Поленова С.В. Предпосылки современного состояния финансового учета в Иракской республике
Поленова С.В. Предпосылки современного состояния финансового учета в Иракской республике
Образец ссылки на эту статью: Поленова С.В. Предпосылки современного состояния финансового учета в Иракской республике // Бизнес и дизайн ревю. 2017. Т. 1. № 1 (5). С. 6.
УДК 657.22
ПРЕДПОСЫЛКИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА В ИРАКСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Поленова Светлана Николаевна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, (Москва, ул. Кибальчича, д. 1а), доктор экономических наук, доцент департамента учета, анализа и аудита, Polenov_d@mail.ru, 8-495-615-12-82.
Опыт стран Ближнего Востока в развитии и совершенствовании финансового учета и отчетности имеет важное значение, поскольку позволяет дать его оценку с точки зрения возможностей трансформации учетной деятельности других стран, находящихся на пути развития национальной учетной системы. Современная система финансового учета в  Иракской Республике и  ее особенности, как и в других государствах Ближнего Востока, обусловливается культурными, историческими, политическими и экономическими условиями их формирования и  развития. В соответствии с  культурной составляющей и национальными особенностями народов, населяющих страну (арабов – суннитов и  шиитов, курдов), исповедование мусульманства и  строгое следование религиозной традиции, задекларированной в  конституции, нормативном правовом регулировании финансового учета, а также при  практическом использовании его правил строго придерживаются в учетной деятельности.
Ключевые слова: финансовый учет, этапы, развитие, регулирование.
PREMISESES OF THE MODERN CONDITION OF THE FINANCIAL ACCOUNT IN IRAQI REPUBLIC
Polenova Svetlana Nikolaevna
Financial University under the Government of the Russian Federation, (Moscow, Kibalchicha str., 1A Russia), doctor of economic Sciences, associate Professor Department of accounting, analysis and audit, Polenov_d@mail.ru, 8-495-615-12-82.
The experience of the countries of the Near East in developing and improving the financial account and reporting is of prime importance since it serves to estimate it from the standpoint of possibilities of transforming the account activity of other countries being on the way of developing the national account system. The modern system of financial accounting in the Republic of Iraq and its features, as in other States in the Middle East is due to cultural, historical, political and economic conditions of their formation and development. In accordance with the cultural component, and national characteristics of the peoples inhabiting the country (Sunni Arabs and Shiites, Kurds), the practice of Islam and strict adherence to religious traditions, declared in the Constitution, normative legal regulation of financial accounting and the practical use of its rules strictly followed in accounting activities.
Keywords: financial account, stages, development, regulation.
Современная система финансового учета в Иракской Республике и ее особенности, как и в других государствах Ближнего Востока, обусловливается культурными, историческими, политическими и экономическими условиями их формирования и развития. В соответствии с культурной составляющей и национальными особенностями народов, населяющих страну (арабов – суннитов и шиитов, курдов), исповедование мусульманства и строгое следование религиозной традиции, задекларированной в конституции, нормативном правовом регулировании финансового учета, а также при практическом использовании его правил строго придерживаются в учетной деятельности. Исследователи отмечают, что бухгалтерская система таких исламских стран, как Алжир, Афганистан, Бахрейн, Бангладеш, Гамбия, Иордания, Ирак, Иран и других, реализуется путем применения следующих принципов [2, с. 48]:
1) партнерства (мушарака), предполагающего достаточную открытость в ведении хозяйственной деятельности, представления и раскрытия учетной и отчетной информации;
2) благотворительности (саадака и ауфака), проявляющегося в активном участии, как субъекта хозяйствования, так и предпринимательского сообщества в проведении благотворительных акций и пожертвованиях;
3) запрета отдельных видов хозяйствования (харам), как не соответствующих религиозным нормам (взимание процентов по займам, ростовщичество, спекулятивные сделки и др.).
Экономические особенности хозяйствования в стране, приведшие к двойственности в нормативно-правовом регулировании учетных процессов, обусловлены, с одной стороны, английской оккупацией Ирака во время Первой мировой войны. С 1920 г. Великобритания получила от Лиги наций право управления страной. Независимо от того, что в 1932 г. была получена независимость Ирака от английского управления, страна фактически находилась под внешним управлением в течение более двух десятков лет. Развивающаяся система финансового учета и отчетности формировалась под сильным влиянием англо-американской модели, а преобладающие методики оценки и учета объектов (активов, обязательств, расходов, доходов, капитала) были заимствованы из британской учетной практики. Финансовая отчетность организаций (баланс, отчет о прибылях и убытках и др.) составлялась на условиях системы UK GAAP, включавшей принципы начисления, продолжения деятельности, осторожности, постоянства учетной политики, преобладания экономического содержания перед формой.
