Андреева В.В. Методы развития креативного мышления у студентов направления « Дизайн костюма» на основе исследования творческой деятельности представителей Русского Авангарда
Андреева В.В. Методы развития креативного мышления у студентов направления « Дизайн костюма» на основе исследования творческой деятельности представителей Русского Авангарда
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
Образец ссылки на эту статью: Андреева В.В. Методы развития креативного мышления у студентов направления « Дизайн костюма» на основе исследования творческой деятельности представителей Русского Авангарда// Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 2. С. 13.
УДК 378.147
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ДИЗАЙН КОСТЮМА» НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РУССКОГО АВАНГАРДА
Андреева Варвара Владимировна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент кафедры дизайна костюма, член Союза Дизайнеров России, + 7 (495) 684-25-26.
Статья посвящена принципам и методам раскрытия творческого потенциала у студентов, при проектировании коллекций одежды в процессе образовательной деятельности. В качестве примера для исследования и изучения принципов проектирования объектов дизайна рассматривается яркое творчество В.Е. Татлина.
Ключевые слова: русский авангард; башня III Интернационала; коллекция одежды; концепции; модные тенденции; формообразующие принципы; конструктивизм; авторский принт; авторская фактура; мода; цветовое сочетание; серия эскизов.
METHODS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING OF THE DESIGN OF A SUIT DIRECTION ON THE BASIS OF RESEARCH OF CREATIVE ACTIVITY OF REPRESENTATIVES OF THE RUSSIAN VANGARD
Andreeva Varvara Vladimirovna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), associate professor of design of a suit of Institute of business and design, member of the Union of Designers of Russia, + 7 (495) 684-25-26.
Article is devoted to the principles and methods of disclosure of creative potential at students, at design of collections of clothes in the course of educational activity. As an example for research and studying of the principles of design of objects of design bright creativity of V. E. Tatlin is considered.
Keywords: Russian vanguard; tower of the III International; collection of clothes; concept; fashionable tendencies; form-building principles; constructivism; author's print; author's invoice; fashion; color combination; series of sketches.
В настоящее время, в связи с мировой кризисной ситуацией, российская модная промышленность переживает большие изменения. В этих условиях каждая отдельная страна и мировая индустрия в целом могут выработать новые, актуальные схемы развития и функционирования. При условии грамотно выстроенной стратегии поведения на рынке, Россия может оказаться на наиболее выгодных для себя позициях. Поэтому необходимо особое внимание уделять подготовке высококвалифицированных специалистов в данной области, способных профессионально и творчески походить к решению поставленных задач.
Поэтому, именно проекты, на основе творчества художников «Русского Авангарда», позволили привнести в учебный процесс «свежую струю» и дать возможность студенту раскрыть в себе новые возможности творчества и расширить свои перспективы. Студентам было предложено исследовать творчество одного из самых ярких творцов того времени - Владимира Татлина, автора проекта Башни III Интернационала, театрального художника и многогранной личности [1]. Итогом исследования явились разработки авторских коллекций одежды, представляющие современные интерпретации, выражающие свои личные концепции. Главным принципом проектов было уйти от прямого цитирования произведения и предложить именно свою концептуальную проектную разработку.
Для достижения этого были разработаны методы, позволяющие студентам работать с источником в несколько этапов, что помогает его воспринимать с разных точек зрения и помогает избегать прямых цитат.
Целью данных проектов было проектирование современной модной коллекции одежды, подтверждающей взаимовыгодное существование художественного творчества и моды. Основными задачами выполнения проекта стали: изучение и анализ актуальных стилевых направлений и творческого источника, в результате чего спроектировать коллекцию одежды, отвечающую современным потребительским требованиям.
В итоге исследования творчества Татлина, вычленилось два приоритетных направления: В.Татлин – автор проекта Башни III Интернационала и  В. Татлин – художник театра. Именно деятельность художника в этих двух эпостасях и стала основной идеей разработки [3].
Параллельно с  анализом творчества и определением цветовой гаммы произведения, необходимо изучить новые модные тренды в цвете и фактурах материалов. Далее следовало определить ритмическую структуру построения и сделать отбор приоритетных цветовых сочетаний, которые отражают основной колорит и соответствуют модным тенденциям. Также необходимо сделать выборку аналогов современных материалов и принципов их обработки, подобных фактурам использованным в произведении – источнике.
В. Татлин – автор проекта Башни III Интернационала, грандиозного здания, памятника Октябрьской революции.
