Проданова Н.А., Зацаринная Е.И., Набиев Ш.Х. Опыт применения международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора в республике Таджикистан
Проданова Н.А., Зацаринная Е.И., Набиев Ш.Х. Опыт применения международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора в республике Таджикистан
Образец ссылки на эту статью: Проданова Н.А., Зацаринная Е.И., Набиев Ш.Х. Опыт применения международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора в республике Таджикистан // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 1. С. 2.
УДК: 331.56
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Проданова Наталья Алексеевна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), доктор экономических наук, доцент, prodanova-00@mail.ru, 8-965-363-44-78.
Зацаринная Елена Ивановна
Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВО Донской ГАУ, г. Зерноград (347740, г. Зерноград, ул. Ленина 21), кандидат экономических наук, e-mail: e29175z@yandex.ru, +7-903-660-61-21.
Набиев Шахзод Хамракулович
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», Москва, Россия (117997, Москва, Стремянный переулок, д. 36), магистрант.
В статье раскрыто современное состояние, опыт внедрения и основные проблемы, связанные с применением международных стандартов финансовой отчетности в общественном секторе экономики Республики Таджикистан.
Ключевые слова: реформирование; государственный сектор; бухгалтерская отчетность бюджетных организаций; международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора.
EXPERIENCE WITH THE USE OF INTERNATIONAL STANDART OF FINANCIAL STATEMENTS OF THE PUBLIC SECTOR IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
Prodanova Natalia Alekseevna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), Doctor of Economics, Associate Professor, prodanova-00@mail.ru, +7-965-363-44-78.
Zatsarinnyi Helena Ivanovna
Azov-Black Sea Engineering Institute FGBOU IN Don GAU, Zernograd (347740, Zernograd, Lenin str. 21), PhD, e-mail: e29175z@yandex.ru, +7-903-660-61-21.
Nabiev Shakhzod Khamrakulovich
FGBOU VO "REU them. G. V. Plekhanova", Moscow, Russia (117997, Moscow, stirrups per., 36), undergraduate.
In the article the modern condition, experience in implementation and the main problems related to the application of international accounting standards in the public sector of the economy of the Republic of Tajikistan.
Key words: reform; public sector; financial statements of the budget organizations; international financial reporting standards of the public sector.
Организация учета и бухгалтерской отчетности, а также аудиторской деятельности Республике Таджикистан регламентируется государством. Для успешного ведения бизнеса, повышения конкурентоспособности предприятий и продукции, увеличения рентабельности, своевременного качественного планирования показателей Правительством республики стало осуществляться внедрение мирового опыта организации учета на предприятиях и организациях. Составление и представление финансовой отчетности по МСФО обеспечивает условия для привлечения хозяйствующими субъектами инвестиций не только на национальных, но и на международных рынках капитала.
В связи, с чем Правительством Республики Таджикистан 9 июля 2002 года был подписан «Меморандум о взаимопонимании между Правительством Республики Таджикистан и Агентством по международному развитию США» (ЮСАИД) в котором были определены обязательства сторон, а также методика перехода на МСФО.
В целях дальнейшего совершенствования системы бухгалтерского учета и отчетности было принято Постановление Правительства Республики Таджикистан от 4 ноября 2002 года №428 «О международных стандартах финансовой отчетности». Координатором и ответственным органом по разработке, утверждению и внедрению в хозяйствах Республики Таджикистан национальных стандартов бухгалтерской (финансовой) отчетности было определено Министерство финансов Республики Таджикистан. Министерство финансов создало рабочую группу из числа специалистов профильной службы Министерства финансов, Общественного института профессиональных бухгалтеров и аудиторов Республики Таджикистан, научных работников, занимающихся вопросами бухгалтерского учета и аудита. Рабочей группой был разработан график поэтапного внедрения МСФО и перехода юридических лиц Республики Таджикистан на МСФО.
Органами, уполномоченными исполнять план или программу внедрения МСФО стали: Правительственная Комиссия по внедрению МСФО, Минфин, Министерство экономики и торговли, финансовый отдел Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан, Налоговый Комитет при Правительстве, Агентство по развитию рынка ценных бумаг и специализированного регистратора при Министерстве финансов Республики Таджикистан, Агентство по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией, Таджикская центральная фондовая биржа , Общественный Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов.
Участие государственных органов заключается в подготовке и широком распространении, в том числе с помощью Интернета, полезных материалов, имеющих методический характер.
