Романова Ю.А., Егоренко А.О. Использование интерактивных форм обучения студентов в преподавании управленческих дисциплин

Образец ссылки на эту статью: Романова Ю.А., Егоренко А.О. Использование интерактивных форм обучения студентов в преподавании управленческих дисциплин // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 4 (4). С. 16.

УДК 005.95/96

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Романова Юлия Александровна

ФБГОУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия (125993, Москва, Ленинградский проспект, 49), доктор экономических наук, профессор Департамента менеджмента, Ryulia1@yandex.ru, 8-905-554-31-39.

Егоренко Анна Олеговна

ФБГОУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия (125993, Москва, Ленинградский проспект, 49), кандидат экономических наук, доцент Департамента менеджмента, annaegorenko @yandex.ru, 8-964-508-28-86.

В статье авторы сделали попытку обобщить практический опыт внедрения методических рекомендаций по использованию при преподавании управленческих дисциплин интерактивных форм обучения. Научные исследования основываются на вопросах теории менеджмента, истории управленческой мысли, теории организации, организационного поведения, управления организационными изменениями, управленческий консалтинг, устойчивого развития экономических систем разных уровней.
В основе статьи лежат результаты самостоятельных исследований авторов в области теории и практики менеджмента, раскрыта сущность таких образовательных технологий, как проблемная лекция, лекция-дискуссия, лекция пресс-конференция, анализ кейс-стади, компьютерных симуляций, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, рассмотрены методологические основы принятия групповых решений, представлены содержательные примеры использования интерактивных методов в преподавании управленческих дисциплин.
Ключевые слова: интерактивные формы; лекции; семинары; эффективность проведения интерактивных занятий.

THE USE OF INTERACTIVE FORMS OF LEARNING IN TEACHING MANAGEMENT SUBJECTS

Romanova Yuliya Aleksandrovna

State Federal-Funded Educational Institution of Higher Professional Training "Financial University under the Government of the Russian Federation", Moscow, Russia (125993, Moscow, Leningradsky Prospekt, 49), Doctor of Economic Sciences, Professor, Department of Management, Ryulia1@yandex.ru, 8-905-554-31-39.

Egorenko Anna Olegovna

State Federal-Funded Educational Institution of Higher Professional Training "Financial University under the Government of the Russian Federation", Moscow, Russia (125993, Moscow, Leningradsky Prospekt, 49), Doctor of Economic Sciences, Professor, Department of Management, annaegorenko @yandex.ru, 8-964-508-28-86.

In the article the authors made an attempt to summarize the practical experience of implementing guidelines for the use of interactive forms of learning in teaching managerial disciplines. Research is based on the theory of management, history of management thought, organizational theory, organizational behavior, organizational change management, management consulting, and sustainable development of economic systems of different levels.
The article is based on the results of the authors’ independent studies in the theory and practice of management. The essence of such educational technologies as a problem lecture, a lecture-discussion, a lecture, a press conference, and analysis of case studies, computer simulations, business and role games, analysis of specific situations, psychological and other trainings is revealed. The methodological basis for making group decisions is considered, interesting examples of the use of interactive methods in teaching management subjects are given.
Keywords: interactive forms; lectures; seminars; the effectiveness of interactive sessions.

