Гаценбиллер Н.Ю. Формирование туристско-рекреационного кластера как эффективной площадки для реализации региональной антикризисной программы
Гаценбиллер Н.Ю. Формирование туристско-рекреационного кластера как эффективной площадки для реализации региональной антикризисной программы
Образец ссылки на эту статью: Гаценбиллер Н.Ю. Формирование туристско-рекреационного кластера как эффективной площадки для реализации региональной антикризисной программы // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 4 (4). С. 1.
УДК 338.48-53(043)
ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА КАК ЭФФЕКТИВНОЙ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ
Гаценбиллер Надежда Юрьевна
ФГБОУ ВО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия», (428003 Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, дом № 29), кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики менеджмента и агроконсалтинга, vanessanchk@mail.ru, 8-927-845-46-47.
Автор рассматривает формирование туристско-рекреационного кластера как эффективную площадку для реализации региональной антикризисной программы. Социально-экономическая ситуация экономики регионов наиболее подвержена спаду в депрессивных регионах и моногородах. Актуальность приобретают вопросы реализации региональных антикризисных программ туристско-рекреационных кластеров. Кластеризация действующих хозяйствующих субъектов с учетом имеющихся уникальных рекреационных ресурсов, опираясь на текущий уровень развития экономики региона, позволяет учесть множественные пространственно-экономические связи между различными элементами социально-экономической системы региона с целью реализации кластерной политики в туристско-рекреационной сфере.
Дается анализ работам российских ученых. Главный результат – автор доказал, что опираясь на текущий уровень развития экономики региона, можно учесть множественные пространственно-экономические связи между различными элементами социально-экономической системы региона с целью реализации кластерной политики в туристско-рекреационной сфере.
Ключевые слова: антикризисные меры; социально-экономическая ситуация; туристско-рекреационный кластер; размещение производительных сил; природные рекреационные ресурсы; региональные антикризисные программы.
FORMATION OF TOURISM AND RECREATION CLUSTER AS AN EFFECTIVE PLATFORM FOR THE IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL ANTI-CRISIS PROGRAM
Gatsenbiller Nadezhda Yurevna
State Federal-Funded Educational Institution of Higher Professional Training "Chuvash State Agricultural Academy", (428003 Chuvash Republic, Cheboksary, Karl Marx st., 29), PhD, Assistant Professor, Department of Economy of Management and Agricultural Consulting, vanessanchk@mail.ru, 8- 927-845-46-47.
The author considers the formation of tourism and recreation cluster as an effective platform for implementing the regional anti-crisis program. Socio-economic situation of regional economies is the most exposed to the recession in depressed regions and single-industry towns. The issues of implementing regional anti-crisis programs of the tourist-recreational cluster are of great importance today. Clustering of existing business entities within existing unique recreational resources, based on the current level of development of the region's economy, allows to consider multiple spatial and economic relations between various elements of the socio-economic system of the region aiming to implement the cluster policy in the sphere of tourism and recreation.
The works of Russian scientists have been analyzed. The main result is that the author has proved that, based on the current level of development of the region's economy, it is possible to take into account multiple spatial and economic relations between various elements of the socio-economic system of the region aiming to implement the cluster policy in the sphere of tourism and recreation.
Keywords: anti-crisis measures; socio-economic situation; tourism and recreation cluster; distribution of productive forces; natural and recreational resources; regional anti-crisis program.
На фоне экономического кризиса влияния прямых и косвенных факторов на экономику Российской Федерации налагает определенные трудности регионального управления туристско-рекреационных территорий в туристской индустрии. В нынешних условиях социально-экономическая ситуация еще больше нуждается в опоре на потенциал региона и взаимодействие органов власти в согласованной политике заинтересованных сторон малого и среднего бизнеса, формируя площадку для реализации эффективной региональной антикризисной программы. Региональная антикризисная программа является элементом системы стратегического управления региона. Стратегическое управление начинается уже на стадии прогностических условий и предпосылок, так как утвержденный прогноз имеет влияние на ожидаемые векторы развития, стратегический потенциал ресурсов региона, обусловливает появление позитивной и негативной синергии. Прогностическая деятельность в большей степени связана с факторами неопределенности и случайности, выборами вариантов и бескомпромиссных решений. Деградация окружающей среды рекреационного региона вследствие роста численности туристов является очевидной ситуацией. Стратегическое управление осуществляется по некоторым планируемым и прогнозируемым контрольным точкам, зачастую имеющим количественное выражение [4, с. 136-137]. Современные концепции управления позволяют сформулировать принципы стратегического управления предприятием сферы туризма, максимально учитывающие специфику и особенности объекта управления с учетом влияния заинтересованных сторон.[5, с. 21]. Изменения влияния заинтересованных сторон формирует постоянно меняющиеся границы поведенческой модели функционирования, регулируемой вполне определенным набором стратегических целей, учитывающих специфику туристско-рекреационной сферы и опирающихся на ограниченный набор принципов стратегического менеджмента [5, с. 14-20].
