Мальцева Е.С. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России

Образец ссылки на эту статью: Мальцева Е.С. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 4 (4). С. 4.

УДК 332.1

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Мальцева Елена Сергеевна

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Maltsevs1@mail.ru, +7 (495) 684-25-26, доб. 109.

В статье показана роль и место малого предпринимательства в экономике страны. Приведены данные о состоянии малого предпринимательства в России. Особое внимание уделено Центральному федеральному округу – лидеру среди федеральных округов по числу малых предприятий и количеству занятых в этом секторе.
Главный научный результат: автор доказал, что решающим фактором, обеспечивающим эффективную работу малого предприятия, является наличие государственной поддержки.
Ключевые слова: предпринимательство; бизнес; экономика; Центральный федеральный округ.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA

Maltseva Elena Sergeevna

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of Economics, Maltsevs1@mail.ru, +7(495) 684-25-26, 109.

The article shows the role and place of small business in the economy. Given data on the state of small business in Russia. Special attention is paid to the Central Federal district is the leader among Federal districts in the number of small enterprises and number of employed in this sector.
Main scientific results: the author has proved that the decisive factor for effective operation of small enterprises is the availability of government support.
Keywords: entrepreneurship; business; economy; Central Federal district.

Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой частью любой развитой экономической системы, без которого не может эффективно развиваться экономика. Малое предпринимательство способствует насыщению рынка товаров и услуг, повышению занятости населения, позволяет экономическому субъекту реализовать свои предпринимательские способности и быть независимым от работодателя, ориентироваться на предпочтения потребителя, проявляя большую гибкость и оперативность реакции на изменения спроса.
Безусловно, экономику страны формируют в большей степени крупные компании, а наличие мощного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, однако важное место принадлежит малому предпринимательству как наиболее массовой, и динамичной форме бизнеса.
В экономически развитых странах мира число малых и средних предприятий превышает 80 % от общего числа предприятий, где сосредоточены 60 % экономически активного населения, производится не менее половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию малого бизнеса. Малые предприятия способствуют повышению социальной и политической стабильности, способны смягчать последствия структурных изменений в экономике, вносят существенный вклад в сохранение трудовых ресурсов региона и снижают объемы маятниковой трудовой миграции, вносят весомый вклад в наполнение региональных бюджетов [6, с. 32].
Россия существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по общей численности малых и средних предприятий.
По данным главы Минэкономразвития РФ Эльвиры Набиуллиной на заседании президиума Правительства РФ 22.07.2011 г. доля малого бизнеса в занятости населения и в объеме валового внутреннего продукта РФ составляет около 20–25 % [7].
В настоящее время в малом бизнесе официально занято более 17 млн чел., из которых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности занято 5,4 млн чел. (30,6 %), на предприятиях занято 12,4 млн чел. (69,4 %). Доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 20 % [1]. Политика государства в отношении малого бизнеса весьма противоречива: с одной стороны, разрабатываются способы поддержки предпринимателей, с другой – принимаются нормативно-правовые акты, направленные на увеличение фискальной и нефискальной нагрузки на малый бизнес, вводятся новые административные барьеры. И все это усугубляется общим экономическим спадом в экономике, нестабильностью валютного курса и снижением покупательской способности населения.
Центральный федеральный округ – лидер среди федеральных округов по числу малых предприятий и количеству занятых в этом секторе. В нем сосредоточено 30,7 % малых предприятий страны. Весомую долю вносит г. Москва и Московская область, где в совокупности действуют почти 17 % всех малых предприятий России и работают более 12,5 % занятых в данной сфере по стране.
По числу малых предприятий, замещенных рабочих мест, а также по объему инвестиций в основной капитал лидирует Московская, Воронежская и Смоленская области, а в числе аутсайдеров – Орловская, Костромская, Курская области.
Отраслевая структура малого предпринимательства в ЦФО, как и по стране в целом, имеет перекос в сторону оптовой и розничной торговли, оборот малого бизнеса в этом секторе существенно превышает его величину в других секторах, включая обрабатывающие производства, строительство, транспорт и связь.
Во всех регионах ЦФО реализуются целевые программы поддержки малого и среднего предпринимательства, действуют координационные органы – Советы по развитию малого и среднего предпринимательства, в состав которых входят представители бизнес сообщества, определяющие приоритетные направления регулирования малого предпринимательства, предпринимая меры, направленные на создание мотивационных механизмов, информационного обеспечения, способы и механизмы их реализации. Аналогичные советы и программы созданы на уровне муниципальных образований.
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с принятыми федеральными и региональными законами, предоставляющими предприятиям преимущественное право на приобретение арендуемого имущества.
Сравнительный анализ результатов исследований отечественных экономистов, проводившихся в ряде регионов страны, показал, что основные проблемы, с которыми сталкиваются представители малого бизнеса, практически идентичны.
Главным препятствием успешному ведению бизнеса, по мнению исследователей, основанных на опросах предпринимателей, являются финансовые факторы: слабый доступ к получению кредитов и грантов; недостаточное количество предоставляемых льгот, трудности при приобретении оборудования [2]. В среднем по России четвертая часть созданных малых предприятий являются убыточными и испытывают острый недостаток финансирования для осуществления текущей деятельности.
Основные причины, тормозящие развитие малого бизнеса П.И. Ряховский предложил свести в три группы: 1) высокий уровень налогообложения; 2) ограниченный доступ к кредитным ресурсам; 3) административные барьеры.



