Уваров В.Д., Рябкова Д.В. Создание цветового решения для интерьеров отелей на основе психологии цвета
Уваров В.Д., Рябкова Д.В. Создание цветового решения для интерьеров отелей на основе психологии цвета
Образец ссылки на эту статью: Уваров В.Д., Рябкова Д.В. Создание цветового решения для интерьеров отелей на основе психологии цвета // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 4 (4). С. 14.
УДК 745.52 +746.1
СОЗДАНИЕ ЦВЕТОВОГО РЕШЕНИЯ ДЛЯ ИНТЕРЬЕРОВ ОТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ПСИХОЛОГИИ ЦВЕТА
Уваров Виктор Дмитриевич
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии», (117997, Москва, ул. Садовническая 33, стр.1), доктор искусствоведения, профессор, artuwaroff@yandex.ru, +7 909 155-63-25.
Рябкова Дарья Викторовна
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии», (117997, Москва, ул. Садовническая 33, стр.1), магистрант, daryabkova@gmail.com, +7 985 316 10 92.
Цель статьи – на основе анализа различных статей отечественных и зарубежных авторов о комбинациях цветов в интерьере составить рекомендации, помогающие гармонично расставить цветовые акценты в помещениях отелей. В статье изучается разнообразие приемов использования цвета для композиционной связи разных зон номера, а также номеров с другими помещениями. Уделяется внимание проектированию цвета, как некому компромиссу, зависящему от целевой аудитории отеля, сетевой концепции, образа, имиджа и его направленности по части проводимых мероприятий.
Главный научный результат – на основе данной статьи сделаны выводы: для выбора цвета любого помещения, необходимо знать правила работы с цветовым кругом; гармония цвета не единственная задача, поставленная перед дизайнером, все решения нужно принимать относительно освещения, сторон света, площади комнаты, планировки всего здания; выделить или же наоборот, сдержать какие-либо моменты в цветовой гармонии могут такие элементы, как текстиль, произведения искусства, мебель; таписсерия – рукотворная работа, которая имеет свойства привносить в композиционное решение интерьера, уют, изящество, настроение, простор для воображения, экспрессию и тому подобное. Она предоставляет дизайнеру богатые возможности, благодаря которым он может экспериментировать как с цветовым, так и с пространственным решением.
Ключевые слова: таписсерия; цветовая гармония; искусство ткачества; художественный текстиль; композиционное решение.
CREATING SOLUTIONS FOR COLOR INTERIOR OF THE HOTEL WHETHER BASED ON COLOR PSYCHOLOGY
Uvarov Viktor Dmitrievich
State Federal-Funded Educational Institution of Higher Professional Training «Moscow State University of Design and Technology», (117997, Moscow, Sadovnicheskaya street, 33, building 1), Doctor of Science (Art History) Ph.D.(Design), Professor, artuwaroff@yandex.ru, 8 909 155-63-25.
Ryabkova Darya Viktorovna
State Federal-Funded Educational Institution of Higher Professional Training «Moscow State University of Design and Technology», (117997, Moscow, Sadovnicheskaya street, 33, building 1), undergraduate, daryabkova@gmail.com, +7 985 316 10 92.
The purpose of the article is to make up recommendations to help arrange harmonious color accents in the hotel premises based on the analysis of various articles of domestic and foreign authors about the combination of colors in the interior. The diversity of methods of using colors for composite connection of different areas of the hotel room, as well as rooms with other facilities is studied. Attention is paid to the color design as a compromise depending on the target audience of the hotel, the network concept, the image and its orientation according to the organized activities.
The main scientific result is that, on the basis of this article, there have been made the following conclusions: to select the color of any room it is necessary to know the rules for working with the color gamut; the color harmony is not the only task assigned to the designer, all decisions should be taken with respect to lighting, parts of the world, the room area, the building layout; to highlight or, on the contrary, to tone down any element in the color harmony is possible with such items as textiles, artwork, furniture; tapestry is the man-made work which can bring to the composite of the interior comfort, elegance, mood, space for imagination, expression and so on. It gives the designer massive opportunities thanks to which he can experiment with both the color and spatial resolution.
Keywords: tapestry; color harmony; the art of weaving; artistic textiles; composite solution.
Специфика гостиниц заключается в многообразии функций этих объектов. Это одновременно и жилые, и общественные здания, что предопределяет особенности формирования интерьеров.
Интерьер – понятие сложное, многоплановое, обладающее огромной эстетической и психофизиологической силой воздействия на человека. Это организация внутреннего пространства здания, которое представляет собой зрительно ограниченную искусственно созданную среду, обеспечивающую комфортные условия жизнедеятельности человека.