Студентка Галина Ефимова вдохновившись проектом Башни III Интернационала, представила разработку авторской коллекции женской одежды под девизом «Бумажный солдат» (см. рис.1, 2).
На основе выполненного анализа, было предложено использовать метод ассоциативного мышления. Этот метод заключается в установлении ассоциативных связей между источником и личностным восприятием конкретного студента. Например, в  моделях присутствуют мотивы конструктивной архитектуры, заимствованные из Башни Татлина и упрощённые до формы завитка - «стружки», которая встречается в декоре и в силуэте, и элементы супрематизма в деталях, и цвета, свойственные агитационным плакатам того времени, как и в целом книжной графике (см. рис 3).
Следующим этапом стало нахождение формообразующих принципов одежды. Их также следовало найти в произведении путем переложения пластической структуры на методы формообразования в одежде с учетом использования новых технологий.
Рисунок 1 -Татлин В.Е. Памятник III Коммунистического интернационала (Башня Татлина),1920 г.
Рисунок 2 - Серж Лютанс. Башня архитектора Владимира Татлина на голове модели
Вдохновившись печатными изданиями, решено было взять в качестве дополнения материал, имитирующий бумагу и проклеенную обложку книги . Для этого производилось соединение через специальную клеевую двух слоёв ткани – фактурного крупнозернистого льна и батиста, предварительно смятого при помощи скручивания и воздействия паром. Полученный образец экспериментальной ткани обладает отличными пластическими характеристиками, жёсткий, держит объёмную форму, и кроме того, придаёт модели вид поношенности, утилитарности, просвечивая льняным каркасом, армированием. Это создаёт настроение строгости и  действия (рис.5).
Коллекция получила название «Бумажный солдат», которое отражает ее концепцию. Модель – чёткая, как плоскость абстракции, плавная как выверенный изгиб железной башни Татлина, решительная как красное знамя, и смятенная, как скомканный лист. Бумажный солдат – герой противоречия, драматического напряжения, мечтания и деятельного стремления. Отражение основ любой композиции, любого художественного произведения, где непременно присутствует контраст и гармония. Одежда коллекции создавалась не для повода, а для характера обладателя и его настроения. Лаконичная основа, строгость и геометрия, выразительное и жёсткое цветовое сочетания молочного и алого придают ритмичность и динамику образу. Понятные чистые цвета внушают ясность и прямоту, даже сдержанную элегантность (см. рис.4, 5).
Идеи конструктивизма несли на себе черты социальной утопии, поскольку художественное проектирование мыслилось как способ преобразования общественного бытия и сознания людей, конструирования окружающей среды [5]. В идее коллекции прослеживается тот же принцип – воздействие одежды на общество и его быт. Наряды отражают некоторые модные тенденции, но в то же время представляются вневременными, неся идею развития и совершенствования, поиска баланса, равновесия.
Владимир Татлин – художник театра.
«Ни к новому, ни к старому, ни к левому, ни к правому, а к нужному» – именно этот лозунг В. Е. Татлина стал основополагающим для студентки Виктории Степановой при разработке проекта [1]. Основной идеей проекта явилось создание современного прочтения сценических идей В. Татлина, а именно, его разработок декорации к опере Р. Вагнера «Летучий голландец» 1915 года. Лаконичная ясность художественного языка Татлина, совершенство линий и упругость форм его произведений практически не допускают подражания и не поддаются стилизации, а требуют лишь развития [4]. Такое развитие понимается как насущная потребность личности и современности. Задачей проекта стала разработка коллекции одежды для молодежи, как самой активной группы потребителей.
Рисунок 3 - Студентка Ефимова Г. Разработка эскизного проекта «Бумажный солдат»
Рисунок 4 - Студентка Ефимова Г. Окончательные эскизы проекта «Бумажный солдат»
Рисунок 5 - Студентка Ефимова Г. Фотосессия проекта коллекции женской одежды ««Бумажный солдат»
Изначально поставлена задача - выразить современными средствами композиционное построение художественных авангардных театральных декораций (см. рис. 6).
Рисунок 6 - Владимир Татлин. Эскиз декорации к опере Р. Вагнера «Летучий голландец», 1915 г.
За основу были взяты такие основные элементы, как геометричность силуэтов, сочетание ахроматической графичности с яркими цветовыми пятнами. Изучив ритм геометрических пятен и линий декорации, родилась идея разработать сетчатый графический принт. Неожиданно, смотря на круглые детали, возникла ассоциация с крупными цветными пуговицами (см. рис.7). После этого были разработаны серии эскизов, с использованием которых осуществлялся поиск пропорций форм и цвета (см. рис.8).