Правительственная Комиссия по внедрению МСФО осуществляет меры по соблюдению сроков перевода хозяйствующих субъектов на МСФО, координирует деятельность министерств, ведомств и предприятий.
Общественный Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов проводит курсы повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета и аудиторской деятельности в соответствии с МСФО. Институт является единственным учреждением в Республике Таджикистан, имеющий право принимать экзамены по программе Международной сертификации профессиональных бухгалтеров, на основе МСФО и стандартах образования Международной федерации бухгалтеров (IFAC).
Методологический совет по бухгалтерскому учету и аудиту при Правительственной комиссии по внедрению МСФО разрабатывает, одобряет Методические рекомендации по бухгалтерскому учету по применению МСФО.
С начала 2006 г. Министерство финансов Республики Таджикистан вело активные переговоры с Попечительским Советом Комитета по Международным Стандартам Финансовой Отчетности по вопросу приобретения официального текста МСФО для внедрения стандартов на предприятиях Таджикистана.
С 30 августа 2006 года был подписан «Договор отказа от авторского права, в пределах ограниченной территории между Министерством финансов Республики Таджикистан и Попечительским Советом Комитета по Международным Стандартам Финансовой Отчетности (ПСКМСФО)», согласно которого в октябре 2007 года получена электронная версия МСФО на русском языке, для Республики Таджикистан. Получение официального текста МСФО и создание Правительственной Комиссии по переходу на стандарты дали новый толчок к активизации деятельности на этом поприще.
В декабре 2007 года создан Методологический Совет по бухгалтерскому учету и аудиту при Правительственной комиссии по внедрению МСФО, который совместно с Рабочей комиссией по внедрению МСФО при Министерстве Финансов разработали 36 Методических рекомендаций по применению МСФО.
Правительством Республики Таджикистан, было принято Постановление «О дополнительных мерах по внедрению Международных стандартов финансовой отчетности в Республике Таджикистан» от 3 октября 2006 года № 465. В соответствии с этим Постановлением должны были перейти на МСФО:
- с 1 января 2008 года на МСФО переходят все открытые акционерные общества, разместившие акции на сумму 600 тыс. сомони и более;
- с 1 января 2009 года переходят на МСФО открытые акционерные общества, разместившие акции на сумму менее 600 тыс. сомони, закрытые акционерные общества;
- с 1 января 2010 года должны перейти на МСФО все хозяйствующие субъекты, независимо т форм собственности и подчиненности, кроме акционерных обществ.
Но многие субъекты хозяйствования на тот момент все еще находились в начальной стадии внедрения МСФО. В июне 2008 года Представителями Европейского Банка Развития и Реконструкции Республике Таджикистан и Представителями Международного Департамента Финансового Развития Великобритании в Республике Таджикистан в качестве технической помощи был предоставлен Консультант, который провел «Обзор текущей регуляторной среды Республики Таджикистан в отношении совместимости с МСФО» и предоставил рекомендации по дополнениям и изменениям к существующему законодательству.
Закон Республики Таджикистан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 25 марта 2011 года №702, установил новые приоритеты в организации и ведении бухгалтерского учета, подготовки и представления финансовой отчетности заодно повышая статус профессионального бухгалтера в условиях внедрения МСФО и МСА в Республике Таджикистан. Законодательное закрепление необходимости организации и ведения бухгалтерского учета по международным стандартам, предусматривающим как обязательное проведение аудита и публикации финансовой отчетности в средствах массовой информации, так и системный контроль над их качеством, позволяет обеспечить работу по единым обязательным для всех правилам.
Начиная с 2011 года нормативные акты по регулированию бухгалтерского учета принимаются и публикуются на таджикском и русском языках.
Принимая во внимание опыт мировой практики в Законе Республики Таджикистан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности ведение бухгалтерского учета подразделено на следующие категории: для хозяйствующих субъектов, обязанных применять МСФО (т.е. субъекты публичного интереса, СПИ), обязанных применять НСБУ (МСФО МСП) и малых организаций обязанных применять налоговое законодательство.
На сегодняшний день составлять отчетность по МСФО обязаны:
– Организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах.
– Кредитные и страховые организации.
– Негосударственные пенсионные фонды.
– Биржи (товарные, фондовые) и профессиональные участники рынка ценных бумаг.
– Инвестиционные фонды (если они являются субъектом публичного интереса).
– Государственные предприятия (если они являются субъектом публичного интереса).
