Рымшина Т.А. Сравнительный анализ произведений художника А.А. Дейнеки «Оборона Петрограда» (1928) и «Оборона Севастополя» (1942)

Образец ссылки на эту статью: Рымшина Т.А. Сравнительный анализ произведений художника А.А. Дейнеки «Оборона Петрограда» (1928) и «Оборона Севастополя» (1942) // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 2. С. 9.

УДК 747.012

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКА  А.А. ДЕЙНЕКИ «ОБОРОНА ПЕТРОГРАДА» (1928) И «ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ» (1942)

Рымшина Татьяна Алексеевна

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), заведующая кафедрой изобразительных искусств, кандидат искусствоведения, + 7 (495) 684-25-26. 

 В статье анализируются два произведения художника А.А. Дейнеки «Оборона Петрограда»  (1928) и «Оборона Севастополя»  (1942). На их основе рассматриваются особенности творческого метода художника. Для него очевидно, что художественный стиль эпохи связан с проблемой новаторства, с изменением всей композиционной и цветовой специфики живописи под воздействием стремительного развития окружающего мира. Его творчество всецело было направлено на познание новой действительности, обращено к актуальным проблемам современного искусства.

Ключевые слова: новаторство;  композиция; движение; динамичность; ритм; творческий метод.

 COMPARATIVE ANALYSIS OF WORKS OF THE ARTIST A.A. DEINEKA “DEFENSE OF PETROGRAD” (1928) AND “DEFENSE OF SEVASTOPOL” (1942)

 Rymshina Tatyana Alekseevna

 Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9),  managing department of the fine arts of Institute of business and design, the candidate of art criticism, + 7 (495) 684-25-26.  

In article two works of the artist A.A. Deyneki "Defense of Petrograd" (1928) and "Defense of Sevastopol" (1942) are analyzed. On their basis features of a creative method of the artist are considered. It is obvious to him that art style of an era is connected with an innovation problem, with change of all composite and color specifics of painting as a result of prompt development of world around. His creativity has entirely been directed to knowledge of new reality, turned to actual problems of the modern art.

Keywords: innovation; composition; movement; dynamism; rhythm; creative method.

Александр Александрович  Дейнека оставил яркий  след в развитии различных видов  и жанров изобразительного искусства. Его творческий  путь неотделим от жизни страны. Художник «испытывал органическую потребность мерить искусство размахом дел  своей Родины, жить единой жизнью вместе со своим народом» [2]. Живописец, график, скульптор, автор монументальных росписей изображал мир  в борьбе, в динамическом развитии. Дейнека посвящал свои произведения человеку труда, рабочему, мужественному воину в годы испытаний.

Художник воплощает героический подвиг народа  в «Обороне Петрограда» (1928), сумевшего отстоять свою идею, свою республику. Тот же герой, полный ярости и справедливого гнева, готовый пожертвовать своей жизнью во имя свободы, воспет через много лет в картине «Оборона Севастополя» (1942). Созданные в разное время эти два полотна имеют много общих точек соприкосновений, сыграли важную роль в становлении современной тематической живописи. В этих произведениях отразился путь народа к новой жизни, окрыленного надеждой на светлое будущее. Их герои действуют в исключительных обстоятельствах, требующих мобилизации всех духовных и физических сил человека. Художнику удалось не только раскрыть  истоки становления русского характера, но и понять общий ход развития жизни. В то же время каждое полотно Дейнеки принадлежит своей эпохе и отражает определенный этап творческого роста художника.  Картины «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя» как и большинство произведений Александра Дейнеки были  подлинно новаторскими открытиями в решении новых, социально значительных тем современности, отличаются великолепным знанием предмета, умением выразить особенности эпохи яркой образной живописью. В результате глубокого осмысления действительности рождались новые средства, новый художественный образ.

Формирование мироощущения и убеждений художника происходило под влиянием событий послеоктябрьского периода. Свершившаяся революция разрушила старые устои, эстетические понятия. Рождался новый мир, формировался новый характер  людей. Дейнека, как и многие молодые художники, горели желанием самостоятельно строить новую культуру. Их взгляды на сущность и задачи изобразительного искусства воплотились В.В. Маяковским в стихотворных строчках 1918 г., призывавших художников быть трибунами и агитаторами идей революции:

«Довольно громовых истин.

