Пурас И.Ю. Современные тренды в графическом дизайне

Образец ссылки на эту статью: Пурас И.Ю.  Современные тренды в графическом дизайне // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 2. С. 8.

 УДК  747.012

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ

Пурас Ирина Юрьевна

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), магистрант по направлению 072500.68 «Дизайн» факультета дизайна и графики, + 7 (495) 684-25-26. 

Дизайн стал одним из ключевых понятий современного мира. Он существует в предметах техники, в мебели и интерьерах, а также в цифровом мире мультимедиа, веб-технологий и интернета. Дизайн неразрывно связан с новейшими технологиями, а потому и развивается так же стремительно, постоянно меняя форму и содержание.

Статья посвящена исследованию истории графического дизайна и его продуктов. На основе наблюдения за технологическими инновациями выявлены современные тенденции его развития и совершенствования, проанализированы причинно-следственные связи их появления, спрогнозирован образ дизайна будущего.

Ключевые слова: тренды дизайна; дизайн, цифровой мир; контртренды; типографика; леттеринг; каллиграфия; динамическая айдентика; веб.

MODERN TRENDS IN GRAPHIC DESIGN

Puras Irina Iurevna

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9),  the undergraduate in the Design direction 072500.68 of faculty of design and graphics of  Institute of Business and Design, + 7 (495) 684-25-26. 

Design has become one of the key notions of the modern world. It exists in the items of equipment, furniture and interiors, and also in the digital world media, web technologies and Internet. Design is inextricably linked with the latest technology, and therefore is developing as rapidly, constantly changing form and content.

The article is devoted to the history of graphic design and its products. Based on the observation of the technological innovations identified modern tendencies of its development and improvement, and analyzed the causal relationship of their occurrence, the predicted image of the design of the future.

Keywords: design trends; design; digital world; opposite trends; typography; lettering; calligraphy; dynamic identity; web.

Для дизайна как части культуры характерно развитие по спирали. Стилевое направление развивается, достигает своего расцвета, формулирует практическую и теоретическую базы, затем сменяется новым. Чаще всего, новое – это полная противоположность старому. В дизайне наблюдается сменяемость направлений, характерная для стилей в искусстве. Рик Пойнор, английский теоретик дизайна, так описывает развитие типографики: «К концу гранж-периода типографика была жутко сломана, стала выглядеть как мешанина, все правила были отброшены, никакого движения вперед. И всё, что те дизайнеры конца девяностых могли сделать,  это вернуться назад, вернуться к более раннему стилю дизайна, но с новой теоретической базой» [1].

Само слово «дизайн» на слуху у всех. Однако, вопросы о том, что такое дизайн, чаще всего имеют противоречивые ответы: от «дизайн – это высшая форма искусства, независимая сверхпрофессия» (Герберт Рид, английский поэт, публицист, художественный критик), до – дизайн – это «новое явление», «не прикладное искусство и не абстрактное формотворчество», единственной целью которого является – «получение производством прибыли через хороший сбыт товара» (Фредерик Эшфорд, английский дизайнер). Интересно определение американского дизайнера Джорджа Нельсона, синтезирующее предыдущие взгляды: дизайн – это «лишенная героизации профессия в условиях цивилизации суперкомфорта, но одновременно и внутренне свободная творческая деятельность, способ профессионального самовыражения художника в современном мире, особой формой массового искусства» [2].

Существует словарное определение дизайна: «вид проектной междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды» [3], но оно не всегда соответствует содержанию понятия «дизайн». В современных реалиях дизайн – это все, что связано с тем, что мы видим: фото, веб, предметы, облик человека, пространственная среда.

Главное изменение, произошедшее в дизайне за последние 25 лет, – это появление компьютерных программ для создания дизайн-проектов. Технологии прочно вошли во все сферы жизни, и работа дизайнера без компьютера практически невозможна. Новейшее оборудование ускоряет работу, содержит неограниченные возможности для творчества. Доступность программ, большое количество «туториалов» и видеоуроков помогают многим дизайнерам в становлении и реализации профессии. И самоучки, и профессиональные дизайнеры имеют большой потенциал творческого развития. В интернет-пространстве сформировалась своеобразная профессиональная среда, ресурсы для коммуникации и вдохновения. Кроме того, в интернете появилась конкурентная среда. Онлайн-биржи удаленной работы и фотостоки позволяют всем желающим работать в сфере дизайна.