– Иные категории организаций (субъекты (за исключением бюджетных организаций и дехканских хозяйств), хотя бы один из финансовых и количественных показателей которых за предыдущий отчетный период (год) соответствует установленным критериям: объем валового дохода, с учетов всех налогов, не ниже 30 млн.сомони; объем общих активов не ниже 100 млн. сомони; количество работников не менее 1000 человек.).
Продолжением шагов в реформе бухгалтерского учета, начатой Правительством Республики Таджикистан в 2002 году стала разработка Стратегии по внедрению Международных стандартов финансовой отчетности и Международных стандартов аудита в Республике Таджикистан на 2013 - 2018 годы (утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 мая 2013 года №202). При разработке Стратегии приняты во внимание все комментарии и рекомендации, предложенные проектами в данной области, проведенными за последние годы и опыт стран постсоветского пространства в разработке аналогичных документов.
Стратегия по внедрению Международных стандартов финансовой отчетности и Международных стандартов аудита в Республике Таджикистан на 2013 - 2018 годы является концептуальным документом, определяющим приоритеты развития бухгалтерского учета и аудита в Республике Таджикистан и устанавливающим необходимые меры и действия для достижения данных приоритетов.
Контроль за исполнением Стратегии внедрения международных стандартов финансовой отчетности и международных стандартов аудита в Республике Таджикистан на 2013 - 2018 годы возложен на Министерство финансов Республики Таджикистан. Министерству финансов Республики Таджикистан ежегодно до 15 декабря следует представлять в Правительство Республики Таджикистан информацию о ходе выполнения Стратегии.
Как известно, в мировой практике действует две системы МСФО: для коммерческого сектора и для общественного сектора. Международные стандарты для коммерческого сектора разрабатывает и вводит в действие Совет по МСФО. Международные для общественного сектора устанавливается Советом по МСФО для общественного сектора.
В целях реформирования бухгалтерского учета в сфере госуправления Республики Таджикистан происходит также внедрение Международных стандартов финансовой отчетности и в общественном секторе. Дискуссия по поводу необходимости перехода предприятий Республики Таджикистан на международные стандарты финансовой отчетности среди представителей государственных структур, бухгалтеров-практиков и научных кругов существенно активизировались в 2007 году.
В предисловии к МСФО ОС указано, что к организациям общественного сектора относятся национальные органы государственного управления, региональные органы государственного управления (к примеру, на уровне штата, провинции, территории), местные органы власти (к примеру, города, района) и их подразделения (департаменты, ведомства, комитеты, комиссии), если не указано иное.
Исходя из экономического содержания, общественный сектор рассматривается как состоящий из трех подсекторов: государственного, добровольно-общественного и смешанного (рис. 1).
Рис. 1 – Состав общественного сектора экономики
Начиная с 2012 г. проводится реформа системы бюджетного учета на основе МСФО в государственном секторе. В настоящее время Минфином РТ принят новый Единый план счетов для бюджетных организаций (в 2012 г.) и утверждены МСФО и технические руководства по применению стандартов в государственном секторе. Также идет разработка целого ряда комплекта нормативных актов по ведению учета в бюджетных организациях, проводится обучение бухгалтеров бюджетных организаций и работников системы казначейства.
В 2012 г. принят новый Налоговый кодекс РТ, в положениях которого учтены требования МСФО. Разрабатываются и вводятся в действие МСФО для общественного сектора (МСФО ОС) Советом по МСФО для общественного сектора, который является постоянным комитетом Международной федерации бухгалтеров. На сегодняшний день разработано и выпущено 38 стандартов финансовой отчетности общественного сектора и отдельный стандарт по отчетности, сформированный по кассовому методу:
Начисление на основе МСФОГС
стандарт Название стандарта
МСФООС 1 Представление финансовой отчетности
МСФООС 2 Заявления о движении денежных средств
МСФООС 3 Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки
МСФООС 4 Влияние изменений валютных курсов
МСФОГС 5 Затраты по займам
МСФООС 6 Консолидированная и отдельная финансовая отчетность
МСФООС 7 Инвестиции в ассоциированные компании
МСФООС 8 Участие в совместной деятельности
МСФООС 9 Доход от валютных операций
МСФООС 10 Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции
МСФООС 11 Договоры на строительство
МСФООС 12 Товарно -материальные запасы
МСФООС 13 Договоры аренды
МСФООС 14 События после отчетной даты
МСФООС 15 Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации
МСФООС 16 Инвестиции в недвижимость
МСФООС 17 Основные средства
МСФООС 18 отчетность по сегментам
МСФООС 19 Резервы, условные обязательства, условные активы
МСФООС 20 Раскрытие информации о связанных сторонах
МСФООС 21 Обесценение Безналичные генерирующих активов
МСФООС 22 Раскрытие финансовой информации о Сектор государственного
управления
МСФООС 23 Доход от необменных операций (налоги и трансферты)
МСФООС 24 Представление бюджетной информации в финансовой отчетности
МСФООС 25 Преимущества сотрудников
МСФООС 26 Обесценение генерирующих денежные потоки активов
МСФООС 27 сельское хозяйство
МСФООС 28 Финансовые инструменты: представление информации
МСФООС 29 Финансовые инструменты: признание и оценка
МСФООС 30 Финансовые инструменты: раскрытие информации
МСФООС 31 Нематериальные активы
МСФООС 32 Концессионные соглашения: Концедента
МСФООС 33: Первое утверждение суммовой метод ИПСАС
МСФООС 34: Отдельная финансовая отчетность
МСФООС 35: Консолидированная финансовая отчетность
МСФООС 36: Инвестиции в ассоциированные компании и совместные предприятия
МСФООС 37: Соглашения о совместной деятельности
МСФООС 38: Раскрытие информации о долях участия в других компаниях
Денежные средства на основе МСФОГС
стандарт Название стандарта
Кассовой основе Финансовая отчетность по кассовому методу учета
IPSAS
В международной практике система бухгалтерского учета и отчетности сектора госуправления строится таким образом, чтобы можно было получить информацию:
– о соответствии операций действующему законодательству;
– о возможности органов власти публично-правового образования выполнять взятые на себя обязательства, в том числе по финансированию социально значимых услуг, оказываемых ими;
– о соответствии расходования средств публично-правовым образованием бюджетным ограничениям.
Финансовая отчетность формируется в государственном (общественном) секторе для широкого круга пользователей в целях получения ее оценки, а также информации об экономических процессах и результатах деятельности, участниками которых являются государство и (или) организации госсектора.
Немаловажную роль при составлении отчетности играют концептуальные основы финансовой отчетности в государственном секторе, разработанные и опубликованные Советом по международным стандартам бухгалтерского учета общественного сектора.
Совет по международным стандартам финансовой отчетности общественного сектора следует политике, в соответствии с которой все параграфы МСФО ОС имеют равную силу. В соответствии с пунктом 14 Предисловия к МСФО ОС выделенные жирным шрифтом параграфы указывают на основные положения МСФО ОС.
Глоссарий терминов МСФО ОС содержит определения терминов, используемых в МСФО ОС в отношении метода начисления.
Следование МСФО ОС является важнейшим индикатором оценки государственных финансов по системе PEFA (Public Expenditure and Financial Accountability). Применение МСФО ОС позволяет улучшить качество финансовой информации, помогая обеспечить больше возможностей для оценки результатов деятельности государственного сектора и повысить уровень прозрачности, улучшить управление государственными активами за счѐт повышения достоверности и полноты информации, а также обеспечить возможность сопоставления государственной финансовой отчѐтности с международными показателями.
Преимущества трансформации на Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора:
– повышение сопоставимости финансовой информации, как в РТ, так и на международном уровне;
– повышение прозрачности результатов деятельности учреждения;
– повышаются прозрачности процесса бухгалтерского учета и подготовка отчетности учреждении ОС;
– углубление контроля над результатами хозяйствующего субъекта;
– повышение качества статистической информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта;
– отчетливое представление о рисках, которым подвержены хозяйствующий субъект;
– более эффективное управление активами и обязательствами хозяйствующего субъекта.
Сложности внедрения МСФО ОС:
– нехватка или отсутствие опыта в области перехода с национальных стандартов на новые стандарты и знания самих стандартов;
– сложность текстов стандартов для понимания;
– финансовые проблемы и отсутствие профессиональных переводчиков по экономической тематике;
– наличие противоречий некоторых законодательных и нормативных актов с Международными стандартами финансовой отчетности;
– затянутые сроки перехода на новые принципы учета и подготовки отчетности;
– нехватка необходимых ресурсов и информационно-технологической инфраструктуры для формирования и представления информации в соответствии с международными стандартами учета и составления отчетности.
– не востребованность финансовой отчетности со стороны руководителей.
– несовершенство национальных стандартов финансовой отчетности.