Позиции Чувашской Республики в рейтинге инновационного развития субъектов Российской Федерации – российский региональный инновационный индекс (РРИИ) относятся ко 2 группе, пятую позицию среди всех субъектов [11, с. 12, 12]. Инновационный профиль региона претерпевает больше изменений от факторов внешнего окружения. Развитие региональных туристско-рекреационных кластеров возможно только в случае проведения федеральной целенаправленной политики государственно-частного партнерства как вектора управления стратегическим потенциалом региона через стимулирование новых форм пространственной организации туристско-рекреационной сферы, координируя действия государственных и муниципальных органов власти, малого и среднего бизнеса, образовательных и научных учреждений. Важную роль играет стратегия региона, многие главы субъектов понимают, что инновационный подход в регионе не только «мода», а необходимые шаги к принятию управленческих решений, но в нынешних условиях развития это дает новый вектор формирования и развития туристско-рекреационного кластера и социально-экономического развития региона в целом. Креативный подход позволяет учитывать факторы внешнего и внутреннего окружения, контролировать изменения в управлении стратегическим потенциалом региона, образуя и развивая точки роста. Текущее финансирование отдельного субъекта усиливает позиции региона в федеральном округе, что в будущем способствует менее болезненного прохождения стагнации производства из-за политических факторов. В Чувашской Республике активно велась подготовительная работа по инвестиционному проектированию на региональном и муниципальном уровнях. Бизнес-планирование туристско-рекреационных кластеров, создание практических проектов, которые проходят экспертизу и в дальнейшем получают заключение и рекомендации, финансовые субсидии для завершения всех этапов монопроекта в регионе, используя торгово-информационно-инвестиционные площадки для привлечения инвестиций это конструктивная работа всех уровней органов власти и частного бизнеса.
По мнению В. И. Кружалина, Н. В. Шабалиной, К. В. Кружалина «проектирование туристско-рекреационных кластеров (ТРК), рассматриваются как перспективные пространственно-организационные формы развития рекреации и туризма» [9, с. 30-43].
В Федеральный Закон № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (2005 г.) внесены поправки, направленные на возможность создания туристско-рекреационных особых экономических зон, что в дальнейшем повлияло на формирование локальных и региональных кластеров и кластерной политики, которые нашли отражение в правительственных, документах, например, в проекте Концепции долгосрочного развития социально-экономического развития РФ до 2020 г.; Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» 2011-2018 гг., Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2012 г. № 936 О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Например, профинансировано по направлению капитальные вложения (данные федерального казначейства на 01.01.2013г.), (млн. рублей) всего – 3792,8948 в т.ч. в 2011 г.- 1646,2140, в 2012 г. - 2146,6808 [1, 2, 3], что позволяло рассчитывать на реализацию системных подходов со стороны государства по формированию региональных туристско-рекреационных кластеров.
Наибольшие трудности в осуществлении инновационной деятельности в туристско-рекреационной сфере связаны с экономическими факторами. К числу наиболее весомых можно отнести недостаток собственных денежных средств хозяйствующих субъектов. Государственная заинтересованность подтверждается проводимой финансовой поддержкой. В Министерстве культуры, на коллегии министерства 25 марта 2015 г. о практической значимости явилась поддержка туристско-рекреационный кластер «Этническая Чувашия» (в 2014 г. на проект из федерального бюджета выделили 245,5 миллионов рублей, из регионального бюджета - 32,6 млн рублей, из внебюджетных источников - 540 млн. рублей) и этнопарки Ярославской и Калужской областей. Системным подходом управления следует считать выделение в 2015 г. из федеральных средств 250 миллионов рублей на строительство транспортной инфраструктуры, завершению систем газоснабжения и водоотведения. В кластер входят два инвестиционного проекта: этноэкологический комплекс «Ясна» и этнокомплекс «Амазония».
