Банайтис Н.Г. Взаимосвязь психологических защит и иррациональных убеждений сотрудников организации

Образец ссылки на эту статью: Банайтис Н.Г. Взаимосвязь психологических защит и иррациональных убеждений сотрудников организации // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 4 (4). С. 8.

УДК 334.028

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УБЕЖДЕНИЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Банайтис Наталья Георгиевна

АНО ВО Институт гуманитарного образования и информационных технологий (ИГУМОиИТ), Москва, Россия (105264, г. Москва, ул. Верхняя Первомайская, 53), кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии, banaitis.nata@gmail.com, 8-916-334-99-95.

В работе на основе анализа психологических концепций рассматриваются сущность психологических защит, иррациональных убеждений личности, их влияние на социально-психологическую адаптацию сотрудников строительной организации. Представлены результаты эмпирического исследования, в ходе которого выявлены взаимосвязи психологических защит и иррациональных убеждений сотрудников строительной организации.
Главный научный результат – полученные данные указывают на возможность положительного влияния на социально-психологическую адаптацию сотрудников организации путем работы с персоналом, направленную на коррекцию иррациональных убеждений и формированию адаптивных механизмов психологической защиты.
Ключевые слова: психологические защиты; рациональность; иррациональные убеждения.

THE RELATIONSHIP OF PSYCHOLOGICAL DEFENSES AND IRRATIONAL BELIEFS OF THE EMPLOYEES OF THE ORGANIZATION

Banaitis Natalia Georgievna

The Institute for the Humanities and Informational Technologies, Moscow, Russia (105264, Moscow, Verkhnyaya Pervomayskaya st., 53), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of General and Social Psychology, banaitis.nata@gmail.com, 8-916-334-99-95.

On the basis of the psychological concepts analysis, the nature of psychological defenses, irrational beliefs of an individual, and their impact on the socio-psychological adaptation of a construction organization’s employees are considered. The results of empirical studies, which identified the relationship of psychological defenses and irrational beliefs of a construction organization’s employees, are presented.
The main scientific result is that the obtained data indicate the possibility of positive impact on the socio-psychological adaptation of the organization’s employees by working with its staff with the aim of correcting irrational beliefs and forming adaptive psychological defense mechanisms.
Key words: psychological protection; rational; irrational beliefs.