Обращаясь к проблеме воздействия цвета на человека, следует отметить, что в общем виде данные о психологическом воздействии цвета сводятся к следующему: красный цвет имеет стимулирующее влияние и вызывает повышенные эмоциональные реакции, голубой – цвет свежести и легкости; зеленый – цвет природы, умиротворяет, уменьшает слишком яркое солнечное освещение, бурый цвет успокаивает, но вызывает депрессию, когда он употребляется один. Его чаще комбинируют с желтым или оранжевым; оранжевый цвет вызывает радость, фиолетовый – печаль; черный, если он используется один, угнетает; белый – дает чистоту и одновременно холод.
На основе анализа различных статей отечественных и зарубежных авторов о комбинациях цветов в интерьере были составлены рекомендации, помогающие гармонично расставить цветовые акценты в помещениях отелей.
Для номеров целесообразны следующие цветовые композиции:
- родственные, построенные на цветах, расположенных в цветовом круге между цветами первого уровня;
- родственно-контрастные, построенные на противопоставлении цветов, расположенных между цветами второго уровня;
- взаимодополнительные, построенные на цветах, расположенных по диаметрам цветового круга.
Доктор искусствоведения, профессор В.Д. Уваров отмечает три основных тенденции цветовой гармонизации современного интерьера: «Согласно первой тенденции, среда строится на тождественных цветовых соотношениях, когда за основу колористической гаммы принимается один хроматический цвет и цветовой тон варьируется в сочетаниях разной насыщенности и светлоты. Подобное цветовое решение можно дополнить близкими и родственными цветовыми нюансами. В целом создается спокойная цветовая атмосфера, благоприятная для длительного пребывания человека в данной обстановке. Тональное оформление интерьера допускает наличие в нем отдельных контрастных цветовых зон. Такие зоны может создавать таписсерия — композиционный центр при весьма сдержанном по цвету решении пространственной среды интерьера.
Вторая тенденция предполагает использование в интерьере гармоний родственно-контрастных и контрастных цветов. Такое решение наиболее активно и экспрессивно. Очень часто в интерьере родственно-контрастные и даже контрастные цвета предпочитают сочетать с нейтральными, например, ахроматическими или малонасыщенными цветами, смягчающими активность и некоторую агрессивность колористических контрастов и одновременно подчеркивающими их звучность и сочность.
Третья тенденция основана на цветовой теории времен года. Изо дня в день природа показывает нам, как нужно в любое время года гармонично комбинировать цвета самых разнообразных оттенков. Убедительность этой теории подкрепляется тем аргументом, что если человек с незапамятных времен живет среди гармоничных природных цветовых отношений, то они радуют его больше, чем любые другие цветовые эффекты» [1].
В целях корректировки размеров и пропорций номеров следует использовать различные свойства цветов.
Во время разработки цветового решения интерьеров гостиниц необходимо учитывать восприятие цвета при естественном и искусственном освещениях. При этом нужно брать во внимание способность цвета снижать насыщенность и изменять цветовой тон, как при интенсивном, так и при слабом освещении; уменьшать насыщенность света предмета на ярком фоне; изменять цветовой тон в зависимости от цветности излучения источника света.
Приемы использования цвета для композиционной связи разных зон номера, а также номера с другими помещениями довольно разнообразны. Наиболее распространенными являются следующие:
- каждое помещение решено в своей цветовой гамме;
- все помещения имеют одну цветовую гамму.
Первый прием применяется для номеров больших размеров. В этом случае стены передней и санузла окрашивают в насыщенные цвета: красный, синий, зеленый и так далее, стены комнаты в светлые тона малой насыщенности. Для номеров небольшой площади 9-12 кв. метров целесообразно применять единую цветовую гамму, способствующую композиционному объединению разных зон, от чего номера зрительно кажутся просторнее.
При выборе цветового решения номера необходимо принимать во внимание цвет общественных помещений всего этажа. Часто цветовая композиция строится на контрастном сочетании цветов и тонов. Если в номерах применяются мягкие сочетания, а в коридорах и холлах –насыщенные тона, то номер производит впечатление полумрачного помещения.
В других случаях ставится задача объединения цветом всех помещений жилого этажа с тем, чтобы номера можно было рассматривать не как изолированные замкнутые ячейки, а как часть общего жилого пространства. В коридорах и комнатах часто применяются мягкие, спокойные цвета – бледно-желтый, светло-зеленый, бежевый и др.; в передних помещениях используются насыщенные цвета, которые можно рассматривать как цветовые акценты всего комплекса. Такой способ позволяет добиться композиционного объединения холлов, коридоров и номеров.
И, наконец, применяется еще один прием – это однотоновая композиция, построенная на сочетании цветов, близких по цветовому тону.
Цвет является одним из основных средств в создании индивидуальных архитектурных решений интерьеров типовых помещений.