Из сердца старое вытри.

Улицы – наши кисти,

Площади – наши палитры»

И художники по-разному искали пути к массам, на «улицы» и «площади», создавали плакаты, оформляли города и агитпоезда. Александр Дейнека, следуя призыву Маяковского, писал новые по духу, непривычные по манере картины, предназначенные для широких масс, рабочих клубов, общественных сооружений.

Творчество Дейнеки, как и творчество Маяковского, было проникнуто пафосом  действительности, стремлением осмыслить то новое, что принесла народу революция. Путь в  изобразительном искусстве Дейнеки во многом созвучен пути Маяковского в поэзии. Во всех событиях страны художник и поэт были на переднем крае борьбы,  воплощали кистью и словом свое время. Энтузиазм и творческое кредо художника определились еще в юности, в его статье в курском журнале за 1919 год «Наш день»: «Кого не захватят наши дела? Кто останется к ним равнодушным? Яркие порывы, титанические размахи пролетариата солнце красочно хочется набросать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту борьбу пролетариата пролетарских масс...

…Наши мысли должны быть чисты, чисты и красивы. Ярки и  радужны, они должны быть солнечны, как свобода».

Судьба Александра Дейнеки типична для первого поколения новой интеллигенции. Сын курского железнодорожника. Учился в Харьковском художественном училище. На эти годы пришлась гражданская война. Создавал плакаты Курского РОСТА и  оформлял агитпоезда. Продолжил образование на Полиграфическом факультете ВХУТЕМАСа, в котором, в основном, училась молодежь, вернувшаяся с гражданской войны. ВХУТЕМАС в ту пору был центром  всевозможных исканий в области искусства. В его стенах сталкивались самые разные, подчас  исключающие друг друга художественные школы и  педагогические системы. Но несмотря на трудности    «… там велась большая работа над формой, композицией», - писал впоследствии сам Дейнека. - Учимся в библиотеке, музеях, на выставках, на диспутах, у Маяковского, Черемныха. Учусь у Фаворского, прекрасного мастера и последовательного  методиста» [2].

Чрезвычайно своевременным и плодотворным для Дейнеки явилась работа под руководством Моора в публицистической графике, оказавшего активное влияние на его мировоззрение и творчество.  С этого времени началось его становление как художника. Работа Дейнеки  в журналах помогла ему вплотную познакомиться с общественно-политической жизнью страны, почувствовать, что волнует людей его времени,  укрепила взгляды на искусство, он понял, что «без знания жизни, без того, что толкает тебя на создание произведения, работать невозможно. Все  лучшие мои работы родились благодаря этой любви к жизни, в результате пристального внимания к событиям сегодняшнего дня, к тому, чем живет народ. Вероятно, это и дало моему искусству некоторые черты новаторства» [2].

Дейнека утверждал, что любое новаторство, открытие только  тогда, получит признание, когда будет насыщено полнокровным человеческим содержанием, выраженным в  пластической форме: «Я желал найти пластический язык новому, красивому, большому. Мужество имеет свою динамику. Новое свои живописные планы» [2]. В своих произведениях Дейнека стремился к утверждению общественных идей, к обобщению главного смысла эпохи. Интересны высказывания мастера относительно стилевых признаков своего искусства. Для Дейнеки очевидно, что художественный стиль  эпохи связан с проблемой новаторства, с изменением всей композиционной и цветовой специфики живописи под воздействием стремительного развития окружающего мира. Его творчество всецело направлено на познание новой действительности, обращено к актуальным вопросам отечественного изобразительного искусства.

На протяжении всего творческого пути А. Дейнека в выборе своих тем исходил из их общественной значимости. Темы же своих картин, как отмечал он, черпал из жизни. Только то, что хорошо знал Дейнека, что становилось личным переживанием, находило отражение в   его произведениях. У него всегда имелся в запасе комплекс любимых сюжетов, форм и образов, которые в соответствующей художественному замыслу интерпретацией использовались не в одном, а в целом ряде произведений разных лет. Сам художник подчеркивал определенную связь между картинами, написанными в зрелом возрасте, и в начале творческого пути.