Наряду с активным воздействием англо-американской учетной системы, иракская экономика этого времени характеризовалась низким уровнем развития. В период 1930-1958 гг. промышленное производство страны было полукустарным, в нем преобладали предприятия, небольшие по объемам производства, количеству работников, финансовым возможностям. Для полноценного применения положений британской учетной системы нужны были не только квалифицированные специалисты, но и финансовые ресурсы. Поэтому в большинстве национальных предприятий качество учета было низким, особенно в сфере учета затрат. Однако финансовый учет и отчетность компаний нефтяного сектора и смежных с ним отраслей того времени можно охарактеризовать как развитые в связи с использованием иностранного капитала и применением британской методологии. После национальной революции 1958 г., свержения монархического режима и окончания иностранной оккупации Ирак был провозглашен республикой, развивающей экономические связи с СССР и странами народной демократии.
После государственных переворотов в 1963 г. была проведена широкая национализации в промышленности, строительстве, банковском секторе, в страховом деле. Бухгалтерскому учету периода 1958-1968 гг. было свойственно отсутствие строгой системы нормативно-правового регулирования, разрозненность инструктивных документов по учету отдельных объектов.
В 1968 г. после прихода к власти Партии Баас (Партии социалистического возрождения) темпы государственного регулирования экономики возросли, стала применяться система централизованного управления и планирования, были сформированы основы единой системы бухгалтерского учета, построенной на двойной записи. По решению Правительства Ирака она должна применяться на всех предприятиях страны и включать типовые (унифицированные) формы бухгалтерской отчетности. Этот период характеризовался также высокими темпами национализации промышленности, а уровень государственной собственности в экономике Ирака 1970-х гг. достиг 70 % .
Работа по формированию единой системы бухгалтерского учета и отчетности и созданию его правовых основ в Ираке была поручена в 1969 г. Административному научно-исследовательскому центру [4, с. 18]. Разработанная им единая учетная система включала ключевой нормативный правовой документ – План счетов бухгалтерского учета, объединяющий счета имущества, источников имущества, затрат на производство, расчетов, финансовых результатов. Система предложенных синтетических счетов включала несколько субсчетов, объединяющих детальные позиции учетной совокупности и позволяющая представить в учетных регистрах аналитическую информацию разного уровня и характера. Такое построение плана счетов давало возможность без дополнительных расчетов и справок представить информацию бухгалтерского учета на разные уровни управления предприятием. Анализ практики применения единого Плана счетов на предприятиях легкой промышленности доказал его эффективность. В связи с этим он был распространен на все промышленные предприятия Ирака. Для этого в 1979 г. стал функционировать Центральный комитет бухгалтеров. Его функцией стало распространение единой национальной учетной системы на всех предприятиях для представления достоверной учетной и отчетной информации не только государственным органам (налоговым, кредитным, статистическим и др.), но и для внутренних управленческих нужд самих субъектов хозяйствования [4, с. 18].
Работа по созданию единого методического обеспечения бухгалтерского учета в Республике Ирак сопровождалась интеграцией управленческого и финансового учета в рамках формирования себестоимости продукции, разработки бюджетов и анализа их исполнения, уточнения теоретических положений учета производственных затрат. Достижения в теоретической области учетного знания позволили получить важные практические результаты: появилась возможность в едином ключе оценивать поступающие на предприятия для производственных нужд материальные ресурсы, их расход, учитывать затраты по оплате труда, рассчитывать амортизацию основных средств и вести ее учет, формировать плановую и фактическую себестоимость изготовленной и реализованной продукции, рассчитывать финансовые результаты.
В связи с унификацией методик финансового учета и отчетности на иракских предприятиях появилась возможность повысить эффективность и оперативность принятия управленческих решений, сократить производственные затраты, улучшить финансовое их состояние.
В период американского вторжения в Ирак (2003 г.) и формального завершения войны в 2011 г. учетная система страны находилась на прежнем уровне в связи с низким уровнем безопасности, как для населения страны, так и экономики. Стабильность современного иракского общества, по мнению экономистов, может быть достигнута ростом частного сектора экономики, перехода ее на рыночные основы, вхождения страны в мировое экономическое пространство. Статистика свидетельствует, что благодаря добыче и экспорту нефти в страны Евросоюза, Китай, Индию, США, формируется основная часть бюджета республики, а по запасам нефти Ирак занимает пятое место в мире [3, с. 59]. На основании программы привлечения иностранных инвестиций в экономику и принятия Закона «Об инвестициях» (2006 г.) [5, с. 238] в настоящее время реализуются контракты с крупнейшими американскими, французскими, итальянскими, японскими, южно-корейскими, китайскими фирмами, занимающимися добычей нефти и газа, а также российскими компаниями – ОАО «ЛукОйл», ОАО «Газпром нефть», ОАО АНК «Башнефть» [1, с. 255]. Вложения иностранного капитала в экономику Ирака способствуют интенсификации работы по совершенствованию национальной системы бухгалтерского учета в стране, применения МСФО, необходимых для формирования достоверной и полезной информации о деятельности совместных и национальных компаний, и, прежде всего, в нефтегазовом секторе.
