Шамшина Л.М. Влияние архитектуры и урбанизации на проектирование коллекций одежды

Образец ссылки на эту статью: Шамшина Л.М. Влияние архитектуры и урбанизации на проектирование коллекций одежды // Бизнес и дизайн ревю. 2017. Т. 1. № 1 (5). С. 15.

УДК 7.036

ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И УРБАНИЗАЦИИ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИЙ ОДЕЖДЫ

Шамшина Любовь Михайловна

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), член Союза дизайнеров России, доцент кафедры дизайна костюма, luba-sha79@yandex.ru, +7-903-584-88-04.

В статье рассмотрено влияние архитектуры на дизайн костюма как формы изобразительного искусства. Приведены общие принципы формообразования и выразительные средства, применяемые как в архитектуре, так и в дизайне городского костюма. Также в статье отражены аспекты развития урбанистического стилевого направления при проектировании коллекций одежды.
Ключевые слова: дизайн костюма; стилевое единство костюма и архитектуры; всемирная урбанизация; городская культура; художественный стиль; урбанистический стиль; смешение стилей.

INFLUENCE OF ARCHITECTURE AND URBANIZATION ON DESIGN OF COLLECTIONS OF CLOTHES

Shamshina Lyubov Mikhaylovna

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky Lane of 9, p. 1), member of the Union of designers of Russia, associate professor of design of a suit, luba-sha79@yandex.ru, +7-903-584-88-04.

In article the influence of architecture on design of a suit as a form of the fine art is considered. The general principles of shaping and means of expression applied both in architecture, and in design of a city suit are given. Also in the article the aspects of developing the urbanistic style direction in designing collections of clothes are reflected.
Keywords: design of a suit; style unity of a suit and architecture; world urbanization; city culture; art style; urbanites style; mixture of styles.

Архитектура и дизайн, включающий искусство создания костюма, используют сходные принципы формообразования, их связь можно проследить во многих областях, особенно четко ⎼ в тектонике. В костюме так же, как и в архитектуре, эстетические, конструктивные и функциональные качества взаимосвязаны. Связь между одеждой и архитектурой имеет глубокие корни: и архитектура, и костюм функционально определены человеком. Как и костюм, архитектурное сооружение служит средством укрытия человека, его очага, семьи от воздействия непогоды.
Архитектура и мода в одежде не только основываются на одних и тех же идеях, они даже используют одинаковые профессиональные термины: фактура, орнамент, эскиз, размер, образ. Основными выразительными средствами, применяемыми как в архитектуре, так и в костюме, являются композиция, тектоника, пластика объемов, масштабность, ритм, пропорциональность, а также фактура и цвет поверхностей материалов. Для архитектуры, как и для костюма, характерно качество ансамблевости.
Принципы организации архитектурных масс, линий, формы, пропорциональности членений здания, проявление свойств материалов (не только тектонических, но и фактурных) аналогично проявляются в линиях и членении объемов костюма, его ритмическом построении, характере применения материала [5].
Такой вид человеческой деятельности, как архитектура, умеет отмечать самые тонкие особенности культуры. Этому есть простые объяснения – архитектурные стили. Именно они дают наглядное представление о культурных эпохах. Город можно рассматривать, как бесплатный и доступный музей под открытым небом с наглядными экспонатами. Этот музей своевременно пополняется новыми актуальными произведениями, которые достаточно долго сохраняются, чтобы в дальнейшем служить визуальными свидетельствами прошедших эпох. Однако на фоне этих музейных экспонатов люди становятся лишь дополнением к архитектурным постройкам.
Всемирная урбанизация стала самой актуальной темой столетия, во всех его проявлениях. И мода не стала исключением. Одежда, с ранних этапов развития человечества, является способом защиты тела от холода и помощью в борьбе за выживание. Цели и суть одежды стали претерпевать изменения, так сказать развиваться. Сейчас же одежда имеет мотив, основой которого является демонстрация своего социального и экономического положения, «демонстративное потребление».
Демонстративное потребление – это «использование потребления для доказательства обладания богатством», потребление «как средство поддержания репутации» [1].
Психологию людей прошлого и настоящего во многом раскрывает одежда, а иногда даже позволяет заглянуть в будущее. Мода обладает одним важнейшим качеством – она мгновенно реагирует на жизненные события народа (страны).
На протяжении долгого времени менялось соотношение городских и сельских жителей, формировались городские социальные отношения и структура, городского образа жизни. Исторически процесс урбанизации имел несколько стадий и различных по своему социальному содержанию форм. Стадия наиболее интенсивной урбанизации связана с процессом индустриализации, формированием современного общества, является важнейшей составляющей процесса модернизации. Крупный современный город – это воплощение западной индустриальной цивилизации. По данным ООН, в западных индустриальных странах от 72 до 85% населения составляют городские жители [4].
Урбанизация приводит к изменениям в структуре занятости, в образе жизни, в характере социальных отношений. Происходит формирование новой социокультурной системы, противоположной традиционной малой общине: родственные связи, межличностные отношения в целом, характерные для традиционной сельской общины заменяются формальными, отчужденными отношениями, дающими индивиду новую степень свободы. Уходит в прошлое «рынок продавца», возникает «рынок покупателя» [3, с. 45]. Размеры, плотность и разнородность городского населения обеспечивают основу для сложного современного разделения труда. Город становится средоточием современных политических, образовательных, культурных институтов, рекламы и т.д. [2, с. 5].
В западной общественной мысли существуют две противоположных позиции в оценке процесса урбанизации: урбанизм – идущий от Монтескье оптимистический взгляд на городскую культуру как высшее проявление человеческой цивилизации и антиурбанизм – идущее от Ж.-Ж. Руссо тотальное отрицание городской цивилизации как "противного природе гнусного искусственного образования", как воплощения бездушной машинной цивилизации [6].
Урбанизация вошла в нашу жизнь не только, как социальная структура, но и, как модное направление. Урбанистический стиль - это смешение стилей. Классические формы с отголосками спорта. Проследить определённость в стилевом решении сложно, да и не стоит, ведь «урбанистический шик» - это наша жизнь. Создание функциональности и максимального комфорта. Для городского стиля характерна лёгкость компоновки и сочетаний. Для дизайнеров этого стиля не существует ограничений и рамок. Всё зависит от их фантазии, восприятия окружающего и свободы действий, которой они могут воспользоваться.
Урбанизация в моде началась с гармоничного сочетания нового и старого, однако стиль «городской шик» относительно новое направление в современной моде. Предметы гардероба в таком стиле смело можно назвать универсальными. Они не отличаются чрезмерными украшениями, не выделяются броскими дополнениями. Скорее наоборот, одежда «городской шик» достаточно сдержанная. Энергичный ритм современной жизни требует от гардероба не только комфорта, удобства и практичности, но также эстетики и красоты.
Волна урбанизации активно накрыла дизайнеров, что привело к модному взрыву в городском стиле на современном рынке. Многие бренды обращаются к данному стилю, но, несмотря на это, каждый остаётся уникальным. Например, марка российского дизайнера Лады Калининой «LKurbandress» ориентирована на современных женщин, живущих в больших городах. Основательница бренда доказала, что дизайнерская одежда может присутствовать не только на подиуме, но и в обычной жизни: стиль «urban dress» - модная одежда для города (см. рисунок 1).


