Рагозина Ю.В. Выбор стилевой концепции при разработке дизайн-проекта обновления здания и помещений образовательного учреждения
Рагозина Ю.В. Выбор стилевой концепции при разработке дизайн-проекта обновления здания и помещений образовательного учреждения
Образец ссылки на эту статью: Рагозина Ю.В. Выбор стилевой концепции при разработке дизайн-проекта обновления здания и помещений образовательного учреждения // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 1. С. 13.
УДК 747.012
ВЫБОР СТИЛЕВОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА ОБНОВЛЕНИЯ ЗДАНИЯ И ПОМЕЩЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Рагозина Юлия Владимировна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка 7 курса специальности «дизайн среды» факультета дизайна и графики, +7 (495) 684-25-26.
В статье рассматриваются вопросы организации предметно-пространственной среды на входе в здание и внутри помещений высшего учебного заведения (МГТУ «Станкин»). Одновременно предлагаются пути решения проблем дизайна старого помещения, не отвечающего требованиям сегодняшней жизни, ее темпу и информационной насыщенности. Автором осуществляется выбор стилевой концепции дизайн-проекта организации предметной среды, пригодной для учебы современного поколения студентов.
Ключевые слова: дизайн-проект; многофункциональность помещений; креативное пространство; стиль конструктивизма; оригинальный интерьер; индивидуальный образ.
THE CHOICE OF STYLE CONCEPT WHEN DEVELOPING THE DESIGN PROJECT OF UPDATING THE BUILDING AND PREMISES OF PREMISES OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION
Ragozina Yuliya Vladimirovna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), student of the 7th course of the specialty "environmental design" of faculty of design and graphics, +7 (495) 684-25-26.
In article questions of the organization of the subject and spatial environment on an entrance to the building and in rooms of a higher educational institution (MGTU of "Stankin") are considered. Solutions of problems of design of the old room which isn't meeting the requirements of today's life, her speed and information saturation are at the same time offered. The author carries out the choice of the style concept of the design project of the organization of the subject environment suitable for study of modern generation of students.
Keywords: design project; multifunctional spaces; creative space; the style of constructivism; original interior; individual image.
Идея всеобщей индустриализации послужила причиной возникновения целого направления в архитектуре и оформительском искусстве «Конструктивизма». Источником красоты для конструктивистов была техника, безупречно функционирующие механизмы машинного производства и высокие технологии [4].
Конструктивизм – относительно молодой стиль в дизайне и архитектуре. Появление данного стиля относят к началу ХХ века. Это явилось значительной вехой в архитектуре и дизайне. Новые веяние в культуре и искусстве, динамика развития индустриального общества, ускорение и демократизация жизни в мегаполисах – все это и послужило толчком к появлению нового лаконичного стиля. Особое влияние конструктивизм оказал на дизайнерское искусство и архитектуру. Если говорить о дизайне интерьеров, то конструктивизм подчеркивает функциональность мебели, помещений. Простота и четкое определение функций вещей – это основные отличия данного стиля.
Бурное, стремительное время на рубеже эпох в начале прошлого века, время открытий и ошибок, проектов, дерзких экспериментов, крахов и удач. Эпоха, с сумасшедшей скоростью менявшая жизнь, искусство, мировоззрение. Рушилось то, что казалось незыблемым, и рождалась новая эстетика, появились удивительные люди, талантливые фантазеры - художники, архитекторы, поэты. Захлебнувшись свежим воздухом перемен, они ринулись воплощать в жизнь самые невероятные замыслы, проникнутые духом новой эры. Источником красоты для них стала техника, в ее угловатых контурах искали они новые формы, источником вдохновения для них были безупречно функционирующие механизмы, а творческим девизом: "растворить в деле… эстетическую, эмоциональную сущность искусства". Их манила магия "Черного квадрата".