Как справедливо замечает искусствовед И. Азизян: «Колористическое единство принципов формообразования в различных видах искусства и художественной деятельности создает типологическую цветовую характерность стиля, которая не исчерпывает всю совокупность исторически-конкретного проявления цвета в культуре, но является важнейшей ее структурной составляющей. Единство принципов цветового формообразования, аналогичное единству принципов пластического и пространственного формообразования, — складывается в культуре не только в результате определенной аналогичности этих процессов и единой в культуре символики цвета. Единство это образуется путем активного взаимообмена художественными идеями, а также в результате непосредственного и опосредованного влияния одних искусств на другие» [2].
Цветовое решение не может рассматриваться как «последний штрих» в оформлении интерьера. Цвет интерьера и его пространственное решение должны идти параллельно с самого начала проектирования здания.
При выборе цветового решения помещений следует принимать также во внимание месторасположение гостиниц и их ориентацию по сторонам света. Холодную и нейтральную гаммы цветовой отделки интерьера рекомендуется выбирать для гостиниц, расположенных в южных районах, южнее 45° северной широты, а также в центральных районах в помещениях, ориентированных на юг.
Теплую гамму цветовой отделки интерьера следует выбирать в гостиницах, расположенных в северных районах, севернее 45° северной широты, в помещениях с окнами, обращенными на север.
Необходимо учитывать зависимость цветового решения от назначения помещения и времени воздействия данной цветовой среды на человека. В соответствии с этим к цветовому решению помещений гостиниц предъявляют следующие требования.
В номерах должны преобладать спокойные цвета нейтральных тонов, что обеспечит условия для отдыха и работы. Активные насыщенные здесь применяются ограниченно.
В вестибюле целесообразно использовать цвета средневолновой части спектра: жёлтые, голубые, зелёные, средней насыщенности, с большим коэффициентом отражения. Цветовые акценты должны быть размещены таким образом, чтобы во время работы обслуживающий персонал не попадал в поле зрение клиента.
В проходных помещениях, таких как лестницы, коридоры, можно применять любые цвета. Стены и потолок должны быть светлыми с большим коэффициентом отражения для оптического увеличения пространства.
В холлах не следует применять яркие цвета и резкие контрасты. Здесь должны преобладать цвета нейтральных и малонасыщенных тонов.
Цвет целесообразно применять, ориентируясь на проживающих. С этой целью в зоне стойки дежурного администратора, лифтовых холлах и лестницах следует использовать «броские» цвета, привлекающие внимание приезжающих. Коридоры разных этажей рекомендуется окрашивать в цвета, контрастные по яркости или цветовому тону. Хроматические контрасты следует строить на использовании насыщенных цветов.
Кроме функциональных задач, которые учитываются при цветовом решении интерьера, необходимо работать над гармоничным сочетанием цветов всех элементов интерьера.
Из многочисленных вариантов цветовой композиции интерьера вестибюльной группы, наиболее рекомендуемой является композиция, построенная на сочетании светлых и нейтральных тонов общего фона с насыщенными и яркими цветовыми акцентами.
Благоприятные условия жизнедеятельности человека в гостиницах обеспечиваются благодаря созданию комфорта, как в самом здании гостиницы, так и на территории, прилегающей к ней. Общий комфорт внутреннего пространства гостиниц является интегрирующим понятием. Оно включает экологический, функциональный и эстетический комфорт среды любого помещения гостиницы.
Проектирование - это некий компромисс, зависящий от целевой аудитории отеля, сетевой концепции, образа, имиджа и его направленности по части проводимых мероприятий.
Если рассматривать оформление гостиничного номера с точки зрения проектирования внутреннего убранства, то нужно собирать его наподобие конструктора, расставляя все базовые элементы по определенным местам. Неотъемлемой частью проекта интерьера всегда является текстиль, который бывает чрезвычайно разнообразным. Следовательно, и панно, и картины, и таписсерия также могут участвовать в создании образно-пластического решения убранства помещения.
Отель – это место, где человек, прежде всего, отдыхает и процесс восприятия цветов, с точки зрения психологии, является очень важным фактором в оформлении интерьера. Согласно специфике человеческой психологии, отдохнуть в помещении, в котором все одного цвета, где глаз не в состоянии ни за что зацепиться, невозможно. Возникает ассоциация с лечебными учреждениями, где все вокруг одного цвета, а глаз обязательно должен на чем-то задерживаться, обращать внимание на детали, особенно выигрышно, если подобная фокусировка будет способствовать эстетическому удовольствию.
Поэтому цветовыми акцентами могут быть не только кресла, декоративные шторы, подушки, пледы, но и произведения искусства.
Созданная специально для определенного помещения таписсерия, не только создаст правильное настроение, атмосферу, образ комнаты, но и добавит статусности всему гостиничному комплексу. Если изначально функциональное назначение таписсерии было больше утепляющие, то по прошествии времени стала преобладать этетическая функция.