Эта связь прослеживается и в двух произведениях: «Оборона Петрограда» (1928) и «Оборона Севастополя» (1942), ставшие символами своей эпохи, отразившие ключевые исторические моменты становления нашего государства. Их появление явилось закономерным явлением творчества художника.

Ранняя работа «Оборона Петрограда» (1928) отличалась стилевыми признаками, получившие свое развитие через много лет в «Обороне Севастополя» (1942). В них отразилось тяготение  мастера к композиции, отличающейся ясностью конструктивной идеи, строгостью и динамичностью форм, законченной линейно-цветовой организацией.

Создание «Обороны Петрограда» (1928) явилось итогом всей предшествующей работы художника над собирательным образом рабочего класса, но и по времени совпадала с участием Дейнеки в «Обществе станковистов» - «Ост» (1925-1928), что во многом определило идею картины.

Создание социально насыщенных тематических произведений, передающих в образной форме облик современности  «ОСТ» ставил своей целью. Остовцы искали выразительные средства для передачи трудовых процессов, новой производственной архитектуры и социального быта. Дейнеку, как и его товарищей, привлекал мир техники, жизнь крупных промышленных предприятий, которые стали первыми объектами пристального внимания художника. Это помогло ему найти принципиально новую трактовку облика человека труда. Главный принцип искусства Дейнеки был связан с активным вторжением в самую в самую суть жизненных  процессов.

В связи с этим общий характер ранних живописных работ был порожден новым подходом к пониманию самой сущности нового революционного искусства. Важной вехой на этом пути явилась «Оборона Петрограда», созданная в 1928 году. В течение двух недель была написана эта картина.  В короткий срок создана и «Оборона Севастополя». Но работа над картиной началась задолго до того, как он положил первые мазки на полотно. Она начиналась с замысла, а замысел рождался под влиянием окружающей среды, на основе ее внимательного изучения и участия  художника в ее событиях.

Первые революционные годы, участие в строительстве нового общества обогатили творчество Дейнеки и других художников, пробудили интерес к характерным и типичным явлениям народной жизни.  В этом большую роль сыграло обращение в 1920-1930-х годах к теме гражданской войны. В произведениях этих лет начальная пора истории Советского государства предстает как эпопея напряженных драматических конфликтов, яростной борьбы. «Это искусство исторических обобщений, в которых опыт прошлого увиден и осмыслен с многолетней дистанции глазами  иной эпохи» [4]. Впечатления, переживания, размышления художника явились  почвой, на которой рождались замыслы  картин. Создавая произведение, художник вступал на путь  сложных обобщений творческих исканий.

В основе замысла «Обороны Петрограда» - драматическая ситуация первых лет существования советской власти, когда над молодой республикой нависла смертельная угроза и на призыв большевиков – «Отечество в опасности!» - революционные отряды питерского пролетариата выступили против войск Юденича (см. рис.1).



Рисунок 1 -  Дейнека А.А. Оборона Петрограда, 1928. Холст, масло 200х400.

Государственный музей Российской Армии, Москва

«Разворачивайтесь в марше!

Словесной не место кляузе.

Тише, ораторы!

Ваше  слово,

товарищ маузер».

Поэтические образы, эмоциональный строй «Левого марша» (1918) Маяковского нашли себе сотоварища в изобразительном искусстве.

В первоначальном эскизе к «Обороне Петрограда» по чугунному мосту движутся санитарные машины, нестройными рядами бредут раненные, внизу сопровождаемые мальчишками уходит в бой отряд вооруженных рабочих. Но общее восприятие еще дробилось многоплановостью, большим количеством деталей. Отвлеченным был и пейзаж.

