Баталина Т.С. Концепции проекта организации предметно-пространственной среды г. Мытищи (на примере благоустройства бульвара им. Н.М. Распоповой)

ИСКУССТВО. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Образец ссылки на эту статью: Баталина Т.С. Концепции проекта организации предметно-пространственной среды г. Мытищи (на примере благоустройства бульвара им. Н.М. Распоповой) // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 2. С. 4.

 УДК 747.012

 КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ  г. МЫТИЩИ (НА ПРИМЕРЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА БУЛЬВАРА им. Н.М. РАСПОПОВОЙ)

 Баталина Татьяна Сергеевна

 АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), преподаватель кафедры дизайна среды, т.: + 7 (495) 684-25-26.

 В статье рассматривается  новый подход к художественно-стилистической организации городского пространства с использованием метода «фирменных стилей», привнесенного в архитектуру города из индустриального дизайна. При этом в содержание  организации предметно-пространственной среды города входит проведение зонирования территории с организованным и функциональным пространством.

Одним из важнейших элементов городского пространства являются бульвары, которые как и парки являются тем местом, где люди гуляют, отдыхают, встречаются с друзьям, играют, занимаются спортом, катаются на велосипедах и роликовых коньках или просо проходят по нему спеша на работу или деловую встречу.

Ключевые слова:  художественный стиль; городская среда; благоустройство пешеходной зоны; предметно-пространственная среда; проектируемая территория (зона); художественно-эстетические качества; проектно-художественные методы; проектные методы дизайна.

THE CONCEPT OF THE ORGANIZATION OF SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT MYTISCHI (ON THE EXAMPLE OF IMPROVEMENT OF THE BOULEVARD N.M. RASPOPOVA)

 Batalina Tatiana Sergeevna

 Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), teacher of department of design of the environment,  +7 (495) 684-25-26.

 In article new approach to the art and stylistic organization of city space with use of the method of "corporate styles" introduced in a city architecture from industrial design is considered. At the same time the maintenance of the organization of the subject and spatial environment of the city includes carrying out zoning of the territory with organized and functional space.

One of the most important elements of city space are boulevards which as well as parks are that place where people walk, have a rest, meet with friends, play, play sports, ride bikes also roller skates or pass millet on him hurrying for work or a business meeting.

Keywords:  artistic style; urban environment and landscaping of the pedestrian zone; the subject-spatial environment; the projected area (area); aesthetic quality; design and artistic methods; project design methods.

При организации предметно-пространственной среды города Мытищи преследовалась цель разработать принципиальную модель художественного стилеобразования в дизайне  современного города.

Центр города представляет собой  городское пространство, насыщенное социально-культурными функциями с наибольшей степенью их концентрации и разнообразия для данного города. Социально-функциональный и историко-культурный потенциал пространства определяется на основе оценки "исторической роли" территории, ее основных функций в прошлом, в сравнении с существующей ситуацией и перспективой преобразования этой роли на основе анализа композиционно-планировочных принципов формирования центров исторических городов и структурного состава среды. После чего возможны выводы по корректировке процесса преобразования среды, согласно статусу территории в структуре города.

Разработка дизайн-проекта осуществлялась применительно к бульвару им. Н.М. Распоповой и бульвару Ветеранов города Мытищи Московской области. Благоустройство бульваров предусматривает, в том числе, создание многоярусных парковок для двух  микрорайонов, на первом этаже которых будут находиться магазины.

В содержание  организации предметно-пространственной среды города входит проведение зонирования территории с организованным и функциональным пространством, включающим:

  • организацию дополнительных пешеходных связей и велодорожек;
  • мощение пешеходного пространства;
  • установку пешеходных и вело переходов;
  • озеленение с применением малых архитектурных, декоративных форм и фонтанов;
  • разработку концепта уличной мебели;
  • освещение;
  • организацию пространства для проведения фото-выставок;
  • формулирование идей по навигационному оформлению, а также разработку информационных и навигационных носителей;
  • создание многоуровневого озеленения, подсветку крон деревьев и разработку оригинальных ландшафтных идей.