«Современные таписсьеры зримо и осязательно, нитями многоцветной пряжи, осуществили “освобождение цвета”, начатое Анри Матиссом в его опытах с декупажами из цветной бумаги. На пути к достижению совершенства в создании цветовых гармоний возникла необходимость изучения исторического наследия в области таписсерии. Так, реформатору искусства таписсерии Ж. Люрса с присущей ему склонностью к повышенной экспрессии цвета и декоративно-плоскостной трактовке формы в равной степени близки как стремление А. Матисса воздействовать на зрителя ритмом крупных плоскостей цвета, так и опыты Ф. Леже с цветом и пространством, требовавшие больших, просторных помещений и огромных плоскостей стены. В результате наблюдений над цветовыми построениями старинных таписсерий и своей художественной практики Ж. Люрса пришел к выводу, что окрашенная шерстяная и шелковая пряжа — отнюдь не то же самое, что краски на палитре, да и сама поверхность таписсерии отражает свет совершенно иначе, чем поверхность холста, записанная масляными красками. Учитывая это, средневековый мастер усиливал интенсивность отдельных тонов и в то же время использовал лишь ограниченное число цветов, чтобы не дробить общего впечатления размытостью красок. Особенно существенным также является высказывание Ж. Люрса о том, что "если таписсьер желает употреблять открытые и яркие тона, то должен помещать все фигуры и все предметы в одном плане''» [3].
Таписсерия безусловный показатель достатка, важности ее обладателя. Не обязательно речь идет о человеке или семье, это могут быть как правительственные, общественные, многофункциональные здания, отели. Такие места, где демонстрация подобного произведения будет уместна.
Подводя итог к исследованию по теме: «Создание цветового решения для интерьеров отелей, на основе психологии цвета», сделаем следующие выводы:
- для выбора цвета любого помещения, необходимо знать правила работы с цветовым кругом;
- гармония цвета не единственная задача, поставленная перед дизайнером, все решения нужно принимать относительно освещения, сторон света, площади комнаты, планировки всего здания;
- выделить или же наоборот, сдержать какие-либо моменты в цветовой гармонии могут такие элементы, как текстиль, произведения искусства, мебель;
- таписсерия - рукотворная работа, которая имеет свойства привносить в композиционное решение интерьера, уют, изящество, настроение, простор для воображения, экспрессию и тому подобное. Она предоставляет дизайнеру богатые возможности, благодаря которым он может экспериментировать как с цветовым, так и с пространственным решением.
Список литературы
1. Азизян. И.А. О цветовой культуре //Декоративное искусство СССР, -1985, - N10. - С. 9-14.
2. Соколова А. История, стиль и домашний текстиль (журнал). Москва 2008 г. 176 с.
3. Уваров В.Д. Взаимодействия монументальных форм таписессерии и архитектуры интерьера // Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии: Материалы XVIII-й междунар. науч.конф. / Под ред. Н.М. Калашниковой. СПб: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2015. С. 424-431.
4. Уваров В.Д. Специфика художественного языка таписсерии-гобелена // Материалы заочной международной научно-практической конференции. «Образование и культура». Специальный выпуск научного журнала «Научный поиск». 2015. № 1.1. С. 63-65.
5. Уваров В.Д. Развитие нетрадиционных форм художественного выражения в текстиле // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 3 (3). С. 12.
6. Дизайн гостиниц. URL: http://www.sostav.ru/blogs/27422/120/ (дата обращения 15.06.2016).
7. История гостиничного дела. Лайфжурнал. URL: http://hoteladvisor.livejournal.com/32450.html (дата обращения 15.06.2016).
References
1. Azizyan. I.A. O tsvetovoi culture. - Dekorativnoe iskusstvo SSSR. 1985. no 10. pp. 9-14.
2. Sokolova A. Istoriya, stil i domashnii tekstil. Zhurnal. Moskva 2008 g. 176 p.
3. Uvarov V.D. Vzaimodeistviya monumentalnih form tapisesserii i arkhitekturi interera. // Moda i dizain: istoricheskii opit – novie tehnologii: Materiali XVIII-i mezhdunar. nauch. konf. / Pod red. N.M. Kalashnikovoi. SPb: FGBOUVPO «SPGUTD», 2015. pp. 424-431.
4. Uvarov V.D. Specifika hudojestvennogo yazika tapisserii_gobelena. _statya,. Materiali zaochnoi mejdunarodnoi nauchno_prakticheskoi konferencii. «Obrazovanie i kultura» Specialnii vipusk nauchnogo jurnala «Nauchnii poisk». 2015. no 1.1. pp. 63-65.
5. Uvarov V.D. Razvitie netradizionnykh form khudozhestvennogo vyrazheniya v tekstile. – Biznes i dizain revyu. 2016. T. 1. no 3. p. 12.
