обширное «облако» мыслей и идей. В дальнейшем на него можно будет опираться на стадии рисования набросков (см. рис. 1).


В результате разработки карты ассоциаций были найдены следующие ключевые для проекта понятия:
 слово (как целостный образ и самостоятельная величина);
 эксперимент (выражающийся в приёмах сложения, вычитания, удвоения и перемешивания букв и слов);
 звук (как средство, способное наиболее правдоподобно передать чувства и ощущение от происходящего);
 ощущение (как отражение фонетической составляющей слова);
 рациональное и эмоциональное (рассчитанная структура и математический подход);
 чистота (создание слова, наделённого новым неповторимым смыслом).
Базовым понятием, в целом характеризующим творчество Велимира Хлебникова, является слово «изобретатель» или «творянин» (образованное поэтом от слова дворянин). Изобретательство — это не самоцель, это попытка выразить всю сложность чувств и изменившийся мир по-новому. Это не механический процесс комбинирования слов, а творческий, чувственный метод нахождения верных соответствий. Такое творчество во многом экспериментально потому, что язык является, по своей сути, структурой очень подвижной и вывести какую-то формулу просто невозможно. Это словотворчество и словоощущение.
«Словощущение» — это ощущение, которое создает семантика и фонетика слова, то, как слово воспринимается, и то, какие ассоциации оно порождает. Например, слово «дубовитый» воспринимается как что-то крепкое, рослое, возможно с угрюмым характером. Если же нам попадается абстрактное слово, которое ничего не значит, например, «фьёльба» ощущается чем-то легким и одновременно тяжёлым, контрастным. Если рассматривать «словоощущение» в аспекте дизайна, то это попытка понять, как может выглядеть то или иное слово визуально, в зависимости от своих внутренних качеств. Попытка создания образа слова возвращает нас к изобретательству и эксперименту.
Следующим шагом после нахождения метафоры проекта стал поиск существующих аналогов, близких по визуальному представлению замыслу работы. Проведение исследования связано с процессом поиска и сбора информации, наиболее визуально близкой тематике решения. Было принято решение взять за основу чёрно-белые работы мастеров швейцарской и голландской школы дизайна (см. рис. 2).



В этих примерах ощущается очень тонкая работа с типографикой, со словом, с ощущением. Это желание просто показать результат своего маленького эксперимента. Работы в большинстве своём очень чистые, привлекающие всё внимание смотрящего только на главный объект.
После анализа возможных решений необходимо было выбрать наиболее интересные, актуальные и необычные неологизмы из творчества Велимира Хлебникова. Таких придуманных слов оказалось порядка двадцати. Для успешного выполнения этапа эскизирования также была составлена карта ассоциаций, которая позволила затем отыскать множество визуальных решений (см. рис. 3) .


На этапе эскизирования для каждого из выбранных слов необходимо было найти метафору, способную сделать его визуально интересным. Первоначально эскизная часть выполнялась посредством зарисовок в тетради (см. рис. 4-6), в дальнейшем эскизы дорабатывались и уточнялись в Adobe Illustrator.





При разработке макетов использовались учебные шрифты, предоставленные компанией «Паратайп», и специально приобретенные для целей исследования.
Также выполнение проекта было бы невозможно без приобретения специальных дополнительных программ-подстроек для Adobe Illustarator.
После выбора наиболее приемлемого варианта макета необходимо отрисовать все эскизы в векторной форме. В процессе этих преобразований выявлено, что работать с векторным форматом изображения значительно
удобнее, чем с растровым, так как есть возможность добиться большей точности. При этом качество не сказывается на масштабе, а вес продукции намного меньше, чем при использовании растрового изображения.
При разработке каждой открытки было опробовано в среднем около 5-7 возможных вариантов. Многие из первоначально принятых вариантов в дальнейшем были отвергнуты из-за несоответствия стилистики.
Для получения необходимого качества открыток требовалось сделать как можно более чистую графику. Для большинства открыток главным вариативным моментом являлся только шрифт и его возможности, что наиболее полно отвечает эстетике изобретательства. Всего было сделано порядка 12-ти открыток, пример одной из которых представлен на рис. 7.

