Федоров А.В. Модель обучения современного менеджера: от компетентности к видению

Образец ссылки на эту статью: Федоров А.В. Модель обучения современного менеджера: от компетентности к видению // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 2. С. 15.

УДК 37.025

МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА: ОТ КОМПЕТЕНТНОСТИ К ВИДЕНИЮ

Федоров Александр Викторович

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), преподаватель кафедры управления, т.: + 7 (495) 684-25-26. 

Автор статьи анализирует состояние современной системы обучения специалистов в области менеджмента. Отмечаются возрастающие требования к уровню интеллекта обучающихся, приводится классификация видов интеллекта. Раскрываются особенности компетентностного подхода в обучении, лежащего в основе Федеральных государственных образовательных стандартов, и наиболее востребованные на рынке труда профессиональные компетенции современного менеджера.

Ключевые слова: стандартные программы; человеческий  интеллект; психологические типы; проектная команда;  компетентностный подход; образовательный стандарт; системное мышление.

THE TRAINING MODEL OF THE MODERN MANAGER: FROM COMPETENCE TO THE VISION

Fedorov Aleksandr Viktorovich

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), teacher of department of management, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», т.: + 7 (495) 684-25-26. 

The author of the article analyzes the modern system of training of specialists in the field of management. There have been increasing demands on the level of intelligence of students, provides a classification of types of intelligence. The peculiarities of the competency approach to training, which is the basis of federal state educational standards, and the most sought after in the labor market, the professional competence of the modern manager.

Keywords: standard software; human intelligence; psychological types; the project team; competence approach; educational standard; system thinking.

Обучать специалистов в области менеджмента становится всё сложнее: старые модели не работают, новые быстро устаревают. Изменения происходят быстрее, чем мы успеваем их осознавать и описывать. Американцы называют этот мир VUCA – нестабильным, неопределенным, сложным и неоднозначным (VUCA – аббревиатура от volatility, uncertainty, complexity и ambiguity).  Большинство учебных заведений продолжает обучать по «стандартным» программам, т.е. обучает студентов не совсем тому, что требуется для их успешного профессионального взаимодействия с внешним миром. Нужны новые модели обучения, программы и методы, а главное – преподаватели. Вследствие этого, разумеется, возрастут требования и к способностям обучающихся, в частности, к уровню их интеллекта.

Традиционно было принято выделять только рациональный интеллект. Он позволяет выстраивать причинно-следственные связи, структурировать информацию, делать логически обоснованные выводы. Многочисленные тесты помогали определить IQ человека, на основании чего давалась оценка о его пригодности/непригодности к конкретной профессиональной деятельности. Это привело к чрезмерной «бюрократизации» нашего общества, в котором четкое соблюдение субординации, следование инструкциям и регламентам, а в итоге - формальное отношение к работе, стало нормой.

Однако исследования в области человеческого интеллекта продолжаются. В настоящее время учёными рассматриваются следующие виды интеллектов:

PQ – физический интеллект (PhysicalIntelligence),

IQ – ментальный интеллект (Mentalintelligent),

EQ – эмоциональный интеллект (Emotionalintelligent,

SQ – духовный интеллект (SpiritualIntelligence).

PQ – физический интеллект включает в себя умения по управлению стрессом, функциональной балансировке тела, и т.д. Результат - здоровый образ жизни.

IQ - логический или ментальный интеллект традиционно развивается через систематическое обучение. Человек учится анализировать и синтезировать получаемую информацию. Результат – эрудированность и умение учиться.

EQ - эмоциональный интеллект имеет отношение к развитию эмпатии, формированию  навыков общения и построению успешных отношений. Обычно он развивается по умолчанию, но этот процесс можно и нужно сделать управляемым. Результат – социализация.

SQ – духовный интеллект связан с самоосознанием. Проявляется он как умение услышать внутри себя подходящую к ситуации ценностную установку и соотнести ее со своим поведением, сделав выбор в сторону целесообразности, справедливости, честности и т.п. Результат – осознание человеком своей  жизненной миссии и личных ценностей.

Кроме того, учёные пришли к выводу, что интеллект – это не постоянная величина, как считалось ранее, а очень пластичный материал, который при помощи тренировок можно поддерживать и развивать на протяжении всей жизни. И ответственность за процесс «настройки»  и «программирования» интеллекта несёт, в первую очередь, сам человек.

Попытки классификации психологических типов предпринимались и раньше Карлом Юнгом (8 типов), Кэтрин Бриггс и Изабель Майерс-Бриггс (16 типов), Тони Бьюзом (10 типов). Однако эти классификации, по сути, описывали лишь поведенческие аспекты личности, но не давали ответа на главные вопросы: что является источником такого поведения и существует ли иерархия этих источников.

Для сбалансированной жизни и, как следствие, эффективной деятельности, человек должен развивать все четыре интеллекта. Особенно это актуально в такой профессиональной области, как менеджмент. Ведь именно менеджеры играют три важнейшие роли в обществе:

  • формулируют цели, делая их доступными для понимания всех участников их реализации;
  • создают и поддерживают процессы, а также организации, позволяющие реализовывать эти цели;
  • определяют направления профессионального развития всех участников реализации целей, и помогают им в этом.

Очевидно, что физически слабый (PQ), хотя и достаточно теоретически подготовленный (IQ), но эмоционально незрелый (EQ), а также духовно неразвитый (SQ) менеджер не способен справиться с этими ролями, и, как следствие, привести к успеху своё подразделение или организацию.

Следуя простой логике, цели определяются личными ценностями, отношения определяются целями, информированность определяется отношениями, физический аспект образа жизни определяется информированностью. Т.о. личные ценности, составляющие основу SQ, являются определяющими как при формулировании целей, так и при их реализации.