Список литературы
1. Жданов С.В. Арабские страны в мировой экономике. М.: МГИМО-Университет. 2015. 400 с.
2. Кружкова И.И., Аль-Обайди А.Х.Д. Принципы бухгалтерского финансового учета в Республике Ирак // International Scientific Journal. 2016. № 5. С. 48-50.
3. Куликов Н.И., Гарбави М.А.Х. Инвестиционные и политические проблемы Ирака и возможные пути их решения // Вопросы современной науки и практики. 2015. № 2(56). С. 58-67.
4. Мизиковский Е.А., Мохаммад Б.А. Иракская единая учетная система и ее соответствие международным стандартам финансовой отчетности // Вестник СамГУПС. 2015. № 2(28). Т.2. С. 17-23.
5. Подшиваленко Г.П. Инвестиции. М.: КноРус. 2009. 485 с.
References
1. Zhdanov S.V. Arabskie strany v mirovoi economike. M.: MGIMO-University. 2015. 400 p.
2. Kruzhkova I.I., Al-Obaydi A.H.D. Printsipy bukhgalterskogo finansovogo ucheta v respublike Irak - International Scientific Journal. 2016. no 5. P. 48-50.
3. Kulikov N.I., Garbavi M.A.H. Investitsionnye i politicheskie problemy Iraka i vozmozhnye puti ikh resheniy - Voprosy sovremennoi nauki i praktiki. 2015. no 2(56). P. 58-67.
4. Mizikovskiy E.A., Mokhammad B.A. Irakskay edinay uchetnay sistema i ee sootvetstvie mezhdunarodnym standartam finansovoy otchetnosti - Vestnik SamGUPS. 2015. no 2(28). T. 2. P. 17-23.
5. Podshivalenko G.P. Investitsii. M.: KnoRUS. 2009. 485 p.
УДК 657.22
ПРЕДПОСЫЛКИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА В ИРАКСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Поленова Светлана Николаевна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, (Москва, ул. Кибальчича, д. 1а), доктор экономических наук, доцент департамента учета, анализа и аудита, Polenov_d@mail.ru, 8-495-615-12-82.
Опыт стран Ближнего Востока в развитии и совершенствовании финансового учета и отчетности имеет важное значение, поскольку позволяет дать его оценку с точки зрения возможностей трансформации учетной деятельности других стран, находящихся на пути развития национальной учетной системы. Современная система финансового учета в  Иракской Республике и  ее особенности, как и в других государствах Ближнего Востока, обусловливается культурными, историческими, политическими и экономическими условиями их формирования и  развития. В соответствии с  культурной составляющей и национальными особенностями народов, населяющих страну (арабов – суннитов и  шиитов, курдов), исповедование мусульманства и  строгое следование религиозной традиции, задекларированной в  конституции, нормативном правовом регулировании финансового учета, а также при  практическом использовании его правил строго придерживаются в учетной деятельности.
Ключевые слова: финансовый учет, этапы, развитие, регулирование.
PREMISESES OF THE MODERN CONDITION OF THE FINANCIAL ACCOUNT IN IRAQI REPUBLIC
Polenova Svetlana Nikolaevna
Financial University under the Government of the Russian Federation, (Moscow, Kibalchicha str., 1A Russia), doctor of economic Sciences, associate Professor Department of accounting, analysis and audit, Polenov_d@mail.ru, 8-495-615-12-82.
The experience of the countries of the Near East in developing and improving the financial account and reporting is of prime importance since it serves to estimate it from the standpoint of possibilities of transforming the account activity of other countries being on the way of developing the national account system. The modern system of financial accounting in the Republic of Iraq and its features, as in other States in the Middle East is due to cultural, historical, political and economic conditions of their formation and development. In accordance with the cultural component, and national characteristics of the peoples inhabiting the country (Sunni Arabs and Shiites, Kurds), the practice of Islam and strict adherence to religious traditions, declared in the Constitution, normative legal regulation of financial accounting and the practical use of its rules strictly followed in accounting activities.