Важной частью концепции визуальной программы фестиваля стал подход к оформлению выставочного зала. Для этого необходимо было выбрать название фестиваля.
Основной идеей, заложенной в названии, должно стать своеобразие языка Велимира Хлебникова, его неповторимость, загадочность и искренность. После тщательного анализа было выбрано название «Гзи-гзи-гзэо» из известного стихотворения Хлебникова. Своеобразие этого названия - в его уникальности, таинственности, ритмической структуре и в неповторимом сочетании согласных звуков, которого нет больше ни в одном слове русского языка. Повторяемость согласных создаёт необычную ритмику. Такое название способно заинтриговать и привлечь целевую аудиторию своей необычностью, звучностью и непохожестью на что-либо другое.
За идею оформления выставочного зала была взята звуковая волна. Это связано с тем, что образ Велимира Хлебникова складывается из его стихов, а его стихи читаются и произносятся. Тем самым поэт складывается из звуков его стихов, своего рода звуковая волна доходящая от него до современников.
Оформление состояло из двух стен: левой и правой. Правая стена призвана отражать необычайную фонетическую составляющую стихотворений Велимира Хлебникова, их необычайную звуковую природу, левая стена дублирует изображения с открыток (см. рис. 8-9).




Концепцией визуальной программы фестиваля также предусмотрено создание авторских книг. Основной темой авторских книг стал эксперимент в печати и дизайне, чем подчеркивается экспериментальный аспект творчества Хлебникова. При этом осуществлялось смешивание различных видов печати: струйной печати, высокой печати, линогравюры, переноса краски с помощью пищевой плёнки, пушуара и нитрокраски.
Важным было найти необычный подход, открыть необычную технику печати, основанную как на традициях, так и на инновациях, что должно воплотиться в экспериментальной книге.
За основу при создании экспериментальной книги был выбран компьютерный макет со стихотворениями Велимира Хлебникова, который затем распечатывался и дорабатывался с помощью различных методов печати в Мастерской Бориса Трофимова (см. рис. 10).
Книги были выполнены в двух форматах: А4 и А3.

Таким образом, проведение фестивалей литературы представляется одной из самых эффективных мер по продвижению русского, литературного языка, а также повышению культурного уровня населения. Вместе с тем сегодня в России почти не существует реальных, комплексных примеров визуальных программ для фестивалей литературы и это является проблемой, попытка решения которой сделана в данной статье.
Разработанный проект визуальной программы для фестиваля даёт возможность открыть и прикоснуться к творчеству великого русского поэта и прозаика Велимира Хлебникова с неожиданной стороны — показывая возможность его интерпретации через графический дизайн. Примечательно, что графическое оформление работ поэта можно было не только видеть в качестве рекламных открыток, оформления выставочного помещения и авторских книг, но и на рекламных площадях. В период проведения фестиваля Хлебников стал значимой частью города и был доступен для любого желающего.

Список литературы

1. Бабков В. Фестивальный менеджмент / В. Бабков. М.: ART - менеджер, 2007. 426 с.
2. Брингхерст Р. Основы стиля в типографике. М.: Издатель «Д.Аронов», 2006. 430 с.
3. Гойхман О.Я. Организация и проведение мероприятий. М.: ИНФРА-М, 2008. 119 с.
4. Королькова А. Живая типографика. IndexMarket, 2007. 224 с.
5. Серов С. И. Графика современного знака. М.: Издательство «Линия График», 2009. 400 с.
6. Феличи Д. Типографика. Шрифт, верстка, дизайн / С. Пономаренко. СПб: БХВ Петербург, 2014. 496 с.

References

1. Babkov V. Festival'nyj menedzhment. V. Babkov. M.: ART - menedzher, 2007. 426 p.
2. Bringkherst R. Osnovy stilya v tipografike. M.: Izdatel «D.Аronov», 2006. 430 p.
3. Goykhman O.Ya. Organizatsiya i provedenie meropriyatij. M.: INFRА-M, 2008. 119 p.
4. Korol'kova А. Zhivaya tipografika. IndexMarket, 2007. 224 p.
5. Serov S. I. Grafika sovremennogo znaka. M.: Izdatel'stvo «Liniya Grafik», 2009. 400 p.
6. Felichi D. Tipografika. Shrift, verstka, dizayn. S. Ponomarenko. SPb: BKHV Peterburg, 2014. 496 p.