Внутреннее пространство домов освобождалось от перегородок, отрицались старые представления о взаимоотношении внутренних помещений дома. Деление на зоны осуществлялось абстрактным образом чаще всего за счет легких передвижных перегородок, отдельные замкнутые комнаты, коридоры - все это считалось безнадежно устаревшим. В отличие от интерьеров предыдущей эпохи модерна, напоминающих уютную раковину, дома конструктивистов звали в будущее высоких технологий, машинного производства и футуристических мегаполисов.
Все вещи, спроектированные конструктивистами - мебель и интерьеры в целом - отличались максимальной функциональностью и минимальным декором. Орнамент в них отсутствовал полностью, допускались цветовые акценты - блеск металла, благородный черный, чистый белый и насыщенные простые цвета - красный, желтый, синий. Эти цвета считались отражением философских и духовных ценностей эпохи.
Пресловутая асимметрия, виртуозное переплетение осей, противоречивые сочетания объемов и пространств соответствуют самому духу деконструктивизма, которому присуще нежелание быть ограниченным какой-либо классификацией или определением, стремление к постоянной изменчивости и поиску иных форм самовыражения.
При разработке дизайн-проекта обновления здания и помещений МГТУ «Станкин» основными задачами интерьера являются:
• сделать помещения 8 этажа, куда входит компьютерный класс, читальный зал, помещения научно-технической библиотеки, помещения типографии, таким качественно-общественным пространством, которое будет являться не просто хранилищем книг, а самым настоящим банком данных, где старые и новые средства информации легкодоступны каждому студенту и преподавателю;
• сделать пространство таким открытым, чтобы на нем было представлено небольшое количество идентифицированных зон, каждая из которых является частью единого целого.
В качестве основных принципов создания дизайн-проекта реализованы такие, как многофункциональность помещений, рациональность использования пространства, взаимосвязь цветовой отделки и освещения. На этой основе спроектированы такие помещения, как библиотека, компьютерный класс; читальный зал;хранилище книг;кабинет;холл;зона перед лифтами.
В качестве стилевой концепции выбран стиль конструктивизм с элементами деконструктивизма. Все вещи, спроектированные конструктивистами - мебель и интерьеры в целом отличались максимальной функциональностью и минимальным декором. На это и было направлено основное внимание данном проекте.
Орнамент в них отсутствовал полностью, допускались цветовые акценты - блеск металла, благородный черный, чистый белый и насыщенные простые цвета - красный, желтый, синий. Эти цвета считались отражением философских и духовных ценностей эпохи.
Пассивные и активные технологии удачно сочетаются в данном проекте, предлагая идеальные условия для комфортного обучения и плодотворной работы.
Поскольку университет играет первостепенную роль в сфере проведения передовых исследований и разработок в области нанотехнологий, то этому он должен соответствовать и с точки зрения внешнего и внутреннего вида.
Рассмотрим более подробно каждое из проектируемых помещений.
Компьютерный класс.
Его оформление выдержано в современном стиле, достигнута простота формы, комфорт и удобство за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, их подчинение целому.Внутреннее пространство компьютерного класса разделено на зоны и предлагает студентам различную рабочую атмосферу. В нем можно заниматься как индивидуально, так и объединившись в группы.
Для индивидуальной работы и лучшей концентрации разработаны небольшие отдельные боксы, большой стол для групповых занятий, мягкие и красочные зоны для непринужденного общения. Все элементы декора рассчитаны на молодую аудиторию, настраивают на позитивный лад, дарят хорошее настроение и всячески стимулируют к общению.
Центром компьютерного зала является предложенный проект стола, который как бы выпал с потолка, оставив на нем красный след (см. рис. 1).
Читальный зал.
В отделке доминируют серый и белый цвета, а помещения украшают современная дизайнерская мебель и светильники. В этой зоне используются наливные декоративные полы. Основным преимуществом глянцевого наливного пола является его прочность и долговечность, что особенно важно для многочисленного учреждения с бюджетным финансированием.
Рисунок 1 - Общий вид компьютерного класса
Белые стены, бетонный пол, отсутствие светильников на лампочках — такое внутреннее оформление может показаться экстремальным, но на самом деле оно идеально подходит для привлечения разного рода студентов, не похожих друг на друга.
