Гашенина Н.В. Реконструкция творческой биографии художника Александра Смородинова (1955-2007)
Гашенина Н.В. Реконструкция творческой биографии художника Александра Смородинова (1955-2007)
ИСКУССТВО. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Образец ссылки на эту статью: Гашенина Н.В. Реконструкция творческой биографии художника Александра Смородинова (1955-2007) // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 3. С. 10.
УДК 7.071.1
РЕКОНСТРУКЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ ХУДОЖНИКА АЛЕКСАНДРА СМОРОДИНОВА (1955-2007)
Гашенина Наталья Валерьевна
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”», Москва, Россия (101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, студент магистерской программы «История художественной культуры и рынок искусства», кандидат экономических наук, член Ассоциации искусствоведов, ngashenina@gmail.com, +7-920-088-15-00.
Цель исследования – реконструировать творческую биографию художника А. В. Смородинова в 1980-е – 2000-е гг. и выявить ее особенности на основе уже имеющихся, собранных и созданных автором в процессе исследования источников. В процессе научной работы был проанализирован корпус исторических источников, относящихся к творчеству художника, в том числе созданные им произведения искусства.
Творческая биография художника была разделена на три этапа. Начальный этап (1955-1988) охватывает годы обучения художественной профессии в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной по специальности «Монументально-декоративное искусство» и первые годы творчества в качестве исполнителя монументальных работ. Во втором периоде, пришедшемся на первые кризисные для России годы (1989-1996), произошло становление художественного метода А. В. Смородинова как станкового художника. Сюжеты созданных картин отражают отношение живописца к наблюдаемым им изменениям в стране. Последний этап в творчестве (1997-2007) ознаменовался вступлением в Союз художников России, возвращением к монументальной живописи и особым вниманием к акварельной технике и абстрактной живописи.
В работе продемонстрирована неразрывная связь биографии художника и результатов его творчества, использованы преимущества различных методов исторического и искусствоведческого исследования, среди которых метод реконструкции биографии, формально-исторический, методы устной истории (интервьюирование) и источниковедческие методы, а также формально-стилистический и иконологический анализ произведений искусства. Комбинация разнообразных подходов позволила сформировать целостный портрета художника.
Ключевые слова: творческая биография художника; художник Александр Смородинов; русское искусство; картины русского художника; русский авангард; новые имена в искусстве.
RENEWAL OF ALEXANDER SMORODINOV’S ARTIST’S BIOGRAPHY (1955-2007)
Gashenina Natalya Valerevna
National Research University, Higher School of Economics, Moscow, Russia (101000, Moscow, 20 Myasnitskaya St), faculty of humanities master student, major in History of Arts and Art Market, candidate of economic sciences, member of The Association of Art Critics, ngashenina@gmail.com, +7-920-088-15-00.
This article reconstructs artistic biography of Alexander Smorodinov, basing on the documents from his own archive, public archives, memoires of his teachers, friends and family, his paintings, and other works of art. As a result, we aspire to produce the first complete and reliable biography of the artist, using various research methods, which include archival research, interviews, formal analysis, and iconological method.
Alexander Smorodinov’s artistic biography consists of three main periods. The first one includes years of his education, and early period, when he worked as a muralist after graduation from Vera Mukhina’s Leningrad Higher School of Arts and Design (1955-1988).
Consequent years of economic and political crisis in Russia, when almost no muralists could obtain contracts for monumental art, made Alexander Smorodinov transit to traditional oil painting on canvas and graphics. Thorough his numerous works of that period (1989-1996) the artist expressed his attitude to the reality of Russian political and social life. He also created some unique abstract works, inspired by Russian avant-guard artists and their school.
The last period started in 1997, when the artist became a member of Union of Russian Artists, and ended with his death in 2007. Those were the years of very productive work in watercolor, and abstract painting. Most of the watercolors were inspired by his work in the St. Basil Trinity Temple in Oryol. He failed to finish those religious murals because of the terminal illness.
Keywords: artist’s biography; artist Alexander Smorodinov; Russian art; paintings of Russian artist; Russian avant-guard; new names in art history.
Современное искусствоведение находится в самом начале пути изучения творчества художников 1990-2000-х гг. Реконструкция творческих биографий российских художников конца ХХ в. осложняется отсутствием документов, которые могли бы пролить свет на ключевые события в их жизни. Не исследованным историками и искусствоведами является феномен адаптации высокопрофессиональных художников-монументалистов к ситуации отсутствия государственного и частного заказа на монументальное искусство.
Александр Викторович Смородинов, представитель указанной группы художников, создал ряд заслуживающих внимания монументальных, станковых и графических работ. Его творчество развивалось в сложные, переломные для России годы, что нашло отражение в его произведениях.
Имеющаяся творческая биография А. В. Смородинова, подготовленная к первой персональной посмертной выставке в 2009 г. в Орловском музее изобразительных искусств кандидатом искусствоведения Т. А. Рымшиной, была составлена на основании имевшихся на тот момент в личном архиве художника документов, не охватывающих все этапы творческого пути и не подтверждающих полностью все факты. На момент начала работы над данным исследованием не существовало полноценной, объективной и, главное, написанной в соответствии с современными научными принципами и критериями (достоверность, ссылки на источники, использование архивных материалов и воспоминаний очевидцев) биографии А. В. Смородинова, в которой были бы также отражены результаты его творчества.
Основой для написания работы стал личный архив художника, созданные им произведения искусства, незначительное количество документов, полученных в официальных организациях, по большей части продублированных в архиве А. В. Смородинова, дополненные воспоминаниями знакомых и членов семьи.
Личный архив художника представлен следующими группами источников: связанные с получением образования; подтверждающие трудовой стаж; касающиеся выполненных монументальных работ; собранные для вступления в Союз художников России; информация об участии в выставках; записи художника, письма, записные книжки, фотографии, негативы; книги художника с закладками; прочие личные документы.
Произведения искусства, созданные художником, являются важным источником исследования, результатом творческой деятельности художника. Рассуждая о значимости художественного произведения, Н. Н. Мусина удачно обобщает влияние на него различных факторов. Произведение искусства, по ее мнению, становится фрагментом «человеческой жизни, в котором переплелись личные переживания и объективные обстоятельства, своеобразие творческого дарования и критерии стиля», тем самым указывая на его большую роль [6, с. 3]. При изучении результатов творчества необходимо вписать их в художественный и исторический контекст эпохи, в чем мы согласны с И. Ф. Петровской, которая считает основным в историзме «принцип исторического контекста» [7, с. 14]. Поэтому анализ произведений искусства следует проводить параллельно с исследованием документов и воспоминаний людей, знавших художника.
Художественное наследие А. В. Смородинова включает в себя следующие основные группы произведений:
Наибольший интерес для искусствоведа, помимо самих художественных произведений и эскизов, представляют листы, напечатанные А. В. Смородиновым на печатной машинке. Они представляют собой список словосочетаний с заголовком «Идеи». Данный источник может оказаться важным при сопоставлении с эскизами и картинами, а также в свете вновь открывшихся данных, с целью выявления художественной концепции А. В. Смородинова и более точной датировки работ.
Дополнить сведения в биографии помогли личные архивы друзей художника: семей Несветайло, Ваганян и Бушуевых. Последние вели постоянную переписку с А. В. Смородиновым, одной из целей которой было информирование художника, проживавшего в 1990-е гг. преимущественно в  Орле, о выставках, организуемых секцией монументального искусства Санкт-Петербургского Союза художников (Далее – СПбСХ).
На данный момент результаты поиска исторических источников, имеющих отношение к обучению и ранним этапам творчества А. В. Смородинова, ограничиваются только личным делом, обнаруженным в архиве Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица (Далее – СПГХПА им. А. Л. Штиглица), и фотографиями выпускной работы. В личном деле А. В. Смородинова имеется ряд документов, из которых можно почерпнуть информацию об оценках, полученных на вступительных испытаниях, и успеваемости. В нем также представлена копия трудовой книжки, заверенная печатью и подписью зав. отделом культуры в июне 1983 г., и другие документы, относящиеся к формальным моментам периода обучения.
Сложнее дело обстоит с документами, подтверждающими профессиональную деятельность Александра Викторовича после окончания обучения. Договоры на выполнение монументальных росписей обнаружить не удалось. Архивы СПбСХ также не содержали желаемой информации. Личное дело художника – члена СПбСХ представляет собой, как правило, небольшой комплект обязательных документов, в котором присутствуют бумаги, предоставляемые при вступлении в организацию. Как выяснилось, протоколы выставкомов выставок, в которых участвовал А. В. Смородинов в 1990-х гг., в архиве СПбСХ отсутствуют, как и документы с перечнем и количеством принятых для экспонирования картин.