Существующая проблема эффективного функционирования личности обусловливает необходимость изучения факторов, влияющих на поведение человека, особенности взаимоотношений с окружающими, качество выполнения профессиональных и социальных функций. В свете этого представляют интерес механизмы поведения человека в различных жизненных ситуациях, среди которых значимую роль играют психологические защиты и внутренние убеждения.
Психологическая защита как предмет научного исследования является сложным и противоречивым образованием, в пользу чего свидетельствует наличие разнообразных подходов к пониманию феноменологии защитных механизмов, их роли в онтогенезе и социальной адаптации индивида.
Согласно Э.И. Киршбауму и А.И. Еремеевой психологическими защитами или защитными механизмами называются способы искажения восприятия реальности, уменьшающие воздействие на психику травмирующих событий. По мнению других авторов (Н. Мак-Уильямс, Г.В. Грачев), механизмы психологической защиты снижают интенсивность как внешних психотравмирующих воздействий, так и внутреннего психологического дискомфорта, эмоционально травмирующих человека.
Р. Плутчик определяет психологическую защиту как «последовательное искажение когнитивной и аффективной составляющей образа реальной ситуации с целью ослабления эмоционального напряжения, угрожающего индивиду в случае, если бы ситуация была отражена в предельно возможном для него соответствии с реальностью» [цит. по: 9, с. 40-41].
Согласно В.Е. Рожнову, психологическая защита - это психическая деятельность, направленная на спонтанное изживание последствий психической травмы [8, с. 79-80].
Р.Р. Набиуллина, И.В. Тухтарова приводят следующее определение: «Психологическая защита – это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта» [5, с. 5].
Согласно Г.В. Грачеву предметами психологической защиты чаще всего являются самооценка, целостность личности, самоуважение, Я-концепция, идентичность, базовые потребности [1, c. 170].
Как научный факт явление психологической защиты было впервые зафиксировано в парадигме психоанализа. З. Фрейд описал его в работе «Защитные нейропсихозы» (1894) как техники борьбы личности с неприятными и непереносимыми для сознания представлениями. З. Фрейд дал первое определение понятию «защитный механизм» как специфического защитного процесса, протекающего «вне» и «за» пределами сознания [7, с. 39]. Функционирование психологической защиты связывается З. Фрейдом с такими психическими функциями, как адаптация, поддержание интрапсихического равновесия и регулирование. В соответствии с первыми исследованиями защитных механизмов, представленных в психодинамических теориях, защитные механизмы развиваются как формы эффективной адаптации индивида к взаимодействиям с социальным окружением.
Наиболее часто исследователями отмечаются следующие защитные механизмы.
1. Отрицание – проявляется в стремлении избежать новой информации, не совместимой со сложившимся образом себя, в связи с чем тревожная информация просто игнорируется; это происходит через отвлечение внимания или через нарушение зрительного восприятия (человек не способен увидеть какие-то предметы при ясном восприятии других).
2. Подавление – проявляется в том, что человек забывает, блокирует неприятную информацию; она является при этом содержанием психики, поскольку была воспринята, но ее содержание забывается (примером могут служить проявления подавления в психосоматических симптомах, навязчивых действиях, оговорках).
3. Вытеснение – проявляется в забывании, но не всего события, а только его причины, мотива того или иного действия (происходит подмена истинного мотива на ложный, в связи с чем ход мыслей человека меняется); это одна из самых эффективных защит, способная справиться с мощными импульсами; при этом энергия аффекта все время ищет свой выход.
4. Проекция – проявляется в переносе на окружение тех чувств, желаний, которые человек в себе не принимает; они приписываются другим людям и это избавляет человека от ответственности за свои помыслы, выборы, действия (границы личности сужаются, фокус восприятия оказывается только на положительных своих качествах).
5. Идентификация – проявляется в отождествлении себя с другим человеком, при этом происходит перенос на себя чувств и качеств желаемых для человека, но находящихся у другого. В психоанализе подробно рассматривается механизм идентификации со значимым лицом, подражая которому, ребенок начинает действовать. Во взрослом возрасте это перерастает в имитацию.
6. Рационализация – проявляется в том, что человек использует объяснение своего поведения с точки зрения удобной ему самому информации; таким образом, появляется возможность найти подобающее объяснение для неподобающего поведения или какой-то неловкой ситуации. Рационализацию также называют поиском ложных оснований, поскольку человек стремится нейтрализовать угрозу с помощью удобных для себя интерпретаций.
7. Замещение – проявляется в переносе человеком своей эмоциональной реакции с объекта недоступного, на более доступный, в связи с чем становится возможной разрядка напряжения (ребенок может бить игрушку, рассердившись на родителя; то есть реакция переадресуется).
8. Регрессия – проявляется в том, что человек «возвращается» эмоционально в более ранний период развития, становится маленьким, беспомощным, что уберегает его от проявления ответственности, инициативы, риска. Это приводит к инфантилизму взрослого человека, повышенной неуверенности.
9. Сублимация – проявляется в переходе неудовлетворенной сексуальной энергии в более социально приемлемые формы поведения или деятельности (искусство, например). То есть замещается не сам объект, а способ взаимодействия с ним.
10. Компенсация – проявляется в том, что человек пытается находить замену реальному или воображаемому недостатку, с помощью фантазий или присвоения себе каких-то качеств, характеристик, ценностей, повышающих чувство самодостаточности. Другим проявлением компенсации является попытка преодоления фрустрирующих обстоятельств в какой-то одной сфере за счет сверхудовлетворения в другой сфере.
Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников объединили и свели все многообразие психологических защит к восьми базовым – таким как замещение, проекция, компенсация, регрессия, подавление, отрицание, реактивное образование, интеллектуализация.
Анализ литературы показал, что актуализации механизмов психологической защиты способствуют ситуации, которые представляют собой серьезное испытание для человека, которые в некоторой степени превышают его внутренние ресурсы, выходят за рамки его актуального развития.
Так как нас интересуют особенности психологических защит и их взаимосвязь с иррациональными убеждениями личности, рассмотрим понятие иррациональных убеждений, установок и их влияние на поведение человека, его мировосприятие.
Понятие «рациональность» и «иррациональность» в рамках философского и психологического учений имеют многовековую традицию и большую базу исторических и теоретико-методологических исследований. Сложность, многогранность и противоречивость этих понятий привели к появлению множества концепций и трактовок. Если обобщить научные суждения о сущности рационального, можно сделать следующий вывод: рациональность - это совокупность форм и методов такой деятельности, в основе которых лежит разум и мышление, обусловливающие концептуально-дискурсивное видение мира, это способность человека достичь понимания всеобщего.