Понимая необходимость создания условий для развития малого бизнеса в России, а также решая проблему снижения уровня безработицы в стране и, прежде всего в дотационных регионах, государство предлагает систему мер, направленных на поддержку начинающих предпринимателей [5, с. 27]. Очевидно, что начинающие предприниматели — это граждане, имеющие способности и желание заниматься предпринимательской деятельностью, но не имеющие опыта работы в выбранной сфере деятельности. Перед ними встают проблемы: отсутствие первоначального капитала и кредитной истории; отсутствие офисных и производственных помещений; необходимость обучения основам предпринимательской деятельности; потребность в консультационной поддержке; необходимость защиты от коррупции.
Основными формами поддержки начинающих предпринимателей в настоящее время являются: лизинг производственных площадей и оборудования, автотранспорта; льготная аренда помещения под офис с правом выкупа; обучение основам предпринимательства; помощь в разработке бизнес-планов и расчете налогов; компенсация части сто¬имости кредита. Однако, как показывает практика, большая часть потенциальных предпринимателей воспринимает предлагаемые меры в большей степени как информацию, не видит в них реальных стимулов.
Так, например, для того, чтобы получить субсидию 58 800 рублей (единовременная безвозмездная финансовая помощь при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства) и 7500 рублей (финансовая помощь на подготовку документов), человек должен получить статус безработного, пройти обучение по основам предпринимательства. А по истечении года отчитаться о целевом расходовании выделенных средств, предоставив подтверждающие документы [4]. Каждый понимает, что такая субсидия вряд ли поможет стать на ноги начинающему предпринимателю. Тем не менее, опрос респондентов, прошедших обучение по программе «Организация малого бизнеса» показал, что 49 % слушателей удалось создать собственное предприятие. Их них 78 % указали, что начали бизнес в сфере торговли и бытового обслуживания, 3 % начинающих предпринимателей создали предприятия в сфере сельскохозяйственного производства, и транспортных услуг, 4 % – в сфере дополнительного образования, 5 % - в сфере туризма и 10 % - предприятия в сфере общественного питания.
На вопрос о том, какие факторы способствовали созданию предприятия, ответы распределились следующим образом: четвертая часть опрошенных ответили, что всегда хотели открыть собственное дело, а предложение со стороны работников службы занятости пройти переподготовку по программе малого бизнеса укрепило их мнение, 20 % опрошенных привлекла возможность получения субсидии от государства, а 15 % респондентов не имели возможности найти подходящую работу.
Спустя год с момента окончания обучения, 20 % респондентов указали на то, что их предприятие, несмотря на то, что создано совсем недавно, развивается и даже им удается получать небольшую прибыль, 25 % предпринимателей функционируют, но прибыль пока не получают. И лишь у 3 % респондентов предприятие работает с убытком.
На вопрос о том, какие трудности пришлось испытать при создании предприятия, 13 % респондентов указали на то, что они не испытывали никаких трудностей. Остальные респонденты называли: слишком маленький стартовый капитал, сложности ведения финансовой отчетности, длительность процедуры оформления земельно-правовых документов и регистрации, затруднения при налаживании поставок необходимых товаров и другие.
Для предпринимателей, предприятия которых просуществовали как правило более двух лет, предоставляется возможность получения более ощутимой финансовой помощи, начиная от бизнес-инкубаторов и стажировок до участия в конкурсах на получение субсидии или гранта на развитие от 300 до 500 тыс. рублей. Однако проценты по банковским кредитам, стоимость аренды помещения, суммы выплат в социальные фонды и другие факторы не позволяют большой части предпринимателей чувствовать себя стабильно и инвестировать в дальнейшее развитие бизнеса.
Таким образом, не смотря на усилия органов различных уровней власти, оказание финансовой помощи и значимости политического измерения этой сферы экономики, кардинальные улучшения в развитии малого бизнеса в России отсутствуют. Основные виды деятельности 60 % общего числа малых предприятий не относятся к производственному сектору, усиливается межрегиональная дифференциация развития малого предпринимательства, не получают развитие малые предприятия приоритетных отраслей реального сектора экономики, а современное состояние хозяйствующих субъектов малого бизнеса свидетельствует о наличии затяжных проблем в обеспечении их устойчивого развития, проявляющихся в значительном числе убыточных предприятий и в хроническом дефиците собственных оборотных средств.