Таким образом, документы, хранящиеся в официальных организациях, не смогли добавить ценной информации к творческой биографии художника, поэтому одним из основных методов восстановления сведений о нем стали интервьюирование и методы устной истории как способ проведения и интерпретации результатов бесед. Устными и письменными воспоминаниями поделились преподаватели, однокурсники, заказчики монументальных росписей, друзья и знакомые художника, члены семьи.
Анализируя состав исторических источников и их содержание, можно сделать вывод о первостепенном значении личного архива художника А. В. Смородинова в реконструкции его творческого пути. Александр Викторович сделал большую работу для того, чтобы исследователь имел представление о его творчестве и биографии. Однако «белые пятна» в биографии художника все же остаются. Частично они были заполнены при работе с архивами и в процессе общения со знакомыми, однако многое еще предстоит узнать.
Реконструкция творческой биографии художника в статье будет представлять собой выстраивание биографии на основании наиболее важных документов, которые удалось собрать в ходе исследования, художественных произведений и воспоминаний людей, близко знавших художника.
Родился Александр Викторович Смородинов 9 августа 1955 г. в селе Ново-Россия Шкотовского района Приморского края. Будущий художник воспитывался в семье инженера Виктора Матвеевича и фармацевта Нины Дмитриевны Смородиновых в военном городке поселка Николаевка, население которого работало на обслуживании военного аэродрома.
У будущего художника сформировалось идеализированное представление о быте военных и воинской службе благодаря устоям, царившим в семье, и укладу жизни, который он видел ребенком. Порядочность родителей наложила отпечаток на характер, жизненные ценности А. В. Смородинова и его восприятие профессии военного. Умение держать себя в руках, абсолютный контроль над внешней стороной эмоций, отмечаемые знакомыми и близкими художника, не отрицали богатого внутреннего мира и эмоционального переживания происходящих событий, которые выплескивались в виде художественных произведений.
В 1963 г. семья переехала на постоянное место жительства в город Орел. Уже в двенадцатилетнем возрасте проявились две страсти Саши. С 1967 г. по 1971 г. он обучался в Детской художественной школе № 1 под руководством заслуженного работника культуры Российской Федерации Э. И. Галактионова, а также в изостудии общеобразовательной школы № 20. Тогда же, в 1967 г., он начал заниматься авиамодельным делом в кружке школы № 20. И уже с 1970 г. числился спортсменом-авиамоделистом Центрального спортивного планерного клуба ДОСААФ.
О смелости, волевых качествах и упорстве в достижении поставленной цели свидетельствуют как выписка из летной книжки спортсмена-планериста ЦСПК ДОСААФ, в которой отмечен общий налет на планере 12 часов 17 минут с оценкой техники пилотирования «отлично», так и информация о семи прыжках с парашютом, имеющаяся в свидетельстве парашютиста.
Пройдя все тяготы срочной службы в войсках ВДВ, Александр понял, что профессия военного не для него, его призвание – искусство. Уже будучи сформировавшимся художником, он с облегчением вспоминал, что его служба протекала в тот период, когда СССР не участвовал ни в каких войнах. Только оказавшись в армии, он осознал, что внутренний мир и ценности не позволили бы ему участвовать в убийстве людей.
С 1976 г. по 1980 г. А. В. Смородинов учился в Орловском художественном училище (Далее – ОХУ) по специальности «художественное оформление». В автобиографии художника указано, что во время учебы он принимал участие в студенческих выставках Союза художников города Орла. По завершении четырехлетнего обучения художник выполнил диплом «Архитектурно-художественное оформление интерьера Дома культуры».
Согласно копии трудовой книжки, после окончания ОХУ, А. В. Смородинов был принят маляром-оформителем четвертого разряда в Орловское автотранспортное предприятие междугородних перевозок в самом начале сентября 1980 г., где проработал вплоть до 9 апреля 1981 г., когда был уволен по собственному желанию. Причиной увольнения стала новая работа художником-оформителем в художественной мастерской Дома Культуры Залегощенского отдела культуры, где он трудился вплоть до поступления в высшее учебное заведение.
В какой момент Александр Викторович решил продолжить художественное образование в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной (Далее – ЛВХПУ им. В. И. Мухиной), теперь переименованном в СПГХПА им. А. Л. Штиглица, сейчас понять сложно. Несомненно, его привлекала монументальная живопись. Но для поступления требовалась серьезная подготовка, терпение, трудолюбие и вера в собственные силы. В своем стремлении он был не одинок, рядом были друзья по ОХУ – В. И. Карев и И. В. Несветайло, которые тоже горели идеей обучения в «Мухе», как неофициально называют училище до сих пор, на кафедре монументально-декоративной живописи. Но в последующие два с лишним года заветная цель оставалась недостижимой. Несмотря на безуспешность первых двух попыток поступления в 1981 г. и 1982 г., Александр Викторович не переставал упорно готовиться к вступительным экзаменам, при этом активно работая в художественных мастерских Залегощенского района.
О периоде усердной подготовки к поступлению рассказал один из первых заказчиков монументальных произведений А. В. Смородинова, бывший секретарь партийной организации Залегощенского района Орловской области, а позднее главный редактор газеты «Орловская правда», М. М. Тутыхин. Он знал о поставленной Александром Викторовичем цели и свидетельствовал об упорстве молодого художника в ее достижении. В своей статье, посвященной открытию первой персональной, и уже посмертной выставки А. В. Смородинова, М. М. Тутыхин писал: «Мне довелось знать Александра с 1980-х гг. Я всегда восхищался его несомненным талантом, а главное, беспредельной преданностью искусству. Это был человек одной страсти – искусства. Настолько он был целенаправлен и неистов в работе, настолько равнодушен к тому, что сейчас называют «пиаром». Он работал не для «успеха», не ради денег и званий, а для искусства» [9, с. 10].
С 1983 г. по 1988 г. Александр Викторович учился в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной на кафедре монументально-декоративной живописи. Основным письменным источником информации о периоде обучения А. В. Смородинова являются документы его личного дела училища, которые частично продублированы в бумагах художника. Личное дело на 12 листах, хранящееся в архиве, представляет собой картонную папку-скоросшиватель с надписью на обложке «ДПИ Дело № 5564 Смородинов Александр Викторович монументально-декор. роспись». Начато оно 29 июня 1983 г., закончено 30 июня 1988 г. В него вложены основные кадровые документы в соответствии с требованиями инструкции по делопроизводству. Дополняет эти сведения информация, полученная методом интервьюирования у преподавателей, знакомых и однокурсников.
В культурной столице под влиянием преподавателей – продолжателей традиции русской монументальной живописи, – Александр Викторович постигал основы профессии, изучая древнерусское искусство и актуальные тенденции в монументальном искусстве. Эта особенность процесса обучения, органично соединившая древнерусские традиции и современность, позднее нашла отражение в его зрелом творчестве.
Большое значение при анализе творчества художника имеет изучение тех примеров-предшественников, которых он считал наиболее важными для себя. В архиве А. В. Смородинова имеется записная книжка в коричневой обложке, на трех страницах которой выписаны цитаты известных художников К. Писарро, П. Гогена, П. Сезанна, Э. Дега, А. Матисса. Говоря о влиянии на собственное творчество, художник в своей творческой биографии, составленной самим художником в 1997 г. по случаю вступления в СПбСХ, в качестве ориентиров указывал преподавателей «профессора Савинова Г., Бушуева В., Леканова В. и старейшего мозаичиста России Войткевича Э. О.», а также фрески Дионисия.
И этот выбор не случаен. Профессор Г. А. Савинов отмечает, что «летняя практика по копированию росписей Дионисия в Ферапонтовом монастыре» была введена на кафедре в начале 1960-х гг., а «обращение к русской стенописи сказалось чрезвычайно благотворно на работе студентов отделения» [3, с. 49]. Можно предположить, что сами преподаватели настолько высоко ценили древнерусское искусство как источник подражания, что копирование фресок Дионисия в Ферапонтово оставалось единственной копийной практикой, проходившей из года в год на протяжении десятилетий.
Несмотря на то, что в творческой биографии Александр Викторович упоминает только самых опытных на момент его обучения педагогов, большую роль в становлении художника сыграл его основной преподаватель, тогда еще совсем молодой А. Ю. Талащук. Он провел в тесном общении со студентами выпуска 1988 г. три последних курса, сменив в 1985 г. В. Г. Бушуева, временно покинувшего ряды преподавателей кафедры для оформления Финляндского вокзала Санкт-Петербурга. А. Ю. Талащук теперь известен среди художников как высококвалифицированный преподаватель рисунка и признанный художник-монументалист. Во многом именно благодаря ему, по мнению однокурсников и преподавателей, А. В. Смородинов получил хорошую подготовку как график.
Кафедрой были организованы три практики за время обучения А. В. Смородинова:
Летом 1987 г. А. В. Смородинов в составе бригады из четырех художников под руководством своего однокурсника Н. В. Самоукова принял участие в выполнении росписи в технике сграффито в г. Бийске Алтайского края, о чем свидетельствует имеющийся в личном архиве трудовой договор. Доход, полученный от одного такого заказа, мог стать хорошим дополнением к студенческой стипендии. Точно так же гонорары за работы, выполненные в поселке Залегощь, позволяли художнику безбедно существовать в Ленинграде на протяжении нескольких лет.
