Толкачев А.Н. Креативные способы генерации идей в менеджменте
Толкачев А.Н. Креативные способы генерации идей в менеджменте
Образец ссылки на эту статью: Толкачев А.Н. Креативные способы генерации идей в менеджменте // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 3. С. 8.
УДК 392.91
КРЕАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ГЕНЕРАЦИИ ИДЕЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Толкачев Андрей Николаевич
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), кандидат юридических наук, заведующий кафедрой маркетинга и рекламы, 9757417@gmail.com, +7-915-123-07-63.
В статье автор раскрывает ресурсы творческой деятельности человека, являющиеся основой для создания оригинальных идей. Анализируются виды этих ресурсов, мотивирующих творческое поведение менеджера. Показаны условия развития указанных ресурсов в виде соответствующих подходов менеджера к разработке идей.
Ключевые слова: творческий процесс; оригинальные идеи; ресурсы творческой деятельности; интуиция; креативность; конвергентное мышление; творческие действия.
CREATIVE WAYS OF GENERATING IDEAS IN MANAGEMENT
Tolkachev Andrei Nikolaevich
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), Candidate of Legal Sciences, head of the Department of Marketing and Advertising, 9757417@gmail.сom, +7-915-123-07-63.
In the article the author reveals the resources of a person’s creative activity which is the basis for creating original ideas. Types of these resources motivating a manager’s creative behavior are analyzed. Conditions of developing the specified resources in the form of a manager’s corresponding approaches to ideas development are also shown.
Keywords: creative process; original ideas; resources of creative activity; intuition; creativity; convergent thinking; creative actions.
В современных условиях бизнеса умение менеджера организовать творческий процесс является необходимым критерием его конкурентоспособности [5, с. 12]. Творчество всегда представляет собой относительно уникальное сочетание выразительных форм, необходимое для достижения определенной цели, рассчитанное на восприятие и поведение целевой аудитории.
Творчество как процесс самореализации субъекта индивидуальными и оригинальными методами основано на таких свойствах личности как вдохновение и воодушевление. Это порождает создание оригинальной идеи в том смысле, что данная идея - это новое видение или мысль, возникающая за счет соединения концепций, ранее не связанных друг с другом. Причем независимо от того, является ли идея оригинальной или модернизируемой [3, с. 43].
Каковы же ресурсы творческой деятельности?
Первым из таковых ресурсов можно назвать интуицию. Как сказал Дэвид Линч: «Превыше всего ценю интуицию, она объединяет мышление и чувство вместе, и она выше, чем интеллект и эмоции, взятые по отдельности» [2, с. 76].
Люди, у которых развит этот вид интуиции, получают интуитивные подсказки через физические ощущения – боль или удовольствие, апатию или прилив сил, и делают выводы относительно своего потенциального успеха в том или ином событии на основании своего самочувствия. В книге Лауры Дей «Самоучитель по развитию интуиции» приводится пример из жизни знаменитого миллионера Джорджа Сороса. В своей книге «Сорос о Соросе» он так описывает свои физические ощущения в ответ на колебания котировок акций: «Я чувствую боль. Я в очень большой степени полагаюсь на животные инстинкты. Когда я активно управлял Фондом, у меня болела спина. Я интерпретировал начало острой боли как сигнал того, что в моих делах что-то не так. Боль в спине говорила мне, что именно не в порядке (допустим, низ спины - для краткосрочных инвестиций, левое плечо – для валюты), но она побуждала меня к поиску неполадок» [1, с. 102]. Дж. Сорос не полагается на научные знания, например «бычий тренд», «боковой тренд» или «медвежий тренд» - Дж. Сорос полностью доверяет интуиции…
Эмоциональная интуиция обращается к нашим чувствам, и с помощью, например «необъяснимой» тревоги, беспокойства или страха сигнализирует нам: «что-то тут не так». Эмоции (гнев, страх) испокон веков служили нам для реакции на опасность (думать некогда!), поэтому этот вид интуиции пытается предупредить нас с помощью ощущения первобытного страха об угрожающей нашей жизни или здоровью опасности.