Данная разработка молодежной одежды носит авангардно - спортивный характер (рис 9). Это направление негласно называют модой смелых, креативных и уверенных в себе. Однако требования к одежде спортивного стиля - удобство.
Этим объясняется выбор трикотажа - он удобен, практичен в процессе ношения. Авторский принт разработан в нескольких вариантах, из которых был выбран оптимальный с учетом концепции и особенностей печати, и  выполнен на современном материале «неопрен».
Рисунок 7 - Студентка Степанова В. Цветовое решение и разработка принта для проекта молодежной одежды
Рисунок 8 - Студентка Степанова В. Разработка проекта молодежной одежды
Рисунок 9 - Студентка Степанова В. Окончательные эскизы проекта молодежной одежды
Рисунок 10 - Студентка Степанова В. Фотосессия проекта молодежной одежды
Рисунок 11 - Студентка Степанова В. Фотосессия проекта молодежной одежды
Рисунок 12 - Студентка Степанова В. Фотосессия проекта молодежной одежды
Дизайнер одежды как творческая личность должен обладать определенными взглядами на гармонию вещей, красоту их пластики, на место творческой интуиции в различных сферах деятельности, отношением к духовному наследию, социальным и эстетическим ценностям. Поэтому так важно изучение мирового наследия, но в комплексе с внедрением современных мировых тенденций и технологий. Данные методы позволяют дать возможность студентам работать комплексно - изучить источник мировой культуры и проанализировать его с учетом возможностей современного дизайн - проектирования. Такой подход позволяет мотивировать молодое поколение дизайнеров опираться на художественные традиции, которые обязан знать каждый.
В итоге работы над проектами, посвященными творчеству В. Татлина, студенты воплотили в материале проектные разработки авторских коллекций одежды.
Список литературы
Образец ссылки на эту статью: Андреева В.В. Методы развития креативного мышления у студентов направления « Дизайн костюма» на основе исследования творческой деятельности представителей Русского Авангарда// Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 2. С. 13.
УДК 378.147
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ДИЗАЙН КОСТЮМА» НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РУССКОГО АВАНГАРДА
Андреева Варвара Владимировна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент кафедры дизайна костюма, член Союза Дизайнеров России, + 7 (495) 684-25-26.
Статья посвящена принципам и методам раскрытия творческого потенциала у студентов, при проектировании коллекций одежды в процессе образовательной деятельности. В качестве примера для исследования и изучения принципов проектирования объектов дизайна рассматривается яркое творчество В.Е. Татлина.
Ключевые слова: русский авангард; башня III Интернационала; коллекция одежды; концепции; модные тенденции; формообразующие принципы; конструктивизм; авторский принт; авторская фактура; мода; цветовое сочетание; серия эскизов.
METHODS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING OF THE DESIGN OF A SUIT DIRECTION ON THE BASIS OF RESEARCH OF CREATIVE ACTIVITY OF REPRESENTATIVES OF THE RUSSIAN VANGARD
Andreeva Varvara Vladimirovna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), associate professor of design of a suit of Institute of business and design, member of the Union of Designers of Russia, + 7 (495) 684-25-26.
Article is devoted to the principles and methods of disclosure of creative potential at students, at design of collections of clothes in the course of educational activity. As an example for research and studying of the principles of design of objects of design bright creativity of V. E. Tatlin is considered.
Keywords: Russian vanguard; tower of the III International; collection of clothes; concept; fashionable tendencies; form-building principles; constructivism; author's print; author's invoice; fashion; color combination; series of sketches.
В настоящее время, в связи с мировой кризисной ситуацией, российская модная промышленность переживает большие изменения. В этих условиях каждая отдельная страна и мировая индустрия в целом могут выработать новые, актуальные схемы развития и функционирования. При условии грамотно выстроенной стратегии поведения на рынке, Россия может оказаться на наиболее выгодных для себя позициях. Поэтому необходимо особое внимание уделять подготовке высококвалифицированных специалистов в данной области, способных профессионально и творчески походить к решению поставленных задач.