В читальном зале отведено отдельное место для проведения небольших конференций, лекций и мастер-классов. Декоративная доминанта интерьера – стена сложной формы. Она выглядят так, будто ее сложили из массивных бетонных брусков. На самом деле стены облицованы квадратными панелями из фанеры, сверху они отделаны декоративными штукатурками с эффектом бетона.
В зоне библиотек разработана лента электрической подачи книг из хранилищ, путем запросов необходимой литературы через специальную программу. Компьютеры установлены в непосредственной близости от данного устройства. В основе этого устройства две шестеренки, одна их которых располагается в зоне получения книг, другая в зоне хранилища книг.
Хранилище книг.
Хранилище представляет собой темное помещение, в которое могут попадать только сотрудники библиотеки. Включает в себя удобные и функциональные стеллажи. Для создания свободного пространства одна стена – сделана стеклянной.
Кабинет для переговоров.
Кабинет расположен в зоне типографии и позволяет устраивать как небольшие встречи, так и мини-презентации, обсуждать идеи и планы на будущее.
Стены кабинета дополнены стальными балками и конструкциями, а также стильным дизайнерским столом. Магнитные белые доски и специальные панели по периметру помещения, на которых сотрудники типографии могут записывать идеи, придают интерьеру особую непринужденность.
Также специально была разработана модульная мебель для холла соответствующая стилистики проекта.
Обязательным условием является изготовление всех составляющих интерьера из экологически чистых материалов (см. рис. 2).
Рисунок 2 - Кабинет для переговоров
Зоны холла перед лифтами оборудованы удобными указателями, имеются места для отдыха и максимально расширено пространство за счет цветовой схемы.
Библиотека должна стать живым публичным интерактивным пространством, где также есть место для сконцентрированной работы и уединенного чтения.
В проекте решалась основная проблема всех библиотек — избежать скучной и примитивной плоскостности с поэтажным планом организации. При этом достигнута ситуация, когда различные функциональные зоны проекта взаимодействую между собой, делая посещение библиотеки простым, непринужденным и приятным. Она буквально преобразилась в яркую и вдохновляющую среду обучения без границ между образованием и досугом.
Таким образом, каждое спроектированное пространство, перекликаясь с другими, в зависимости от функционального назначения, имеет свою индивидуальную атмосферу, благодаря соотношению цветового и тонального напряжения, создающего разную степень динамики [9]. Столь гибкая организация пространства соответствует современным тенденциям в архитектуре и выводит ее на новый уровень в качестве достойного примера.
При проектировании входной зоны необходимо было обеспечить ярко выраженную индивидуальность образовательного учреждения и достаточно глубоко выразить ее и корпоративную культуру в пространственных формах.
Цель проекта заключается в оформлении входной группы и разработке комплекта уличной мебели, а также в создании пространства, которое устраивало бы и преподавателей и студентов, проводящих много времени перед входом в учебное здание.
В состав входной группы должны входить удобное и функциональное крыльцо, соответствующее и вписывающееся в существующий экстерьер, комплект уличной мебели (скамейки, урны, информационные стенды, велопарковки, освещение, клумбы).
Наиболее сложными в решении этой задачи были вопросы, связанные с ограниченным пространством перед входом в здание, так как улица является проходным местом и у здания нет своего замкнутого пространства.
В рамках исследования было спроектировано три варианта входной зоны МГТУ «Станкин». С учетом того, что университет был создан в 30 годы, в период рассвета конструктивизма, то основным в проекте был выбран именно этот стиль, что прослеживается во всех трех вариантах.
Одной из задач было найти золотую середину между различными приемами планирования, чтобы проект отвечал сразу всем поставленным задачам. В результате такого подхода родились следующие варианты проектирования существующего пространства.
За основу первого варианта была выбрана конструкция из металла - ферма. Для проектирования козырька были использованы светопрозрачные конструкции на основе металлопрофиля.
Данная конструкция отличается высокой эксплуатационной прочностью и презентабельным внешним видом.