Обладающие достаточно высоким уровнем SQ менеджеры практически лишены эгоистических устремлений, относятся к проблемам окружающих с пониманием. Если говорить проще, то они уже достигли успеха в материальной сфере и, обретя, таким образом, некоторую свободу, могут заниматься развитием и реализацией своей духовной составляющей.

Также духовное развитие менеджера предполагает чёткое определение жизненных приоритетов. Это означает, что практически никакое воздействие извне не способно нарушить или сломать внутренний стержень его личности. Одно из главнейших условий развития SQ – постоянная самоосознаность (интроспекция) и самоконтроль, уровень которых необходимо регулярно  повышать.

Существенные изменения произошли и в профессиональной среде менеджеров.

Например, организация работы менеджеров изменилась с регламентированной на ситуативную; характер работы менеджеров с решения простых задач сместился к решению сложных, комплексных; оценка деятельности менеджеров сместилась с результативности к эффективности.

Произошли изменения и в отношениях менеджеров со своими подчиненными. Теперь все более востребованной для менеджеров становится  роль наставника, а не надсмотрщика; все чаще требуется лидер команды, а не администратор. Соответственно, изменяются и роли персонала: от выполнения распоряжений к самостоятельному принятию решений в рамках выполняемой задачи; поведение все чаще становится креативным и ответственным, взамен реактивному и защитному.

Наконец, происходят изменения и в самих организациях. Наблюдается переход от функциональных подразделений к процессным/проектным командам; структуры организаций становятся все более плоскими, иерархические структуры встречаются все реже.

Новый федеральный государственный образовательный стандарт предполагает, что высшее образование должно быть нацелено на формирование у студентов различных компетенций.

В самом широком смысле компетенция определяется как готовность человека к мобилизации знаний, умений и навыков в конкретной жизненной ситуации,  и готовность действовать, в том числе, в условиях неопределенности.

В терминологии компетентностного подхода связка с видами интеллектов может быть представлена следующим образом:

  • способы саморегуляции (PQ);
  • способы активизации познавательных процессов (IQ);
  • способы развития эмпатии (EQ);
  • способы самоактуализации (SQ).

Целостный человек имеет в своем арсенале сумму всех видов интеллекта PQ+IQ+EQ+SQ, представляющих собой компетентность на уровне мировоззренческой установки, проявленной в опыте непосредственного взаимодействия с объектами и субъектами внешнего мира.

Следует заметить, что перечень компетенций, представленный в образовательном стандарте, не полностью соответствует современным требованиям профессиональной среды. По мнению бизнесменов, моих клиентов, «компетенции, скорее предназначены для студентов, чем для профессиональных менеджеров». Складывается впечатление, что мы готовим профессиональных студентов в области менеджмента, которые никогда не выйдут за пределы ВУЗа, а не профессиональных менеджеров, способных самостоятельно, а, главное, успешно, руководить подразделениями, организациями, и даже создавать собственные бизнесы.

Следовательно, принципами, на основе которых должно строиться современное профессиональное обучение, должны стать следующие:

  • максимальное использование реалистичного, а не абстрактного;
  • максимальное использование постоянного, а не временного;
  • максимальное использование сходства, а не различий.

Основными профессиональными компетенциями менеджера, наиболее востребованными на рынке труда, являются стратегическое (видение возможностей и рисков) и системное (баланс всех элементов) мышление. В аудиторной среде, и даже в рамках учебных практик, эти компетенции развить до профессионального уровня практически невозможно. Однако вполне реалистично заложить их основу. Достаточно лишь переориентировать учебные программы с лекционных и семинарских занятий (учебных кейсов) на тренинги по выработке конкретных навыков, и на учебные/коммерческие проектные работы. Следует также переориентировать студентов со сдачи индивидуальных экзаменов, где формируются и развиваются совсем не те компетенции, которые содержатся в ФГОС, на защиты/презентации результатов командной работы (например: проектов, бизнес-планов, вариантов стратегий, и т.д.).

Кроме того, потребуется формирование и развитие у студентов наиболее востребованных на рынке труда навыков в области деловых коммуникаций и принятия решений, власти и лидерства, командной работы и организационного проектирования.

Для этого потребуется привлечь к обучению преподавателей, которые сами обладают данными компетенциями: имеют развитое стратегическое/системное мышление, т.е. обладают видением всего процесса обучения с 1 курса до защиты ВКР, а также могут поддерживать баланс учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей студентов. Желательно, чтобы их PQ+IQ+EQ+SQ существенно превышал значения студентов. Именно такие преподаватели смогут стать наставниками, а в дальнейшем – партнерами студентов в процессе их профессионального образования.

Список  литературы 

  1. Гоулман Д. Без чего не может обойтись настоящий лидер. Harvard Business Reviw, 2014.
  2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. М.: Просвещение, 2011.
  3. Кови Ст. Р. Восьмой навык: От эффективности к величию / Стивен  Р. Кови; Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  4. Концепция ФГОС общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
  5. Састамойнен Т.В. Духовный интеллект и его формирование для успешной карьеры. СПб: НГУ им. П.Ф. Лесгафта 2012.
  6. Чемерис В. Смена парадигмы: лидерство против научного менеджмента, 2014.
  7. Дивергентное и конвергентное мышление, http://zillion.net/ru/blog/203/divierghientnoie-i-konvierghientnoie-myshlieniie, 2014.
  8. Робертс К. Менеджмент умер. Маркетинг умер. Стратегия умерла. http://slon.ru/calendar/event/821687/, 2014.