6. Dizain gostinits. URL:_ http_//www.sostav.ru/blogs/27422/120/ (data obrascheniya 15.06.2016).
7. Istoriya gostinichnogo dela. Laifzhurnal. URL: http_//hoteladvisor.livejournal.com/32450.html (data obrascheniya 15.06.2016).
УДК 745.52 +746.1
СОЗДАНИЕ ЦВЕТОВОГО РЕШЕНИЯ ДЛЯ ИНТЕРЬЕРОВ ОТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ПСИХОЛОГИИ ЦВЕТА
Уваров Виктор Дмитриевич
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии», (117997, Москва, ул. Садовническая 33, стр.1), доктор искусствоведения, профессор, artuwaroff@yandex.ru, +7 909 155-63-25.
Рябкова Дарья Викторовна
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии», (117997, Москва, ул. Садовническая 33, стр.1), магистрант, daryabkova@gmail.com, +7 985 316 10 92.
Цель статьи – на основе анализа различных статей отечественных и зарубежных авторов о комбинациях цветов в интерьере составить рекомендации, помогающие гармонично расставить цветовые акценты в помещениях отелей. В статье изучается разнообразие приемов использования цвета для композиционной связи разных зон номера, а также номеров с другими помещениями. Уделяется внимание проектированию цвета, как некому компромиссу, зависящему от целевой аудитории отеля, сетевой концепции, образа, имиджа и его направленности по части проводимых мероприятий.
Главный научный результат – на основе данной статьи сделаны выводы: для выбора цвета любого помещения, необходимо знать правила работы с цветовым кругом; гармония цвета не единственная задача, поставленная перед дизайнером, все решения нужно принимать относительно освещения, сторон света, площади комнаты, планировки всего здания; выделить или же наоборот, сдержать какие-либо моменты в цветовой гармонии могут такие элементы, как текстиль, произведения искусства, мебель; таписсерия – рукотворная работа, которая имеет свойства привносить в композиционное решение интерьера, уют, изящество, настроение, простор для воображения, экспрессию и тому подобное. Она предоставляет дизайнеру богатые возможности, благодаря которым он может экспериментировать как с цветовым, так и с пространственным решением.
Ключевые слова: таписсерия; цветовая гармония; искусство ткачества; художественный текстиль; композиционное решение.
CREATING SOLUTIONS FOR COLOR INTERIOR OF THE HOTEL WHETHER BASED ON COLOR PSYCHOLOGY
Uvarov Viktor Dmitrievich
State Federal-Funded Educational Institution of Higher Professional Training «Moscow State University of Design and Technology», (117997, Moscow, Sadovnicheskaya street, 33, building 1), Doctor of Science (Art History) Ph.D.(Design), Professor, artuwaroff@yandex.ru, 8 909 155-63-25.
Ryabkova Darya Viktorovna
State Federal-Funded Educational Institution of Higher Professional Training «Moscow State University of Design and Technology», (117997, Moscow, Sadovnicheskaya street, 33, building 1), undergraduate, daryabkova@gmail.com, +7 985 316 10 92.
The purpose of the article is to make up recommendations to help arrange harmonious color accents in the hotel premises based on the analysis of various articles of domestic and foreign authors about the combination of colors in the interior. The diversity of methods of using colors for composite connection of different areas of the hotel room, as well as rooms with other facilities is studied. Attention is paid to the color design as a compromise depending on the target audience of the hotel, the network concept, the image and its orientation according to the organized activities.
The main scientific result is that, on the basis of this article, there have been made the following conclusions: to select the color of any room it is necessary to know the rules for working with the color gamut; the color harmony is not the only task assigned to the designer, all decisions should be taken with respect to lighting, parts of the world, the room area, the building layout; to highlight or, on the contrary, to tone down any element in the color harmony is possible with such items as textiles, artwork, furniture; tapestry is the man-made work which can bring to the composite of the interior comfort, elegance, mood, space for imagination, expression and so on. It gives the designer massive opportunities thanks to which he can experiment with both the color and spatial resolution.
Keywords: tapestry; color harmony; the art of weaving; artistic textiles; composite solution.
Специфика гостиниц заключается в многообразии функций этих объектов. Это одновременно и жилые, и общественные здания, что предопределяет особенности формирования интерьеров.
Интерьер – понятие сложное, многоплановое, обладающее огромной эстетической и психофизиологической силой воздействия на человека. Это организация внутреннего пространства здания, которое представляет собой зрительно ограниченную искусственно созданную среду, обеспечивающую комфортные условия жизнедеятельности человека.
Обращаясь к проблеме воздействия цвета на человека, следует отметить, что в общем виде данные о психологическом воздействии цвета сводятся к следующему: красный цвет имеет стимулирующее влияние и вызывает повышенные эмоциональные реакции, голубой – цвет свежести и легкости; зеленый – цвет природы, умиротворяет, уменьшает слишком яркое солнечное освещение, бурый цвет успокаивает, но вызывает депрессию, когда он употребляется один. Его чаще комбинируют с желтым или оранжевым; оранжевый цвет вызывает радость, фиолетовый – печаль; черный, если он используется один, угнетает; белый – дает чистоту и одновременно холод.