В настоящее время общепринятой трактовки понятий «рациональность» и «иррациональность» не существует, однако насчитывается большое количество подходов и концепций. Все разнообразие взглядов представлено в подходах к определению и пониманию этих терминов в современной науке. В первом подходе рациональность трактуется как «интеллектуальное, разумное» (опосредованное и связанное с доказательством) и ему противопоставляется «эмоциональное, интуитивное» (непосредственное, бездоказательное) и «феноменальное» (как генетически детерминированное, определяющее поведение ребенка, направленное на достижение цели) [4]. Второй - это когда понятие рациональности связывается с постановкой целей и выбором средств для их достижения, а иррациональное - с непоследовательным, нецеленаправленным поведением [6].
Согласно А. Эллису, именно иррациональные убеждения приводят к неадекватной эмоциональной оценке ситуаций и, как следствие, способствуют неконструктивному поведению. С точки зрения А. Эллиса, иррациональные убеждения не имеют однозначно отрицательный характер, иногда они помогают человеку снизить сильную тревогу. Разрушающими иррациональные установки могут становиться тогда, когда становятся основой личности, руководят всем поведением человека, который испытывает постоянную фрустрацию, не достигая желаемого результата [10].
Ю.А. Чупахина делает вывод о том, что, исходя из констатации факта наличия у человека того или иного иррационального убеждения, нельзя делать однозначные выводы. Какие-то иррациональные убеждения помогают в одних ситуациях, но могут сильно мешать в других. Они могут помогать одним людям, но приводят к расстройствам других. Надо отходить от абсолютизаций, от категоричных утверждений, что какие-то формы убеждений, поведения плохи. Они, возможно, помогают (или помогали раньше) каким-то людям в определенных ситуациях, просто в других ситуациях они уже не действуют, и в этих случаях могут приводить к расстройствам и дезадаптации [11].
Влияние рациональных и иррациональных убеждений на эффективность профессиональной деятельности обусловливается спецификой этой деятельности. Специфика труда в строительной организации заключается в том, что объектом труда являются возводимые здания и сооружения, представляющие собой конечную продукцию строительства. От качества выполняемых строительных работ зависит безопасность возводимых объектов. Кроме того, большое значение имеет безопасность самих строителей. Эти особенности обуславливают требования, предъявляемые к личностным особенностям сотрудников, в том числе, и к их рациональности и иррациональности установок.
Рациональные целевые установки это, в первую очередь, материальные притязания работника, основанные на его субъективных представлениях о собственной значимости и эффективности, а также на экономическом самосознании. Работники с рациональными целями адекватно реагируют на материальные стимулы, управляемы и предсказуемы, однако их лояльность тоже рациональна, зависит от уровня оплаты труда и ожиданий, которые с ростом компетентности возрастают. Такие работники могут перейти на более высокооплачиваемую работу, не оправдав вложений в развитие их человеческого капитала. Иррационально мотивированные сотрудники наиболее зависимы от развитости каталитических нематериальных активов. Иррациональные убеждения основываются на идеологии, сопричастности, межличностных отношениях и иных сложно формализуемых проявлениях человеческой психики, формирующих лояльность компании вне зависимости от экономической обоснованности. Работники с иррациональными установками более инертны по отношению условиям оплаты труда и поэтому являются предпочтительными инструментами для инвестиций в человеческий капитал [2].
Таким образом, с позиции оценки инвестиций компании в человеческий капитал, сотрудники с иррациональными установками более предпочтительны. С позиции же оценки эффективности и качества работы, для строительной организации более предпочтительны сотрудники с рациональными установками. Иррациональные установки негативно влияют на эффективность деятельности сотрудников, в том числе, и в строительной организации. Рациональность и иррациональность рассматриваются как катализаторы человеческой активности. Учитывая, что рациональность, как правило, связана с осуществлением прогноза результативности действий в относительно долгосрочном периоде, иррациональность человеческого поведения рассматривается как выбор варианта действий на основе оценки краткосрочной перспективы [3]. Поскольку деятельность строительной организации характеризуется долгосрочными перспективами (долгосрочное планирование деятельности организации, длительность строительного цикла, необходимость обеспечения безопасности строительных объектов на длительный срок), то рациональность сотрудников будет способствовать эффективности работы строительной организации. Таким образом, специфика труда в строительной организации обусловливает положительное влияние рациональных убеждений и негативное – иррациональных на эффективность деятельности сотрудников строительной организации.
Эмпирическое исследование, целью которого являлось изучение взаимосвязи психологических защит и иррациональных убеждений и их влияние на социально-психологическую адаптацию сотрудников организации, проводилось среди сотрудников строительной организации города Москвы. В исследовании принимали участие 50 человек, из них 16 женщин и 36 мужчин Возраст испытуемых от 27 до 40 лет.
Нами были определены следующие задачи:
1. Провести диагностику психологических защит, иррациональных убеждений и социально-психологической адаптации сотрудников строительной организации;
2. Провести анализ взаимосвязи психологических защит и иррациональных убеждений и их влияние на социально-психологическую адаптацию сотрудников строительной организации.
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Методика «Индекс Жизненного Стиля» Р. Плутчика и Х. Келлермана предназначена для оценки степени использования индивидом восьми механизмов психологической защиты. Методика создана на основе психоэволюционной теории Р. Плутчика и структурной теории личности Х. Келлермана, и позволяет наиболее полно исследовать систему механизмов психологической защиты, выявить ведущие защиты, оценить степень их напряженности.
2. Методика диагностики иррациональных установок (А. Эллис) направлена на определение степени рациональности-иррациональности мышления, наличия и выраженности иррациональных установок. Тест состоит из 50 вопросов, включающих в себя 6 оценочных шкал, 4 из которых позволяют оценить основные группы иррациональных установок и еще 2 шкалы, позволяющие оценить стрессоустойчивость и рациональность мышления.
3. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда предназначена для изучения уровня сформированности социально-психологической адаптации личности по следующим показателям: адаптивность, дезадаптивность, лживость, принятие себя, непринятие себя, принятие других, непринятие других, эмоциональный комфорт, эмоциональный дискомфорт, внутренний контроль, внешний контроль, доминирование, ведомость, эскапизм (уход от проблем).
Для выявления взаимосвязи исследуемых переменных был проведен корреляционный анализ с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Исследование состояло из нескольких этапов.
На первом этапе эмпирического исследования была проведена диагностика психологических защит, иррациональных установок и социально-психологической адаптации сотрудников строительной организации. Средние тенденции к использованию иррациональных установок у сотрудников строительной организации представлены на рисунке 1.