Вторым ресурсом после интуиции, являются дивергентные способности.
Дивергентные способности (креативность) – это умение выдвигать максимальное количество интересных и необычных идей применительно к одному и тому же объекту, ломать стереотипы.
Критерии:
Третьим ресурсом можно признать конвергентные способности.
Конвергентное мышление – это нахождение единственно правильного решения в заданных условиях деятельности. Например, тест на определение IQ.
Три свойства интеллекта представляют способности к конвергентному мышлению:
Уровневые свойства: скорость восприятия, концентрация внимания, словарный запас, сенсорное различение и так далее.
Комбинаторные свойства: умение сочетать имеющийся багаж знаний с элементами поставленной задачи, выявлять взаимосвязи, закономерности и различные соотношения.
Процессуальные свойства: стратегии трансформирования полученных сведений, способы интеллектуальной деятельности и ее операции.
Указанные ресурсы развиваются в том случае, если менеджер задействует соответствующие подходы к разработке идей. Речь идет о коммуникационном и психологическом подходе.
В итоге данного анализа можно назвать те творческие действия, которые будут мотивировать, а также максимально характеризовать творческое поведение, как основу для генерации и творческого воплощения идеи. В приведенный ниже перечень включены методы креатива.
Сегодня, когда для журнала нужно взять интервью у какой-нибудь зарубежной VIP-персоны – используем какую-нибудь «фишку», как вы догадались, из 133 инструментов креатива, и эксклюзивное интервью непременно выйдет в номер. По сути, так и произошло с известными зарубежными бизнесменами Брайаном Трейси, Бобом Дорфом, Алланом Пизом, Ларсом Валлентином, Малкольмом Макдональдом, Рашидом Каримом, Нилом Уайтхедом и другими. По телефону и скайпу договорились с их промоутерами и получили в разговоре ценные сведения [4, с. 54].
Таким образом, креативный подход используем давно и успешно, это необходимо планировать в концептуальном плане на старте любого проекта. «Все успешные люди когда-то начинали с нуля» [6, с. 8], - так сказал в одном из интервью Брайан Трейси.
Список литературы
References
УДК 392.91
КРЕАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ГЕНЕРАЦИИ ИДЕЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Толкачев Андрей Николаевич
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), кандидат юридических наук, заведующий кафедрой маркетинга и рекламы, 9757417@gmail.com, +7-915-123-07-63.
В статье автор раскрывает ресурсы творческой деятельности человека, являющиеся основой для создания оригинальных идей. Анализируются виды этих ресурсов, мотивирующих творческое поведение менеджера. Показаны условия развития указанных ресурсов в виде соответствующих подходов менеджера к разработке идей.
Ключевые слова: творческий процесс; оригинальные идеи; ресурсы творческой деятельности; интуиция; креативность; конвергентное мышление; творческие действия.
CREATIVE WAYS OF GENERATING IDEAS IN MANAGEMENT
Tolkachev Andrei Nikolaevich
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), Candidate of Legal Sciences, head of the Department of Marketing and Advertising, 9757417@gmail.сom, +7-915-123-07-63.
In the article the author reveals the resources of a person’s creative activity which is the basis for creating original ideas. Types of these resources motivating a manager’s creative behavior are analyzed. Conditions of developing the specified resources in the form of a manager’s corresponding approaches to ideas development are also shown.
Keywords: creative process; original ideas; resources of creative activity; intuition; creativity; convergent thinking; creative actions.
В современных условиях бизнеса умение менеджера организовать творческий процесс является необходимым критерием его конкурентоспособности [5, с. 12]. Творчество всегда представляет собой относительно уникальное сочетание выразительных форм, необходимое для достижения определенной цели, рассчитанное на восприятие и поведение целевой аудитории.