Комплект скамеек выполнен из металла и состоит из скамейки, с установленной на ней конструкцией с названием университета, скамейки и клумбы, имеющих одинаковую прямоугольную форму.
Велопарковка предназначена, как для стоянки велосипедов, так и для использования ее, в качестве скамейки, что важно при большом скоплении людей перед входом.
Стелла, на которой установлены буквы с названием института, выполнена также из металлической фермы, в ночное время имеет подсветку.
Перед входом имеется пешеходный переход, обозначенный «зеброй». В работе предложено нанести на асфальт вместо стандартного изображения «зебры», зебру-шестеренку.
Различного рода «зебры» встречаются в зарубежной практике и привлекают внимание пешеходов своей нестандартностью.
При проектировании входной группы по второму варианту был предложен к использованию износостойкий пластик, который обладает достаточной гибкостьюдля конструирования из него любой желаемой формы. При этом за основу взята ломаная линия, которая начинается на асфальте и выделена красным цветом, переходит в комплекс скамеек с клумбами и завершается козырьком, имеющим П-образную форму.
В этом варианте красный и серый цвета выбраны в качестве основных, а материалом является износостойкий пластик.
Весь комплекс мебели (скамейки, мусорные урны, клумбы, велопарковки) имеет индивидуальный дизайн, разработанный специально для данного проекта.
Использование современного пластика для проектирования входных групп обладает рядом преимуществом, таких как легкий вес, износостойкость, презентабельный внешний вид и большой выбор цветовой палитры.
В качестве материала для третьего варианта взяты перфорированные листы алюминия. Алюминиевая входная группа отличается легким весом, высокой эксплуатационной прочностью и презентабельным внешним видом. Козырек представляет галка-образный профиль, за счет чего в солнечные дни, тень от козырька образует красивый кружевной рисунок на фасаде здания, благодаря перфорации. Комплект уличной мебели выполнен в том же стиле, что и козырек, - с использованием прозрачного пластика (см. рис. 3).
Рисунок 3 - Третий вариант проекта входной зоны
Все предложенные варианты удовлетворяют требованиям безопасности, современным тенденциям в конструировании входных групп с использованием современных материалов [7]. Это позволяет легко достичь желаемой гибкости.
При этом большой выбор цветовой палитры и декоративных элементов обеспечивает реализацию любого дизайнерского решения при оформлении парадного входа [5].
Список литературы
1. Блонский П. П. Педология. Учебник для высших учебных заведений. М., 1934. 334 с.
2. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех / Г.Э. Бреслав. Санкт-Петербург: Нестор, 2003. 198 с.
3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 439 с.
4. Ган А.М. Конструктивизм. Тверь: Тверское издательство, 1922. 84 с.
5. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: Институт психологии РАН, 1994. 163 с.
6. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
7. Моргунов Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. М.: Тривола, 1994. 272 с.
8. Мюнстенберг Г. Психология и учитель. М.: Совершенство, 1997. 320 с.
9. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
10. Репринцев А.В. Эстетическое отношение личности к действительности: Сущность, структура, формирование. Курск, 2000. 156 с.
11. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. 536 с.
12. Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды. М.: Стройиздат, 2003. 328 с.
13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
14. Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. К.: Просвита, 1996. 404 с.
15. Щербакова Т. Н. Эстетика среды образовательного учреждения как средство эстетического воспитания и развития учащихся // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I. Пермь: Меркурий, 2011. С. 195-197.
16. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПин 2.4.1.1249-03.
17. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02.
18. http://www.t-gardarika.ru/doc/4.htm.
19. http://www.buro247.ru/lifestyle/design/universitety-budushcego-karolinskiy-institut-v-sto.html.
20. http://www.buro247.ru/lifestyle/design/interaktivnaya-lego-stena-v-otele-yotel.html.
21. http://www.buro247.ru/lifestyle/design/?page=7.
22. http://www.buro247.ru/lifestyle/design/v-peterburge-otkroetsya-kreativnaya-biblioteka.html.
23. http://buro247.ru/lifestyle/design/pyat-novykh-proektov-obrazovatelnykh-uchrezhdeniy.html.