Дипломная работа Александром Викторовичем была выполнена под руководством преподавателя кафедры В. Г. Леканова и архитектора С. Л. Михайлова. Однако имеются расхождения в данных разных источников о ее тематике и технике. Их сопоставление, а также информация, полученная у преподавателей училища, позволила однозначно установить, что художник выполнил дипломный проект в технике витраж на тему «Наука» для дворца культуры Северо-западного Физико-технологического института в Ленинграде.
Жизненные обстоятельства не позволили Александру Викторовичу посвятить себя работе в монументально-декоративной живописи в той мере, в которой он планировал в момент получения диплома о высшем художественном образовании. Результаты его творчества многообразны как по технике исполнения, так и по тематике, и будут рассмотрены в контексте творческой биографии художника и в связи с событиями в его жизни.
По окончании института А. В. Смородинов работал художником-монументалистом, расписывал образовательные учреждения г. Орла и г. Липецка. Некоторые монументальные росписи, перечисленные в списке из архива художника, удалось идентифицировать и найти их репродукции на веб-сайтах организаций. Художник указывает на создание 14 самостоятельных монументальных произведений в 10 учреждениях в конце 1980-х – начале 1990-х гг.. В тех организациях, фотографии интерьеров которых удалось найти на их сайтах в интернете, росписи, выполненные Александром Викторовичем, сохранились, причем в довольно хорошем качестве.
После распада Советского Союза и отсутствия спроса на монументальную живопись профессия художника-монументалиста стала не востребована. Деньги, тяжелым трудом заработанные на покупку мастерской, обесценились под влиянием инфляции начала 1990-х годов. Александр Викторович вернулся в город Орел, где нашел себя в станковой живописи. Санкт-Петербург, так много давший Александру Викторовичу как мастеру, всю жизнь оставался для него центром притяжения. Здесь уместно привести цитату из романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», занесенную художником в его записную книжку: «То, что устраивают люди, расстраивают обстоятельства».
А. В. Смородинов обосновался в Орле. Разносторонняя художественная подготовка ЛВХПУ им. В. И. Мухиной в период отсутствия возможности реализовать себя как монументалиста дала новый импульс его творчеству. Как говорил Александр Викторович своей супруге, он «слез со стены, сам себя перековал» и перешел к станковой живописи и акварели.
В буклете 1999 г., изданном к юбилейной выставке секции монументального искусства СПбСХ говорится: «Прошедшие десять лет не оправдали надежд на серьезные большие работы для монументалистов. Им приходится работать в более камерных формах, но это не меняет сути их творчества». Эти слова в полной мере относятся и к А. В. Смородинову.
Александру Викторовичу удалось найти мастерскую в обмен на монументальные росписи в среднем профессиональном училище № 22. Там он в уединении создавал искусство, отражавшее его духовный мир. Художник, отказавшись от поиска редких заказчиков монументальных произведений, сделал сознательный выбор в пользу работы в соответствии с велением его сердца, разума и таланта в доступной на тот момент технике. Мастерская стала для него основным местом работы, которое не приносило дохода, но позволяло свободно реализовать себя в не ограниченном никакими рамками творчестве.
Для художника, не имевшего постоянного заработка, 1990-е гг. стали материально и психологически сложным временем. В письме семье своего преподавателя В. Г. Бушуева, хранящегося в семейном архиве Бушуевых, с которыми Александр Викторович поддерживал отношения, он признается: «У меня в принципе все как всегда, без изменений. Только никак не получается выбраться в Питер. Во сне только и путешествую. Родители стареют. Год выдался сложный. Мать перенесла операцию… Мастерская есть, с работой сложнее… Скучаю по Питеру».
Для любого другого эта ситуация могла стать тяжелым испытанием, но не для Александра Викторовича. По воспоминаниям супруги, он не готов был делать то, что не соответствовало его убеждениям, например, пойти расписывать интерьеры коммерческих банков, в тот период имевших желание и готовых платить за монументальные росписи.
Произведения искусства, созданные художником, являются едва ли не самым важным источником реконструкции его творческой биографии. В них проявляется внутренний мир автора, его жизненные установки и ценности, влияние внешних факторов, таких как личные отношения, условия жизни и запросы заказчиков. На примере творчества А. В. Смородинова мы видим, как происходящие события и переживания художника выражаются в соответствующей тематике.
Последствия реформ начала 1990-х гг., очень тяжело переживаемые населением России, нашли отражение в картинах А. В. Смородинова. «За молоком» (1992) воспринимается как изображение бредущих с бидонами родителей-пенсионеров, безропотно смирившихся со своей судьбой. Еще более трагично ситуация изображена в произведении «Госпожа нищета» (1994).
Рисунок 1. За молоком, 1992, холст, масло, 65 х 81 см
Животные являются неотъемлемой частью жизни художественных героев, будто переживая страдания их хозяев. «Горе горькое» (1995) – молчаливая песнь семейной пары. Статичность фигур людей и животных символизирует остановившееся время. Им некуда и незачем больше спешить. Они живут прошлым, которое дает им силы. В «Семье» (1992) эти же животные становятся самыми близкими одинокого героя, его опорой, ведущими вперед и поддерживающими его – равноправными членами семьи. Автор даже представляет их по размеру равными человеку.
В образном языке А. В. Смородинова, изображающего одиночество, явно и неявно постоянно появляются христианские символы. Православная тема выступает фоном для полотен художника в образе виднеющихся силуэтов отдельно стоящих церквей как неотъемлемой части пейзажа в «Горе горьком» (1995), «Все проходит…» (1990), или в виде намека, читаемого в складках схимнического одеяния старика («Старость» (1997)). Храмы в «Скорби» (1995), заполняющие правую часть картины, предстают самостоятельным объектом наравне с фигурой женщины. Иногда они становятся главным действующим лицом: «Ферапонтово» (1995), «Вечерня» (1995).
Размышления о ценностях православной веры, вероятно, помогли художнику справиться с периодом безденежья, духовного и психологического одиночества начала 1990-х гг. Совсем по-другому воспринимается картина более позднего периода «Старость» (1997). Цветовая гамма говорит об окончившихся переживаниях и оставшихся лишь спокойных воспоминаниях. Умиротворение читается и в лице персонажа, и в природе.
Среди работ начала 1990-х гг. обращают на себя внимание сложные по психологической напряженности сюжетные произведения с глубоким смыслом, который порой не так просто прочитать, не зная пережитого Александром Викторовичем и всей страной. Его творения отразили время, ставшее тяжелым психологическим, экономическим и духовным испытанием для России.
Художник очень болезненно, но стойко воспринял крушение собственных надежд на успешную карьеру в монументальной живописи, к которой он, не покладая рук, стремился более десяти лет. Это выразилось в работах «Эволюция» (1990), в которой представлена трансформация политических сил и их сменяемость, «Монах и Арлекин» (1993), изображающей снимающего голову паяца и благообразного монаха в присутствии Ангела и голубя как символа Бога. «Плаха» (1993) видится результатом политических и экономических процессов в стране в начале 1990-х гг., а «Марс» (1993) и «Злоба» (1996) – основными действующими силами, приведшими к краху.
Рисунок 2. Злоба, 1996, холст, темпера, 65 х 81 см
Этот цикл охватывает преимущественно период 1990-1996 гг. На смену ему приходит более жизнерадостная тематика, свет и цвет в акварелях, среди которых самые яркие и запоминающиеся созданы с начала 2000-х гг.
В январе 1997 г. А. В. Смородинов был принят в члены СПбСХ по секции монументального искусства, несмотря на то, что в предшествующие несколько лет он не выполнил ни одной монументальной работы. Это не уникальный случай, большая часть художников-монументалистов, вступавших в союз в это время, оказалась в сходной ситуации.
Преподаватель Александра Викторовича В. Г. Бушуев в своей рекомендации от 17.12.1996 г. так характеризует творчество Александра Викторовича: «Его живописи присущ яркий, звонкий цвет и сложное ритмическое построение композиции». Рекомендации также были написаны В. Г. Лекановым и членом СПбСХ Ю. Н. Сухоруковым.
С вступлением в Союз художников статус А. В. Смородинова как художника-монументалиста был окончательно закреплен. И. Ф. Петровская отмечает, что «профессия и должность оказывают влияние на восприятие окружающей действительности» [7, с. 30]. Тем не менее, Александра Викторовича, не смущало отсутствие у него какой-либо официальной работы или должности в более поздние годы. По воспоминаниям супруги, он говорил, что без труда смог бы пойти на постоянную работу, найти частные заказы. Художник неоднократно повторял, что если она захочет, он найдет работу, которая будет приносить достойный доход. Однако супруга не желала давить на него и влиять на его жизненный выбор.