На основе анализа различных статей отечественных и зарубежных авторов о комбинациях цветов в интерьере были составлены рекомендации, помогающие гармонично расставить цветовые акценты в помещениях отелей.
Для номеров целесообразны следующие цветовые композиции:
- родственные, построенные на цветах, расположенных в цветовом круге между цветами первого уровня;
- родственно-контрастные, построенные на противопоставлении цветов, расположенных между цветами второго уровня;
- взаимодополнительные, построенные на цветах, расположенных по диаметрам цветового круга.
Доктор искусствоведения, профессор В.Д. Уваров отмечает три основных тенденции цветовой гармонизации современного интерьера: «Согласно первой тенденции, среда строится на тождественных цветовых соотношениях, когда за основу колористической гаммы принимается один хроматический цвет и цветовой тон варьируется в сочетаниях разной насыщенности и светлоты. Подобное цветовое решение можно дополнить близкими и родственными цветовыми нюансами. В целом создается спокойная цветовая атмосфера, благоприятная для длительного пребывания человека в данной обстановке. Тональное оформление интерьера допускает наличие в нем отдельных контрастных цветовых зон. Такие зоны может создавать таписсерия — композиционный центр при весьма сдержанном по цвету решении пространственной среды интерьера.
Вторая тенденция предполагает использование в интерьере гармоний родственно-контрастных и контрастных цветов. Такое решение наиболее активно и экспрессивно. Очень часто в интерьере родственно-контрастные и даже контрастные цвета предпочитают сочетать с нейтральными, например, ахроматическими или малонасыщенными цветами, смягчающими активность и некоторую агрессивность колористических контрастов и одновременно подчеркивающими их звучность и сочность.
Третья тенденция основана на цветовой теории времен года. Изо дня в день природа показывает нам, как нужно в любое время года гармонично комбинировать цвета самых разнообразных оттенков. Убедительность этой теории подкрепляется тем аргументом, что если человек с незапамятных времен живет среди гармоничных природных цветовых отношений, то они радуют его больше, чем любые другие цветовые эффекты» [1].
В целях корректировки размеров и пропорций номеров следует использовать различные свойства цветов.
Во время разработки цветового решения интерьеров гостиниц необходимо учитывать восприятие цвета при естественном и искусственном освещениях. При этом нужно брать во внимание способность цвета снижать насыщенность и изменять цветовой тон, как при интенсивном, так и при слабом освещении; уменьшать насыщенность света предмета на ярком фоне; изменять цветовой тон в зависимости от цветности излучения источника света.
Приемы использования цвета для композиционной связи разных зон номера, а также номера с другими помещениями довольно разнообразны. Наиболее распространенными являются следующие:
- каждое помещение решено в своей цветовой гамме;
- все помещения имеют одну цветовую гамму.
Первый прием применяется для номеров больших размеров. В этом случае стены передней и санузла окрашивают в насыщенные цвета: красный, синий, зеленый и так далее, стены комнаты в светлые тона малой насыщенности. Для номеров небольшой площади 9-12 кв. метров целесообразно применять единую цветовую гамму, способствующую композиционному объединению разных зон, от чего номера зрительно кажутся просторнее.
При выборе цветового решения номера необходимо принимать во внимание цвет общественных помещений всего этажа. Часто цветовая композиция строится на контрастном сочетании цветов и тонов. Если в номерах применяются мягкие сочетания, а в коридорах и холлах –насыщенные тона, то номер производит впечатление полумрачного помещения.
В других случаях ставится задача объединения цветом всех помещений жилого этажа с тем, чтобы номера можно было рассматривать не как изолированные замкнутые ячейки, а как часть общего жилого пространства. В коридорах и комнатах часто применяются мягкие, спокойные цвета – бледно-желтый, светло-зеленый, бежевый и др.; в передних помещениях используются насыщенные цвета, которые можно рассматривать как цветовые акценты всего комплекса. Такой способ позволяет добиться композиционного объединения холлов, коридоров и номеров.
И, наконец, применяется еще один прием – это однотоновая композиция, построенная на сочетании цветов, близких по цветовому тону.
Цвет является одним из основных средств в создании индивидуальных архитектурных решений интерьеров типовых помещений.
Как справедливо замечает искусствовед И. Азизян: «Колористическое единство принципов формообразования в различных видах искусства и художественной деятельности создает типологическую цветовую характерность стиля, которая не исчерпывает всю совокупность исторически-конкретного проявления цвета в культуре, но является важнейшей ее структурной составляющей. Единство принципов цветового формообразования, аналогичное единству принципов пластического и пространственного формообразования, — складывается в культуре не только в результате определенной аналогичности этих процессов и единой в культуре символики цвета. Единство это образуется путем активного взаимообмена художественными идеями, а также в результате непосредственного и опосредованного влияния одних искусств на другие» [2].