Творчество как процесс самореализации субъекта индивидуальными и оригинальными методами основано на таких свойствах личности как вдохновение и воодушевление. Это порождает создание оригинальной идеи в том смысле, что данная идея - это новое видение или мысль, возникающая за счет соединения концепций, ранее не связанных друг с другом. Причем независимо от того, является ли идея оригинальной или модернизируемой [3, с. 43].
Каковы же ресурсы творческой деятельности?
Первым из таковых ресурсов можно назвать интуицию. Как сказал Дэвид Линч: «Превыше всего ценю интуицию, она объединяет мышление и чувство вместе, и она выше, чем интеллект и эмоции, взятые по отдельности» [2, с. 76].
- Телесная (или физическая) интуиция.
Люди, у которых развит этот вид интуиции, получают интуитивные подсказки через физические ощущения – боль или удовольствие, апатию или прилив сил, и делают выводы относительно своего потенциального успеха в том или ином событии на основании своего самочувствия. В книге Лауры Дей «Самоучитель по развитию интуиции» приводится пример из жизни знаменитого миллионера Джорджа Сороса. В своей книге «Сорос о Соросе» он так описывает свои физические ощущения в ответ на колебания котировок акций: «Я чувствую боль. Я в очень большой степени полагаюсь на животные инстинкты. Когда я активно управлял Фондом, у меня болела спина. Я интерпретировал начало острой боли как сигнал того, что в моих делах что-то не так. Боль в спине говорила мне, что именно не в порядке (допустим, низ спины - для краткосрочных инвестиций, левое плечо – для валюты), но она побуждала меня к поиску неполадок» [1, с. 102]. Дж. Сорос не полагается на научные знания, например «бычий тренд», «боковой тренд» или «медвежий тренд» - Дж. Сорос полностью доверяет интуиции…
- Эмоциональная интуиция.
Эмоциональная интуиция обращается к нашим чувствам, и с помощью, например «необъяснимой» тревоги, беспокойства или страха сигнализирует нам: «что-то тут не так». Эмоции (гнев, страх) испокон веков служили нам для реакции на опасность (думать некогда!), поэтому этот вид интуиции пытается предупредить нас с помощью ощущения первобытного страха об угрожающей нашей жизни или здоровью опасности.
- Интеллектуальная интуиция «вызревания» интуитивного решения.
Вторым ресурсом после интуиции, являются дивергентные способности.
Дивергентные способности (креативность) – это умение выдвигать максимальное количество интересных и необычных идей применительно к одному и тому же объекту, ломать стереотипы.
Критерии:
- Беглость: скорость генерирования большого числа идей в определенную единицу времени.
- Гибкость: число категорий ответов. Например, ответы типа: «из журнала можно сделать коллаж, разрисовать, поставить картинку в рамку» относятся к одной категории — создание искусства. Гибкость определяется способностью к продуцированию разнообразных идей с переключением с одного класса объектов на другой и находя в объекте новые признаки и новое использование. Сумев рассмотреть предмет (ситуацию, событие, слова) с разных ракурсов, вы сможете научиться находить наилучшие решения.
- Оригинальность - это умение отойти от стереотипов (шаблонов), и продуцировать отдаленные ассоциации, метафоры, нестандартные решения. Оригинальность — число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если между ним и искомым предметом много промежуточных сфер. Один оригинальный ответ — 5 баллов. Все баллы за оригинальные ответы суммируются.
- Чувствительность: способность воспринимать необычные моменты в деталях, видеть неопределенность или противоречия, а также умение оперативно переходить от одной идеи к другой. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.
- Образность: стремление выражать свои мысли с помощью ассоциаций и символов, работать в воображаемом контексте, умение находить сложное в том, что кажется абсолютно простым, и видеть простоту там, где все выглядит запутанным.
Третьим ресурсом можно признать конвергентные способности.
Конвергентное мышление – это нахождение единственно правильного решения в заданных условиях деятельности. Например, тест на определение IQ.