Вероятно, именно благодаря такой свободе, отношения в семье казались ему настолько комфортными, что в какой-то момент он смирился с тем, что будет жить в городе Орле рядом с Еленой и ее дочерьми. Вернее сказать, он сделал выбор между на тот момент призрачной мечтой получения мастерской в Санкт-Петербурге и свободой творчества в орловской «каморке», как он называл мастерскую в училище, где он всегда был рядом с обретенным им семейным счастьем. Людмила Ваганян, близкий друг художника, вспоминает их откровенную беседу в начале 2000-х годов, после одной из выставок (предположительно в 2001 г.), когда ее друг с теплотой поделился, что, наконец, у него есть «не только жена, но и семья».
Будучи светским человеком, большую часть своих работ, тем не менее, А. В. Смородинов посвятил религиозной тематике. Художник, отдавший себя служению искусству, своего рода отшельническому образу жизни, не стремившийся показывать своих работ и не работавший на заказ, за исключением монументальных росписей и икон, он рассматривал графику, акварели и масляную живопись как возможность самовыражения. Со своими холстами он был полностью откровенен.
Интересно проанализировать причины обращения светского человека к религиозным сюжетам. Можно предположить, что для такого идеалиста, как Александр Викторович, хранителя высочайших моральных качеств, мудрого и глубоко понимающего происходящее, христианские идеалы стали лучшим способом выражения жизненной мудрости, которую он постиг.
Основу религиозно-философских произведений А. В. Смородинова составляют графические работы, около половины живописных полотен и акварели. Религиозно-философская тематика пронизывает все творчество художника. Начало ей положили пейзажи, созданные в период практики в Пскове на втором курсе обучения в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной.
А. В. Смородинов выработал собственный художественный язык, ярко проявившийся в живописи и в графических работах конца 1990-х – начала 2000-х годов. Эволюцию художественного стиля можно проследить по его рисункам, выполненным с 1989 по 2007 годы на листах бумаги формата А4 преимущественно шариковой ручкой, и лишь иногда фломастером или графитным карандашом. Некоторые из этих графических работ стали прототипами живописных полотен, например картины «Трапеза» (1998).
Рисунок 3. Трапеза, 1998, холст, масло, 47 х 61 см
На протяжении всего творческого пути Александра Викторовича занимали вопросы абстрактного искусства, в котором он пытался найти свой особенный стиль. И это не удивительно. По воспоминаниям Л. В. Ваганян, в период обучения художника интересовали работы авангардистов, в том числе К. С. Малевича, чьи труды они читали и обсуждали. Наиболее активно работа по созданию абстрактных полотен началась с середины 1990-х гг., хотя уже до этого художник написал около пятнадцати картин в этом стиле и выработал собственный почерк.
Рисунок 4. Без названия, холст, масло, 65 х 80 см
Водораздел в творчестве А. В. Смородинова произошел в начале 2000-х гг. благодаря тому, что все активнее начали восстанавливаться храмы, и «церковь» стала важнейшим работодателем для художников-монументалистов. Его знакомый, протоиерей Сергий (С. Ю. Крючков), обучавшийся в одно время с художником в ОХУ, в 1999 г. был назначен настоятелем Троице-Васильевского храма г. Орла. Он пригласил Александра Викторовича, целенаправленно искавшего такую работу, выполнить росписи восстанавливаемого храма. Результатом работы Александра Викторовича стали фрески «Крещение Руси», «Покров Пресвятой Богородицы», «Московские святители», «Все новомученики и исповедники российские», «История жизни Василия Великого», «О тебе радуется» в приделе Василия Великого.
Наконец-то реализовавшееся многолетнее стремление вернуться в профессию, выполнив серьезную монументальную работу, привело к высочайшему творческому и духовному подъему, выразившись в серии эскизов и начатой росписи храма, которую, к сожалению, художнику не суждено было окончить. На этом этапе акварели, которыми Александр Викторович продолжал активно заниматься, приобрели совсем иной оттенок. Краски засияли еще сильнее, в них появилась легкость и жизнеутверждающие сюжеты.
Акварель занимает особое место в наследии Александра Викторовича. Так художник характеризует свое творчество: «Акварель для автора – способ выражения настроения в данный момент. Это своего рода импровизация, помогающая раскрыть свой многогранный внутренний мир. Каждая работа делается на одном дыхании и отражает внутреннее состояние автора в данный конкретный момент этого изменчивого и противоречивого времени».
Основная тематика акварелей 2000-х годов – изображение православных храмов с их округлыми куполами и полукруглыми сводами, ликов святых с нимбами, православных городов. Цветовое разнообразие произведений 2000-х гг., вероятно, происходит от палитры храмовой росписи.
Рисунок 5. Золотые купола, 2005, бумага, акварель, 42 х 59,5 см
По подтвержденными различными документами данным А. В. Смородинов принял участие не менее чем в восьми групповых выставках в Санкт-Петербурге, организованных Выставочным центром СПбСХ, в том числе в выставках монументальной секции «Стена» (1994, 1996, 1997, 1999, 2001), а также в 1996 г. и 1998 г. в «Весенней выставке» и в 1997 г. в «Осенней выставке».
Александр Викторович скончался 10 июля 2007 г. после тяжелой и продолжительной болезни. Его жизнь и творческая судьба сложились так, что он умер на взлете, в расцвете своего таланта, в период работы над росписью Троице-Васильевского храма города Орла, вдохновившей его на создание серии восхитительно чистых и светлых акварелей и станковых картин в технике масляной живописи. Александр Викторович ощущал себя в тот момент начинающим художником, видевшим впереди долгий творческий путь, полным энергии и замыслов, сохранившихся во множестве папок с «идеями» и эскизами будущих работ.
Примененный обширный спектр методов исследования позволил с разных сторон посмотреть на проблему реконструкции биографии художника, которая обогатилась не только документально подтвержденными фактами, но и личностными оценками и воспоминаниями людей, а также выраженным Александром Викторовичем в картинах и рисунках собственным восприятием мира и своей жизни.
Прочитав творческую биографию А. В. Смородинова, мы знакомимся с художником, чьи произведения, несомненно, станут достоянием российского искусства благодаря интересу художественных музеев, проводивших выставки его работ и хранящих некоторые из них в своих коллекциях. Внутренний же мир и жизнь живописца были открыты лишь самым близким людям, и представленная творческая биография позволяет узнать его настолько близко, насколько оказалось возможным благодаря источникам, собранным для ее реконструкции.
Творческая биография А. В. Смородинова раскрывает читателю путь художника – продолжателя традиций школы кафедры монументально-декоративной живописи ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. Получив престижное художественное образование, он выработал свой собственный стиль, сформированный под влиянием монументальной живописи древнерусских храмов, впитавший черты различных направлений русского авангарда и художников более поздних периодов ХХ в., ярко выражающий экономическую и политическую среду и эпоху, в которой жил художник, внутренний мир и собственные переживания автора.
Список литературы
References
Образец ссылки на эту статью: Гашенина Н.В. Реконструкция творческой биографии художника Александра Смородинова (1955-2007) // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 3. С. 10.
УДК 7.071.1
РЕКОНСТРУКЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ ХУДОЖНИКА АЛЕКСАНДРА СМОРОДИНОВА (1955-2007)
Гашенина Наталья Валерьевна
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”», Москва, Россия (101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, студент магистерской программы «История художественной культуры и рынок искусства», кандидат экономических наук, член Ассоциации искусствоведов, ngashenina@gmail.com, +7-920-088-15-00.
Цель исследования – реконструировать творческую биографию художника А. В. Смородинова в 1980-е – 2000-е гг. и выявить ее особенности на основе уже имеющихся, собранных и созданных автором в процессе исследования источников. В процессе научной работы был проанализирован корпус исторических источников, относящихся к творчеству художника, в том числе созданные им произведения искусства.
Творческая биография художника была разделена на три этапа. Начальный этап (1955-1988) охватывает годы обучения художественной профессии в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной по специальности «Монументально-декоративное искусство» и первые годы творчества в качестве исполнителя монументальных работ. Во втором периоде, пришедшемся на первые кризисные для России годы (1989-1996), произошло становление художественного метода А. В. Смородинова как станкового художника. Сюжеты созданных картин отражают отношение живописца к наблюдаемым им изменениям в стране. Последний этап в творчестве (1997-2007) ознаменовался вступлением в Союз художников России, возвращением к монументальной живописи и особым вниманием к акварельной технике и абстрактной живописи.
В работе продемонстрирована неразрывная связь биографии художника и результатов его творчества, использованы преимущества различных методов исторического и искусствоведческого исследования, среди которых метод реконструкции биографии, формально-исторический, методы устной истории (интервьюирование) и источниковедческие методы, а также формально-стилистический и иконологический анализ произведений искусства. Комбинация разнообразных подходов позволила сформировать целостный портрета художника.