Несмотря на проделанной работы Правительственной Комиссии по МСФО по внедрению международных стандартов финансовой отчетности, можно выделить ряд проблемных аспектов:
• отсутствие кадров, владеющих МСФО;
• ПБУ не отражают всех подходов к учету и моделей оценки статей финансовой отчетности, требований к раскрытию информации, всех пояснений, которые содержат МСФО, а также всех изменений международных стандартов;
• необходимость создания и внедрения новой нормативной базы бухгалтерского учета, решения проблемы регулирования бухгалтерского учета на национальном уровне.
Процессы гармонизации и стандартизации финансовой отчетности начались в мировой экономике с начала 70-х годов XX века, и продолжаются в настоящее время. Необходимость применение МСФО государственных предприятий Республики Таджикистан обусловлена многомерным характером оценки эффективности их деятельности. С одной стороны, государство должно контролировать экономическую эффективность предприятий государственного сектора. С другой стороны, на государственные предприятия возложены и некие специальные задачи, связанные с реализацией стратегических целей государства. Для контроля за результативностью решение этих задач органы государственного управления должны быть обеспечены информацией, основу которой составляет финансовая отчѐтность государственных предприятий.
Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО ОС путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.
Список литературы
1. Методические рекомендации по переходу на ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями МСФО. Утверждено Распоряжением Министерства финансов Республики Таджикистан от 27 мая 2004 г. № 68.
2. Постановление Правительства Республики Таджикистан «О дополнительных мерах по внедрению Международных стандартов финансовой отчетности в Республике Таджикистан» от 3 октября 2006 года № 465.
3. Постановление Правительства Республики Таджикистан «О Международных стандартах финансовой отчетности» от 4 ноября 2002 г. № 428.
4. Перевод Международные стандарты финансовой отчетности для государственного сектора Министерство Финансов РФ http://old.minfin.ru/ru/budget/sfo/msfo/.
5. Домбровская Е.Н. О применении МСФО в общественном секторе экономики России / Е.Н. Домбровская //Международный бухгалтерский учет. 2012. № 34. КонсультантПлюс: www.consultant.ru.
6. Опыт применения международных стандартов финансовой отчетности в государствах - участниках СНГ// Международный бухгалтерский учет. 2011. № 9. КонсультантПлюс: www.consultant.ru.
8. Низомов С.Ф. реформа бухгалтерского учета в Республике Таджикистан: программы и перспективы развития // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 2.
9. Стратегия по внедрению Международных стандартов финансовой отчетности и Международных стандартов аудита в Республике Таджикистан на 2013–2018 гг.: утв. По становлением Правительства РТ от 02.05.2013 г. № 202. URL: http://konun.tmweb.ru/R/ 105672.htm.
10. Ткаченко Л.И. Совершенствование бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС) // Проблемы учета и финансов. 2013. № 4 (12).
11. http://www.epsas.eu/en/ipsas-the-standards.html.
УДК: 331.56
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Проданова Наталья Алексеевна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), доктор экономических наук, доцент, prodanova-00@mail.ru, 8-965-363-44-78.
Зацаринная Елена Ивановна
Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВО Донской ГАУ, г. Зерноград (347740, г. Зерноград, ул. Ленина 21), кандидат экономических наук, e-mail: e29175z@yandex.ru, +7-903-660-61-21.
Набиев Шахзод Хамракулович
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», Москва, Россия (117997, Москва, Стремянный переулок, д. 36), магистрант.
В статье раскрыто современное состояние, опыт внедрения и основные проблемы, связанные с применением международных стандартов финансовой отчетности в общественном секторе экономики Республики Таджикистан.
Ключевые слова: реформирование; государственный сектор; бухгалтерская отчетность бюджетных организаций; международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора.
EXPERIENCE WITH THE USE OF INTERNATIONAL STANDART OF FINANCIAL STATEMENTS OF THE PUBLIC SECTOR IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
Prodanova Natalia Alekseevna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), Doctor of Economics, Associate Professor, prodanova-00@mail.ru, +7-965-363-44-78.
Zatsarinnyi Helena Ivanovna
Azov-Black Sea Engineering Institute FGBOU IN Don GAU, Zernograd (347740, Zernograd, Lenin str. 21), PhD, e-mail: e29175z@yandex.ru, +7-903-660-61-21.
Nabiev Shakhzod Khamrakulovich
FGBOU VO "REU them. G. V. Plekhanova", Moscow, Russia (117997, Moscow, stirrups per., 36), undergraduate.
In the article the modern condition, experience in implementation and the main problems related to the application of international accounting standards in the public sector of the economy of the Republic of Tajikistan.
Key words: reform; public sector; financial statements of the budget organizations; international financial reporting standards of the public sector.