Необходимо было довести полотно до такого состояния, когда картина становится произведением большой темы. Нужен был более непосредственный конкретный жизненный материал.  Дейнека  знакомиться с путиловскими рабочими, яркие  характеры которых помогли найти выразительный типаж.  Так, например, он вписывает в картину несколько портретов участников революции и обороны Петрограда. Так, для  лица и фигуры идущего в центре командира позировал настоящий командир, курьер советской дипломатии, друг Нетте – Ян Шкурин. Сама жизнь открыла и путь к решению задачи. В окончательном варианте композиция картина стала строгой, уменьшилось количество фигур и деталей, облик красноармейцев, облик красногвардейцев стал величественнее и монументальнее. Лаконичнее стал пейзаж.

«В «Обороне Петрограда» мне всем построением картины, ритмом хотелось добиться впечатления мужества, воли и тяжелых страданий. Я боялся чем-либо разбить ритм, которого добивался, и потому отказался от многих бытовых деталей, присутствовавших в первоначальном эскизе» [2].

Автор организует тему, избрав мотив шествия, сообщив ему беспрерывный кольцевой ход. Композиция строится в трех планах. На первом плане идущие на фронт красноармейцы - мужчины и женщины- с винтовками на плечах, буднично одетые в свою рабочую одежду. На втором плане, на мостике возвращаются раненые, измученные,  но не сломленные. Вдали Нева с кораблями и часть набережной. Дейнека сразу же дает ощутить контраст между движением двух планов: внизу, идущих в бой слева направо бойцов, верху, на мосту, бредущих в обратном направлении раненых, построенных на выразительном силуэте в отличие от объемной трактовки фигур внизу. Впечатление трехмерности пространства создается движением: рабочие выходят из глубины картины, «разворачиваются в марше» перед зрителем и опять уходят в глубину. Такой прием является характерным для решения композиционных задач многих произведений Дейнеки. Ритм пронизывает все детали  композиции, движение людей, ряды винтовок, переплеты моста, силуэты раненых.

Все изображение имеет равноценную видимость по всей плоскости, не отвлекая взгляда зрителя в глубину, благодаря фризовости композиции, при которой ритмически организованное  действие скользит вдоль плоскости. «Фризовый принцип композиции отвечал склонности Дейнеки к живому, образному раскрытию коллективных деяний и устремлений, позволял компоновать многофигурное сюжетное действие с учетом четвертого измерения - времени» [11].

Изображенный в глубине военный Петроград, строгий, четкий рисунок моста объединяют обе группы и усиливает ощущение напряженности происходящего. Простота и лаконичность форм вытекали из идеи картины, из понимания ее темы. Контрастным силуэтом воспринимаются ряды красногвардейцев, которых художник «стремился моделировать …объемно, скупым цветом, … придать им конкретные черты знакомых бойцов…  Хотелось передать их духовное величие – спокойный шаг людей, идущих на подвиг»  [4].

С общей идеей связано известное самоограничение живописной палитры, напоминающей цветовые оттенки листовой стали, синеватые, бурые, коричневые, кое-где отливающие матовой белизной, крепкие, упругие линии, обозначающие фигуры бойцов, конструкцию моста, далекий городской пейзаж-все связано воедино, все создает эпопею революционного города.

«Оборона Петрограда» - это конкретный портрет времени и подлинно историческая композиция, обобщавшая эмоционально психологические черты эпохи, еще живо и остро памятное в конце 1920-х годов, но уже ставшей легендарным прошлым. Она воспринимается как воплощение революционного времени, сгусток жизни великой эпохи» [4].

Александр Дейнека радовался достижениям Родины, в ней черпал все для своего творчества. И в грозный час для страны, он, как и весь народ, почувствовал гражданскую ответственность за ее судьбу перед лицом фашистской агрессии.

События войны стали важным этапом в развитии отечественного искусства. В военные годы произошли изменения в характере и содержании изучения народной жизни.  Внимание художников сосредоточились на анализе природы героизма людей, национальных чертах характера, выработанных многими веками борьбы русского народа за свободу и независимость Родины.