Эффективность деятельности современного руководителя определяется его возможностями и способностями принимать правильные решения в условиях постоянно проводимых изменений, неполноты информации, проводить результативные и корректные дискуссии и диспуты, разрешать различного рода конфликты для решения проблемных вопросов в развитии организации. Все вышесказанное напрямую связано с использованием интерактивных форм обучения.
Лекция как форма передачи знаний от одного индивида к другому (а чаще группы индивидов) возникла очень давно, с появлением определенной суммы накопленных социумом знаний. В ее основе лежит латинское слово «lectio» – читаю.
По мере развития научного знания, в частности, философии, возникает объективная необходимость в его трансляции. Свидетельством этому является тот факт, что лекция как метод обучения возникает достаточно рано, уже в середине первого тысячелетия до н.э., причём сразу в нескольких регионах – в Элладе, Индии, Китае. Следует отметить, что уже на первых порах этой формы обучения в ее недрах зарождаются и начинают развиваться новые, те, которым предстоит стать сегодняшними семинарским и практическими занятиями.
Казалось бы, изобретение и развитие книгопечатания снизит эффективность лекции в системе обучения. Однако этого не произошло. В средневековой Европе целью образования были упорядочение, сохранение и передача имеющегося знания. Лекция оптимально соответствовала этой задаче, т.к. книги были редкостью, стоили очень дорого. По форме это было в основном публичное чтение текста книг или рукописных тетрадей, дословно пересказывающих книги.
Но развитие книгопечатания и удешевление книг не уничтожили лекцию. Она продолжала развиваться и самосовершенствоваться, что послужило основой для появления новых форм передачи знаний: диспута, семинаров, рефератов, самостоятельных и творческих работ и т.д., которые получают всё большее распространение по мере развития системы образования.
Увеличение уровня доступности информации приводит к дискуссиям о месте и роли лекции в учебном процессе, которые очень активно идут и в наше время.
Не отрицая в целом необходимость и востребованность этой формы учебного процесса, ее критики указывают на то, что лекционное изложение учебного материала не требует активной самостоятельной работы студентов, воспитывает пассивность восприятия и тормозит развитие творческого начала в освоении материала, вся деятельность на лекции сводится в лучшем случае к механической записи слов лектора.
Однако, несмотря на все доводы сторонников данной позиции, лекция продолжает оставаться основной и даже системообразующей формой учебного процесса. Лекционный курс позволяет ввести определенную системность в изложении и усвоении изучаемого материала. Немаловажную роль в этом играет научный потенциал и педагогическое мастерство преподавателя, возможность студентов услышать его научную позицию в раскрытии той или иной проблемы, а также непосредственное взаимодействие в системе «учитель-ученик», которое невозможно заменить никакими самыми современными технологиями.
Вузовская лекция, как и другие формы учебного процесса, полифункциональна. Следует отметить, что все эти функции взаимосвязаны и не могут быть реализованы одна в отрыве от другой. Правильно выстроенная и прочитанная лекция дает необходимую информацию, стимулирует студентов к дальнейшему усвоению учебного материала и предмета в целом, воспитывает множество личностных качеств, развивает мышление, ориентирует как в определенной учебно-научной проблеме, так и в учебной и научной литературе, новейших технологиях получения нужного знания, помогает студентам ориентироваться в основных понятиях, направлениях и достижениях современной науки и практики, учит выстраивать систему доказательств в определенной области.
Дидактические задачи учебных лекций определили их разнообразные формы: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности). По способу изложения материала они могут быть бинарными или лекциями-дискуссиями (диалог двух преподавателей, защищающих разные позиции), проблемными, лекциями-конференциями.
Может ли лекция, по форме своей изначально монологичная и возникшая как обращение педагога к ученикам, стать интерактивной, использующей двусторонние коммуникации – не только «педагог-студенты», но и «студенты-педагог»? Чтобы коммуникативные связи были устойчивыми, от педагога требуется умение видеть и чувствовать аудиторию, использование на лекциях риторических, дискуссионных и проблемных вопросов.
Бинарная лекция в системе «преподаватель-практик» проводится по теме "Лидерство и власть". И в качестве второго преподавателя целесообразно приглашать практика, желательно руководителя среднего или крупного предприятия. Вузовский преподаватель изложит теорию. даст определения таким понятиям, как власть, руководство, лидерство, формальная и неформальная группа. А практик дополнит теоретический материал конкретными примерами. В конце лекции следует отвести хотя бы небольшое время для ответов на вопросы студентов, которые обязательно должны быть.
Для лекции в форме пресс-конференция может быть использована по тема "Модели менеджмента". Для проведения такой лекции необходимо, что бы студенты заранее подготовили учебный материал по следующим, наиболее интересным моделям менеджмента: АМЕРИКАНСКАЯ, ЯПОНСКАЯ, РОССИЙСКАЯ, АРАБСКАЯ, ЕВРОПЕЙСКАЯ И ШВЕДСКАЯ; обдумали вопросы по той или иной модели. В зависимости от числа студентов на лекционным потоке и уровня подготовки студентов следует распределить модели, так как есть риск не успеть разобрать все модели при большом количестве обучающихся и возникшей дискуссии о достоинствах и недостатках той или иной модели.