Вместе с явлением компьютеризации обострилась дифференциация дизайнеров и художников. С появлением компьютера умение рисовать для дизайнера стало необязательным. Владение программами создания и редактирования изображений стало доступно многим. Перенос изображений на экраны мониторов ввел понятие пиксела – точки, с помощью которой формируются картинки на экране. Несовершенства первых мониторов и компьютерного «железа» накладывали определенные ограничения. Картинки должны были занимать определенное количество точек (разрешение изображения) и занимать немного места (размер файла). Технологии с тех пор шагнули далеко вперед, а компьютерная графика стала предметом мастерства цифровых художников и дизайнеров.

Главный тренд дизайна – цифровой дизайн. Он включает в себя множество направлений: плоский дизайн, пиксельный, изометрический, контурный, объемный дизайн и смешение нескольких стилей, но сводится к одному – это дизайн, созданный в графических редакторах. Наличие большого количества трендов не значит, что дизайнеры ограничивают себя и работают в одном направлении. Гораздо чаще вместе используются и цифровые, и аналоговые иллюстрации, и фотографии.

Дизайн стремительно перемещается из аналогового в мир диджитал. И у этого явления, скорее всего, нет пути назад. С этим переходом связаны и продукты дизайна нового типа – Youtube, Paypal, Instagram. Подобно стремлениям Уильяма Морриса, который пытался вернуть мануфактуры и вдохнуть жизнь в формы массового производства в эпоху промышленной революции, – в новых реалиях появляются контртренды – например, использование традиционных иллюстраций, созданных на бумаге (см. таблицу 1).

Таблица 1

Тренды дизайна

Недосягаемое мастерство, которое не знает понятий «отмена» и команды «Ctrl + Z», все чаще применяется дизайнерами. Окунувшись в цифровой мир, многие стали ценить кропотливое искусство, которому невозможно научиться он-лайн. Так, в айдентике различных компаний появляются акварельные иллюстрации, штриховые изображения, похожие на старинные гравюры, иллюстрации, имитирующие детские рисунки (например, фирменный стиль бренда «Ботаника», который использует акварельные изображения овощей и фруктов, агентство Supermarket, Россия, 2014). Устойчивый интерес наблюдается к еще одной форме традиционного ручного творчества – каллиграфии. Искусство красивого письма, зародившееся практически одновременно с письменностью, вновь актуально. На открытках, пригласительных, визитках можно увидеть красивые буквы, написанные вручную пером или кистью. Особой популярностью пользуется леттеринг – «разовая надпись», для которой «не нужно рисовать весь алфавит и продумывать, как он будет работать. Это могут быть одно слово или фраза, для которых нужно задать правила» [4].

Обязательным условием здесь является читаемость. Область применения леттеринга очень широка: прием успешно используется в логотипах, принтах, рекламе, книгах и журналах. Прообразом леттеринга считаются уличные граффити и теги. Леттеринг всегда содержит в себе эмоцию, это и обуславливает его популярность. Характером написания букв можно передать агрессию, динамику, заботу, легкость. Очень популярен леттеринг на меловых досках. Интерьеры кафе, ресторанов, пекарен, магазинов часто украшены меловым леттерингом. Он появился и на телевидении: в новогоднем оформлении Первого Канала (дизайнер Игорь Мустаев).

В свою очередь каллиграфия и леттеринг являются частью тренда «Типографика».  Являясь своеобразным символом модернизма в дизайне, типографика не теряет своей актуальности, находясь в постоянном развитии. Использование типографики предполагает отказ от изобразительных элементов, поэтому типографика почти всегда минималистична. Шрифтовая надпись становится фокусной точкой проекта, одновременно и смыслом, и «картинкой». Белое межбуквенное и межстрочное пространство образует композицию вместе с текстом («белое» пространство в данном случае термин, обозначающий расстояние между буквами и строками, так как буквы могут быть на любом фоне, а также некоторые приемы предусматривают выворотку, - то есть заливку цветом пространства между глифами, где форма буквы угадывается). Пространство работает вместе с текстом, позволяет «читать между строк», если в контрформу между знаками поместить знак или символ (пример – фирменный стиль Центрального парка им. Горького, студия Артемия Лебедева, Россия, 2012). Типографика тесно связана с текстом, а значит с периодическими изданиями, книгами, рекламой, полиграфическими материалами, логотипами, с веб-технологиями и мультимедиа. Задачи перед шрифтом тоже ставятся разные: в многополосных изданиях – это удобочитаемость и ясность, в логотипах – характер бренда, посыл зрителю. Тренд типографики как самостоятельной изобразительной единицы появился даже в упаковке таких традиционных продуктов, как молочные: упаковка молочной продукции «Братья Чебурашкины. Семейная ферма», студия Ermolaev Bureau, Россия, 2015. Леттеринг активно используют в рекламе многие компании (IKEA, Nike, «Чупа-чупс», Volkswagen).