Согласно полученным данным, по шкале «Катастрофизация» средний показатель в выборке составил 35,98 баллов, по шкале «долженствование в отношении себя» – 34,56 баллов, по шкале «долженствование в отношении других» - 35,3 балла, по шкале «оценочная установка» («самооценка») – 35,2 балла, по шкале «фрустрационная толерантность личности» - 33,92 балла. Средний показатель рациональности мышления в группе составил 174,96 балла.
Полученные данные указывают на то, что у сотрудников наиболее выражены катастрофические иррациональные установки. Однако все средние показатели по шкалам находятся в диапазоне наличия иррациональных установок, что позволяет говорить о том, что для сотрудников строительной организации не характерна как склонность к выраженной иррациональности, так и полному ее отсутствию.
Средние показатели механизмов психологической защиты сотрудников строительной организации представлены на рисунке 2.



Представленные данные показывают, что средний показатель напряженности психологической защиты (МПЗ) «отрицание» в исследуемой выборке составил 4,14 балла, МПЗ «вытеснение» - 3,88 балла, МПЗ «регрессия» - 4,08 балла, МПЗ «компенсация» - 4,08 балла, МПЗ «проекция» - 3,46 балла, МПЗ «замещение» - 3,56 балла, МПЗ «рационализация» - 5,22 балла, МПЗ «реактивное образование» - 3,88 бала.
Таким образом, в структуре механизмов психологической защиты у сотрудников строительной организации преобладает рационализация (интеллектуализация), что является благоприятным показателем, поскольку рационализация относится к защите высшего порядка и способствует конструктивному решению проблемы.
Средние тенденции показателей социально-психологической адаптации у сотрудников строительной организации указаны на рисунке 3.
Согласно результатам, указанным на рисунке, средние показатели по шкале «адаптивность» соответствуют 123,6 балла, по шкале «дезадаптивность» - 90,1 балла. Таким образом, уровни адаптивности и дезадаптивности находятся в пределах нормативных значений, однако полученные данные позволяют характеризовать сотрудников строительной организации как людей с достаточно высокой степенью адаптивности.
Средний показатель по шкале «принятие себя» составил 33,4 балла, по шкале «непринятие себя» - 23,9 балла. Полученные результаты позволяют говорить о том, что в целом у сотрудников строительной организации фактор социально-психологической адаптации «принятие себя» преобладает над фактором дезадаптации «непринятие себя», что является благоприятным показателем.
Среднее значение в выборке по шкале «принятие других» составил 18,4 балла, по шкале «непринятие других» - 17,8 балла. Т.е., сотрудники строительной организации характеризуются скорее положительным отношение к окружающим, чем негативным, что является ресурсом социально-психологической адаптации сотрудников.