Значимость происходящих событий остро осознавалась А.А. Дейнекой, писавшим впоследствии: «Тяжелым и в то же время славным периодом в моей жизни, как, вероятно у большинства, был период Великой Отечественной войны. В эти годы я сделал, может быть, самые любимые мои вещи…  Война помогла мне заговорить во весь голос» [2]. В 1942 году Дейнека создает одно из самых своих значительных полотен «Оборона Севастополя» (см. рис. 2).



Рисунок 2 -  Дейнека А.А.  Оборона Севастополя, 1942. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Вновь в грозный для Отечества час грудью встали на защиту те, кто отстаивал революцию и молодую республику, их сыновья. Также и в работе над «Обороной Петрограда» в создании «Обороны Севастополя» художник руководствовался реальными событиями. В основу произведения лег героизм матросов.

Непосредственным толчком к ее созданию послужила увиденная художником в немецкой хронике фотография с панорамой разрушенного, взрытого снарядами Севастополя. Представив город молодости в огне пожарищ, в смертельных напряженных уличных боях, «как все взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, … дети почувствовали, что такое «блокада», художник решил, что должен это изобразить. «Словом, и моя картина, и я в работе слились воедино», - писал Дейнека [2].

Как  и в ранней работе, в «Обороне  Севастополя» художник шел от свободного сюжета, объединяющего  себе сумму различных жизненных впечатлений прошлого и настоящего, к практической реализации с привлечением конкретных пластически организованных наблюдений над действительностью. Глубоко личные переживания художника помогли ему внутренне прозреть историческую  правду события и воплотить бессмертный подвиг народа.

Для убедительной передачи сверхнапряженного боя он совершает поездку в район развернувшегося наступления  советских войск, под Юхнов. Она помогла художнику глубже осмыслить военную действительность во всей своей трагической  правде. Во фронтовых рисунках, композиционно острых и лаконичных перед нами возникает образ израненной земли с полуразрушенными зданиями, прифронтовых дорог с зияющими воронками, с подбитой техникой, с  одеревенелыми  трупами фашистов. В их позах можно уловить знакомый пластический мотив, воплощенных в образах поверженных гитлеровцев в «Обороне Севастополя» (см. рис. 3).



Рисунок  3 – Дейнека  А.А. Набросок к картине «Оборона Севастополя». Бумага, карандаш. 19x26

В небольшом, сделанным карандашом, эскизе к этой многофигурной картине сразу же определилась  конструктивная идея. Эскиз свидетельствует о высоком творческом вдохновении художника, где сконцентрировались воедино и впечатления от Севастополя мирных лет, впечатления поездки под  Юхнов и ощущения исторически важных для страны событий (см. рис. 4).



Рисунок  4 -  Дейнека А.А. Эскиз картины «Оборона Севастополя». Бумага, карандаш. 24х27

Но художнику показалось недостаточной обобщающая сила моряка в каске и он, отодвинув вглубь композиции, выдвинул на первый  план фигуру могучего богатыря. В итоге сложной работы выявлялась многогранность содержания картины.

Со времени написания «Обороны Петрограда» прошло много лет. Изменился облик окружающей жизни, а с ней претерпевает изменения характер видения и художественный язык  Дейнеки. В картине «Оборона Севастополя» в решении композиции, он пошел по другому пути, чем это    было свойственно его ранней работе. Глубина пространства здесь дана не путем контрастного сопоставления почти параллельных двух планов, а развивается постепенно, по диагонали, от левого угла к  правому, от фигуры к фигуре, где завершается пейзажем разрушенного города.

В решении композиции «Обороны Петрограда»  художник отталкивался от задачи показать сконцентрированную волю и мужество, единство и сплоченность революционных отрядов питерских рабочих. Образная интерпретация «Обороны Севастополя» восходит к древнему типу построения многофигурного сюжета с помощью контрастного сопоставления противостоящих друг другу противников. Используя этот принцип, художник насыщает  его содержанием, соответствующим духу своего времени.