24. http://www.dissercat.com/content/arkhitekturnaya-tipologiya-uchrezhdenii-sistemy-nepreryvnogo-arkhitekturno-khudozhestvennogo.
УДК 747.012
ВЫБОР СТИЛЕВОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА ОБНОВЛЕНИЯ ЗДАНИЯ И ПОМЕЩЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Рагозина Юлия Владимировна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка 7 курса специальности «дизайн среды» факультета дизайна и графики, +7 (495) 684-25-26.
В статье рассматриваются вопросы организации предметно-пространственной среды на входе в здание и внутри помещений высшего учебного заведения (МГТУ «Станкин»). Одновременно предлагаются пути решения проблем дизайна старого помещения, не отвечающего требованиям сегодняшней жизни, ее темпу и информационной насыщенности. Автором осуществляется выбор стилевой концепции дизайн-проекта организации предметной среды, пригодной для учебы современного поколения студентов.
Ключевые слова: дизайн-проект; многофункциональность помещений; креативное пространство; стиль конструктивизма; оригинальный интерьер; индивидуальный образ.
THE CHOICE OF STYLE CONCEPT WHEN DEVELOPING THE DESIGN PROJECT OF UPDATING THE BUILDING AND PREMISES OF PREMISES OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION
Ragozina Yuliya Vladimirovna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), student of the 7th course of the specialty "environmental design" of faculty of design and graphics, +7 (495) 684-25-26.
In article questions of the organization of the subject and spatial environment on an entrance to the building and in rooms of a higher educational institution (MGTU of "Stankin") are considered. Solutions of problems of design of the old room which isn't meeting the requirements of today's life, her speed and information saturation are at the same time offered. The author carries out the choice of the style concept of the design project of the organization of the subject environment suitable for study of modern generation of students.
Keywords: design project; multifunctional spaces; creative space; the style of constructivism; original interior; individual image.
Идея всеобщей индустриализации послужила причиной возникновения целого направления в архитектуре и оформительском искусстве «Конструктивизма». Источником красоты для конструктивистов была техника, безупречно функционирующие механизмы машинного производства и высокие технологии [4].
Конструктивизм – относительно молодой стиль в дизайне и архитектуре. Появление данного стиля относят к началу ХХ века. Это явилось значительной вехой в архитектуре и дизайне. Новые веяние в культуре и искусстве, динамика развития индустриального общества, ускорение и демократизация жизни в мегаполисах – все это и послужило толчком к появлению нового лаконичного стиля. Особое влияние конструктивизм оказал на дизайнерское искусство и архитектуру. Если говорить о дизайне интерьеров, то конструктивизм подчеркивает функциональность мебели, помещений. Простота и четкое определение функций вещей – это основные отличия данного стиля.
Бурное, стремительное время на рубеже эпох в начале прошлого века, время открытий и ошибок, проектов, дерзких экспериментов, крахов и удач. Эпоха, с сумасшедшей скоростью менявшая жизнь, искусство, мировоззрение. Рушилось то, что казалось незыблемым, и рождалась новая эстетика, появились удивительные люди, талантливые фантазеры - художники, архитекторы, поэты. Захлебнувшись свежим воздухом перемен, они ринулись воплощать в жизнь самые невероятные замыслы, проникнутые духом новой эры. Источником красоты для них стала техника, в ее угловатых контурах искали они новые формы, источником вдохновения для них были безупречно функционирующие механизмы, а творческим девизом: "растворить в деле… эстетическую, эмоциональную сущность искусства". Их манила магия "Черного квадрата".
Внутреннее пространство домов освобождалось от перегородок, отрицались старые представления о взаимоотношении внутренних помещений дома. Деление на зоны осуществлялось абстрактным образом чаще всего за счет легких передвижных перегородок, отдельные замкнутые комнаты, коридоры - все это считалось безнадежно устаревшим. В отличие от интерьеров предыдущей эпохи модерна, напоминающих уютную раковину, дома конструктивистов звали в будущее высоких технологий, машинного производства и футуристических мегаполисов.