Средний показатель фактора социально-психологической адаптации «эмоциональный комфорт» также превышает фактор дезадаптации «эмоциональный дискомфорт» (21,7 и 17,1 балла соответственно).
Средние значение по шкале внутренний контроль» выше, чем средний показатель по шкале «внешний контроль» (32,5 и 22,8 балла соответственно), что указывает на то, что при решении проблемы или в трудной ситуации сотрудники строительной организации в большей степени склонны руководствоваться внутренними мотивами и установками, чем внешними стимулами (контроль со стороны других, жизненные обстоятельства и др.).
У сотрудников строительной организации выявлена тенденция к преобладанию такого дезадаптирующего фактора, как «ведомость» на фактором, способствующим адаптации «доминирование» (11,8 и 8,0 балла соответственно». Возможно, что данная тенденция обусловлена спецификой профессиональной деятельности, требующей необходимость подчинения правилам и инструкциям, поскольку это обеспечивает качество и безопасность строительных объектов. Стремление к доминированию, отстаиванию своей точки зрения в данной профессии нерационально, а также может привести к конфликтам в организации.
Средний показатель по шкале «эскапизм» (уход от проблем) у сотрудников составил 12,1 балла. Данное значение находится в нормативном диапазоне.
Таким образом, у сотрудников строительной организации наибольшую роль в социально-психологической адаптации играют принятие себя и внутренний контроль.
На втором этапе нашего исследования, для выявления взаимосвязи исследуемых переменных был проведен корреляционный анализ с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Проведенное эмпирическое исследование показало наличие значимых взаимосвязей между иррациональными убеждениями и всеми психологическими защитами, выделенными Р. Плутчиком и Х. Келлерманом в качестве основных, кроме вытеснения и регрессии.



Таким же способом выявлена взаимосвязь между иррациональными убеждениями и адаптивностью личности: чем выше степень рациональности мышления, стрессоустойчивость и меньше выражены иррациональные убеждения, тем более высокий уровень адаптивности.
Выявлена связь иррациональных отношений с отношением сотрудников к окружающим: иррациональные убеждения негативно влияют на отношение личности к другим. Чем более рационально мыслит человек, тем более положительно относится к окружающим.
Выявлена взаимосвязь между иррациональными убеждениями и эмоциональным благополучием сотрудников: чем более выражены иррациональные убеждения у сотрудников, чем меньше стрессоустойчивость и рациональность мышления, тем ниже уровень эмоционального благополучия личности. Установлено, что иррациональные убеждения влияют на все показатели социально-психологической адаптации личности сотрудников строительной организации, кроме показателя «самопринятие».
Выявлена взаимосвязь между иррациональными убеждениями и психологическими защитами сотрудников: чем сильнее у сотрудников выражены иррациональные убеждения, тем в большей степени они используют психологические защиты от травм извне, выражающиеся в пассивном уходе от проблемы (отрицание, проекция), и тем менее склонны к использованию психологических защит, требующих активности – компенсации, интеллектуализации, замещения, положительной переоценке ситуации (реактивное образование).
Обобщая полученные результаты, делаем следующие выводы.
Проведенное исследование показало, что иррациональные убеждения оказывают негативное влияние на все показатели социально-психологической адаптации сотрудников строительной организации. Выявлено существование взаимосвязи между социально-психологической адаптацией и психологическими защитами личности, причем характер и теснота связи зависит от механизма психологической защиты и показателя социально-психологической адаптации: неадаптивные психологические защиты снижают уровень социально-психологической адаптации сотрудников строительной организации, а использование адаптивных механизмов защитного поведения способствует повышению всех ее показателей. В то же время, можно сказать, что чем ниже у сотрудников уровень социально-психологической адаптации, тем они более склонны к использованию пассивных стратегий защитного поведения, не приводящих к разрешению проблем.
Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть, что актуальность и практическая значимость выполненного исследования заключается в возможности использования данных в психологическом консультировании или тренинговой работе с персоналом организации. Полученные результаты указывают на возможность положительного влияния на социально-психологическую адаптацию сотрудников строительной организации путем работы с персоналом, направленной на коррекцию иррациональных убеждений и формированию адаптивных механизмов психологической защиты.