Цветовое решение не может рассматриваться как «последний штрих» в оформлении интерьера. Цвет интерьера и его пространственное решение должны идти параллельно с самого начала проектирования здания.
При выборе цветового решения помещений следует принимать также во внимание месторасположение гостиниц и их ориентацию по сторонам света. Холодную и нейтральную гаммы цветовой отделки интерьера рекомендуется выбирать для гостиниц, расположенных в южных районах, южнее 45° северной широты, а также в центральных районах в помещениях, ориентированных на юг.
Теплую гамму цветовой отделки интерьера следует выбирать в гостиницах, расположенных в северных районах, севернее 45° северной широты, в помещениях с окнами, обращенными на север.
Необходимо учитывать зависимость цветового решения от назначения помещения и времени воздействия данной цветовой среды на человека. В соответствии с этим к цветовому решению помещений гостиниц предъявляют следующие требования.
В номерах должны преобладать спокойные цвета нейтральных тонов, что обеспечит условия для отдыха и работы. Активные насыщенные здесь применяются ограниченно.
В вестибюле целесообразно использовать цвета средневолновой части спектра: жёлтые, голубые, зелёные, средней насыщенности, с большим коэффициентом отражения. Цветовые акценты должны быть размещены таким образом, чтобы во время работы обслуживающий персонал не попадал в поле зрение клиента.
В проходных помещениях, таких как лестницы, коридоры, можно применять любые цвета. Стены и потолок должны быть светлыми с большим коэффициентом отражения для оптического увеличения пространства.
В холлах не следует применять яркие цвета и резкие контрасты. Здесь должны преобладать цвета нейтральных и малонасыщенных тонов.
Цвет целесообразно применять, ориентируясь на проживающих. С этой целью в зоне стойки дежурного администратора, лифтовых холлах и лестницах следует использовать «броские» цвета, привлекающие внимание приезжающих. Коридоры разных этажей рекомендуется окрашивать в цвета, контрастные по яркости или цветовому тону. Хроматические контрасты следует строить на использовании насыщенных цветов.
Кроме функциональных задач, которые учитываются при цветовом решении интерьера, необходимо работать над гармоничным сочетанием цветов всех элементов интерьера.
Из многочисленных вариантов цветовой композиции интерьера вестибюльной группы, наиболее рекомендуемой является композиция, построенная на сочетании светлых и нейтральных тонов общего фона с насыщенными и яркими цветовыми акцентами.
Благоприятные условия жизнедеятельности человека в гостиницах обеспечиваются благодаря созданию комфорта, как в самом здании гостиницы, так и на территории, прилегающей к ней. Общий комфорт внутреннего пространства гостиниц является интегрирующим понятием. Оно включает экологический, функциональный и эстетический комфорт среды любого помещения гостиницы.
Проектирование - это некий компромисс, зависящий от целевой аудитории отеля, сетевой концепции, образа, имиджа и его направленности по части проводимых мероприятий.
Если рассматривать оформление гостиничного номера с точки зрения проектирования внутреннего убранства, то нужно собирать его наподобие конструктора, расставляя все базовые элементы по определенным местам. Неотъемлемой частью проекта интерьера всегда является текстиль, который бывает чрезвычайно разнообразным. Следовательно, и панно, и картины, и таписсерия также могут участвовать в создании образно-пластического решения убранства помещения.
Отель – это место, где человек, прежде всего, отдыхает и процесс восприятия цветов, с точки зрения психологии, является очень важным фактором в оформлении интерьера. Согласно специфике человеческой психологии, отдохнуть в помещении, в котором все одного цвета, где глаз не в состоянии ни за что зацепиться, невозможно. Возникает ассоциация с лечебными учреждениями, где все вокруг одного цвета, а глаз обязательно должен на чем-то задерживаться, обращать внимание на детали, особенно выигрышно, если подобная фокусировка будет способствовать эстетическому удовольствию.
Поэтому цветовыми акцентами могут быть не только кресла, декоративные шторы, подушки, пледы, но и произведения искусства.
Созданная специально для определенного помещения таписсерия, не только создаст правильное настроение, атмосферу, образ комнаты, но и добавит статусности всему гостиничному комплексу. Если изначально функциональное назначение таписсерии было больше утепляющие, то по прошествии времени стала преобладать этетическая функция.