Все вещи, спроектированные конструктивистами - мебель и интерьеры в целом - отличались максимальной функциональностью и минимальным декором. Орнамент в них отсутствовал полностью, допускались цветовые акценты - блеск металла, благородный черный, чистый белый и насыщенные простые цвета - красный, желтый, синий. Эти цвета считались отражением философских и духовных ценностей эпохи.
Пресловутая асимметрия, виртуозное переплетение осей, противоречивые сочетания объемов и пространств соответствуют самому духу деконструктивизма, которому присуще нежелание быть ограниченным какой-либо классификацией или определением, стремление к постоянной изменчивости и поиску иных форм самовыражения.
При разработке дизайн-проекта обновления здания и помещений МГТУ «Станкин» основными задачами интерьера являются:
• сделать помещения 8 этажа, куда входит компьютерный класс, читальный зал, помещения научно-технической библиотеки, помещения типографии, таким качественно-общественным пространством, которое будет являться не просто хранилищем книг, а самым настоящим банком данных, где старые и новые средства информации легкодоступны каждому студенту и преподавателю;
• сделать пространство таким открытым, чтобы на нем было представлено небольшое количество идентифицированных зон, каждая из которых является частью единого целого.
В качестве основных принципов создания дизайн-проекта реализованы такие, как многофункциональность помещений, рациональность использования пространства, взаимосвязь цветовой отделки и освещения. На этой основе спроектированы такие помещения, как библиотека, компьютерный класс; читальный зал;хранилище книг;кабинет;холл;зона перед лифтами.
В качестве стилевой концепции выбран стиль конструктивизм с элементами деконструктивизма. Все вещи, спроектированные конструктивистами - мебель и интерьеры в целом отличались максимальной функциональностью и минимальным декором. На это и было направлено основное внимание данном проекте.
Орнамент в них отсутствовал полностью, допускались цветовые акценты - блеск металла, благородный черный, чистый белый и насыщенные простые цвета - красный, желтый, синий. Эти цвета считались отражением философских и духовных ценностей эпохи.
Пассивные и активные технологии удачно сочетаются в данном проекте, предлагая идеальные условия для комфортного обучения и плодотворной работы.
Поскольку университет играет первостепенную роль в сфере проведения передовых исследований и разработок в области нанотехнологий, то этому он должен соответствовать и с точки зрения внешнего и внутреннего вида.
Рассмотрим более подробно каждое из проектируемых помещений.
Компьютерный класс.
Его оформление выдержано в современном стиле, достигнута простота формы, комфорт и удобство за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, их подчинение целому.Внутреннее пространство компьютерного класса разделено на зоны и предлагает студентам различную рабочую атмосферу. В нем можно заниматься как индивидуально, так и объединившись в группы.
Для индивидуальной работы и лучшей концентрации разработаны небольшие отдельные боксы, большой стол для групповых занятий, мягкие и красочные зоны для непринужденного общения. Все элементы декора рассчитаны на молодую аудиторию, настраивают на позитивный лад, дарят хорошее настроение и всячески стимулируют к общению.
Центром компьютерного зала является предложенный проект стола, который как бы выпал с потолка, оставив на нем красный след (см. рис. 1).
Читальный зал.
В отделке доминируют серый и белый цвета, а помещения украшают современная дизайнерская мебель и светильники. В этой зоне используются наливные декоративные полы. Основным преимуществом глянцевого наливного пола является его прочность и долговечность, что особенно важно для многочисленного учреждения с бюджетным финансированием.
Рисунок 1 - Общий вид компьютерного класса
Белые стены, бетонный пол, отсутствие светильников на лампочках — такое внутреннее оформление может показаться экстремальным, но на самом деле оно идеально подходит для привлечения разного рода студентов, не похожих друг на друга.
В читальном зале отведено отдельное место для проведения небольших конференций, лекций и мастер-классов. Декоративная доминанта интерьера – стена сложной формы. Она выглядят так, будто ее сложили из массивных бетонных брусков. На самом деле стены облицованы квадратными панелями из фанеры, сверху они отделаны декоративными штукатурками с эффектом бетона.