Таким образом, выявление, постановка проблемы, знание и использование туристско-рекреационных мотивов должны стать важнейшей стратегией туристско-рекреационного кластера, ориентирование на удовлетворение потребностей и создание новых интегрированных туристско-рекреационных продуктов, которые будут отражать требования определенных сегментов рынка [8]. Проведение неотложных мероприятий, реализуемых на федеральном уровне, направленных на стабилизацию социально-экономической ситуации и меры среднесрочного характера позволяют сдерживать ситуацию 2015-2016 гг. Своевременные поступления из федерального бюджета дотаций формирует бюджетное обеспечение в Чувашской Республике. Согласованные взаимодействия органов исполнительной власти и предпринимательского сообщества позволяют функционировать в новых реалиях и появляться новым услугам, новым видам продуктов туристской индустрии (очень востребованы услуги в сфере развития детского туризма, т.е. социальноориентированные).
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что проектирование регионального туристско-рекреационного кластера совместно с республикой Татарстан, Марий Эл и Чувашской Республики позволит сохранить рабочие места на предприятиях сферы услуг (в гостиницах и предприятиях общественного питания) и включение отдельных элементов в межсубъектный туристско-рекреационный кластер позволит создать предпосылки формирования туристско-рекреационного кластера как эффективной площадки для реализации региональной антикризисной программы.
Список литературы
1. Федеральная Целевая Программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» [Электронный ресурс]. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2016/361 (дата обращения: 23.05.2015).
2. Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2014 г. № 1407 О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» [Электронный ресурс] Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФURL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2016/361 (дата обращения: 23.05.2015).
3. Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2012 г. № 936 О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» [Электронный ресурс] Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2016/361 (дата обращения: 14.11.2016).
4. Гаценбиллер Н.Ю. Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региональной туристско-рекреационной системы. Дисс. к.экон. наук. СПб: СПбГИЭУ, 2008. С. 136-137.
5. Гаценбиллер Н.Ю., Гаценбиллер А.П. Влияние современных подходов в стратегическом управлении на действующую систему принципов стратегического менеджмента предприятия рекреационной сферы // Стратегическое управление организациями: традиционные и современные методы: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. СПб: Изд-во Политехн. Ун-та, 2013. С. 14-22.
6. Гаценбиллер Н.Ю. Туристско-рекреационный кластер как фактор конкурентоспособности региона // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды VIII Международной научно-практической конференции. Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти, 25-25 апреля 2013. Изд. 2-е доп. и испр.-Самара: Изд-во ООО «Медиа-книга», 2013. С. 108-115.
7. Гаценбиллер Н.Ю. Туристско-рекреационный кластер как фактор управления стратегическим потенциалом региона Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования // Труды X Международной научно-практической конференции. МГУ имени М.В. Ломоносова, географический факультет, Москва, 23–24 апреля 2015. М.: АНО ≪Диалог культур≫, 2015. С. 53-56.
8. Гаценбиллер Н.Ю. и др. Концептуальная методология диагностической оценки конкурентоспособности туристско-рекреационного продукта в условиях риска [Электронный ресурс] / Н.Ю. Гаценбиллер, В.Н. Кабанов, Н.В. Волкова, Н.Г. Стерхова // Аудит и финансовый анализ. http://www.auditfin.com/fin/2010/6/09_03.pdf (дата обращения: 23.05.2015).
9. Кружалин В.И., Шабалина Н.В., Кружалина К.В. Типология проектирования туристско-рекреационных территорий // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды VIII Международной научно-практической конференции. Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти, 25-25 апреля 2013. Изд. 2-е доп. и испр. -Самара: Изд-во ООО «Медиа-книга», 2013. С. 30-43.
10. Любовцева Е.Г. Индивидуальные инвестиционные счета как инструмент инвестирования // Актуальные проблемы экономической теории и региональной экономики. - 2015. - № 1 (17). С. 127-132. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://elibrary.ru/cit_items.asp?gritemid=23478062 (дата обращения: 10.11.2016).
11. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 3 / под ред. Л.М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2014. – 248 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.ru/data/2015/05/20/1097295978/Rating%20regionov_HSE_2015.pdf (дата обращения: 23.05.2015).
12. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 4 / под ред. Л.М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2016. 248 с. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/data/2016/06/28/1115847925/RIR%202016.pdf (дата обращения: 14.11.2016).
References
1. Federalnaya Tselevaya programma «Razvitie vnutrennego i vezdnogo turizma v rossijskoj federatsii (2011 - 2018 gody)» [Elektronnyj resurs] ofitsialnyj sajt federalnogo agentstva po turizmu ministerstva kultury RF. – URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/fcp/viewfcp/view/2016/361 (data obrashheniya: 23.05.2015).
2. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 18 dekabrya 2014 g. № 1407 o vnesenii izmenenii v Federalnuyu tselevuyu programmu «Razvitie vnutrennego i vezdnogo turizma v Rossijskoi Federatsii (2011 - 2018 gody)» [Elektronnyi resurs] oficialnyj sajt federalnogo agentstva po turizmu ministerstva kultury RF. - URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/fcp/viewfcp/view/2016/361 (data obrashheniya: 23.05.2015).
3. Рostanovlenie Рravitelstva RF ot 18 sentyabrya 2012 g. № 936 o vnesenii izmeneniy v Federalnuyu tselevuyu programmu «Razvitie vnutrennego i vezdnogo turizma v Rossijskoj Federatsii (2011 - 2018 gody)» [Elektronnyj resurs] ofitsialnyj sajt federalnogo agentstva po turizmu ministerstva kultury RF. - URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/fcp/viewfcp/view/2016/361 (data obrashheniya: 14.11.2016).
4.Gatsenbiller N.Yu. Organizacionno-ekonomicheskij mekhanizm upravleniya ustoychivym razvitiem regionalnoy turistsko-rekreatsionnoj sistemy. Diss. …k.ekon. nauk. Spb: Spbgieu, 2008. pp. 136-137.
5. Gatsenbiller N.Yu., Gatsenbiller A.P. Vliyanie sovremennykh podkhodov v strategicheskom upravlenii na deystvuyushhuyu sistemu printsipov strategicheskogo menedzhmenta predpriyatiya rekreatsionnoj sferi // Strategicheskoe upravlenie organizatsiyami: traditsionnye i sovremennye metody: sbornik nauchnikh trudov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Spb: Izd-vo Politexn. un-ta, 2013. pp. 14-22.
6. Gatsenbiller N.Yu. Turistsko-rekreacionnyj klaster kak faktor konkurentosposobnosti regiona // Turizm i rekreatsiya: fundamentalnye i prikladnye issledovaniya: trudy viii mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Povolzhskiy gosudarstvenniy universitet servisa, Tolyatti, 25-25 aprelya 2013. izd. 2-e dop. i ispr. Samara: Izd-vo ooo «Media-kniga», 2013. pp. 108-115.
7. Gatsenbiller N.Yu. Turistsko-rekreatsionniy klaster kak faktor upravleniya strategicheskim potentsialom regiona. Turizm i rekreatsiya: fundamentalnye i prikladnye issledovaniya // Trudy X Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. MGU imeni M.V. Lomonosova, geograficheskiy fakultet, Moskva, 23–24 aprelya 2015. M.: ANO «Dialog kultur», 2015. pp. 53-56.
8. Gatsenbiller N.Yu. i dr. Kontseptualnaya metodologiya diagnosticheskoj otsenki konkurentosposobnosti turistsko-rekreatsionnogo produkta v usloviyakh riska [Elektronniy resurs] / N.Yu. Gatsenbiller, V.N. Kabanov, N.G. Sterkhova // Audit i finansoviy analiz. http://www.auditfin.com/fin/2010/6/09_03.pdf (data obrashheniya: 23.05.2015).
9. Kruzhalin V.I., Shabalina N.V., Kruzhalina K. V. Tipologiya proektirovaniya turistsko-rekreatsionnykh territoriy // Turizm i rekreatsiya: fundamentalnye i prikladnye issledovaniya: Trudy viii mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Povolzhskiy gosudarstvenniy universitet servisa, Tolyatti, 25-25 aprelya 2013. izd. 2-e dop. i ispr. Samara: Izd-vo ooo «Media-kniga», 2013. pp. 30-43.
10. Lyubovtseva E.G. Individualnye investitsionnye scheta kak instrument investirovaniya/ - Aktualnie problemy ekonomicheskoy teorii i regionalnoy ekonomiki. 2015. no 1 (17). pp. 127-132. [elektronnyj resurs] / rezhim dostupa: http://elibrary.ru/cit_items.asp?gritemid=23478062 (data obrashheniya: 10.11.2016).
11. Reyting innovatsionnogo razvitiya subektov Rossiyskoy Federatsii. Vypusk 3 / pod red. L.M. Gokhberga; Nats. issled. un-t «vysshaya shkola ekonomiki». M.: NIU VSHE, 2014. 248 p. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.hse.ru/data/2015/05/20/1097295978/rating%20regionov_hse_2015.pdf (data obrashheniya: 23.05.2015).