Три свойства интеллекта представляют способности к конвергентному мышлению:
Уровневые свойства: скорость восприятия, концентрация внимания, словарный запас, сенсорное различение и так далее.
Комбинаторные свойства: умение сочетать имеющийся багаж знаний с элементами поставленной задачи, выявлять взаимосвязи, закономерности и различные соотношения.
Процессуальные свойства: стратегии трансформирования полученных сведений, способы интеллектуальной деятельности и ее операции.
Указанные ресурсы развиваются в том случае, если менеджер задействует соответствующие подходы к разработке идей. Речь идет о коммуникационном и психологическом подходе.
В итоге данного анализа можно назвать те творческие действия, которые будут мотивировать, а также максимально характеризовать творческое поведение, как основу для генерации и творческого воплощения идеи. В приведенный ниже перечень включены методы креатива.
- Найдите новость! Новостью может быть человек, картина, фильм, запись в ЖЖ, старая найденная записка, фотография, выставка, брошенная вещь на чердаке. Для одного - это развалины Критского дворца, для другого – чашечка кофе на Bahnhofstrasse в Цюрихе. Вот испуг Jasper Goodall, иллюстратора из Англии: «Однажды я сидел в кафе в Берлине, и мне в голову пришло столько идей, что я не знал, что с ними со всеми делать».
- Открывайте референсы! На улице, в сети, в альбомах любое изображение или фотография могут открыть новую идею, и Вы сможете точнее передать детали.
- Нарушайте правило! Найдите правило, которое можно наРУШИТЬ (даже если это правило продуктивности). Генри Миллер нарушил все правила и получился роман «Тропик рака». С.С. Прокофьев нарушил каноны классической музыки и сегодня самый исполняемый композитор в мире. Ванесса Мэй открыла новый стиль, сумев сплавить акустическую и электрическую скрипки с современными ритмами – техно, джаз, рэггей…
- Создавайте ассоциацию! И Вы найдете на первый взгляд невидимую связь образов в Вашем сознании. Например, дом ассоциируется с кораблем, потерявшим курс в океане. А корабль с путешествием, а путешествие с фотографией в альбоме… Посмотри, сколько ассоциаций увидел З. Фрейд, когда нырнул в свои сны.
- Проведите аналогию. Снимите признаки с того объекта, что Вам интересен, и перенесите на свой объект. И зафиксируйте свой неожиданный взгляд на образе жизни, внешности, стереотипных представлениях реальности.
- Создайте свой прототип. Прототип станет носителем образа. Набросьте свое внимание на образ, хотя бы на несколько сотен или тысяч секунд. Теперь пробуйте его в разных ситуациях. Посмотрите, сколько увидел Дега в балеринах и прачках.
- Сделайте ремикс любого произведения. Возьмите то, что тебя зацепило – сделайте новый прорыв! Задайте другое направление, ритм и темп!
- Секвестируйте. Разбивайте свои крупные долгосрочные проекты на мелкие куски и наслаждайтесь каждым, как куском руды, как самородком, добытым с глубин неосвоенных рудников.
- Займитесь купажированием. Смешайте идеи как вина и пробуйте, пока не получите то, что вкусно. Все новые идеи - это различные комбинации уже существующих. Прообразом печатного станка И. Гутенберга был винный пресс. Современный факс - это комбинация телефона и фотокопировального устройства.
- Выращивайте гиперболы. Пусть все преувеличено. Но в преувеличенном можно разглядеть то, что не было видно сразу. Гиперреализм выпячивает невидимое.
- Создавайте фантасмагории. «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фиордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», - говорил Эдвард Мунк об истории создания картины «Крик».
- Организуйте переворот. Возьмите вещь и спроецируйте какое-то ее качество наоборот - уже прикольно. Переверните знакомую ситуацию.
- Деконструируйте. Разложите объект, проблему, ситуацию на части, посмотрите на каждую из них. Анализируйте! Разбросайте, чтобы найти в каждом шаге новые решения, а затем соедините все части в любой конфигурации и последовательности, если не складывается – займитесь любым куском.