В зоне библиотек разработана лента электрической подачи книг из хранилищ, путем запросов необходимой литературы через специальную программу. Компьютеры установлены в непосредственной близости от данного устройства. В основе этого устройства две шестеренки, одна их которых располагается в зоне получения книг, другая в зоне хранилища книг.
Хранилище книг.
Хранилище представляет собой темное помещение, в которое могут попадать только сотрудники библиотеки. Включает в себя удобные и функциональные стеллажи. Для создания свободного пространства одна стена – сделана стеклянной.
Кабинет для переговоров.
Кабинет расположен в зоне типографии и позволяет устраивать как небольшие встречи, так и мини-презентации, обсуждать идеи и планы на будущее.
Стены кабинета дополнены стальными балками и конструкциями, а также стильным дизайнерским столом. Магнитные белые доски и специальные панели по периметру помещения, на которых сотрудники типографии могут записывать идеи, придают интерьеру особую непринужденность.
Также специально была разработана модульная мебель для холла соответствующая стилистики проекта.
Обязательным условием является изготовление всех составляющих интерьера из экологически чистых материалов (см. рис. 2).
Рисунок 2 - Кабинет для переговоров
Зоны холла перед лифтами оборудованы удобными указателями, имеются места для отдыха и максимально расширено пространство за счет цветовой схемы.
Библиотека должна стать живым публичным интерактивным пространством, где также есть место для сконцентрированной работы и уединенного чтения.
В проекте решалась основная проблема всех библиотек — избежать скучной и примитивной плоскостности с поэтажным планом организации. При этом достигнута ситуация, когда различные функциональные зоны проекта взаимодействую между собой, делая посещение библиотеки простым, непринужденным и приятным. Она буквально преобразилась в яркую и вдохновляющую среду обучения без границ между образованием и досугом.
Таким образом, каждое спроектированное пространство, перекликаясь с другими, в зависимости от функционального назначения, имеет свою индивидуальную атмосферу, благодаря соотношению цветового и тонального напряжения, создающего разную степень динамики [9]. Столь гибкая организация пространства соответствует современным тенденциям в архитектуре и выводит ее на новый уровень в качестве достойного примера.
При проектировании входной зоны необходимо было обеспечить ярко выраженную индивидуальность образовательного учреждения и достаточно глубоко выразить ее и корпоративную культуру в пространственных формах.
Цель проекта заключается в оформлении входной группы и разработке комплекта уличной мебели, а также в создании пространства, которое устраивало бы и преподавателей и студентов, проводящих много времени перед входом в учебное здание.
В состав входной группы должны входить удобное и функциональное крыльцо, соответствующее и вписывающееся в существующий экстерьер, комплект уличной мебели (скамейки, урны, информационные стенды, велопарковки, освещение, клумбы).
Наиболее сложными в решении этой задачи были вопросы, связанные с ограниченным пространством перед входом в здание, так как улица является проходным местом и у здания нет своего замкнутого пространства.
В рамках исследования было спроектировано три варианта входной зоны МГТУ «Станкин». С учетом того, что университет был создан в 30 годы, в период рассвета конструктивизма, то основным в проекте был выбран именно этот стиль, что прослеживается во всех трех вариантах.
Одной из задач было найти золотую середину между различными приемами планирования, чтобы проект отвечал сразу всем поставленным задачам. В результате такого подхода родились следующие варианты проектирования существующего пространства.
За основу первого варианта была выбрана конструкция из металла - ферма. Для проектирования козырька были использованы светопрозрачные конструкции на основе металлопрофиля.
Данная конструкция отличается высокой эксплуатационной прочностью и презентабельным внешним видом.
Комплект скамеек выполнен из металла и состоит из скамейки, с установленной на ней конструкцией с названием университета, скамейки и клумбы, имеющих одинаковую прямоугольную форму.
Велопарковка предназначена, как для стоянки велосипедов, так и для использования ее, в качестве скамейки, что важно при большом скоплении людей перед входом.