Центральный бульвар г. Мытищи носит имя Распоповой Нины Максимовны. В годы Великой Отечественной войны Распопова Н. М. воевала в должности командира звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта. Гвардии старший лейтенант, Герой Советского Союза.

На этапе разработки концепции проекта был выполнен анализ близких по назначению территорий, а также уличной мебели и малых архитектурных форм из которых было выбрано то, что в наибольшей степени соответствовало задачам дизайн-проекта благоустройства бульвара и в последствии было трансформировано под выбранный стиль и пожелания заказчика.  Также было разработано несколько  вариантов планировки бульвара,  из которых была выбрана лучшая, так как она отвечала пожеланиям жителей и стандартам проектирования пешеходных зон с учетом существующих  норм и правил.

При формировании предметно-пространственной среды проектируемой зоны предполагается создание пяти зон:

  • зона цветников как наиболее тихая и проходная зона, где предполагается создавать разнообразные композиции из цветов и кустарников;
  • зона отдыха, в которой предполагается уделить главное внимание местам для сидячего времяпровождения (здесь планируется поставить фонтаны и создать больше теневых мест за счет посадки деревьев, что сократит расходы на установку солнцезащитных щитов и удешевит процесс эксплуатации);
  • выставочная зона с созданием мест для проведения выставок (в основном фотовыставок и работ художников), под которые будут поставлены влагозащищённые и подсвечиваемые по рамке щиты;
  • зона общественных мероприятий, где предполагается установка фонтанов и создание мест для проведения времени по интересам (планируется поставить объекты для детских игровых площадок, недавно появившиеся на рынке и которые стали пользоваться спросом не только среди детей, но и их родителей), а также создание места для проведения танцев;
  • центральная площадь как самая проходная, поскольку на ней происходит перекрещивание двух основных потоков людей, что требует создания на ней самых широких дорог (в центре этой площади будет располагается самый большой объект – композиция из пяти арок, расположенных таким образом, что не помешают перемещению потока людей, но при этом подчеркнут память пяти лет  войны); по центру самой широкой дороги панируется поставить скамейки для временного отдыха.
  • качестве стилевой концепции проекта выбран стиль хай-тек. Это стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главными теоретиками и практиками хай-тека в основном  являются англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, отчасти Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.

Хай-тек, согласно классификации Ч. Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность [10]. Практически все архитектурные критики, вслед за Дженксом, архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры, они не спорят с Витрувием: их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если хай-тек — пик модернизма, даже шире — к идее «современности» в архитектуре, в таком случае хай-тек можно считать поэтичным завершением целой эпохи.

Хай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).

Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек — стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека — Англии и итальянца Р. Пиано).

К основным чертам этого стиля относятся:

  • использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений;
  • использование прямых линий и форм;
  • широкое применение стекла, пластика, металла;
  • использование функциональных элементов (лифты, лестницы, системы вентиляции и другие), вынесенных наружу здания;
  • децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения;
  • широкое использование серебристо-металлического цвета;
  • высокий прагматизм в планировании пространства;
  • частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку);
  • жертвование функциональностью в угоду дизайну (в виде исключения).

В качестве прототипа  стилевого решения планировки бульвара был взят проект галереи Zhengzhou Vanke City Gallery / Locus Associates (рус. Чжэнчжоу Ванке Городская галерея / Ассоциация Локус), построенная в 2013 г. в городе Чжэнчжоу в Китае, ландшафтным дизайнером Джереми Ли (см. рис.1). Высокотехнологичная промышленная зона Чжэнчжоу (городская галерея) расположена  в 18 километрах к северо-западу от центра города и предназначена для демонстрации новых промышленных инноваций для своих будущих жителей и введения нового образа жизни  для когда-то процветающей Центральной равнины Китая.