Ключевые слова: творческая биография художника; художник Александр Смородинов; русское искусство; картины русского художника; русский авангард; новые имена в искусстве.
RENEWAL OF ALEXANDER SMORODINOV’S ARTIST’S BIOGRAPHY (1955-2007)
Gashenina Natalya Valerevna
National Research University, Higher School of Economics, Moscow, Russia (101000, Moscow, 20 Myasnitskaya St), faculty of humanities master student, major in History of Arts and Art Market, candidate of economic sciences, member of The Association of Art Critics, ngashenina@gmail.com, +7-920-088-15-00.
This article reconstructs artistic biography of Alexander Smorodinov, basing on the documents from his own archive, public archives, memoires of his teachers, friends and family, his paintings, and other works of art. As a result, we aspire to produce the first complete and reliable biography of the artist, using various research methods, which include archival research, interviews, formal analysis, and iconological method.
Alexander Smorodinov’s artistic biography consists of three main periods. The first one includes years of his education, and early period, when he worked as a muralist after graduation from Vera Mukhina’s Leningrad Higher School of Arts and Design (1955-1988).
Consequent years of economic and political crisis in Russia, when almost no muralists could obtain contracts for monumental art, made Alexander Smorodinov transit to traditional oil painting on canvas and graphics. Thorough his numerous works of that period (1989-1996) the artist expressed his attitude to the reality of Russian political and social life. He also created some unique abstract works, inspired by Russian avant-guard artists and their school.
The last period started in 1997, when the artist became a member of Union of Russian Artists, and ended with his death in 2007. Those were the years of very productive work in watercolor, and abstract painting. Most of the watercolors were inspired by his work in the St. Basil Trinity Temple in Oryol. He failed to finish those religious murals because of the terminal illness.
Keywords: artist’s biography; artist Alexander Smorodinov; Russian art; paintings of Russian artist; Russian avant-guard; new names in art history.
Современное искусствоведение находится в самом начале пути изучения творчества художников 1990-2000-х гг. Реконструкция творческих биографий российских художников конца ХХ в. осложняется отсутствием документов, которые могли бы пролить свет на ключевые события в их жизни. Не исследованным историками и искусствоведами является феномен адаптации высокопрофессиональных художников-монументалистов к ситуации отсутствия государственного и частного заказа на монументальное искусство.
Александр Викторович Смородинов, представитель указанной группы художников, создал ряд заслуживающих внимания монументальных, станковых и графических работ. Его творчество развивалось в сложные, переломные для России годы, что нашло отражение в его произведениях.
Имеющаяся творческая биография А. В. Смородинова, подготовленная к первой персональной посмертной выставке в 2009 г. в Орловском музее изобразительных искусств кандидатом искусствоведения Т. А. Рымшиной, была составлена на основании имевшихся на тот момент в личном архиве художника документов, не охватывающих все этапы творческого пути и не подтверждающих полностью все факты. На момент начала работы над данным исследованием не существовало полноценной, объективной и, главное, написанной в соответствии с современными научными принципами и критериями (достоверность, ссылки на источники, использование архивных материалов и воспоминаний очевидцев) биографии А. В. Смородинова, в которой были бы также отражены результаты его творчества.
Основой для написания работы стал личный архив художника, созданные им произведения искусства, незначительное количество документов, полученных в официальных организациях, по большей части продублированных в архиве А. В. Смородинова, дополненные воспоминаниями знакомых и членов семьи.
Личный архив художника представлен следующими группами источников: связанные с получением образования; подтверждающие трудовой стаж; касающиеся выполненных монументальных работ; собранные для вступления в Союз художников России; информация об участии в выставках; записи художника, письма, записные книжки, фотографии, негативы; книги художника с закладками; прочие личные документы.
Произведения искусства, созданные художником, являются важным источником исследования, результатом творческой деятельности художника. Рассуждая о значимости художественного произведения, Н. Н. Мусина удачно обобщает влияние на него различных факторов. Произведение искусства, по ее мнению, становится фрагментом «человеческой жизни, в котором переплелись личные переживания и объективные обстоятельства, своеобразие творческого дарования и критерии стиля», тем самым указывая на его большую роль [6, с. 3]. При изучении результатов творчества необходимо вписать их в художественный и исторический контекст эпохи, в чем мы согласны с И. Ф. Петровской, которая считает основным в историзме «принцип исторического контекста» [7, с. 14]. Поэтому анализ произведений искусства следует проводить параллельно с исследованием документов и воспоминаний людей, знавших художника.
Художественное наследие А. В. Смородинова включает в себя следующие основные группы произведений:
- картины, в том числе около 280 работ, выполненных в технике масляной живописи и темперы, 310 акварелей, 50 работ гуашью на бумаге. Большая часть картин находится в коллекции семьи художника, Белгородском государственном художественном музее, Орловском музее изобразительных искусств;
- графические эскизы к станковым работам и акварелям (около 590) и законченные графические работы (около 1700) на листах бумаги формата А4, выполненные шариковой ручкой, карандашом и фломастером;
- монументальные росписи, выполненные в различных организациях Орловской и Липецкой областей, и эскизы к ним.
Наибольший интерес для искусствоведа, помимо самих художественных произведений и эскизов, представляют листы, напечатанные А. В. Смородиновым на печатной машинке. Они представляют собой список словосочетаний с заголовком «Идеи». Данный источник может оказаться важным при сопоставлении с эскизами и картинами, а также в свете вновь открывшихся данных, с целью выявления художественной концепции А. В. Смородинова и более точной датировки работ.
Дополнить сведения в биографии помогли личные архивы друзей художника: семей Несветайло, Ваганян и Бушуевых. Последние вели постоянную переписку с А. В. Смородиновым, одной из целей которой было информирование художника, проживавшего в 1990-е гг. преимущественно в  Орле, о выставках, организуемых секцией монументального искусства Санкт-Петербургского Союза художников (Далее – СПбСХ).
На данный момент результаты поиска исторических источников, имеющих отношение к обучению и ранним этапам творчества А. В. Смородинова, ограничиваются только личным делом, обнаруженным в архиве Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица (Далее – СПГХПА им. А. Л. Штиглица), и фотографиями выпускной работы. В личном деле А. В. Смородинова имеется ряд документов, из которых можно почерпнуть информацию об оценках, полученных на вступительных испытаниях, и успеваемости. В нем также представлена копия трудовой книжки, заверенная печатью и подписью зав. отделом культуры в июне 1983 г., и другие документы, относящиеся к формальным моментам периода обучения.
Сложнее дело обстоит с документами, подтверждающими профессиональную деятельность Александра Викторовича после окончания обучения. Договоры на выполнение монументальных росписей обнаружить не удалось. Архивы СПбСХ также не содержали желаемой информации. Личное дело художника – члена СПбСХ представляет собой, как правило, небольшой комплект обязательных документов, в котором присутствуют бумаги, предоставляемые при вступлении в организацию. Как выяснилось, протоколы выставкомов выставок, в которых участвовал А. В. Смородинов в 1990-х гг., в архиве СПбСХ отсутствуют, как и документы с перечнем и количеством принятых для экспонирования картин.
Таким образом, документы, хранящиеся в официальных организациях, не смогли добавить ценной информации к творческой биографии художника, поэтому одним из основных методов восстановления сведений о нем стали интервьюирование и методы устной истории как способ проведения и интерпретации результатов бесед. Устными и письменными воспоминаниями поделились преподаватели, однокурсники, заказчики монументальных росписей, друзья и знакомые художника, члены семьи.
Анализируя состав исторических источников и их содержание, можно сделать вывод о первостепенном значении личного архива художника А. В. Смородинова в реконструкции его творческого пути. Александр Викторович сделал большую работу для того, чтобы исследователь имел представление о его творчестве и биографии. Однако «белые пятна» в биографии художника все же остаются. Частично они были заполнены при работе с архивами и в процессе общения со знакомыми, однако многое еще предстоит узнать.
Реконструкция творческой биографии художника в статье будет представлять собой выстраивание биографии на основании наиболее важных документов, которые удалось собрать в ходе исследования, художественных произведений и воспоминаний людей, близко знавших художника.
Родился Александр Викторович Смородинов 9 августа 1955 г. в селе Ново-Россия Шкотовского района Приморского края. Будущий художник воспитывался в семье инженера Виктора Матвеевича и фармацевта Нины Дмитриевны Смородиновых в военном городке поселка Николаевка, население которого работало на обслуживании военного аэродрома.
У будущего художника сформировалось идеализированное представление о быте военных и воинской службе благодаря устоям, царившим в семье, и укладу жизни, который он видел ребенком. Порядочность родителей наложила отпечаток на характер, жизненные ценности А. В. Смородинова и его восприятие профессии военного. Умение держать себя в руках, абсолютный контроль над внешней стороной эмоций, отмечаемые знакомыми и близкими художника, не отрицали богатого внутреннего мира и эмоционального переживания происходящих событий, которые выплескивались в виде художественных произведений.