«Современные таписсьеры зримо и осязательно, нитями многоцветной пряжи, осуществили “освобождение цвета”, начатое Анри Матиссом в его опытах с декупажами из цветной бумаги. На пути к достижению совершенства в создании цветовых гармоний возникла необходимость изучения исторического наследия в области таписсерии. Так, реформатору искусства таписсерии Ж. Люрса с присущей ему склонностью к повышенной экспрессии цвета и декоративно-плоскостной трактовке формы в равной степени близки как стремление А. Матисса воздействовать на зрителя ритмом крупных плоскостей цвета, так и опыты Ф. Леже с цветом и пространством, требовавшие больших, просторных помещений и огромных плоскостей стены. В результате наблюдений над цветовыми построениями старинных таписсерий и своей художественной практики Ж. Люрса пришел к выводу, что окрашенная шерстяная и шелковая пряжа — отнюдь не то же самое, что краски на палитре, да и сама поверхность таписсерии отражает свет совершенно иначе, чем поверхность холста, записанная масляными красками. Учитывая это, средневековый мастер усиливал интенсивность отдельных тонов и в то же время использовал лишь ограниченное число цветов, чтобы не дробить общего впечатления размытостью красок. Особенно существенным также является высказывание Ж. Люрса о том, что "если таписсьер желает употреблять открытые и яркие тона, то должен помещать все фигуры и все предметы в одном плане''» [3].
Таписсерия безусловный показатель достатка, важности ее обладателя. Не обязательно речь идет о человеке или семье, это могут быть как правительственные, общественные, многофункциональные здания, отели. Такие места, где демонстрация подобного произведения будет уместна.
Подводя итог к исследованию по теме: «Создание цветового решения для интерьеров отелей, на основе психологии цвета», сделаем следующие выводы:
- для выбора цвета любого помещения, необходимо знать правила работы с цветовым кругом;
- гармония цвета не единственная задача, поставленная перед дизайнером, все решения нужно принимать относительно освещения, сторон света, площади комнаты, планировки всего здания;
- выделить или же наоборот, сдержать какие-либо моменты в цветовой гармонии могут такие элементы, как текстиль, произведения искусства, мебель;
- таписсерия - рукотворная работа, которая имеет свойства привносить в композиционное решение интерьера, уют, изящество, настроение, простор для воображения, экспрессию и тому подобное. Она предоставляет дизайнеру богатые возможности, благодаря которым он может экспериментировать как с цветовым, так и с пространственным решением.
Список литературы
1. Азизян. И.А. О цветовой культуре //Декоративное искусство СССР, -1985, - N10. - С. 9-14.
2. Соколова А. История, стиль и домашний текстиль (журнал). Москва 2008 г. 176 с.
3. Уваров В.Д. Взаимодействия монументальных форм таписессерии и архитектуры интерьера // Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии: Материалы XVIII-й междунар. науч.конф. / Под ред. Н.М. Калашниковой. СПб: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2015. С. 424-431.
4. Уваров В.Д. Специфика художественного языка таписсерии-гобелена // Материалы заочной международной научно-практической конференции. «Образование и культура». Специальный выпуск научного журнала «Научный поиск». 2015. № 1.1. С. 63-65.
5. Уваров В.Д. Развитие нетрадиционных форм художественного выражения в текстиле // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 3 (3). С. 12.
6. Дизайн гостиниц. URL: http://www.sostav.ru/blogs/27422/120/ (дата обращения 15.06.2016).
7. История гостиничного дела. Лайфжурнал. URL: http://hoteladvisor.livejournal.com/32450.html (дата обращения 15.06.2016).
References
1. Azizyan. I.A. O tsvetovoi culture. - Dekorativnoe iskusstvo SSSR. 1985. no 10. pp. 9-14.
2. Sokolova A. Istoriya, stil i domashnii tekstil. Zhurnal. Moskva 2008 g. 176 p.
3. Uvarov V.D. Vzaimodeistviya monumentalnih form tapisesserii i arkhitekturi interera. // Moda i dizain: istoricheskii opit – novie tehnologii: Materiali XVIII-i mezhdunar. nauch. konf. / Pod red. N.M. Kalashnikovoi. SPb: FGBOUVPO «SPGUTD», 2015. pp. 424-431.
4. Uvarov V.D. Specifika hudojestvennogo yazika tapisserii_gobelena. _statya,. Materiali zaochnoi mejdunarodnoi nauchno_prakticheskoi konferencii. «Obrazovanie i kultura» Specialnii vipusk nauchnogo jurnala «Nauchnii poisk». 2015. no 1.1. pp. 63-65.
5. Uvarov V.D. Razvitie netradizionnykh form khudozhestvennogo vyrazheniya v tekstile. – Biznes i dizain revyu. 2016. T. 1. no 3. p. 12.
6. Dizain gostinits. URL:_ http_//www.sostav.ru/blogs/27422/120/ (data obrascheniya 15.06.2016).
7. Istoriya gostinichnogo dela. Laifzhurnal. URL: http_//hoteladvisor.livejournal.com/32450.html (data obrascheniya 15.06.2016).