Рисунок 1 -  Чжэнчжоу Ванке  Городская галерея / Ассоциация Локус

Постройка станет ориентиром для всего регионального участка, главная цель ландшафтной среды которой является создание самобытности для площади в постиндустриальном контексте, где рельеф в основном равнинный. Переплетение путей на главной площади пропускает большой поток пешеходов. Наряду с серией повышенных форм рельефа, ландшафт стремится повторить многогранный кристаллический архитектурный фасад. От этого строится постоянно меняющийся ландшафт, который выделяет дороги и упрощает передвижение посетителей. Интеграция сухих фонтанов и детских игровых зон, стало популярным местом встреч, создавая свой собственный контекст и облик с чистого листа.

Также  использовались мотивы  дизайн проекта в Северном Рейн-Вестфалия в Голандии Contribution–Floriade (рус. Вклад-Флориада), выполненного ландшафтным архитектором Стефаном Ленценом в 2012 г. к выставке в голландском саду (см. рис. 2).

Выставочная площадь размером в 2450 кв.м. позиционируется в центре города в разделе "Окружающая среда". Этот проект состоит из павильона, который сочетает в себе окружающую среду холмов и долин, так что она становится частью пейзажа. Его возвышения не превышают 5 метров, и разрыв между ними вьется как реки через ландшафт.

При разработке цветовой концепции в    проекте использовалось множество цветов. С учетом тематики проекта, было решено цветом обыграть военные времена, холодными цветами показать начало войны (светло-фиолетовый, светло-зеленый, светло-жёлтый, голубой), а яркими и теплыми конец, и соответственно победу (фиолетовый, красный, желтый, оранжевый).



Рисунок 2  - Дизайн проект в Северном Рейн-Вестфалия Вклад-Флориада

Деревянные элементы зачёт пропитки имеют терракотовый цвет, он не маркий и почти не выцветает, пропитка имеет защиту от ультрафиолетовых излучений, что также позволяет защитить цвет от выцветания.

Мощение предусмотрено выполнить тротуарной плиткой  стандартных, имеющихся на рынке цветов: светло-красный и белый. И ярко-красным цветом будет обозначена велосипедная дорожка по контуру бульвара и пешеходные переходы, это необходимо для безопасности окружающих.

Ночное освещение имеет теплый оттенок, он успокаивает взгляд и сознание человека, создает ощущение уюта. В местах высокого бордюрного камня, внизу которого закреплена светодиодная лента, свет имеет теплый, но яркий цвет. Он служит не только как визуальное облегчение тяжелой конструкции, но и подсвечивает дорогу в темное время суток. Такой же цвет будет иметь подсветка скамеек, закрепленных на бордюре, это также будет подсвечивать дорогу, и облегчать поиск сидячих мест.

В цветниках будут посажены астры красного, синего и белого цветов, как бы подчеркивая патриотичность бульвара имитируя триколор Российского флага. Из деревьев будут посажены березы и вишня. Выбор таких растений обусловлен тем, что они не требуют частого ухода и не прихотливы к погодным условиям. При этом имеют спокойные цвета и приятные ароматы.

Рассмотрим психологическое значение цвета на человека более подробно. Концепция цвета была выработана Гетте: все темные цвета успокаивают, светлые возбуждают. Из тьмы выходит первым синий цвет, из света – желтый. Это основные цвета, из них идут остальные. Цвета могут оказывать физическое (очень мимолетное) и психическое (при долгом взгляде на определенный предмет) воздействие.



Рисунок 3  -  Навигационные стенды по образцу Метрополитена

Цвета воспринимаются через ассоциацию, например – синий – холодный. От зрения восприятие цвета идет на органы и доходит до тактильных ощущений.

Цвет оказывает влияние на кровяное давление – оно повышается от синего к зеленому, к желтому и красному (в совокупности и по отдельности), обратный процесс при обратном предъявлении.

Надо обращать внимание на форму – одни цвета поглощают форму (желтый, белый), другие ею поглощаются (синий, черный).

Все цвета делятся по типу движения:

  • эксцентрические (желтый);
  • концентрические (синий квадрат вызывает тревогу).