На полотне изображен момент яростной контратаки морского десанта против рвущегося к морю противника. Действие сосредоточено на первом плане, где все слилось в клубок борющихся фигур, и,  кажется, что задние ряды матросов как бы напирают на передние, выходят за пределы рамы, на зрителя

В  характеристике пространства у Дейнеки, как и в «Обороне Петрограда» и других работах, большая роль отведена движению. Слева, из глубины идет на подмогу группа товарищей, один из бегущих в стремительном  развороте на ходу бросает   гранату. Его движение получает ритмическое развитие в сильной, как бы  закрученной по спирали, доминирующей на первом плане, фигуре моряка со связкой гранат. Правее возникает силуэт смертельно раненого матроса, движение которого прервано, он падает на землю, не выпуская винтовку. Далее группа матросов рывком сомкнутым строем бросается вперед. Над ними, как знамя, взметнулась рука их товарища, замахнувшегося на фашиста прикладом автомата. Переходя взглядом от одной фигуры к другой, мы получаем кинематографическое ощущение развертывающего во времени движения.

Дейнека так характеризовал этот принцип: «Оборона Севастополя – картина, сложная пол типажу, что дало материал для  ее  фрагментирования.   А вообще в данном случае фрагмент дает эстетическую и познавательную пользу, так как приближает к зрителю героев, дает возможность с ними ближе познакомиться, лучше увидеть их черты – это напоминает кино, когда издалека, постепенно к вам идет человек. Вы видите его как стаффаж, потом как силуэт всей фигуры и, наконец, крупным планом со всем присущим ей характером» [10].

Иначе, чем в «Обороне Петрограда», художник ритмически организует действие, исходя из построения боя по диагонали, в глубину, в то время как в ранней работе ритм движения принимает кольцевой ход и горизонтальность.

Ощущение динамики в «Обороне Севастополя» подчеркнуто столкновением встречных «волн», бросающихся в бой матросов и наступающих фашистов. Ритмика этих планов различна. Ритм наступающих матросов вырастает и становится динамичнее по направлению к центру, а ритм движения фашистов как бы постепенно замирает от крайних слева фигур к неподвижным силуэтам нависших штыков. Скольжение взгляда от заднего плана к переднему приводит к  распластанной на переднем плане фигуре убитого фашиста, и  здесь движение окончательно застывает. Но взгляд снова оказывается втянутым в непрерывное кипение битвы.

Значение образов переднего плана подчеркнуто их объемным решением, более плоскостной трактовкой дальних мизансцен и четко прорисованного пейзажа, что в свою очередь снижает роль глубины, не лишая изображение панорамности. Ближние фигуры моряков даны в масштабном соотношении с низким горизонтом авансцены, подчеркивающим их могучий рост. Фигуры фашистов соотнесены с глухой стеной полуразрушенного здания, что сообщает им известную приземленность.

В отличие от «Обороны Петрограда», в которой трудно выделить одного героя - перед нами образ единого, сплоченного коллектива, отряда красногвардейцев.  В «Обороне Севастополя» образ моряка со связкой гранат стал идейно-художественным центром всей композиции, в котором сконцентрировались экспрессия и патетика подвига сражающихся матросов. Чтобы заострить внимание на его фигуре, Дейнека сознательно обезличивает противостоящих ему фашистов, оставляя видимым только стволы их винтовок и лезвия штыков. Сдвинув фигуры в левый край полотна, художник оставил перед ней свободную зону пространства,  как бы предвещающую неизбежный полет связки гранат в гущу вражеских солдат.

Показателен для творческого метода Дейнеки процесс создания этого образа, который обнаруживает сходство в движении с плакатом «Физкультурница» (1937). Для уточнения пластической  характеристика художник обратился к обнаженной женской натуре для того,  «… чтобы избежать какой бы то ни было приблизительной трактовки тела, пронизанного мускульным напряжением» [10].