12. Reyting innovatsionnogo razvitiya subektov Rossiyskoy Federatsii. Vypusk 4 / pod red. L.M. Gokhberga; Nats. issled. un-t «vysshaya shkola ekonomiki». M.: NIU VSHE, 2016. 248 p. [Elektronnyj resurs] url: https://issek.hse.ru/data/2016/06/28/1115847925/rir%202016.pdf (data obrashheniya: 14.11.2016).
УДК 338.48-53(043)
ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА КАК ЭФФЕКТИВНОЙ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ
Гаценбиллер Надежда Юрьевна
ФГБОУ ВО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия», (428003 Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, дом № 29), кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики менеджмента и агроконсалтинга, vanessanchk@mail.ru, 8-927-845-46-47.
Автор рассматривает формирование туристско-рекреационного кластера как эффективную площадку для реализации региональной антикризисной программы. Социально-экономическая ситуация экономики регионов наиболее подвержена спаду в депрессивных регионах и моногородах. Актуальность приобретают вопросы реализации региональных антикризисных программ туристско-рекреационных кластеров. Кластеризация действующих хозяйствующих субъектов с учетом имеющихся уникальных рекреационных ресурсов, опираясь на текущий уровень развития экономики региона, позволяет учесть множественные пространственно-экономические связи между различными элементами социально-экономической системы региона с целью реализации кластерной политики в туристско-рекреационной сфере.
Дается анализ работам российских ученых. Главный результат – автор доказал, что опираясь на текущий уровень развития экономики региона, можно учесть множественные пространственно-экономические связи между различными элементами социально-экономической системы региона с целью реализации кластерной политики в туристско-рекреационной сфере.
Ключевые слова: антикризисные меры; социально-экономическая ситуация; туристско-рекреационный кластер; размещение производительных сил; природные рекреационные ресурсы; региональные антикризисные программы.
FORMATION OF TOURISM AND RECREATION CLUSTER AS AN EFFECTIVE PLATFORM FOR THE IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL ANTI-CRISIS PROGRAM
Gatsenbiller Nadezhda Yurevna
State Federal-Funded Educational Institution of Higher Professional Training "Chuvash State Agricultural Academy", (428003 Chuvash Republic, Cheboksary, Karl Marx st., 29), PhD, Assistant Professor, Department of Economy of Management and Agricultural Consulting, vanessanchk@mail.ru, 8- 927-845-46-47.
The author considers the formation of tourism and recreation cluster as an effective platform for implementing the regional anti-crisis program. Socio-economic situation of regional economies is the most exposed to the recession in depressed regions and single-industry towns. The issues of implementing regional anti-crisis programs of the tourist-recreational cluster are of great importance today. Clustering of existing business entities within existing unique recreational resources, based on the current level of development of the region's economy, allows to consider multiple spatial and economic relations between various elements of the socio-economic system of the region aiming to implement the cluster policy in the sphere of tourism and recreation.
The works of Russian scientists have been analyzed. The main result is that the author has proved that, based on the current level of development of the region's economy, it is possible to take into account multiple spatial and economic relations between various elements of the socio-economic system of the region aiming to implement the cluster policy in the sphere of tourism and recreation.
Keywords: anti-crisis measures; socio-economic situation; tourism and recreation cluster; distribution of productive forces; natural and recreational resources; regional anti-crisis program.
На фоне экономического кризиса влияния прямых и косвенных факторов на экономику Российской Федерации налагает определенные трудности регионального управления туристско-рекреационных территорий в туристской индустрии. В нынешних условиях социально-экономическая ситуация еще больше нуждается в опоре на потенциал региона и взаимодействие органов власти в согласованной политике заинтересованных сторон малого и среднего бизнеса, формируя площадку для реализации эффективной региональной антикризисной программы. Региональная антикризисная программа является элементом системы стратегического управления региона. Стратегическое управление начинается уже на стадии прогностических условий и предпосылок, так как утвержденный прогноз имеет влияние на ожидаемые векторы развития, стратегический потенциал ресурсов региона, обусловливает появление позитивной и негативной синергии. Прогностическая деятельность в большей степени связана с факторами неопределенности и случайности, выборами вариантов и бескомпромиссных решений. Деградация окружающей среды рекреационного региона вследствие роста численности туристов является очевидной ситуацией. Стратегическое управление осуществляется по некоторым планируемым и прогнозируемым контрольным точкам, зачастую имеющим количественное выражение [4, с. 136-137]. Современные концепции управления позволяют сформулировать принципы стратегического управления предприятием сферы туризма, максимально учитывающие специфику и особенности объекта управления с учетом влияния заинтересованных сторон.[5, с. 21]. Изменения влияния заинтересованных сторон формирует постоянно меняющиеся границы поведенческой модели функционирования, регулируемой вполне определенным набором стратегических целей, учитывающих специфику туристско-рекреационной сферы и опирающихся на ограниченный набор принципов стратегического менеджмента [5, с. 14-20].