Появление понятия «семинар», как и «лекции», восходит к античности, однако оно появилось позже, выделившись как смысловая и организационная единица из лекционной формы занятий. На определенном этапе обучения и педагогам, и их ученикам стало недостаточно монологичной формы передачи знаний. На занятиях стали все чаще возникать и практиковаться дискуссии, обсуждения спорных вопросов. Так появляется семинар – от латинского «seminarium» – рассадник. Название не случайно – семинар превратился в подлинный питомник знаний, требуя от учеников не просто воспроизведения того, что транслировалось педагогом во время лекции, он в определенной мере требовал самостоятельных воззрений, работы над углублением полученных знаний. Известно, что уже в древнегреческих и римских школах часть занятий проводилась в форме семинаров. Это были самые разнообразные формы: диспуты, комментарии и сообщения учеников по различным проблемам. Как правило, семинары завершались итоговым заключением преподавателя.
При определенной традиционности форм университетского обучения в Западной Европе семинары начинают повсеместно внедряться в учебный процесс с XVII в., а с XIX в. - в российских университетах. Это было свидетельством их востребованности в учебном процессе и актуальности. Как правило, они проводились в достаточно жесткой единообразной форме, представляя собой научную школу ученого-педагога. Задачей их было более глубоко теоретическое и практическое освоение курса, методологии научного исследования.
Со временем методика проведения семинарских занятий усложняется, дифференцируется в зависимости от многих объективных и субъективных обстоятельств: учебной дисциплины, задач, сложности курса, мастерства педагога, уровня подготовки студентов и т.д.
Происходит выделение практического занятия как формы учебного процесса. Представляется, что основные цели семинарского занятия – это более глубокое освоение теоретического массива знаний, расширение и детализация знаний, освоение методологии познания. Практическое же занятие (уже основываясь на его наименовании) нацелено на понимание студентами диалектической взаимосвязи, взаимовлияния теории и практики, овладение практическими навыками и умениями на основе полученных теоретических знаний.
Просеминар – занятие, готовящее к семинару, проводится на первых курсах. Его основная цель – ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы. Авторы статьи в силу специфики преподаваемых дисциплин не работают со студентами первых курсов.
Собственно, семинар: это может быть развернутая беседа по заранее подготовленному и доведенному до сведения студентов плану; сообщения и доклады студентов с их обсуждением и подведением итогов преподавателем. Главная задача таких семинаров добиться, чтобы активно работала вся группа, а не только выступающие. Зачастую преподаватели используют для активизации деятельности студентов средства наглядности, в частности, презентации. Основная смысловая и методическая ошибка в данном случае состоит в том, что студент повторяет (может быть, в слегка расширенном виде) то, что демонстрирует.
Студенты должны усвоить, что презентация – это визуальная поддержка доклада, поэтому она должна сопровождать выступление, но ни в коем случае его не дублировать. Первый слайд –это всегда титульный лист, где указано название учебного заведения, название темы, ФИО студента и номер группы.
Второй слайд – это структура (содержание) презентации, которая обязательно должна включать: 1. Введение; 2. Основную часть; 3. Заключение.
Во введении необходимо изложить цели и задачи выступления.
В основную часть выносится проблемы исследования, каждый слайд должен быть логически связан с последующим и предыдущим. В дисциплине «Менеджмент» существует множество схем, таблиц и диаграмм, которые обязательно должны быть в основной части. Докладчик в ходе выступления поясняет основные моменты.
В заключении следует отметить, какие выводы сделать в ходе проведенного исследования.
Практические занятия постепенно выделились из семинарских занятий как самостоятельная форма учебного процесса высшей школе. Если семинары нацелены в основном на усвоение и углубление теоретических знаний, то практические занятия должны соединять эти знания с практикой, переплавлять их единое целое, учить умению применять полученные знания в профессиональной деятельности.
Практические занятия предполагают высокий удельный вес самостоятельной работы студентов, наличие постоянного и сущностного инструктажа и контроля преподавателя, развёрнутую и аргументированную оценку работы студентов.
Основная методический прием, используемый на занятиях данного вида, - это упражнение. В его основе лежит пример, который подвергается анализу с позиций теоретических знаний, полученных на лекции, семинарских занятиях, самостоятельно. Решение задач, графические работы, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи, формируют конкретные умения, навыки, формируются и отрабатываются способности к осмыслению и пониманию.
Так, в качестве упражнений по теоретической части можно дать следующие задания (предварительно обсудив со студентами характеристику организации):
 Дайте определения миссии и целей организации, обоснуйте важность и необходимость их формулирования.
 Укажите, какая связь существует между миссией и целями организации, каким требованиям должны удовлетворять их формулировки.
 Приведите группировку целей по ряду классификационных признаков (по периоду времени, по функциональным подсистемам, по стадиям жизненного цикла организации, по содержанию, повторяемости и т.д.).