Организация учета и бухгалтерской отчетности, а также аудиторской деятельности Республике Таджикистан регламентируется государством. Для успешного ведения бизнеса, повышения конкурентоспособности предприятий и продукции, увеличения рентабельности, своевременного качественного планирования показателей Правительством республики стало осуществляться внедрение мирового опыта организации учета на предприятиях и организациях. Составление и представление финансовой отчетности по МСФО обеспечивает условия для привлечения хозяйствующими субъектами инвестиций не только на национальных, но и на международных рынках капитала.
В связи, с чем Правительством Республики Таджикистан 9 июля 2002 года был подписан «Меморандум о взаимопонимании между Правительством Республики Таджикистан и Агентством по международному развитию США» (ЮСАИД) в котором были определены обязательства сторон, а также методика перехода на МСФО.
В целях дальнейшего совершенствования системы бухгалтерского учета и отчетности было принято Постановление Правительства Республики Таджикистан от 4 ноября 2002 года №428 «О международных стандартах финансовой отчетности». Координатором и ответственным органом по разработке, утверждению и внедрению в хозяйствах Республики Таджикистан национальных стандартов бухгалтерской (финансовой) отчетности было определено Министерство финансов Республики Таджикистан. Министерство финансов создало рабочую группу из числа специалистов профильной службы Министерства финансов, Общественного института профессиональных бухгалтеров и аудиторов Республики Таджикистан, научных работников, занимающихся вопросами бухгалтерского учета и аудита. Рабочей группой был разработан график поэтапного внедрения МСФО и перехода юридических лиц Республики Таджикистан на МСФО.
Органами, уполномоченными исполнять план или программу внедрения МСФО стали: Правительственная Комиссия по внедрению МСФО, Минфин, Министерство экономики и торговли, финансовый отдел Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан, Налоговый Комитет при Правительстве, Агентство по развитию рынка ценных бумаг и специализированного регистратора при Министерстве финансов Республики Таджикистан, Агентство по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией, Таджикская центральная фондовая биржа , Общественный Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов.
Участие государственных органов заключается в подготовке и широком распространении, в том числе с помощью Интернета, полезных материалов, имеющих методический характер.
Правительственная Комиссия по внедрению МСФО осуществляет меры по соблюдению сроков перевода хозяйствующих субъектов на МСФО, координирует деятельность министерств, ведомств и предприятий.
Общественный Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов проводит курсы повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета и аудиторской деятельности в соответствии с МСФО. Институт является единственным учреждением в Республике Таджикистан, имеющий право принимать экзамены по программе Международной сертификации профессиональных бухгалтеров, на основе МСФО и стандартах образования Международной федерации бухгалтеров (IFAC).
Методологический совет по бухгалтерскому учету и аудиту при Правительственной комиссии по внедрению МСФО разрабатывает, одобряет Методические рекомендации по бухгалтерскому учету по применению МСФО.
С начала 2006 г. Министерство финансов Республики Таджикистан вело активные переговоры с Попечительским Советом Комитета по Международным Стандартам Финансовой Отчетности по вопросу приобретения официального текста МСФО для внедрения стандартов на предприятиях Таджикистана.
С 30 августа 2006 года был подписан «Договор отказа от авторского права, в пределах ограниченной территории между Министерством финансов Республики Таджикистан и Попечительским Советом Комитета по Международным Стандартам Финансовой Отчетности (ПСКМСФО)», согласно которого в октябре 2007 года получена электронная версия МСФО на русском языке, для Республики Таджикистан. Получение официального текста МСФО и создание Правительственной Комиссии по переходу на стандарты дали новый толчок к активизации деятельности на этом поприще.
В декабре 2007 года создан Методологический Совет по бухгалтерскому учету и аудиту при Правительственной комиссии по внедрению МСФО, который совместно с Рабочей комиссией по внедрению МСФО при Министерстве Финансов разработали 36 Методических рекомендаций по применению МСФО.
Правительством Республики Таджикистан, было принято Постановление «О дополнительных мерах по внедрению Международных стандартов финансовой отчетности в Республике Таджикистан» от 3 октября 2006 года № 465. В соответствии с этим Постановлением должны были перейти на МСФО:
- с 1 января 2008 года на МСФО переходят все открытые акционерные общества, разместившие акции на сумму 600 тыс. сомони и более;
- с 1 января 2009 года переходят на МСФО открытые акционерные общества, разместившие акции на сумму менее 600 тыс. сомони, закрытые акционерные общества;
- с 1 января 2010 года должны перейти на МСФО все хозяйствующие субъекты, независимо т форм собственности и подчиненности, кроме акционерных обществ.