Позиции Чувашской Республики в рейтинге инновационного развития субъектов Российской Федерации – российский региональный инновационный индекс (РРИИ) относятся ко 2 группе, пятую позицию среди всех субъектов [11, с. 12, 12]. Инновационный профиль региона претерпевает больше изменений от факторов внешнего окружения. Развитие региональных туристско-рекреационных кластеров возможно только в случае проведения федеральной целенаправленной политики государственно-частного партнерства как вектора управления стратегическим потенциалом региона через стимулирование новых форм пространственной организации туристско-рекреационной сферы, координируя действия государственных и муниципальных органов власти, малого и среднего бизнеса, образовательных и научных учреждений. Важную роль играет стратегия региона, многие главы субъектов понимают, что инновационный подход в регионе не только «мода», а необходимые шаги к принятию управленческих решений, но в нынешних условиях развития это дает новый вектор формирования и развития туристско-рекреационного кластера и социально-экономического развития региона в целом. Креативный подход позволяет учитывать факторы внешнего и внутреннего окружения, контролировать изменения в управлении стратегическим потенциалом региона, образуя и развивая точки роста. Текущее финансирование отдельного субъекта усиливает позиции региона в федеральном округе, что в будущем способствует менее болезненного прохождения стагнации производства из-за политических факторов. В Чувашской Республике активно велась подготовительная работа по инвестиционному проектированию на региональном и муниципальном уровнях. Бизнес-планирование туристско-рекреационных кластеров, создание практических проектов, которые проходят экспертизу и в дальнейшем получают заключение и рекомендации, финансовые субсидии для завершения всех этапов монопроекта в регионе, используя торгово-информационно-инвестиционные площадки для привлечения инвестиций это конструктивная работа всех уровней органов власти и частного бизнеса.
По мнению В. И. Кружалина, Н. В. Шабалиной, К. В. Кружалина «проектирование туристско-рекреационных кластеров (ТРК), рассматриваются как перспективные пространственно-организационные формы развития рекреации и туризма» [9, с. 30-43].
В Федеральный Закон № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (2005 г.) внесены поправки, направленные на возможность создания туристско-рекреационных особых экономических зон, что в дальнейшем повлияло на формирование локальных и региональных кластеров и кластерной политики, которые нашли отражение в правительственных, документах, например, в проекте Концепции долгосрочного развития социально-экономического развития РФ до 2020 г.; Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» 2011-2018 гг., Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2012 г. № 936 О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Например, профинансировано по направлению капитальные вложения (данные федерального казначейства на 01.01.2013г.), (млн. рублей) всего – 3792,8948 в т.ч. в 2011 г.- 1646,2140, в 2012 г. - 2146,6808 [1, 2, 3], что позволяло рассчитывать на реализацию системных подходов со стороны государства по формированию региональных туристско-рекреационных кластеров.
Наибольшие трудности в осуществлении инновационной деятельности в туристско-рекреационной сфере связаны с экономическими факторами. К числу наиболее весомых можно отнести недостаток собственных денежных средств хозяйствующих субъектов. Государственная заинтересованность подтверждается проводимой финансовой поддержкой. В Министерстве культуры, на коллегии министерства 25 марта 2015 г. о практической значимости явилась поддержка туристско-рекреационный кластер «Этническая Чувашия» (в 2014 г. на проект из федерального бюджета выделили 245,5 миллионов рублей, из регионального бюджета - 32,6 млн рублей, из внебюджетных источников - 540 млн. рублей) и этнопарки Ярославской и Калужской областей. Системным подходом управления следует считать выделение в 2015 г. из федеральных средств 250 миллионов рублей на строительство транспортной инфраструктуры, завершению систем газоснабжения и водоотведения. В кластер входят два инвестиционного проекта: этноэкологический комплекс «Ясна» и этнокомплекс «Амазония».
Таким образом, выявление, постановка проблемы, знание и использование туристско-рекреационных мотивов должны стать важнейшей стратегией туристско-рекреационного кластера, ориентирование на удовлетворение потребностей и создание новых интегрированных туристско-рекреационных продуктов, которые будут отражать требования определенных сегментов рынка [8]. Проведение неотложных мероприятий, реализуемых на федеральном уровне, направленных на стабилизацию социально-экономической ситуации и меры среднесрочного характера позволяют сдерживать ситуацию 2015-2016 гг. Своевременные поступления из федерального бюджета дотаций формирует бюджетное обеспечение в Чувашской Республике. Согласованные взаимодействия органов исполнительной власти и предпринимательского сообщества позволяют функционировать в новых реалиях и появляться новым услугам, новым видам продуктов туристской индустрии (очень востребованы услуги в сфере развития детского туризма, т.е. социальноориентированные).