Список литературы

1. Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: ПЕР СЭ, 2003. 304 с.
2. Захаров А.В. Оптимизация управления персоналом организации на основе матричной четырехмерной модели целевых установок // Материалы 77-й международной научно-технической конференции ААИ (Москва, 27-28 марта 2012 г.). Москва, 2012. С.161-163.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие. М.: Академия, 2006. 240 с.
4. Максимова И.О. Типология интуитивного - рационального и формирование структуры индивидуального знания (Проблема интуиции в психологии) / Н.Е. Максимова, И.О. Александров, И.В. Тихомирова, Е.В. Филиппова // Психологический журнал. 2001. Т 22. № 1. С. 43-60.
5. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом. Казань: Изд-во Кураж, 2003. 99 с.
6. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988. 197 с.
7. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Мытищи: Издательство «Талант», 2006. 144 с.
8. Ромек Е. Логика эмоций // Школьный психолог. 2006. № 24. С. 24-26.
9. Субботина Л.Ю. Личность в системе профессиональной подготовки. Ярославль, 2003. 101 с.
10. Франова И.В. Теоретико-методологические основания рационально-эмотивной поведенческой терапии А. Эллиса // Вестник Томского государственного университета, 2007. № 305. С. 174-177.
11. Чупахина Ю.А. Влияние иррациональных убеждений родителей на иррациональные убеждения детей, формирующиеся к юношескому возрасту: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 2003. 28 c.

References

1. Grachev G.V. Lichnost' i obschestvo: informacionno-psihologicheskaya bezopasnost' i psihologicheskaya zaschita. M.: PER SEH, 2003. 304 p.
2. Zaharov A.V. Optimizaciya upravleniya personalom organizacii na osnove matrichnoj chetyrekhmernoj modeli celevyh ustanovok // Materialy 77-j mezhdunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii AAI (Moskva, 27-28 marta 2012 g.) Moskva, 2012. pp.161-163.
3. Zeer EH.F. Psihologiya professional'nogo razvitiya: uchebnoe posobie. M.: Akademiya, 2006. 240 p.
4. Maksimova I.O. Tipologiya intuitivnogo - racional'nogo i formirovanie struktury individual'nogo znaniya (Problema intuicii v psihologii) / N.E. Maksimova, I.O. Aleksandrov, I.V. Tihomirova, E.V. Filippova - Psihologicheskij zhurnal. 2001. T 22. no 1. pp. 43-60.
5. Nabiullina R.R., Tukhtarova I.V. Mekhanizmy psihologicheskoj zashchity i sovladaniya so stressom. Kazan': Izd-vo Kurazh, 2003. 99 p.
6. Naumova N.F. Sociologicheskie i psihologicheskie aspekty celenapravlennogo povedeniya. M.: Nauka, 1988. 197 p.
7. Romanova E.S., Grebennikov L.R. Mekhanizmy psihologicheskoj zashchity: genezis, funkcionirovanie, diagnostika. Mytishchi: Izdatel'stvo «Talant», 2006. 144 p.
8. Romek E. Logika emociy - Shkol'nyj psiholog. 2006. no 24. pp. 24-26.
9. Subbotina L.Y. Lichnost' v sisteme professional'noj podgotovki. Yaroslavl', 2003. 101 p.
10. Franova I.V. Teoretiko-metodologicheskie osnovaniya racional'no-emotivnoj povedencheskoj terapii A. Ehllisa - Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2007. no 305. pp. 174-177.
11. Chupahina Y.A. Vliyanie irracional'nykh ubezhdenij roditelej na irracional'nye ubezhdeniya detej, formiruyushchiesya k yunosheskomu vozrastu: Avtoref. dis. kand. psihol. nauk. SPb., 2003. 28 p.