С появлением интернета типографика активно перенеслась в веб. Оказалось, приемы классической верстки (композиция текста и картинок, удобочитаемость, выделение заголовков, выворотка, разрядка и т.д.) применимы в дизайне сайтов. Иначе, видимо не могло и быть, так как цели у текстов в сети те же, что и в полиграфии: выделить главное, организовать на странице браузера интересную композицию, используя ритм и баланс. Для интернет-пространства наиболее удобочитаемы гротески, а не традиционные антиквы. Шрифты типа Times New Roman выглядят очень странно и неестественно в интернете. В вебе сформировались определенные правила верстки, подобные журнальной, – логотип компании занимает левую верхнюю часть, в нижней части размещается навигация – «подвал», меню – либо горизонтальное, либо вертикальное. Конечно, как и все правила, традиционную верстку сайта можно нарушать, для создания определенного эффекта.

Новый тренд в визуальной идентификации бренда – динамическая айдентика. Если раньше фирменный стиль ограничивался лишь знаком, то современная айдентика ведет себя как живой организм – существует на различных платформах, трансформируется, везде сохраняя идентичность. Адаптивность – дань современной эпохи. Потребитель всё чаще видит продукты дизайнерской деятельности на экранах, а не на бумаге. Создание динамичного визуального языка подразумевает разработку механизма изменений, которые будут происходить на разных носителях или в разных частях одного макета. Но прежде всего нужно понять, нужна ли проекту адаптивная айдентика? Чаще всего такой тип визуальной коммуникации используют компании, услуги которых не уникальны: телеканалы (MTV), интернет-браузеры (Google), дизайн-бюро, продакшен-студии, медиа-компании (Imagine 8, AOL Wolff Olins, IDTV), музеи (The Brooklyn Museum, музей Whitney), образовательные учреждения (Ocad University). Компании с уникальной продукцией редко переходят к динамической айдентике – «один из самых популярных брендов нашего времени, Apple, завоевал этот статус благодаря своим товарам и инновационной философии, а не через сильную айдентику» (Джон Хьюит, дизайнер компании Mooving Brands, Лондон) [3].

Фирменные стили форума творческих территорий Cluster Hub (креативное агентство Fastway, Россия, 2013) и арт-деревни «Никола-линивец», студия Stoyn, Россия, 2013 – примеры адаптивной визуальной идентификации в отечественном дизайне.

У динамической айдентики много преимуществ: она эмоциональная, интересная, удобная, коммуникативная. Благодаря своей адаптивности, динамическая айдентика может быть использована на различных носителях, а значит – может охватить большую аудиторию. При таких перспективных возможностях использования динамической айдентики, велик соблазн применять адаптивность во всех проектах. Стоит, однако, помнить, что за хорошим дизайном, всегда стоит хорошая идея.

Список литературы

  1. Голомбински К., Хаген Р. Добавь воздуха! Основы визуального дизайна для графики, веб и мультимедиа. СПб.: Питер, 2013. 272 с.: ил.
  2. Кумова М. Айдентика: [альбом]. М.: КАК проект, Grey Matter, 2014. 512 с.: ил.
  3. Кумова М. Британский дизайн: контекст, школы, студии, среда: [монография]. М.: КАК проект, Grey Matter, 2014. 496 с.: ил.
  4. Кумова М. Шрифт в айдентике, рекламе, многостраничниках, упаковке, навигации и вебе. М.: Как проект, Grey Matter, 2013. 396 c.: ил.
  5. Розенсон И. А. Основы теории дизайна: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. 219 с.: ил.
  6. Серов С. И. Гармония классической типографики. М.: ЗАО «Линия График», 2003. 32 с.: ил.

наверх