Он настойчиво изучает тот или иной вид движения. Его интересует мотив атаки в стремительном развитии и внезапной остановки, пластическое состояние модели в зависимости от различных ракурсов и резкого изменения темпа атакующего броска. Фиксируя в ритмической последовательности различные положения движущегося объекта, он постепенно нащупывает итоговую постановку фигуры, содержащей максимум динамической выразительности. Так появились на свет наброски для фигуры моряка со связкой гранат и ряда других персонажей картины, выполненных с женской натуры. Эти рисунки  послужили вспомогательным материалом для раскрытия образов героев в момент наивысшего напряжения духовных и физических сил. Фигура матроса в белой форменке с непокрытой  русой головой дана на контрастном фоне красноватого дымного неба и густой синевы моря. Его лицо озарено гневом и сознанием морального превосходства над врагом. Складки одежды проложены экспрессивными штрихами, подчеркивающие динамическую устремленность фигуры. В пластической характеристике внешнего и внутреннего облика матроса Дейнека исходил из желания выразить героизм защитников и потому прибегнул к известному преувеличению. «В своей пластике он концентрирует былинную мощь, беззаветный героизм, присущий всему воинству» [10].

Одновременно этот герой воспринимается как конкретная личность, поставленная в необычные, но вполне реальные обстоятельства.  «Это один из самых ярких героических образов. Он проникнут такой силой морального превосходства над врагом, убежденностью своего дела, самоотверженной любви к Родине,  что в сущности становится ярким олицетворением духовного величия и стойкости советского народа» [11].

Как и в «Обороне Петрограда» пейзажный фон заполняет и расширяет замысел картины, придает ей эмоциональную напряженность. Но в ранней работе художник написал довольно условное место действия, обозначив жесткие конструкции моста, замерзшую Неву с очертаниями  домов и берегов. Это скорее напоминает рабочую окраину, но не связанную с конкретным местом. И облик Петрограда предстает не конкретно-историческим, а обобщенным художественным образом.

Для разработки пейзажного фона в «Обороне Севастополя» Дейнека обратился к своим прежним зарисовкам, использовал одну из акварелей 1934 года «Северная бухта». Несмотря на перекомпоновку легко узнать очертания приморского вида  с берегом бухты. Здесь уже функция городского пейзажа слита с  психологическим состоянием участников баталии.

Небо, багровое от  пожаров, руины домов со шлейфами дыма и гари, сумрачная синева моря, светящиеся от зноя и снарядов искореженные камни набережной – все это повышает драматизм смертельной схватки. Фигуры матросов как бы освещены лучом прожектора с жесткими контрастами теней: светлые на темном фоне,  -  фигуры советских воинов, темные на светлом –фигуры фашистов. Бой севастопольских матросов с немецким  десантом возвышен до эпического  звучания, послужил стержнем для широко идейно-художественных обобщений, воспринимается как свидетельство несломленного духа народа.

Таким образом, творчество Александра Дейнеки на каждом этапе своего развития тесно было  связано с общим характером данного исторического периода страны. Художник умеет  выразить индивидуальные  особенности в человеческой  психологии и типичные черты эпохи.

В ранних своих работах, как это видно на примере анализа «Обороны Петрограда» Дейнека пользуется близким к графике методом контрастного сопоставления приглушенных темных и светлых тонов в их тонированных вариантах, обращается к большим плоскостям, четкому рисунку. Первые его произведения, как и «Оборона Петрограда» несут в себе «Все признаки декоративного толкования, уклона в панно, устремления  к большим плоскостям с очень ясно подчеркнутым начертательным пространством, с совершенно сознательным толкованием пространства во взаимосвязи плоских мест и резко подчеркнутого объема» [2].

Картина «Оборона Севастополя, созданная Дейнекой в другое время, по построению композиции, по многофигурности и передачи напряженной динамики имеет нечто общее с крупным  кинокадром. И в решении композиции использовал в группировке действующих лиц прием резкого масштабного сопоставления дальних мизансцен с крупно поданным действием первого плана, выделяя и монументализируя главного героя, воплощая в нем лучшие  качества советского солдата. Цвет в этом произведении тесно связан с контурным рисунком и формой, подчеркивает  стройные пропорции пластического ритма, сообщает плотность фигурам. Чистые, звонкие тона взяты в контрасте с дополнительными.