Keywords: financial account, stages, development, regulation.
Современная система финансового учета в Иракской Республике и ее особенности, как и в других государствах Ближнего Востока, обусловливается культурными, историческими, политическими и экономическими условиями их формирования и развития. В соответствии с культурной составляющей и национальными особенностями народов, населяющих страну (арабов – суннитов и шиитов, курдов), исповедование мусульманства и строгое следование религиозной традиции, задекларированной в конституции, нормативном правовом регулировании финансового учета, а также при практическом использовании его правил строго придерживаются в учетной деятельности. Исследователи отмечают, что бухгалтерская система таких исламских стран, как Алжир, Афганистан, Бахрейн, Бангладеш, Гамбия, Иордания, Ирак, Иран и других, реализуется путем применения следующих принципов [2, с. 48]:
1) партнерства (мушарака), предполагающего достаточную открытость в ведении хозяйственной деятельности, представления и раскрытия учетной и отчетной информации;
2) благотворительности (саадака и ауфака), проявляющегося в активном участии, как субъекта хозяйствования, так и предпринимательского сообщества в проведении благотворительных акций и пожертвованиях;
3) запрета отдельных видов хозяйствования (харам), как не соответствующих религиозным нормам (взимание процентов по займам, ростовщичество, спекулятивные сделки и др.).
Экономические особенности хозяйствования в стране, приведшие к двойственности в нормативно-правовом регулировании учетных процессов, обусловлены, с одной стороны, английской оккупацией Ирака во время Первой мировой войны. С 1920 г. Великобритания получила от Лиги наций право управления страной. Независимо от того, что в 1932 г. была получена независимость Ирака от английского управления, страна фактически находилась под внешним управлением в течение более двух десятков лет. Развивающаяся система финансового учета и отчетности формировалась под сильным влиянием англо-американской модели, а преобладающие методики оценки и учета объектов (активов, обязательств, расходов, доходов, капитала) были заимствованы из британской учетной практики. Финансовая отчетность организаций (баланс, отчет о прибылях и убытках и др.) составлялась на условиях системы UK GAAP, включавшей принципы начисления, продолжения деятельности, осторожности, постоянства учетной политики, преобладания экономического содержания перед формой.
Наряду с активным воздействием англо-американской учетной системы, иракская экономика этого времени характеризовалась низким уровнем развития. В период 1930-1958 гг. промышленное производство страны было полукустарным, в нем преобладали предприятия, небольшие по объемам производства, количеству работников, финансовым возможностям. Для полноценного применения положений британской учетной системы нужны были не только квалифицированные специалисты, но и финансовые ресурсы. Поэтому в большинстве национальных предприятий качество учета было низким, особенно в сфере учета затрат. Однако финансовый учет и отчетность компаний нефтяного сектора и смежных с ним отраслей того времени можно охарактеризовать как развитые в связи с использованием иностранного капитала и применением британской методологии. После национальной революции 1958 г., свержения монархического режима и окончания иностранной оккупации Ирак был провозглашен республикой, развивающей экономические связи с СССР и странами народной демократии.
После государственных переворотов в 1963 г. была проведена широкая национализации в промышленности, строительстве, банковском секторе, в страховом деле. Бухгалтерскому учету периода 1958-1968 гг. было свойственно отсутствие строгой системы нормативно-правового регулирования, разрозненность инструктивных документов по учету отдельных объектов.
В 1968 г. после прихода к власти Партии Баас (Партии социалистического возрождения) темпы государственного регулирования экономики возросли, стала применяться система централизованного управления и планирования, были сформированы основы единой системы бухгалтерского учета, построенной на двойной записи. По решению Правительства Ирака она должна применяться на всех предприятиях страны и включать типовые (унифицированные) формы бухгалтерской отчетности. Этот период характеризовался также высокими темпами национализации промышленности, а уровень государственной собственности в экономике Ирака 1970-х гг. достиг 70 % .
Работа по формированию единой системы бухгалтерского учета и отчетности и созданию его правовых основ в Ираке была поручена в 1969 г. Административному научно-исследовательскому центру [4, с. 18]. Разработанная им единая учетная система включала ключевой нормативный правовой документ – План счетов бухгалтерского учета, объединяющий счета имущества, источников имущества, затрат на производство, расчетов, финансовых результатов. Система предложенных синтетических счетов включала несколько субсчетов, объединяющих детальные позиции учетной совокупности и позволяющая представить в учетных регистрах аналитическую информацию разного уровня и характера. Такое построение плана счетов давало возможность без дополнительных расчетов и справок представить информацию бухгалтерского учета на разные уровни управления предприятием. Анализ практики применения единого Плана счетов на предприятиях легкой промышленности доказал его эффективность. В связи с этим он был распространен на все промышленные предприятия Ирака. Для этого в 1979 г. стал функционировать Центральный комитет бухгалтеров. Его функцией стало распространение единой национальной учетной системы на всех предприятиях для представления достоверной учетной и отчетной информации не только государственным органам (налоговым, кредитным, статистическим и др.), но и для внутренних управленческих нужд самих субъектов хозяйствования [4, с. 18].