Поэтому, именно проекты, на основе творчества художников «Русского Авангарда», позволили привнести в учебный процесс «свежую струю» и дать возможность студенту раскрыть в себе новые возможности творчества и расширить свои перспективы. Студентам было предложено исследовать творчество одного из самых ярких творцов того времени - Владимира Татлина, автора проекта Башни III Интернационала, театрального художника и многогранной личности [1]. Итогом исследования явились разработки авторских коллекций одежды, представляющие современные интерпретации, выражающие свои личные концепции. Главным принципом проектов было уйти от прямого цитирования произведения и предложить именно свою концептуальную проектную разработку.
Для достижения этого были разработаны методы, позволяющие студентам работать с источником в несколько этапов, что помогает его воспринимать с разных точек зрения и помогает избегать прямых цитат.
Целью данных проектов было проектирование современной модной коллекции одежды, подтверждающей взаимовыгодное существование художественного творчества и моды. Основными задачами выполнения проекта стали: изучение и анализ актуальных стилевых направлений и творческого источника, в результате чего спроектировать коллекцию одежды, отвечающую современным потребительским требованиям.
В итоге исследования творчества Татлина, вычленилось два приоритетных направления: В.Татлин – автор проекта Башни III Интернационала и  В. Татлин – художник театра. Именно деятельность художника в этих двух эпостасях и стала основной идеей разработки [3].
Параллельно с  анализом творчества и определением цветовой гаммы произведения, необходимо изучить новые модные тренды в цвете и фактурах материалов. Далее следовало определить ритмическую структуру построения и сделать отбор приоритетных цветовых сочетаний, которые отражают основной колорит и соответствуют модным тенденциям. Также необходимо сделать выборку аналогов современных материалов и принципов их обработки, подобных фактурам использованным в произведении – источнике.
В. Татлин – автор проекта Башни III Интернационала, грандиозного здания, памятника Октябрьской революции.
Студентка Галина Ефимова вдохновившись проектом Башни III Интернационала, представила разработку авторской коллекции женской одежды под девизом «Бумажный солдат» (см. рис.1, 2).
На основе выполненного анализа, было предложено использовать метод ассоциативного мышления. Этот метод заключается в установлении ассоциативных связей между источником и личностным восприятием конкретного студента. Например, в  моделях присутствуют мотивы конструктивной архитектуры, заимствованные из Башни Татлина и упрощённые до формы завитка - «стружки», которая встречается в декоре и в силуэте, и элементы супрематизма в деталях, и цвета, свойственные агитационным плакатам того времени, как и в целом книжной графике (см. рис 3).
Следующим этапом стало нахождение формообразующих принципов одежды. Их также следовало найти в произведении путем переложения пластической структуры на методы формообразования в одежде с учетом использования новых технологий.
Рисунок 1 -Татлин В.Е. Памятник III Коммунистического интернационала (Башня Татлина),1920 г.
Рисунок 2 - Серж Лютанс. Башня архитектора Владимира Татлина на голове модели
Вдохновившись печатными изданиями, решено было взять в качестве дополнения материал, имитирующий бумагу и проклеенную обложку книги . Для этого производилось соединение через специальную клеевую двух слоёв ткани – фактурного крупнозернистого льна и батиста, предварительно смятого при помощи скручивания и воздействия паром. Полученный образец экспериментальной ткани обладает отличными пластическими характеристиками, жёсткий, держит объёмную форму, и кроме того, придаёт модели вид поношенности, утилитарности, просвечивая льняным каркасом, армированием. Это создаёт настроение строгости и  действия (рис.5).
Коллекция получила название «Бумажный солдат», которое отражает ее концепцию. Модель – чёткая, как плоскость абстракции, плавная как выверенный изгиб железной башни Татлина, решительная как красное знамя, и смятенная, как скомканный лист. Бумажный солдат – герой противоречия, драматического напряжения, мечтания и деятельного стремления. Отражение основ любой композиции, любого художественного произведения, где непременно присутствует контраст и гармония. Одежда коллекции создавалась не для повода, а для характера обладателя и его настроения. Лаконичная основа, строгость и геометрия, выразительное и жёсткое цветовое сочетания молочного и алого придают ритмичность и динамику образу. Понятные чистые цвета внушают ясность и прямоту, даже сдержанную элегантность (см. рис.4, 5).
Идеи конструктивизма несли на себе черты социальной утопии, поскольку художественное проектирование мыслилось как способ преобразования общественного бытия и сознания людей, конструирования окружающей среды [5]. В идее коллекции прослеживается тот же принцип – воздействие одежды на общество и его быт. Наряды отражают некоторые модные тенденции, но в то же время представляются вневременными, неся идею развития и совершенствования, поиска баланса, равновесия.