Каждый цвет имеет множество значений. Существует взаимодействие цвета и времени – каждая эпоха выбирает свой цвет: серый – пуританство и послевоенная Британия, Древний Рим – пурпур, как символ власти. Очень большое разнообразие цветов – нация процветает.

Существует также школа исцеления с помощью цвета. Впервые над этим задумались древние греки: проходя через окно храма цвет разбивается на спектр, таким образом человек вбирал тот цвет, который хотел. В Древнем Китае на солнце лежали в красном шелке – излечение следов оспы. В 18 веке в Европе были распространены цветные витражи.

Если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный, то есть состояние меняется на противоположное. Красный всегда влияет на физическое состояние, желтый – на умственное, а голубой – на эмоции. Соответственно влияют и их оттенки.

Предпочитаемый цвет дает представление о сиюминутном состоянии, отвергаемый цвет дает информацию о причинах, которые побуждают совершать ошибки. Например, голубой любят люди, предпочитающие отдохнуть, но не любят трудоголики.

Первый цвет, называемый человеком, характеризует личность в настоящий момент, второй цвет является рабочим, третий показывает взаимоотношения с окружающими, как человек к ним относится.

В         проекте активно используются такие материалы как: бетон, дерево, композитные материалы, и металлы двух видов: алюминий и нержавеющая сталь. Все эти материалы подходят под определение стиля хай-тек, поскольку они современные и дорогие. Также  активно используется подсветка из светодиодных лент, что придает еще более дорогой вид бульвару в ночное время, как с декоративной точки зрения, так и с практической, поскольку оно помогает людям видеть границы выступающих объектов и покров дороги на наличие разного рода загрязнений.

Для статичной навигации используются информационно-навигационные стенды с картой бульвара и ближайших районов, и общественных организаций (см. рис. 3), эти же стенды будут использоваться и для выставки.

В качестве  примера была взята идея подсветки информации изнутри. После чего был сделан эскиз (см. рис. 4) и выполнена модель, которая в последствии претерпела изменения и приняла окончательную форму (см. рис. 5).



Рисунок 4 - Эскиз навигационного стенда



Рисунок 5  - Смоделированный  конечный вариант навигационного стенда

Основной достопримечательностью бульвара является композиция из пяти арок, которые планируется разместить на главной площади. Они олицетворяют память пяти лет войны, а информировать об этом будут светящиеся числа в верхней части арок. Первоначально был сделан эскиз (см. рис. 6) и 3д - модель (см. рис. 7).

Обшивка выполнена из полированного алюминия. Во внутренней части рамки расположена светодиодная лента, защищенная от воздействия внешней среды оргстеклом. Каждая   цифра, представляет  собой  короб  из  оргстекла,  внутри  которого  установлены светодиоды, их освещение декоративно.





Рисунок 6  -  Эскиз арок





Рисунок 7  - Пять арок памяти ВОВ на центральной площади бульвара

Необходимость формирования высококомфортной предметно-пространственной среды в рамках пешеходных улиц потребовала обратиться к одному из ведущих проектных методов в дизайне – эргономике.  В новой терминологии «мебель» (уличная), «партер» (градостроительный) отражается стремление приблизить по уровню комфорта уличные пространства к интерьерным аналогам [3].

При проектировании зоны отдыха главное внимание уделено местам для сидячего времяпровождения (здесь планируется поставить фонтаны и создать больше теневых мест за счет посадки деревьев, что сократит расходы на установку солнцезащитных щитов и удешевит процесс эксплуатации.

Основная часть скамеек закреплена на бордюрном камне специальной формы, что позволило увеличить свободное пространство для прохода.     Скамейки   имеют   три   варианта:   без спинки,   со спинкой,   со пинкой и подлокотниками (см. рис. 8-10).



Рисунок  8  -  Скамья



Рисунок 9  -  Скамья со спинкой



Рисунок 10  -  Скамья со спинкой и подлокотником

Урны также  встраиваются  в  бордюрный камень, они имеют возможность легко  освобождаться от мусора зачёт опрокидывания, и защищены от погодных условий козырьком (см. рис. 11). Урна выполнена из нержавеющей стали (козырек и урна), а обшивка может быть сделана из гранита, бетона или металла.