Развитие малого предпринимательства характеризуется превышением количества вступлений новых предприятий на рынок по сравнению с количеством выбывших по различным причинам. Если нет роста числа малых предприятий, значит, господдержка укрепляет лишь позиции уже работающих предприятий. Равная поддержка, оказанная начинающим, развивающимся и успешно работающим предпринимателям, повышает конкурентоспособность последних и понижает конкурентоспособность первых двух групп предпринимателей. Дифференциация господдержки должна сгладить это объективное экономическое противоречие.
В этих условиях необходимо выработать проблемно-целевую модель системы регулирования, ориентированную на создание условий, способствующих устойчиво-воспроизводственному режиму функционирования малого предпринимательства, рассматриваемому в качестве одного из базисных условий устойчивого социально-экономического развития региона.
Государственное финансирование системы «малое предпринимательство» следует рассматривать в качестве инвестиционных потоков, а сам процесс – как инвестиционную деятельность.
Основными внутренними факторами, обеспечивающими уровень экономической жизнеспособности малых предприятий, являются: финансовый потенциал (активы, структура капитала, платежеспособность), производственный потенциал (состав основных и оборотных производственных фондов), трудовой потенциал (состав и квалификация работников предприятия). Однако решающим фактором, обеспечивающим эффективную работу малого предприятия, является наличие государственной поддержки, формы которой должны быть разными, действенными и способствовать достижению стратегической цели - увеличению доли малого и среднего бизнеса в структуре ВВП, росту занятости населения и повышению уровня его благосостояния.

Список литературы

1. Калинин А. Мало и медленно // Российская бизнес-газета. № 993 (14). – URL: http://www.rg.ru/ 2015/04/14/dola.html.
2. Проданова Н.А., Малых Н.И. Экономическая сущность и значение оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 1(1). С. 1.
3. Ряховский П.И. Механизм управления развитием малого бизнеса в монопрофильных городах. Автореферат диссертации канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2015. С. 6.
4. Субсидии начинающему предпринимателю/Центр развития предпринимательства московской области/ - URL: http://www.mspmo.ru/businessman/support_for_new_entrepreneurs/.
5. Шестаков Р.Б. О государственной политике поддержки малого бизнеса в условиях глобального финансового кризиса // Российское предпринимательство. 2009. № 2. С. 27-33.
6. Шестаков Р.Б. Развитие малого бизнеса в трансформационной экономке (монография). Орел: Орлик, 2012.
7. CCI.RU - Информационный канал ТПП РФ/ - URL: /http://cci.ru/main/NewsAMShow.asp?id=14857

References

1. Kalinin A. Malo i medlenno – Rossiyskaya biznes-gazeta. no 993 (14). – URL: http://www.rg.ru/ 2015/04/14/dola.html.
2. Prodanova N.A., Malykh N.I. Ekonomicheskaya suschnost i znachenie otsenki effektivnosti finansovo-khozyaistvennoy deyatelnosti organizatsii - Biznes i dizayn revyu. 2016. T. 1. no 1 (1). p. 1.
3. Ryakhovskiy P.I. Mekhanizm upravleniya razvitiem malogo biznesa v monoprofilnykh gorodakh. Aftoreferat dissertatsii kand. ekon. nauk. 08.00.05. М., 2015. p. 6.
4. Subsidii nachinayuschemu predprinimatelyu/Tsentr razvitiya predprinimatelstva moskovskoy oblasti/ URL: http://www.mspmo.ru/businessman/support_for_new_entrepreneurs/.
5. Shestakov R.B. O gosudarstvennoy politike podderzhki malogo biznesa v usloviyakh globalnogo finansovogo krizisa – Rossiyskoe predprinimatelstvo. 2009. No 2. p. 27-33.
6. Shestakov R.B. Razvitie malogo biznesa v transformatsionnoy ekonomike (monografiya). Orel: Orlik, 2012.
7. CCI.RU – Invormatsionyy kanal TPP RF / - URL: /http://cci.ru/main/NewsAMShow.asp?id=14857