В 1963 г. семья переехала на постоянное место жительства в город Орел. Уже в двенадцатилетнем возрасте проявились две страсти Саши. С 1967 г. по 1971 г. он обучался в Детской художественной школе № 1 под руководством заслуженного работника культуры Российской Федерации Э. И. Галактионова, а также в изостудии общеобразовательной школы № 20. Тогда же, в 1967 г., он начал заниматься авиамодельным делом в кружке школы № 20. И уже с 1970 г. числился спортсменом-авиамоделистом Центрального спортивного планерного клуба ДОСААФ.
О смелости, волевых качествах и упорстве в достижении поставленной цели свидетельствуют как выписка из летной книжки спортсмена-планериста ЦСПК ДОСААФ, в которой отмечен общий налет на планере 12 часов 17 минут с оценкой техники пилотирования «отлично», так и информация о семи прыжках с парашютом, имеющаяся в свидетельстве парашютиста.
Пройдя все тяготы срочной службы в войсках ВДВ, Александр понял, что профессия военного не для него, его призвание – искусство. Уже будучи сформировавшимся художником, он с облегчением вспоминал, что его служба протекала в тот период, когда СССР не участвовал ни в каких войнах. Только оказавшись в армии, он осознал, что внутренний мир и ценности не позволили бы ему участвовать в убийстве людей.
С 1976 г. по 1980 г. А. В. Смородинов учился в Орловском художественном училище (Далее – ОХУ) по специальности «художественное оформление». В автобиографии художника указано, что во время учебы он принимал участие в студенческих выставках Союза художников города Орла. По завершении четырехлетнего обучения художник выполнил диплом «Архитектурно-художественное оформление интерьера Дома культуры».
Согласно копии трудовой книжки, после окончания ОХУ, А. В. Смородинов был принят маляром-оформителем четвертого разряда в Орловское автотранспортное предприятие междугородних перевозок в самом начале сентября 1980 г., где проработал вплоть до 9 апреля 1981 г., когда был уволен по собственному желанию. Причиной увольнения стала новая работа художником-оформителем в художественной мастерской Дома Культуры Залегощенского отдела культуры, где он трудился вплоть до поступления в высшее учебное заведение.
В какой момент Александр Викторович решил продолжить художественное образование в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной (Далее – ЛВХПУ им. В. И. Мухиной), теперь переименованном в СПГХПА им. А. Л. Штиглица, сейчас понять сложно. Несомненно, его привлекала монументальная живопись. Но для поступления требовалась серьезная подготовка, терпение, трудолюбие и вера в собственные силы. В своем стремлении он был не одинок, рядом были друзья по ОХУ – В. И. Карев и И. В. Несветайло, которые тоже горели идеей обучения в «Мухе», как неофициально называют училище до сих пор, на кафедре монументально-декоративной живописи. Но в последующие два с лишним года заветная цель оставалась недостижимой. Несмотря на безуспешность первых двух попыток поступления в 1981 г. и 1982 г., Александр Викторович не переставал упорно готовиться к вступительным экзаменам, при этом активно работая в художественных мастерских Залегощенского района.
О периоде усердной подготовки к поступлению рассказал один из первых заказчиков монументальных произведений А. В. Смородинова, бывший секретарь партийной организации Залегощенского района Орловской области, а позднее главный редактор газеты «Орловская правда», М. М. Тутыхин. Он знал о поставленной Александром Викторовичем цели и свидетельствовал об упорстве молодого художника в ее достижении. В своей статье, посвященной открытию первой персональной, и уже посмертной выставки А. В. Смородинова, М. М. Тутыхин писал: «Мне довелось знать Александра с 1980-х гг. Я всегда восхищался его несомненным талантом, а главное, беспредельной преданностью искусству. Это был человек одной страсти – искусства. Настолько он был целенаправлен и неистов в работе, настолько равнодушен к тому, что сейчас называют «пиаром». Он работал не для «успеха», не ради денег и званий, а для искусства» [9, с. 10].
С 1983 г. по 1988 г. Александр Викторович учился в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной на кафедре монументально-декоративной живописи. Основным письменным источником информации о периоде обучения А. В. Смородинова являются документы его личного дела училища, которые частично продублированы в бумагах художника. Личное дело на 12 листах, хранящееся в архиве, представляет собой картонную папку-скоросшиватель с надписью на обложке «ДПИ Дело № 5564 Смородинов Александр Викторович монументально-декор. роспись». Начато оно 29 июня 1983 г., закончено 30 июня 1988 г. В него вложены основные кадровые документы в соответствии с требованиями инструкции по делопроизводству. Дополняет эти сведения информация, полученная методом интервьюирования у преподавателей, знакомых и однокурсников.
В культурной столице под влиянием преподавателей – продолжателей традиции русской монументальной живописи, – Александр Викторович постигал основы профессии, изучая древнерусское искусство и актуальные тенденции в монументальном искусстве. Эта особенность процесса обучения, органично соединившая древнерусские традиции и современность, позднее нашла отражение в его зрелом творчестве.
Большое значение при анализе творчества художника имеет изучение тех примеров-предшественников, которых он считал наиболее важными для себя. В архиве А. В. Смородинова имеется записная книжка в коричневой обложке, на трех страницах которой выписаны цитаты известных художников К. Писарро, П. Гогена, П. Сезанна, Э. Дега, А. Матисса. Говоря о влиянии на собственное творчество, художник в своей творческой биографии, составленной самим художником в 1997 г. по случаю вступления в СПбСХ, в качестве ориентиров указывал преподавателей «профессора Савинова Г., Бушуева В., Леканова В. и старейшего мозаичиста России Войткевича Э. О.», а также фрески Дионисия.
И этот выбор не случаен. Профессор Г. А. Савинов отмечает, что «летняя практика по копированию росписей Дионисия в Ферапонтовом монастыре» была введена на кафедре в начале 1960-х гг., а «обращение к русской стенописи сказалось чрезвычайно благотворно на работе студентов отделения» [3, с. 49]. Можно предположить, что сами преподаватели настолько высоко ценили древнерусское искусство как источник подражания, что копирование фресок Дионисия в Ферапонтово оставалось единственной копийной практикой, проходившей из года в год на протяжении десятилетий.
Несмотря на то, что в творческой биографии Александр Викторович упоминает только самых опытных на момент его обучения педагогов, большую роль в становлении художника сыграл его основной преподаватель, тогда еще совсем молодой А. Ю. Талащук. Он провел в тесном общении со студентами выпуска 1988 г. три последних курса, сменив в 1985 г. В. Г. Бушуева, временно покинувшего ряды преподавателей кафедры для оформления Финляндского вокзала Санкт-Петербурга. А. Ю. Талащук теперь известен среди художников как высококвалифицированный преподаватель рисунка и признанный художник-монументалист. Во многом именно благодаря ему, по мнению однокурсников и преподавателей, А. В. Смородинов получил хорошую подготовку как график.
Кафедрой были организованы три практики за время обучения А. В. Смородинова:
- 1985 г. Пленер в городе Пскове (3 июня – 1 июля согласно направлению на практику), после которого сохранился ряд пейзажей, выполненных молодым художником;
- 1986 г. Копийная практика в Ферапонтово;
- 1987 г. Практика во Всероссийском пионерском лагере «Орленок».
Летом 1987 г. А. В. Смородинов в составе бригады из четырех художников под руководством своего однокурсника Н. В. Самоукова принял участие в выполнении росписи в технике сграффито в г. Бийске Алтайского края, о чем свидетельствует имеющийся в личном архиве трудовой договор. Доход, полученный от одного такого заказа, мог стать хорошим дополнением к студенческой стипендии. Точно так же гонорары за работы, выполненные в поселке Залегощь, позволяли художнику безбедно существовать в Ленинграде на протяжении нескольких лет.
Дипломная работа Александром Викторовичем была выполнена под руководством преподавателя кафедры В. Г. Леканова и архитектора С. Л. Михайлова. Однако имеются расхождения в данных разных источников о ее тематике и технике. Их сопоставление, а также информация, полученная у преподавателей училища, позволила однозначно установить, что художник выполнил дипломный проект в технике витраж на тему «Наука» для дворца культуры Северо-западного Физико-технологического института в Ленинграде.
Жизненные обстоятельства не позволили Александру Викторовичу посвятить себя работе в монументально-декоративной живописи в той мере, в которой он планировал в момент получения диплома о высшем художественном образовании. Результаты его творчества многообразны как по технике исполнения, так и по тематике, и будут рассмотрены в контексте творческой биографии художника и в связи с событиями в его жизни.