Владимир Татлин – художник театра.
«Ни к новому, ни к старому, ни к левому, ни к правому, а к нужному» – именно этот лозунг В. Е. Татлина стал основополагающим для студентки Виктории Степановой при разработке проекта [1]. Основной идеей проекта явилось создание современного прочтения сценических идей В. Татлина, а именно, его разработок декорации к опере Р. Вагнера «Летучий голландец» 1915 года. Лаконичная ясность художественного языка Татлина, совершенство линий и упругость форм его произведений практически не допускают подражания и не поддаются стилизации, а требуют лишь развития [4]. Такое развитие понимается как насущная потребность личности и современности. Задачей проекта стала разработка коллекции одежды для молодежи, как самой активной группы потребителей.
Рисунок 3 - Студентка Ефимова Г. Разработка эскизного проекта «Бумажный солдат»
Рисунок 4 - Студентка Ефимова Г. Окончательные эскизы проекта «Бумажный солдат»
Рисунок 5 - Студентка Ефимова Г. Фотосессия проекта коллекции женской одежды ««Бумажный солдат»
Изначально поставлена задача - выразить современными средствами композиционное построение художественных авангардных театральных декораций (см. рис. 6).
Рисунок 6 - Владимир Татлин. Эскиз декорации к опере Р. Вагнера «Летучий голландец», 1915 г.
За основу были взяты такие основные элементы, как геометричность силуэтов, сочетание ахроматической графичности с яркими цветовыми пятнами. Изучив ритм геометрических пятен и линий декорации, родилась идея разработать сетчатый графический принт. Неожиданно, смотря на круглые детали, возникла ассоциация с крупными цветными пуговицами (см. рис.7). После этого были разработаны серии эскизов, с использованием которых осуществлялся поиск пропорций форм и цвета (см. рис.8).
Данная разработка молодежной одежды носит авангардно - спортивный характер (рис 9). Это направление негласно называют модой смелых, креативных и уверенных в себе. Однако требования к одежде спортивного стиля - удобство.
Этим объясняется выбор трикотажа - он удобен, практичен в процессе ношения. Авторский принт разработан в нескольких вариантах, из которых был выбран оптимальный с учетом концепции и особенностей печати, и  выполнен на современном материале «неопрен».
Рисунок 7 - Студентка Степанова В. Цветовое решение и разработка принта для проекта молодежной одежды
Рисунок 8 - Студентка Степанова В. Разработка проекта молодежной одежды
Рисунок 9 - Студентка Степанова В. Окончательные эскизы проекта молодежной одежды
Рисунок 10 - Студентка Степанова В. Фотосессия проекта молодежной одежды
Рисунок 11 - Студентка Степанова В. Фотосессия проекта молодежной одежды
Рисунок 12 - Студентка Степанова В. Фотосессия проекта молодежной одежды
Дизайнер одежды как творческая личность должен обладать определенными взглядами на гармонию вещей, красоту их пластики, на место творческой интуиции в различных сферах деятельности, отношением к духовному наследию, социальным и эстетическим ценностям. Поэтому так важно изучение мирового наследия, но в комплексе с внедрением современных мировых тенденций и технологий. Данные методы позволяют дать возможность студентам работать комплексно - изучить источник мировой культуры и проанализировать его с учетом возможностей современного дизайн - проектирования. Такой подход позволяет мотивировать молодое поколение дизайнеров опираться на художественные традиции, которые обязан знать каждый.
В итоге работы над проектами, посвященными творчеству В. Татлина, студенты воплотили в материале проектные разработки авторских коллекций одежды.
Список литературы
- Алленов М.М. История русского и советского искусства. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1989. 448 с.
- Крусанов А.В. Русский авангард: 1907—1932 (Исторический обзор). В трех томах. Т.1. Боевое десятилетие. СПб.: Новое литературное обозрение, 1996. 320 с.
- Очерятинский А., Янечек Дж. Антология авангардной эпохи. Россия. Первая треть ХХ столетия (поэзия). Нью-Йорк, СПб, 2006.
- Пунин Н.Н. О Татлине. М.: Изд. RA (русский авангард). Серия: Архив русского авангарда, 2001. 128 с.
- Сарабьянов А.Д. Неизвестный русский авангард. М.: Трилистник, 2002. 265 с.
- Скляренко В.М. 100 знаменитых художников XIX-XX вв. М.: Изд. «Фолио», 2006. – 528 с.
- Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. М.: Просвещение, 2001. 719 с.