Рисунок  11  - Механизм урны

Фонтаны для проекта выбраны двух видов: из рам (см. рис. 12) и столбов (см. рис.13).



Рисунок 12  -  Модель рамного фонтана



Рисунок 13  -  Модель вертикального фонтана

В проекте используется мощение прямоугольной плиткой размерами 750х375х70, которая кладется на площадь около 6 400 м2. Основной цвет плитки белый, и вдоль всего бульвара тремя линиями для обозначения главной дороги бульвара, светло-красной плиткой (см. рис. 14).

Помимо плитки на детской площадке будет использоваться покрытие из резиновой крошки. Цвета для главной площади: голубой, зеленый, охристый, желтый, фиолетовый, красный. Цвета для детской площадки: красный, светло-красный, зеленый, синий, желтый и охристый.

По контуру бульвара проходит велодорожка, которая также будет выполнена из каркасной резиновой крошки.



Рисунок 14  -   Мощение белой и светло-красной плиткой

Планировка бульвара предполагает наличие двух основных частей – развлекательной и прогулочной. Их освещение также должно соответствовать назначению.

В развлекательной части расположены аттракционы, кафе, спортивные и концертные площадки, которые имеют свое специальное освещение, а также объекты наружной рекламы. Они возьмут на себя часть функций освещения бульвара. Постоянная многолюдность и присутствие работников охраны позволят расположить в этой части парка светильники на низких опорах, настенные, накладные. При всем возможном разнообразии дизайна развлекательной части бульвара, их можно подобрать таким образом, что они будут органично смотреться вблизи любого объекта.

Прогулочная часть бульвара – удаленная, тихая. Главное назначение этой части  – неспешные прогулки, наслаждение природой, парковым ландшафтом. В связи с удаленностью и немноголюдностью  в этой части парка светильники лучше располагать на высоких опорах, которые так же можно подобрать, не нарушая общей дизайнерской концепции парка.

Светильники на высоких опорах можно располагать гораздо реже, что отвечает жестким требованиям экономии.

Пример размещения фонарей освещения бульвара представлен на рис. 15.



Рисунок 15  -  Пример размещения фонарей на бульваре

Кроме общего освещения парков, существует и освещение специальное, то есть созданное для того, чтобы выгодно показать какой-либо природный или архитектурный объект. Для их высвечивания служат накладные светильники. В местах, где расположены ступени, пандусы, освещение должно быть более интенсивным. В таких местах возможно применение встраиваемых светильников, которые будут служить для подсветки пола.

 Список литературы

  1. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия / Е.Л. Беляева. М.: Стройиздат, 1977. 125 с.: ил.
  2. Михайлова А.С. Индустриальный дизайн как вид проектно-художественной деятельности в условиях развитого промышленного производства ХХ века (1920-1980-е гг). Автореф. дисс. канд. искусствовед. / А.С. Михайлова. М., 2009.
  3. Мунипов В. М., Зинченко В.П. Эргономика. М.: Логос, 2001. 56 с.
  4. Рубцов Л. И. Садово-парковый ландшафт. Киев: Изд-во АН УССР, 1956.
  5. Трофимов Е. А. . Эргономика зрительного восприятия. Под редакцией проф. И.Г. Городецкого. М.: Изд-во АИР, 2013. 192 с.
  6. Урбах А.И. Архитектура городских пешеходных пространств / А.И. Урбах, М.Т. Лин. М.: Стройиздат, 1990. 200 с.: ил.
  7. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории / В.Т. Шимко. М.: СПЦ принт, 2003. 297 с.: ил.
  8. Якушина Э. И. Древесные растения в озеленении Москвы. М.: Наука, 1982. 160 с.
  9. Lang Urban Design: A Typology of Procedures and Products. М.: Publisher: Architectural Press, 2003. 400 с.
  10. Jenks C. Current architecture. London, 1982. 238 c.
  11. Modern British architecture since 1945. London, 1984.
  12. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пешеходная_зона.

































наверх