По окончании института А. В. Смородинов работал художником-монументалистом, расписывал образовательные учреждения г. Орла и г. Липецка. Некоторые монументальные росписи, перечисленные в списке из архива художника, удалось идентифицировать и найти их репродукции на веб-сайтах организаций. Художник указывает на создание 14 самостоятельных монументальных произведений в 10 учреждениях в конце 1980-х – начале 1990-х гг.. В тех организациях, фотографии интерьеров которых удалось найти на их сайтах в интернете, росписи, выполненные Александром Викторовичем, сохранились, причем в довольно хорошем качестве.
После распада Советского Союза и отсутствия спроса на монументальную живопись профессия художника-монументалиста стала не востребована. Деньги, тяжелым трудом заработанные на покупку мастерской, обесценились под влиянием инфляции начала 1990-х годов. Александр Викторович вернулся в город Орел, где нашел себя в станковой живописи. Санкт-Петербург, так много давший Александру Викторовичу как мастеру, всю жизнь оставался для него центром притяжения. Здесь уместно привести цитату из романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», занесенную художником в его записную книжку: «То, что устраивают люди, расстраивают обстоятельства».
А. В. Смородинов обосновался в Орле. Разносторонняя художественная подготовка ЛВХПУ им. В. И. Мухиной в период отсутствия возможности реализовать себя как монументалиста дала новый импульс его творчеству. Как говорил Александр Викторович своей супруге, он «слез со стены, сам себя перековал» и перешел к станковой живописи и акварели.
В буклете 1999 г., изданном к юбилейной выставке секции монументального искусства СПбСХ говорится: «Прошедшие десять лет не оправдали надежд на серьезные большие работы для монументалистов. Им приходится работать в более камерных формах, но это не меняет сути их творчества». Эти слова в полной мере относятся и к А. В. Смородинову.
Александру Викторовичу удалось найти мастерскую в обмен на монументальные росписи в среднем профессиональном училище № 22. Там он в уединении создавал искусство, отражавшее его духовный мир. Художник, отказавшись от поиска редких заказчиков монументальных произведений, сделал сознательный выбор в пользу работы в соответствии с велением его сердца, разума и таланта в доступной на тот момент технике. Мастерская стала для него основным местом работы, которое не приносило дохода, но позволяло свободно реализовать себя в не ограниченном никакими рамками творчестве.
Для художника, не имевшего постоянного заработка, 1990-е гг. стали материально и психологически сложным временем. В письме семье своего преподавателя В. Г. Бушуева, хранящегося в семейном архиве Бушуевых, с которыми Александр Викторович поддерживал отношения, он признается: «У меня в принципе все как всегда, без изменений. Только никак не получается выбраться в Питер. Во сне только и путешествую. Родители стареют. Год выдался сложный. Мать перенесла операцию… Мастерская есть, с работой сложнее… Скучаю по Питеру».
Для любого другого эта ситуация могла стать тяжелым испытанием, но не для Александра Викторовича. По воспоминаниям супруги, он не готов был делать то, что не соответствовало его убеждениям, например, пойти расписывать интерьеры коммерческих банков, в тот период имевших желание и готовых платить за монументальные росписи.
Произведения искусства, созданные художником, являются едва ли не самым важным источником реконструкции его творческой биографии. В них проявляется внутренний мир автора, его жизненные установки и ценности, влияние внешних факторов, таких как личные отношения, условия жизни и запросы заказчиков. На примере творчества А. В. Смородинова мы видим, как происходящие события и переживания художника выражаются в соответствующей тематике.
Последствия реформ начала 1990-х гг., очень тяжело переживаемые населением России, нашли отражение в картинах А. В. Смородинова. «За молоком» (1992) воспринимается как изображение бредущих с бидонами родителей-пенсионеров, безропотно смирившихся со своей судьбой. Еще более трагично ситуация изображена в произведении «Госпожа нищета» (1994).
Рисунок 1. За молоком, 1992, холст, масло, 65 х 81 см
Животные являются неотъемлемой частью жизни художественных героев, будто переживая страдания их хозяев. «Горе горькое» (1995) – молчаливая песнь семейной пары. Статичность фигур людей и животных символизирует остановившееся время. Им некуда и незачем больше спешить. Они живут прошлым, которое дает им силы. В «Семье» (1992) эти же животные становятся самыми близкими одинокого героя, его опорой, ведущими вперед и поддерживающими его – равноправными членами семьи. Автор даже представляет их по размеру равными человеку.
В образном языке А. В. Смородинова, изображающего одиночество, явно и неявно постоянно появляются христианские символы. Православная тема выступает фоном для полотен художника в образе виднеющихся силуэтов отдельно стоящих церквей как неотъемлемой части пейзажа в «Горе горьком» (1995), «Все проходит…» (1990), или в виде намека, читаемого в складках схимнического одеяния старика («Старость» (1997)). Храмы в «Скорби» (1995), заполняющие правую часть картины, предстают самостоятельным объектом наравне с фигурой женщины. Иногда они становятся главным действующим лицом: «Ферапонтово» (1995), «Вечерня» (1995).
Размышления о ценностях православной веры, вероятно, помогли художнику справиться с периодом безденежья, духовного и психологического одиночества начала 1990-х гг. Совсем по-другому воспринимается картина более позднего периода «Старость» (1997). Цветовая гамма говорит об окончившихся переживаниях и оставшихся лишь спокойных воспоминаниях. Умиротворение читается и в лице персонажа, и в природе.
Среди работ начала 1990-х гг. обращают на себя внимание сложные по психологической напряженности сюжетные произведения с глубоким смыслом, который порой не так просто прочитать, не зная пережитого Александром Викторовичем и всей страной. Его творения отразили время, ставшее тяжелым психологическим, экономическим и духовным испытанием для России.
Художник очень болезненно, но стойко воспринял крушение собственных надежд на успешную карьеру в монументальной живописи, к которой он, не покладая рук, стремился более десяти лет. Это выразилось в работах «Эволюция» (1990), в которой представлена трансформация политических сил и их сменяемость, «Монах и Арлекин» (1993), изображающей снимающего голову паяца и благообразного монаха в присутствии Ангела и голубя как символа Бога. «Плаха» (1993) видится результатом политических и экономических процессов в стране в начале 1990-х гг., а «Марс» (1993) и «Злоба» (1996) – основными действующими силами, приведшими к краху.
Рисунок 2. Злоба, 1996, холст, темпера, 65 х 81 см
Этот цикл охватывает преимущественно период 1990-1996 гг. На смену ему приходит более жизнерадостная тематика, свет и цвет в акварелях, среди которых самые яркие и запоминающиеся созданы с начала 2000-х гг.
В январе 1997 г. А. В. Смородинов был принят в члены СПбСХ по секции монументального искусства, несмотря на то, что в предшествующие несколько лет он не выполнил ни одной монументальной работы. Это не уникальный случай, большая часть художников-монументалистов, вступавших в союз в это время, оказалась в сходной ситуации.
Преподаватель Александра Викторовича В. Г. Бушуев в своей рекомендации от 17.12.1996 г. так характеризует творчество Александра Викторовича: «Его живописи присущ яркий, звонкий цвет и сложное ритмическое построение композиции». Рекомендации также были написаны В. Г. Лекановым и членом СПбСХ Ю. Н. Сухоруковым.
С вступлением в Союз художников статус А. В. Смородинова как художника-монументалиста был окончательно закреплен. И. Ф. Петровская отмечает, что «профессия и должность оказывают влияние на восприятие окружающей действительности» [7, с. 30]. Тем не менее, Александра Викторовича, не смущало отсутствие у него какой-либо официальной работы или должности в более поздние годы. По воспоминаниям супруги, он говорил, что без труда смог бы пойти на постоянную работу, найти частные заказы. Художник неоднократно повторял, что если она захочет, он найдет работу, которая будет приносить достойный доход. Однако супруга не желала давить на него и влиять на его жизненный выбор.
Вероятно, именно благодаря такой свободе, отношения в семье казались ему настолько комфортными, что в какой-то момент он смирился с тем, что будет жить в городе Орле рядом с Еленой и ее дочерьми. Вернее сказать, он сделал выбор между на тот момент призрачной мечтой получения мастерской в Санкт-Петербурге и свободой творчества в орловской «каморке», как он называл мастерскую в училище, где он всегда был рядом с обретенным им семейным счастьем. Людмила Ваганян, близкий друг художника, вспоминает их откровенную беседу в начале 2000-х годов, после одной из выставок (предположительно в 2001 г.), когда ее друг с теплотой поделился, что, наконец, у него есть «не только жена, но и семья».
Будучи светским человеком, большую часть своих работ, тем не менее, А. В. Смородинов посвятил религиозной тематике. Художник, отдавший себя служению искусству, своего рода отшельническому образу жизни, не стремившийся показывать своих работ и не работавший на заказ, за исключением монументальных росписей и икон, он рассматривал графику, акварели и масляную живопись как возможность самовыражения. Со своими холстами он был полностью откровенен.