Практическая часть.

Используя данные конкретной организации (предприятия), определите генеральное направление ее (его) деятельности, стратегическую цель и тактические и оперативные задачи по видам деятельности.

При всей традиционности этих видов занятий методику их проведения надо постоянно совершенствовать. Для того, чтобы семинарское и практическое занятие не превратилось в диалог преподавателя с выступающим студентом, а задействовало всю группу, необходимо использовать активные методы обучения.
«Менеджмент» как учебная дисциплина предполагает проведение всех основных форм: лекций, семинарских и практических занятий. Изложение лекционного материала сочетается с презентациями в программе Power Point, фрагментами видеоматериалов по теме лекции.
Методика практических занятий весьма разнообразна и зависит как от педагогического мастерства преподавателя, так и от уровня подготовки студентов. Это могут быть решение ситуационных задач (кейс-стади) и практико-ориентированных задач; доклады; групповые дискуссии; устные опросы; тесты; деловые игры.
Анализ конкретных ситуаций (Кейс-стади) занимает важное место в современной методике высшей школы. Его значимость определяется тем, что студентам предлагаются проблемы, основанные на реальных ситуациях менеджмента и адаптированные для учебных целей, метод решения данных учебных ситуаций дает возможность научиться практическим навыкам анализа и решения деловых ситуаций.
При этом используется следующий алгоритм работы:
 Предложить студентам материал «Кейс-стади», провести короткую, четкую, понятную презентацию материала, поставить вопросы, на которые студенты должны дать ответы; в зависимости от сложности материала возможна поэтапная постановка вопросов.
 Дать время на прочтение и осмысление материала.
 Ответить на вопросы студентов по существу материала.
 Провести занятие методом работы в группах.
Дать студентам задание подготовить индивидуальные отчеты, в которых были бы отражены: проведенный анализ ситуации, ответы на поставленные вопросы, предложения по совершенствованию материала «Кейс-стади», по новому материалу по данной учебной теме.
Примером может служить следующее использование «Кейс-стади».
Вас пригласили директором по персоналу в молодую российскую компанию. У компании следующие характеристики: численность персонала более 1000 человек; развитая филиальная сеть; основное направление деятельности компании – производство бытовой электроники для среднего класса потребителей; текучесть персонала на уровне 9–10% в год.
Компания исправно и в срок платит налоги. Средний уровень заработной платы составляет 60 000 рублей после налогообложения (все зарплаты «белые»). Компания переживает период бурного роста, т.е. в компанию принимается ежемесячно порядка 5–10 человек на самые разные позиции: от менеджеров высшего звена до мастеров участков. На данный момент в компании нет четкой системы немонетарной мотивации.
Задание: 1. Разработайте принципы формирования немонетарной системы мотивации для сотрудников компании. 2. Сформируйте структуру пакета немонетарной мотивации. 3. Опишите алгоритм действий, перечислите какие ресурсы Вам понадобятся для реализации программы.
Разновидностью анализа «Кейс-стади» может быть решение практико-ориентированных задач с использованием опыта конкретного предприятия.
Студентам была предложена следующая задача:
Место расположения предприятия - г. Верхняя Пышма, Свердловской области, Россия.
Вид деятельности – производство очищенной меди в листах, медного купороса, редкоземельных и драгоценных металлов.
Форма собственности – коллективная.
Организационно-правовая форма - Публичное акционерное общество (ПАО). Годовая валовая выручка от реализации продукции, тыс.руб. 19486800,0.
Прибыль от реализации продукции за год, тыс.руб. 1675400,0.
Среднегодовая численность работников, чел. в т.ч. занятых в основном производстве, чел. 77416480.
Задание:
Определите пять-шесть основных принципов, по которым может осуществляться менеджмент в данной организации.
Опишите, путём каких конкретных действий эти принципы могут в ней реализовываться.
Групповая дискуссия – многоцелевая форма работы. Это может быть обмен идеями, решениями, опытом; подведение итогов работы в группах. Она может проводиться в течение всего занятия, может завершать его как определенное подведение итогов.