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что проектирование регионального туристско-рекреационного кластера совместно с республикой Татарстан, Марий Эл и Чувашской Республики позволит сохранить рабочие места на предприятиях сферы услуг (в гостиницах и предприятиях общественного питания) и включение отдельных элементов в межсубъектный туристско-рекреационный кластер позволит создать предпосылки формирования туристско-рекреационного кластера как эффективной площадки для реализации региональной антикризисной программы.
Список литературы
1. Федеральная Целевая Программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» [Электронный ресурс]. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2016/361 (дата обращения: 23.05.2015).
2. Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2014 г. № 1407 О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» [Электронный ресурс] Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФURL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2016/361 (дата обращения: 23.05.2015).
3. Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2012 г. № 936 О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» [Электронный ресурс] Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2016/361 (дата обращения: 14.11.2016).
4. Гаценбиллер Н.Ю. Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региональной туристско-рекреационной системы. Дисс. к.экон. наук. СПб: СПбГИЭУ, 2008. С. 136-137.
5. Гаценбиллер Н.Ю., Гаценбиллер А.П. Влияние современных подходов в стратегическом управлении на действующую систему принципов стратегического менеджмента предприятия рекреационной сферы // Стратегическое управление организациями: традиционные и современные методы: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. СПб: Изд-во Политехн. Ун-та, 2013. С. 14-22.
6. Гаценбиллер Н.Ю. Туристско-рекреационный кластер как фактор конкурентоспособности региона // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды VIII Международной научно-практической конференции. Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти, 25-25 апреля 2013. Изд. 2-е доп. и испр.-Самара: Изд-во ООО «Медиа-книга», 2013. С. 108-115.
7. Гаценбиллер Н.Ю. Туристско-рекреационный кластер как фактор управления стратегическим потенциалом региона Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования // Труды X Международной научно-практической конференции. МГУ имени М.В. Ломоносова, географический факультет, Москва, 23–24 апреля 2015. М.: АНО ≪Диалог культур≫, 2015. С. 53-56.
8. Гаценбиллер Н.Ю. и др. Концептуальная методология диагностической оценки конкурентоспособности туристско-рекреационного продукта в условиях риска [Электронный ресурс] / Н.Ю. Гаценбиллер, В.Н. Кабанов, Н.В. Волкова, Н.Г. Стерхова // Аудит и финансовый анализ. http://www.auditfin.com/fin/2010/6/09_03.pdf (дата обращения: 23.05.2015).
9. Кружалин В.И., Шабалина Н.В., Кружалина К.В. Типология проектирования туристско-рекреационных территорий // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды VIII Международной научно-практической конференции. Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти, 25-25 апреля 2013. Изд. 2-е доп. и испр. -Самара: Изд-во ООО «Медиа-книга», 2013. С. 30-43.
10. Любовцева Е.Г. Индивидуальные инвестиционные счета как инструмент инвестирования // Актуальные проблемы экономической теории и региональной экономики. - 2015. - № 1 (17). С. 127-132. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://elibrary.ru/cit_items.asp?gritemid=23478062 (дата обращения: 10.11.2016).
11. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 3 / под ред. Л.М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2014. – 248 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.ru/data/2015/05/20/1097295978/Rating%20regionov_HSE_2015.pdf (дата обращения: 23.05.2015).
12. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 4 / под ред. Л.М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2016. 248 с. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/data/2016/06/28/1115847925/RIR%202016.pdf (дата обращения: 14.11.2016).
References
1. Federalnaya Tselevaya programma «Razvitie vnutrennego i vezdnogo turizma v rossijskoj federatsii (2011 - 2018 gody)» [Elektronnyj resurs] ofitsialnyj sajt federalnogo agentstva po turizmu ministerstva kultury RF. – URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/fcp/viewfcp/view/2016/361 (data obrashheniya: 23.05.2015).
2. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 18 dekabrya 2014 g. № 1407 o vnesenii izmenenii v Federalnuyu tselevuyu programmu «Razvitie vnutrennego i vezdnogo turizma v Rossijskoi Federatsii (2011 - 2018 gody)» [Elektronnyi resurs] oficialnyj sajt federalnogo agentstva po turizmu ministerstva kultury RF. - URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/fcp/viewfcp/view/2016/361 (data obrashheniya: 23.05.2015).