Работа по созданию единого методического обеспечения бухгалтерского учета в Республике Ирак сопровождалась интеграцией управленческого и финансового учета в рамках формирования себестоимости продукции, разработки бюджетов и анализа их исполнения, уточнения теоретических положений учета производственных затрат. Достижения в теоретической области учетного знания позволили получить важные практические результаты: появилась возможность в едином ключе оценивать поступающие на предприятия для производственных нужд материальные ресурсы, их расход, учитывать затраты по оплате труда, рассчитывать амортизацию основных средств и вести ее учет, формировать плановую и фактическую себестоимость изготовленной и реализованной продукции, рассчитывать финансовые результаты.
В связи с унификацией методик финансового учета и отчетности на иракских предприятиях появилась возможность повысить эффективность и оперативность принятия управленческих решений, сократить производственные затраты, улучшить финансовое их состояние.
В период американского вторжения в Ирак (2003 г.) и формального завершения войны в 2011 г. учетная система страны находилась на прежнем уровне в связи с низким уровнем безопасности, как для населения страны, так и экономики. Стабильность современного иракского общества, по мнению экономистов, может быть достигнута ростом частного сектора экономики, перехода ее на рыночные основы, вхождения страны в мировое экономическое пространство. Статистика свидетельствует, что благодаря добыче и экспорту нефти в страны Евросоюза, Китай, Индию, США, формируется основная часть бюджета республики, а по запасам нефти Ирак занимает пятое место в мире [3, с. 59]. На основании программы привлечения иностранных инвестиций в экономику и принятия Закона «Об инвестициях» (2006 г.) [5, с. 238] в настоящее время реализуются контракты с крупнейшими американскими, французскими, итальянскими, японскими, южно-корейскими, китайскими фирмами, занимающимися добычей нефти и газа, а также российскими компаниями – ОАО «ЛукОйл», ОАО «Газпром нефть», ОАО АНК «Башнефть» [1, с. 255]. Вложения иностранного капитала в экономику Ирака способствуют интенсификации работы по совершенствованию национальной системы бухгалтерского учета в стране, применения МСФО, необходимых для формирования достоверной и полезной информации о деятельности совместных и национальных компаний, и, прежде всего, в нефтегазовом секторе.
Список литературы
1. Жданов С.В. Арабские страны в мировой экономике. М.: МГИМО-Университет. 2015. 400 с.
2. Кружкова И.И., Аль-Обайди А.Х.Д. Принципы бухгалтерского финансового учета в Республике Ирак // International Scientific Journal. 2016. № 5. С. 48-50.
3. Куликов Н.И., Гарбави М.А.Х. Инвестиционные и политические проблемы Ирака и возможные пути их решения // Вопросы современной науки и практики. 2015. № 2(56). С. 58-67.
4. Мизиковский Е.А., Мохаммад Б.А. Иракская единая учетная система и ее соответствие международным стандартам финансовой отчетности // Вестник СамГУПС. 2015. № 2(28). Т.2. С. 17-23.
5. Подшиваленко Г.П. Инвестиции. М.: КноРус. 2009. 485 с.
References
1. Zhdanov S.V. Arabskie strany v mirovoi economike. M.: MGIMO-University. 2015. 400 p.
2. Kruzhkova I.I., Al-Obaydi A.H.D. Printsipy bukhgalterskogo finansovogo ucheta v respublike Irak - International Scientific Journal. 2016. no 5. P. 48-50.
3. Kulikov N.I., Garbavi M.A.H. Investitsionnye i politicheskie problemy Iraka i vozmozhnye puti ikh resheniy - Voprosy sovremennoi nauki i praktiki. 2015. no 2(56). P. 58-67.
4. Mizikovskiy E.A., Mokhammad B.A. Irakskay edinay uchetnay sistema i ee sootvetstvie mezhdunarodnym standartam finansovoy otchetnosti - Vestnik SamGUPS. 2015. no 2(28). T. 2. P. 17-23.
5. Podshivalenko G.P. Investitsii. M.: KnoRUS. 2009. 485 p.