Стелла, на которой установлены буквы с названием института, выполнена также из металлической фермы, в ночное время имеет подсветку.
Перед входом имеется пешеходный переход, обозначенный «зеброй». В работе предложено нанести на асфальт вместо стандартного изображения «зебры», зебру-шестеренку.
Различного рода «зебры» встречаются в зарубежной практике и привлекают внимание пешеходов своей нестандартностью.
При проектировании входной группы по второму варианту был предложен к использованию износостойкий пластик, который обладает достаточной гибкостьюдля конструирования из него любой желаемой формы. При этом за основу взята ломаная линия, которая начинается на асфальте и выделена красным цветом, переходит в комплекс скамеек с клумбами и завершается козырьком, имеющим П-образную форму.
В этом варианте красный и серый цвета выбраны в качестве основных, а материалом является износостойкий пластик.
Весь комплекс мебели (скамейки, мусорные урны, клумбы, велопарковки) имеет индивидуальный дизайн, разработанный специально для данного проекта.
Использование современного пластика для проектирования входных групп обладает рядом преимуществом, таких как легкий вес, износостойкость, презентабельный внешний вид и большой выбор цветовой палитры.
В качестве материала для третьего варианта взяты перфорированные листы алюминия. Алюминиевая входная группа отличается легким весом, высокой эксплуатационной прочностью и презентабельным внешним видом. Козырек представляет галка-образный профиль, за счет чего в солнечные дни, тень от козырька образует красивый кружевной рисунок на фасаде здания, благодаря перфорации. Комплект уличной мебели выполнен в том же стиле, что и козырек, - с использованием прозрачного пластика (см. рис. 3).
Рисунок 3 - Третий вариант проекта входной зоны
Все предложенные варианты удовлетворяют требованиям безопасности, современным тенденциям в конструировании входных групп с использованием современных материалов [7]. Это позволяет легко достичь желаемой гибкости.
При этом большой выбор цветовой палитры и декоративных элементов обеспечивает реализацию любого дизайнерского решения при оформлении парадного входа [5].
Список литературы
1. Блонский П. П. Педология. Учебник для высших учебных заведений. М., 1934. 334 с.
2. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех / Г.Э. Бреслав. Санкт-Петербург: Нестор, 2003. 198 с.
3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 439 с.
4. Ган А.М. Конструктивизм. Тверь: Тверское издательство, 1922. 84 с.
5. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: Институт психологии РАН, 1994. 163 с.
6. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
7. Моргунов Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. М.: Тривола, 1994. 272 с.
8. Мюнстенберг Г. Психология и учитель. М.: Совершенство, 1997. 320 с.
9. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
10. Репринцев А.В. Эстетическое отношение личности к действительности: Сущность, структура, формирование. Курск, 2000. 156 с.
11. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. 536 с.
12. Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды. М.: Стройиздат, 2003. 328 с.
13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
14. Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. К.: Просвита, 1996. 404 с.
15. Щербакова Т. Н. Эстетика среды образовательного учреждения как средство эстетического воспитания и развития учащихся // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I. Пермь: Меркурий, 2011. С. 195-197.
16. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПин 2.4.1.1249-03.
17. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02.
18. http://www.t-gardarika.ru/doc/4.htm.
19. http://www.buro247.ru/lifestyle/design/universitety-budushcego-karolinskiy-institut-v-sto.html.
20. http://www.buro247.ru/lifestyle/design/interaktivnaya-lego-stena-v-otele-yotel.html.
21. http://www.buro247.ru/lifestyle/design/?page=7.
22. http://www.buro247.ru/lifestyle/design/v-peterburge-otkroetsya-kreativnaya-biblioteka.html.
23. http://buro247.ru/lifestyle/design/pyat-novykh-proektov-obrazovatelnykh-uchrezhdeniy.html.
24. http://www.dissercat.com/content/arkhitekturnaya-tipologiya-uchrezhdenii-sistemy-nepreryvnogo-arkhitekturno-khudozhestvennogo.