3. Рostanovlenie Рravitelstva RF ot 18 sentyabrya 2012 g. № 936 o vnesenii izmeneniy v Federalnuyu tselevuyu programmu «Razvitie vnutrennego i vezdnogo turizma v Rossijskoj Federatsii (2011 - 2018 gody)» [Elektronnyj resurs] ofitsialnyj sajt federalnogo agentstva po turizmu ministerstva kultury RF. - URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/fcp/viewfcp/view/2016/361 (data obrashheniya: 14.11.2016).
4.Gatsenbiller N.Yu. Organizacionno-ekonomicheskij mekhanizm upravleniya ustoychivym razvitiem regionalnoy turistsko-rekreatsionnoj sistemy. Diss. …k.ekon. nauk. Spb: Spbgieu, 2008. pp. 136-137.
5. Gatsenbiller N.Yu., Gatsenbiller A.P. Vliyanie sovremennykh podkhodov v strategicheskom upravlenii na deystvuyushhuyu sistemu printsipov strategicheskogo menedzhmenta predpriyatiya rekreatsionnoj sferi // Strategicheskoe upravlenie organizatsiyami: traditsionnye i sovremennye metody: sbornik nauchnikh trudov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Spb: Izd-vo Politexn. un-ta, 2013. pp. 14-22.
6. Gatsenbiller N.Yu. Turistsko-rekreacionnyj klaster kak faktor konkurentosposobnosti regiona // Turizm i rekreatsiya: fundamentalnye i prikladnye issledovaniya: trudy viii mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Povolzhskiy gosudarstvenniy universitet servisa, Tolyatti, 25-25 aprelya 2013. izd. 2-e dop. i ispr. Samara: Izd-vo ooo «Media-kniga», 2013. pp. 108-115.
7. Gatsenbiller N.Yu. Turistsko-rekreatsionniy klaster kak faktor upravleniya strategicheskim potentsialom regiona. Turizm i rekreatsiya: fundamentalnye i prikladnye issledovaniya // Trudy X Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. MGU imeni M.V. Lomonosova, geograficheskiy fakultet, Moskva, 23–24 aprelya 2015. M.: ANO «Dialog kultur», 2015. pp. 53-56.
8. Gatsenbiller N.Yu. i dr. Kontseptualnaya metodologiya diagnosticheskoj otsenki konkurentosposobnosti turistsko-rekreatsionnogo produkta v usloviyakh riska [Elektronniy resurs] / N.Yu. Gatsenbiller, V.N. Kabanov, N.G. Sterkhova // Audit i finansoviy analiz. http://www.auditfin.com/fin/2010/6/09_03.pdf (data obrashheniya: 23.05.2015).
9. Kruzhalin V.I., Shabalina N.V., Kruzhalina K. V. Tipologiya proektirovaniya turistsko-rekreatsionnykh territoriy // Turizm i rekreatsiya: fundamentalnye i prikladnye issledovaniya: Trudy viii mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Povolzhskiy gosudarstvenniy universitet servisa, Tolyatti, 25-25 aprelya 2013. izd. 2-e dop. i ispr. Samara: Izd-vo ooo «Media-kniga», 2013. pp. 30-43.
10. Lyubovtseva E.G. Individualnye investitsionnye scheta kak instrument investirovaniya/ - Aktualnie problemy ekonomicheskoy teorii i regionalnoy ekonomiki. 2015. no 1 (17). pp. 127-132. [elektronnyj resurs] / rezhim dostupa: http://elibrary.ru/cit_items.asp?gritemid=23478062 (data obrashheniya: 10.11.2016).
11. Reyting innovatsionnogo razvitiya subektov Rossiyskoy Federatsii. Vypusk 3 / pod red. L.M. Gokhberga; Nats. issled. un-t «vysshaya shkola ekonomiki». M.: NIU VSHE, 2014. 248 p. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.hse.ru/data/2015/05/20/1097295978/rating%20regionov_hse_2015.pdf (data obrashheniya: 23.05.2015).
12. Reyting innovatsionnogo razvitiya subektov Rossiyskoy Federatsii. Vypusk 4 / pod red. L.M. Gokhberga; Nats. issled. un-t «vysshaya shkola ekonomiki». M.: NIU VSHE, 2016. 248 p. [Elektronnyj resurs] url: https://issek.hse.ru/data/2016/06/28/1115847925/rir%202016.pdf (data obrashheniya: 14.11.2016).