Но многие субъекты хозяйствования на тот момент все еще находились в начальной стадии внедрения МСФО. В июне 2008 года Представителями Европейского Банка Развития и Реконструкции Республике Таджикистан и Представителями Международного Департамента Финансового Развития Великобритании в Республике Таджикистан в качестве технической помощи был предоставлен Консультант, который провел «Обзор текущей регуляторной среды Республики Таджикистан в отношении совместимости с МСФО» и предоставил рекомендации по дополнениям и изменениям к существующему законодательству.
Закон Республики Таджикистан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 25 марта 2011 года №702, установил новые приоритеты в организации и ведении бухгалтерского учета, подготовки и представления финансовой отчетности заодно повышая статус профессионального бухгалтера в условиях внедрения МСФО и МСА в Республике Таджикистан. Законодательное закрепление необходимости организации и ведения бухгалтерского учета по международным стандартам, предусматривающим как обязательное проведение аудита и публикации финансовой отчетности в средствах массовой информации, так и системный контроль над их качеством, позволяет обеспечить работу по единым обязательным для всех правилам.
Начиная с 2011 года нормативные акты по регулированию бухгалтерского учета принимаются и публикуются на таджикском и русском языках.
Принимая во внимание опыт мировой практики в Законе Республики Таджикистан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности ведение бухгалтерского учета подразделено на следующие категории: для хозяйствующих субъектов, обязанных применять МСФО (т.е. субъекты публичного интереса, СПИ), обязанных применять НСБУ (МСФО МСП) и малых организаций обязанных применять налоговое законодательство.
На сегодняшний день составлять отчетность по МСФО обязаны:
– Организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах.
– Кредитные и страховые организации.
– Негосударственные пенсионные фонды.
– Биржи (товарные, фондовые) и профессиональные участники рынка ценных бумаг.
– Инвестиционные фонды (если они являются субъектом публичного интереса).
– Государственные предприятия (если они являются субъектом публичного интереса).
– Иные категории организаций (субъекты (за исключением бюджетных организаций и дехканских хозяйств), хотя бы один из финансовых и количественных показателей которых за предыдущий отчетный период (год) соответствует установленным критериям: объем валового дохода, с учетов всех налогов, не ниже 30 млн.сомони; объем общих активов не ниже 100 млн. сомони; количество работников не менее 1000 человек.).
Продолжением шагов в реформе бухгалтерского учета, начатой Правительством Республики Таджикистан в 2002 году стала разработка Стратегии по внедрению Международных стандартов финансовой отчетности и Международных стандартов аудита в Республике Таджикистан на 2013 - 2018 годы (утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 мая 2013 года №202). При разработке Стратегии приняты во внимание все комментарии и рекомендации, предложенные проектами в данной области, проведенными за последние годы и опыт стран постсоветского пространства в разработке аналогичных документов.
Стратегия по внедрению Международных стандартов финансовой отчетности и Международных стандартов аудита в Республике Таджикистан на 2013 - 2018 годы является концептуальным документом, определяющим приоритеты развития бухгалтерского учета и аудита в Республике Таджикистан и устанавливающим необходимые меры и действия для достижения данных приоритетов.
Контроль за исполнением Стратегии внедрения международных стандартов финансовой отчетности и международных стандартов аудита в Республике Таджикистан на 2013 - 2018 годы возложен на Министерство финансов Республики Таджикистан. Министерству финансов Республики Таджикистан ежегодно до 15 декабря следует представлять в Правительство Республики Таджикистан информацию о ходе выполнения Стратегии.
Как известно, в мировой практике действует две системы МСФО: для коммерческого сектора и для общественного сектора. Международные стандарты для коммерческого сектора разрабатывает и вводит в действие Совет по МСФО. Международные для общественного сектора устанавливается Советом по МСФО для общественного сектора.
В целях реформирования бухгалтерского учета в сфере госуправления Республики Таджикистан происходит также внедрение Международных стандартов финансовой отчетности и в общественном секторе. Дискуссия по поводу необходимости перехода предприятий Республики Таджикистан на международные стандарты финансовой отчетности среди представителей государственных структур, бухгалтеров-практиков и научных кругов существенно активизировались в 2007 году.
В предисловии к МСФО ОС указано, что к организациям общественного сектора относятся национальные органы государственного управления, региональные органы государственного управления (к примеру, на уровне штата, провинции, территории), местные органы власти (к примеру, города, района) и их подразделения (департаменты, ведомства, комитеты, комиссии), если не указано иное.