Дискуссия может выступать в качестве разновидности мозгового штурма, но при этом основная проблема жестко не фиксируется, студенты высказываются широко и свободно, фиксирующих записей на доске не ведется, допускаются отклонения от темы. Преподаватель не доминирует. Но очень важна роль преподавателя при подведении итогов дискуссии в конце занятия, когда он берет на себя ведущую роль, отмечает вклад участников, оценивает их позиции, высказывает свое видение проблемы.
В другом варианте дискуссия проводится после изучения определенной темы, после групповой работы над ней. Это - в процесс обмена мнениями и подведения итогов. Преподаватель в нужные моменты берет на себя управление дискуссией.
Так, например, для организации дискуссионного занятия могут быть предложены следующие проблемные вопросы:
 Опишите японскую, американскую и российскую модели менеджмента.
 Выделите характерные особенности присущие каждой из модели.
 Обоснуйте преимущества и недостатки модели.
 Почему в России не получается применять ни американскую, ни японскую модель управления?
Контрольные тесты и задачи имеют своей задачей не только контроль и самоконтроль текущих знаний, они активизируют аналитическое мышление студентов, развивают самостоятельность в решении учебных и практических задач. Они используются в различных вариантах:
1) «нулевые тесты», которые проводятся до проведения занятий по теме, их назначение в том, чтобы оценить уровень подготовки и мышления студентов до обучения по данной теме, а также заинтересовать студентов поиском правильного ответа при последующей работе;
2) «промежуточные» и «итоговые тесты», которые даются по завершению темы и курса с целью контроля текущего уровня знаний студентов, а также с целью определения роста их знаний, в случае если данные тесты (или подобные им, но несколько упрощенные) использовались как «нулевые».
Деловая игра достаточно давно и успешно используется в учебном процессе и представляет собой метод имитации некоторых реальных или воображаемых ситуаций для выработки и принятия управленческих решений, путем игры по заданным правилам группы людей или человека и ЭВМ. Цель метода: создать учебные управленческие взаимодействия в спрессованных временных условиях, моделирующих хозяйственную, деловую среду между студентами (группами студентов), представляющих воображаемые организации.
Методика проведения подобных занятий отработана достаточно четко, однако следует помнить о некоторых важных методических составляющих:
 Занятие должно быть четко отработано в учебном и организационном плане.
 Оно должно завершаться подведением итогов, как студентами, так и преподавателем, награждением победителей.
 Можно представить варианты развития сценария в иных направлениях, дать предложения по совершенствованию игры.
 Целесообразно дать задание студентам составить письменное резюме об игре: ее ценностях и извлеченной пользе; о том, как она была проведена; о достижениях и недостатках участников игры. На следующем занятии проанализировать наиболее ценные идеи.
Деловая игра на тему «Оценка эффективности управления предприятием», основанная на конкретном практическом управленческом материале, проводится в рамках учебной дисциплины «Менеджмент» и была представлена на Фестивале науки Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва.
Мозговой штурм является разновидностью деловой игры и продуктивный способ выдвижения новых идей. Подчас довольно сложная проблема, не поддавшаяся решению традиционными способами, неожиданно получала оригинальное решение методом «мозгового штурма». Этот метод развивает мыслительные процессы, способность абстрагироваться от объективных условий и существующих ограничений, умение сосредоточиться на какой-либо узкой актуальной цели и т.д. Примерные ситуации для проведения «мозгового штурма»:
Задание 1
Вас назначили руководителем службы безопасности в крупном столичном банке. Разработайте алгоритм ваших действий с момента вступления в должность и на ближайшие 2 недели.
Задание 2.
Вы руководитель компании по производству электроприборов и в данный момент ведете собрание трудового коллектива, где обсуждаете поведение нарушителя технологической дисциплины. Этот сотрудник неожиданно поднимается со своего места и демонстративно выходит из помещения. Какие действия вы предпримите? К чему они могут привести?
Время на выполнение каждого задания – 5 мин.
Организация познавательной деятельности студентов в современных условиях и на современном уровне – основная задача интерактивных форм обучения. По мере развития системы высшего образования, совершенствования образовательных и информационных технологий эти формы также должны развиваться и совершенствоваться. Задача педагогов внимательно следить за этим процессом, совершенствуя и обогащая его.