Интересно проанализировать причины обращения светского человека к религиозным сюжетам. Можно предположить, что для такого идеалиста, как Александр Викторович, хранителя высочайших моральных качеств, мудрого и глубоко понимающего происходящее, христианские идеалы стали лучшим способом выражения жизненной мудрости, которую он постиг.
Основу религиозно-философских произведений А. В. Смородинова составляют графические работы, около половины живописных полотен и акварели. Религиозно-философская тематика пронизывает все творчество художника. Начало ей положили пейзажи, созданные в период практики в Пскове на втором курсе обучения в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной.
А. В. Смородинов выработал собственный художественный язык, ярко проявившийся в живописи и в графических работах конца 1990-х – начала 2000-х годов. Эволюцию художественного стиля можно проследить по его рисункам, выполненным с 1989 по 2007 годы на листах бумаги формата А4 преимущественно шариковой ручкой, и лишь иногда фломастером или графитным карандашом. Некоторые из этих графических работ стали прототипами живописных полотен, например картины «Трапеза» (1998).
Рисунок 3. Трапеза, 1998, холст, масло, 47 х 61 см
На протяжении всего творческого пути Александра Викторовича занимали вопросы абстрактного искусства, в котором он пытался найти свой особенный стиль. И это не удивительно. По воспоминаниям Л. В. Ваганян, в период обучения художника интересовали работы авангардистов, в том числе К. С. Малевича, чьи труды они читали и обсуждали. Наиболее активно работа по созданию абстрактных полотен началась с середины 1990-х гг., хотя уже до этого художник написал около пятнадцати картин в этом стиле и выработал собственный почерк.
Рисунок 4. Без названия, холст, масло, 65 х 80 см
Водораздел в творчестве А. В. Смородинова произошел в начале 2000-х гг. благодаря тому, что все активнее начали восстанавливаться храмы, и «церковь» стала важнейшим работодателем для художников-монументалистов. Его знакомый, протоиерей Сергий (С. Ю. Крючков), обучавшийся в одно время с художником в ОХУ, в 1999 г. был назначен настоятелем Троице-Васильевского храма г. Орла. Он пригласил Александра Викторовича, целенаправленно искавшего такую работу, выполнить росписи восстанавливаемого храма. Результатом работы Александра Викторовича стали фрески «Крещение Руси», «Покров Пресвятой Богородицы», «Московские святители», «Все новомученики и исповедники российские», «История жизни Василия Великого», «О тебе радуется» в приделе Василия Великого.
Наконец-то реализовавшееся многолетнее стремление вернуться в профессию, выполнив серьезную монументальную работу, привело к высочайшему творческому и духовному подъему, выразившись в серии эскизов и начатой росписи храма, которую, к сожалению, художнику не суждено было окончить. На этом этапе акварели, которыми Александр Викторович продолжал активно заниматься, приобрели совсем иной оттенок. Краски засияли еще сильнее, в них появилась легкость и жизнеутверждающие сюжеты.
Акварель занимает особое место в наследии Александра Викторовича. Так художник характеризует свое творчество: «Акварель для автора – способ выражения настроения в данный момент. Это своего рода импровизация, помогающая раскрыть свой многогранный внутренний мир. Каждая работа делается на одном дыхании и отражает внутреннее состояние автора в данный конкретный момент этого изменчивого и противоречивого времени».
Основная тематика акварелей 2000-х годов – изображение православных храмов с их округлыми куполами и полукруглыми сводами, ликов святых с нимбами, православных городов. Цветовое разнообразие произведений 2000-х гг., вероятно, происходит от палитры храмовой росписи.
Рисунок 5. Золотые купола, 2005, бумага, акварель, 42 х 59,5 см
По подтвержденными различными документами данным А. В. Смородинов принял участие не менее чем в восьми групповых выставках в Санкт-Петербурге, организованных Выставочным центром СПбСХ, в том числе в выставках монументальной секции «Стена» (1994, 1996, 1997, 1999, 2001), а также в 1996 г. и 1998 г. в «Весенней выставке» и в 1997 г. в «Осенней выставке».
Александр Викторович скончался 10 июля 2007 г. после тяжелой и продолжительной болезни. Его жизнь и творческая судьба сложились так, что он умер на взлете, в расцвете своего таланта, в период работы над росписью Троице-Васильевского храма города Орла, вдохновившей его на создание серии восхитительно чистых и светлых акварелей и станковых картин в технике масляной живописи. Александр Викторович ощущал себя в тот момент начинающим художником, видевшим впереди долгий творческий путь, полным энергии и замыслов, сохранившихся во множестве папок с «идеями» и эскизами будущих работ.
Примененный обширный спектр методов исследования позволил с разных сторон посмотреть на проблему реконструкции биографии художника, которая обогатилась не только документально подтвержденными фактами, но и личностными оценками и воспоминаниями людей, а также выраженным Александром Викторовичем в картинах и рисунках собственным восприятием мира и своей жизни.
Прочитав творческую биографию А. В. Смородинова, мы знакомимся с художником, чьи произведения, несомненно, станут достоянием российского искусства благодаря интересу художественных музеев, проводивших выставки его работ и хранящих некоторые из них в своих коллекциях. Внутренний же мир и жизнь живописца были открыты лишь самым близким людям, и представленная творческая биография позволяет узнать его настолько близко, насколько оказалось возможным благодаря источникам, собранным для ее реконструкции.
Творческая биография А. В. Смородинова раскрывает читателю путь художника – продолжателя традиций школы кафедры монументально-декоративной живописи ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. Получив престижное художественное образование, он выработал свой собственный стиль, сформированный под влиянием монументальной живописи древнерусских храмов, впитавший черты различных направлений русского авангарда и художников более поздних периодов ХХ в., ярко выражающий экономическую и политическую среду и эпоху, в которой жил художник, внутренний мир и собственные переживания автора.
Список литературы
- Александр Смородинов: каталог картин / Под. ред. М. Гашениной и Н. Гашениной; автор вступ. статьи М. А. Комова. Орел: Вектор копи-центр, 2014. 54 с.
- Веб-сайт, посвященный творчеству художника А. В. Смородинова. – URL: http://www.art-sav.ru (дата обращения 11.05.2016).
- Кафедра монументально-декоративной живописи / А. Ю. Талащук, Л. Я. Выржиковская, А. Г. Раскин, Г. А. Савинов, В. Г. Леканов, С. П. Пономаренко. СПб : Издательско-полиграфическое предприятие «Искусство России», 2011. 288 с.
- Личное дело А. В. Смородинова. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб).
- Личное дело № 5564 А. В. Смородинова. Архив Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица.
- Мусина Н. Н. Биография художника как метод исследования творчества: некоторые концептуальные закономерности. – URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/pep/4-2008-2/musina.pdf (дата обращения 18.05.2016).
- Петровская И. Ф. Биографика: Введение в науку и обозрение источников биографических сведений о деятелях России 1801-1917 годов. – СПб. : Издательский дом «Петрополис», 2010. – 384 с.
- Рымшина Т. А. Творческая биография А. В. Смородинова, 2009.
- Тутыхин М. М. Неповторимая судьба художника // Красная строка. 8 апреля 2009. № 13 (72). С. 10.
References
- Aleksandr Smorodinov : katalog kartin. M. Gashenina, N. Gashenina; avtor vstup. statyi M. A. Komova. Orel: Vektor kopi-tsentr, 2014. 54 p.
- Web-sayt, posvyaschennyiy tvorchestvu hudozhnika A. V. Smorodinova – URL: http://www.art-sav.ru.
- Kafedra monumentalno-dekorativnoy zhivopisi. A. Yu. Talaschuk, L. Ya. Vyirzhikovskaya, A. G. Raskin, G. A. Savinov, V. G. Lekanov, S. P. Ponomarenko. SPb: Izdatelsko-poligraficheskoe predpriyatie «Iskusstvo Rossii», 2011. 288 p.
- Lichnoe delo A. V. Smorodinova. Tsentralnyy gosudarstvennyy arkhiv literaturyi i iskusstva Sankt-Peterburga (TsGALI SPb).
- Lichnoe delo № 5564 A. V. Smorodinova. Arhiv Sankt-Peterburgskoy gosudarstvennoy hudozhestvenno-promyishlennoy akademii im. A. L. Shtiglitsa.
- Musina N. N. Biografiya hudozhnika kak metod issledovaniya tvorchestva: nekotoryie kontseptualnye zakonomernosti. – URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/pep/4-2008-2/musina.pdf.
- Petrovskaya I. F. Biografika: Vvedenie v nauku i obozrenie istochnikov biograficheskikh svedeniy o deyatelyakh Rossii 1801-1917 godov. SPb. : Izdatelskiy dom «Petropolis», 2010. 384 p.
- Ryimshina T. A. Tvorcheskaya biografiya A. V. Smorodinova, 2009.
- Tutyikhin M. M. Nepovtorimaya sudba hudozhnika. Krasnaya stroka. 8 aprelya 2009. no 13 (72). p. 10.