- Применяйте итерацию (с лат. iteratio — повторяю). Это любимый прием альпинистов. Это процесс, в котором каждый предыдущий результат действий используется следующим этапом.
- Придумайте фан-фикшен для уже существующего персонажа.
- Делайте сиквелы. Продолжайте чужие сюжеты с теми же персонажами.
- Заразитесь Метонимией. И создадите образы, из которых как создатель Франкенштейна, извлечете то, что у него было всегда и добавите что-то новое от других.
- Превратите любую ситуацию в абсурд. Взгляните на предмет или ситуацию, где понятен смысл происходящего – внесите туда людей или предметы, которые лишают предмет или ситуацию смысла – все становится абсурдным - получаем новое видение, значение ситуации.
- Сравнивайте! И можно переоценить существующие ценности. «Оденьте скафандр» синектики, чтобы сделать погружение в ситуацию объекта. Ставим себя на место объекта – входим в ситуацию - решаем проблему.
- Метаморфозы происходят с нами каждую секунду, пора обратить на них внимание. Перевоплощается все, а не только избитая примерами бабочка из гусеницы.
- Создавайте скрапбук. Вырезайте страницы из журналов и лица из фотографических карточек и создавайте из них коллажи в своем скрапбуке. Как гениальный С.И. Параджанов!
- Назовите свое занятие! Нейминг помогает сфокусироваться. Бегло придумайте название своему любимому занятию (хобби) любым словом, которое придет в голову. Например, игра, баловство, шалость, розыгрыш, сумасбродство, хобби, украшение мира, сочинительство, творчество и т.п. Запомните! Фиксация названия - фиксация создания.
Сегодня, когда для журнала нужно взять интервью у какой-нибудь зарубежной VIP-персоны – используем какую-нибудь «фишку», как вы догадались, из 133 инструментов креатива, и эксклюзивное интервью непременно выйдет в номер. По сути, так и произошло с известными зарубежными бизнесменами Брайаном Трейси, Бобом Дорфом, Алланом Пизом, Ларсом Валлентином, Малкольмом Макдональдом, Рашидом Каримом, Нилом Уайтхедом и другими. По телефону и скайпу договорились с их промоутерами и получили в разговоре ценные сведения [4, с. 54].
Таким образом, креативный подход используем давно и успешно, это необходимо планировать в концептуальном плане на старте любого проекта. «Все успешные люди когда-то начинали с нуля» [6, с. 8], - так сказал в одном из интервью Брайан Трейси.
Список литературы
- Дей Л. Самоучитель по развитию интуиции. Библиотека практической психологии. М.: ACT, Астрель, 2001.
- Линч Дэвид. Поймать большую рыбу. Медитация, осознанность и творчество. М.: Эксмо, 2009.
- Толкачев А.Н. Личные продажи: практика и новые подходы. М.: Эксмо, 2010.
- Толкачев А.Н. Эффект звонка. Санкт-Петербург: Питер, 2016.
- Толкачев А.Н. Коммерческое право: учебное пособие. М.: Дашков и К°, 2014.
- Трейси Б. Все успешные люди когда-то начинали с нуля // Event-маркетинг. 2014. N 4.
References
- Dey L. Samouchitel po razvitiyu intuitsii. Biblioteka prakticheskoy psikhologii. M.: AST, Astrel, 2001.
- Linch Devid. Poymat bolshuyu rybu. Meditatsiya, osoznannost i tvorchestvo. M.: EKSMO, 2009.
- Tolkachev A.N. Lichnye prodazhi: praktika i novye podkhody. M.: EKSMO, 2010.
- Tolkachev A.N. Effekt zvonka. Sankt-Peterburg: Piter, 2016.
- Tolkachev A.N. Kommercheskoe pravo: uchebnoe posobie. M.: Dashkov i K, 2014.
- Treisi B. Vse uspeshnye lyudi kogda-to nachinali s nulya - Event-marketing. 2014. no 4.