Список литературы

1. Абчук В.А. Методы исследований в менеджменте / В.А. Абчук, А.Ф. Борисов, А.В. Воронцов. СПб.: Росток, 2012. 480 с.
2. Активные и интерактивные методы обучения в вузе: учебные кейсы: учебно-методическое пособие: в 2 частях: ч.1 / Сост. Е.В. Зарукина, Л.В. Хорева; под. ред. И.И. Егоровой. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. 278 с.
3. Блинов А.О. Тренинг персонала: учеб. пособие / А.О. Блинов, О.В. Василевская, В.П. Невежин, Н.В. Смоляков. М.: КНОРУС, 2005. 496 с.
4. Вачугов Д.Д. Практикум по менеджменту: деловые игры: учеб. пособие / Д.Д. Вачугов, В.Р. Веснин, Н.А. Кислякова; под ред. Д.Д. Вачугова. М.: Высшая школа, 2004. 192 с.
5. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учебно-методическое пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. СПб: Изд-во СПбГИЭУ, 2010. 59 с.
6. Интерактивные методы в преподавании теории менеджмента: учебно-методическое пособие / под ред. Е.Ю. Плешаковой. СПб.: СПбГЭУ, 2015. 163 с.
7. Капустин С.Н. Успешный менеджер: кейс-стади по принятию решений: учебно-методическое пособие / С.Н. Капустин, А.С. Сенин, Ю.М. Казаринов. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. 140 с.
8. Карлк А.Е. Имитационные игры как исследовательский инструмент, обучающие стратегии и образовательная методология / А.Е. Карлик, Ю.И Растова // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 3 (93). С. 159-162.
9. Ли Д. Практика группового тренинга / Д. Ли; Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. 224 с.
10. Ментс М.Ван. Эффективное использование ролевых игр в тренинге / Ментс М.Ван; Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. 208 с.
11. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / под ред. Н.В. Бордовской. М.:КНОРУС, 2013. 432 с.

References

1. AbchukV.A. Metody issledovaniy v menedzhmente / V.A. Abchuk, A.F. Borisov, A.V. Vorontssov. SPb.: Rostok, 2012. 480 p.
2. Aktivnye i interaktivnye metody obucheniya v vuze: uchebnye keysy: uchebno-metodicheskie posobie: 2 chastyax: ch.1 / sost. E.V. Zarukina, L.V. Xoreva; pod. red. I.I. Egorovoy. SPb.: Izd-vo SPbGEU, 2015. 278 p.
3. Blinov A.O. Trening personala: ucheb. posobie / A.O. Blinov, O.V. Vasilevskaya, V.P. Nevezhin, N.V. Smolyakov. M.: KNORUS, 2005. 496 p.
4. Vachugov D.D. Praktikum po menedzhmentu: delovye igry: ucheb. Posobie / D.D. Rachugov, V.R. Vesnin, N.A. Kislyakova; pod red. D.D. Vachugova. M.: Vysshaya shkola, 2004. 192 p.
5. Zarukina E.V. Aktivnye metody obucheniya: rekomendatsii po razrabotke i primeneniyu: uchebno-metodicheskoe posobie / E.V. Zarukina, N.A. Loginova, M.M. Novik. SPb: Izd-vo SPbGIEU, 2010. 140 p.
6. Interaktivnye metody v prepodavanii teorii menedzhmenta: uchebno-metodicheskoe posobie / pod red. E.YU. Pleshakovoy. SPb.: SPbGIEU, 2015. 163 p.
7. Kapustin S.N. Uspeshnyy menedzher: keys-stadii po prinyatiyu resheniy: uchebno-metodicheskoe posobie / S.N. Kapustin, A.S. Senin, YU.M. Kazarinov. M.: izdatelskiy dom «Delo» RANKXiGS, 2014. 140 p.
8. Karlik A.E. Imitatsionnye igry kak issledovatelskiy instrument, obuchayuschie strategii i obrazovatelnaya metodologiya / A.E. Karlik , YU.I. Rastova // izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo economicheskogo universiteta. 2015. no 3(93). pp. 159-162.
9. Li D. Praktika trudovogo treninga / D. Li; per. s angl. SPb.: Piter. 2001. 224 p.
10. Ments M. Van. Effektivnoe ispolzovanie rolevykx igr v treninge / Ments M. Van; per. s angl. SPb.: Piter, 2001. 208 p.
11. Sovremennye obrazovatelnye tekxnologii: ucheb. Posobie / pod red. N.V. Bordovskoy. M.: KNORUS, 2013. 423 p.