Анализируя «Оборону Петрограда» и «Оборону Севастополя», можно обнаружить внутреннюю близость этих произведений в русле единого процесса развития отечественного искусства. По целому ряду принципиальных вопросов в этих значительных произведениях мастера много сходного. Общим в них является и гражданская позиция художника,  и социальная заостренность его тематических полотен. Если «Оборона Петрограда»  стала значительным достижением искусства в раскрытии героев революционного периода, то «Оборона Севастополя» открыла принципиально новую страницу в решении батальной живописи,  в раскрытии нравственной сущности героизма народа.

Каждое из этих полотен представляет собой  документ эпохи, выраженной в глубоко образной  художественной форме, сконцентрировавшей в себе ее идеалы и устремления, ставшей теперь органической частью нашего представления об отечественной истории. В них воплотился и один из ведущих принципов метода Дейнеки – глубокое изучение жизненных фактов с ее последующим суммированием впечатлений в пластической форме и обобщающей композиции. Для раскрытия  жизненного содержания Дейнека с максимальной остротой использует сюжет, композицию, ритм, пластику, цвет. Самой решающей силой в арсенале художественных средств при создании своих произведений мастер считал композицию. Именно композиция картин «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя»,  ее динамика, контрастное сопоставление отдельных форм и элементов служило средством выражения идейного замысла.

В этих произведениях колорит является не только средством передачи реального цвета предметов, но и приобретает символическое значение. Резкие цветовые контрасты помогают воплощению мысли автора. Впечатляющая сила этих произведениях заключается в их неожиданных сопоставлениях и экспрессивном действии. Движение является характерным признаком не только для этих  полотен, но и для других многих произведений художника.  Тема этих полотен организована при помощи взаимосвязанных сюжетов, получающих при пространственном развертывании на плоскости как бы временную протяженность.

Динамичность действия «Обороны Петрограда» и «Обороны Севастополя» связана с убедительной передачей движения, при воплощении которого автор опирался на метод обобщения нескольких моментов движения фигуры в одном суммированном пластическом образе. Движение же художник передает в пластически объемной форме с ясно выраженным силуэтом, так как  под силуэтом Дейнека  мыслил «не просто плоскость, а материально насыщенную предметность, дающую с близкого расстояния богатую, многоплановую видимость форм и переходящую при дальнем восприятии в образно выразительное контурное изображение».

Наряду с этими особенностями нашло свое воплощение принципиальной значение искусства Дейнеки, характеризующееся присущим ему чувством монументальности. Это и обусловило характер композиции, умение отобрать самое необходимое, обобщенность цветовой трактовки и общий приподнятый образной строй анализируемых произведений. В «Обороне Петрограда» и «Обороне Севастополя» отразилось идейное содержание творчества самого Дейнеки, воплотившиеся в монументальном художественном обобщении идей современности в образах, рожденных в борьбе за новый и светлый мир. В них соединилась историческая правда событий с истинной художественностью, с мужественной выразительностью формы, пластической законченностью.

Список литературы 

  1. Ванслов В.В. О станковом искусстве и его судьбах. М.: Изобразительное искусство, 1975. 328 с.
  2. Дейнека А.А. Жизнь, искусство, время. Л.: Художник РСФСР, 1974.
  3. История советского искусства. Т.I-II. М.: Искусство, 1968.
  4. Каменский А.А.. Драматизм и правда истории. В кн. А.А. Каменский. Вернисажи. М.: Советский художник, 1974. 528 с.
  5. Лебедянский М.С. Советская русская живопись первого октябрьского десятилетия. Л.: Художник РСФСР, 1977. 242 с.
  6. Маца И.Л. Дейнека. М.: Советский художник, 1959. 78 с.
  7. Никифоров Б.М. А. Дейнека. М.:Изогиз, 1937. 124 с.
  8. Сысоев В.П. В.П. Щедрость таланта // Художник. 1969. № 5.
  9. Сысоев В.П. Александр Дейнека. М.: Изобразительное искусство, 1971. 180 с.
  10. Сысоев В.П. В.П. Сюжет и образное мышление художника // Художник. 1973. № 8.
  11. Сысоев В.П. Александр Дейнека. М.: Изобразительное искусство, 1973. 215 с.
  12. Чегодаев. А. Дейнека. М.: Академия художеств, 1959.

наверх