Также американский бренд «10 Сrosby Derek Lam», вдохновленный современной архитектурой, работает под девизом «сделай каждое мгновение особенным» и предлагает одежду в стиле городской шик в 70-х годах (см. рис. 2).

Самым ярким представителем стиля «урбанистический шик» является Alexander Wang. С самого начала своей карьеры Wang вдохновлялся городом. Его коллекции пропитаны духом города, начиная от силуэта, заканчивая цветовыми решениями (см. рис. 3).



Таким образом, в каждую эпоху развития человечества формировались определенные художественные стили. Во всех исторических художественных стилях прослеживается стилевое единство костюма и архитектуры, ее элементов и декора помещений, влияние городского пространства, следовательно, схожи и приемы архитектоники, являющиеся важным элементом стиля. Между костюмом и архитектурой существует стилевая связь, которая выражается в общности образного решения, сходства силуэтов, принципиальной схемы внутренних членений. Неудивительно, что архитектура возглавляет перечень искусств в границах художественного стиля, а костюм его завершает [1].

Список литературы

1. Модно то, что вам идет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://myshulka.ru/node/60.
2. Оришев А.Б. Реклама: определение понятия, экономическая роль и ее особенности в России // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 4 (4). С. 5.
3. Оришев А.Б. Социология рекламной деятельности. Учебник для студентов высших учебных заведений. Сер. Высшее образование. М.: РИОР, 2012.
4. Савина А.В. Создатели интерактивной одежды Studio XO о моде будущего / А. В. Савина, Н. Тилбери // [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.lookatme.ru/mag/people/manifesto/188973-digital-clothes2/.
5. Сафонова Е.В. Архитектура и дизайн костюма. О взаимовлиянии и взаимопроникновении двух видов искусства // Молодежь и наука: сборник материалов Х Юбилейной Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 80-летию образования Красноярского края. [Электронный ресурс]. Красноярск: Сиб. федер. ун-т., 2014.
6. Совершенствование материалов экипировки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.odlo.ru/about/odlo.

References

1. Modno to, chto vam idet [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://myshulka.ru/ node/60.
2. Orishev A.B. Sotsiologiya reklamnoy deyatelnosti. Uchebnik dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy. Ser. Vysshee obrazovanie. M.: RIOR, 2012.
3. Orishev A.B. Reklama: opredelenie ponyatiya, ekonomicheskaya rol i ee osobennosti v Rossii – Biznes i dizayn revyu. 2016. T. 1. no 4 (4). p. 5.
4. Savina А. V. Sozdateli interaktivnoj odezhdy Studio XO o mode budushhego / А. V. Savina, N. Tilberi // [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: www.lookatme.ru/mag/people/ manifesto/188973-digital-clothes2/.
5. Safonova E.V. Аrkhitektura i dizayn kostyuma. O vzaimovliyanii i vzaimoproniknovenii dvukh vidov iskusstva. - Molodezh' i nauka: sbornik materialov X Yubilejnoj Vserossijskoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashhennoj 80-letiyu obrazovaniya Krasnoyarskogo kraya, [Elektronnyj resurs]. Krasnoyarsk: Sib. feder. un-t., 2014.
6. Sovershenstvovanie materialov ekipirovki. - [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.odlo.ru/about/odlo.