Исходя из экономического содержания, общественный сектор рассматривается как состоящий из трех подсекторов: государственного, добровольно-общественного и смешанного (рис. 1).
Рис. 1 – Состав общественного сектора экономики
Начиная с 2012 г. проводится реформа системы бюджетного учета на основе МСФО в государственном секторе. В настоящее время Минфином РТ принят новый Единый план счетов для бюджетных организаций (в 2012 г.) и утверждены МСФО и технические руководства по применению стандартов в государственном секторе. Также идет разработка целого ряда комплекта нормативных актов по ведению учета в бюджетных организациях, проводится обучение бухгалтеров бюджетных организаций и работников системы казначейства.
В 2012 г. принят новый Налоговый кодекс РТ, в положениях которого учтены требования МСФО. Разрабатываются и вводятся в действие МСФО для общественного сектора (МСФО ОС) Советом по МСФО для общественного сектора, который является постоянным комитетом Международной федерации бухгалтеров. На сегодняшний день разработано и выпущено 38 стандартов финансовой отчетности общественного сектора и отдельный стандарт по отчетности, сформированный по кассовому методу:
Начисление на основе МСФОГС
стандарт Название стандарта
МСФООС 1 Представление финансовой отчетности
МСФООС 2 Заявления о движении денежных средств
МСФООС 3 Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки
МСФООС 4 Влияние изменений валютных курсов
МСФОГС 5 Затраты по займам
МСФООС 6 Консолидированная и отдельная финансовая отчетность
МСФООС 7 Инвестиции в ассоциированные компании
МСФООС 8 Участие в совместной деятельности
МСФООС 9 Доход от валютных операций
МСФООС 10 Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции
МСФООС 11 Договоры на строительство
МСФООС 12 Товарно -материальные запасы
МСФООС 13 Договоры аренды
МСФООС 14 События после отчетной даты
МСФООС 15 Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации
МСФООС 16 Инвестиции в недвижимость
МСФООС 17 Основные средства
МСФООС 18 отчетность по сегментам
МСФООС 19 Резервы, условные обязательства, условные активы
МСФООС 20 Раскрытие информации о связанных сторонах
МСФООС 21 Обесценение Безналичные генерирующих активов
МСФООС 22 Раскрытие финансовой информации о Сектор государственного
управления
МСФООС 23 Доход от необменных операций (налоги и трансферты)
МСФООС 24 Представление бюджетной информации в финансовой отчетности
МСФООС 25 Преимущества сотрудников
МСФООС 26 Обесценение генерирующих денежные потоки активов
МСФООС 27 сельское хозяйство
МСФООС 28 Финансовые инструменты: представление информации
МСФООС 29 Финансовые инструменты: признание и оценка
МСФООС 30 Финансовые инструменты: раскрытие информации
МСФООС 31 Нематериальные активы
МСФООС 32 Концессионные соглашения: Концедента
МСФООС 33: Первое утверждение суммовой метод ИПСАС
МСФООС 34: Отдельная финансовая отчетность
МСФООС 35: Консолидированная финансовая отчетность
МСФООС 36: Инвестиции в ассоциированные компании и совместные предприятия
МСФООС 37: Соглашения о совместной деятельности
МСФООС 38: Раскрытие информации о долях участия в других компаниях
Денежные средства на основе МСФОГС
стандарт Название стандарта
Кассовой основе Финансовая отчетность по кассовому методу учета
IPSAS
В международной практике система бухгалтерского учета и отчетности сектора госуправления строится таким образом, чтобы можно было получить информацию:
– о соответствии операций действующему законодательству;
– о возможности органов власти публично-правового образования выполнять взятые на себя обязательства, в том числе по финансированию социально значимых услуг, оказываемых ими;
– о соответствии расходования средств публично-правовым образованием бюджетным ограничениям.
Финансовая отчетность формируется в государственном (общественном) секторе для широкого круга пользователей в целях получения ее оценки, а также информации об экономических процессах и результатах деятельности, участниками которых являются государство и (или) организации госсектора.
Немаловажную роль при составлении отчетности играют концептуальные основы финансовой отчетности в государственном секторе, разработанные и опубликованные Советом по международным стандартам бухгалтерского учета общественного сектора.
Совет по международным стандартам финансовой отчетности общественного сектора следует политике, в соответствии с которой все параграфы МСФО ОС имеют равную силу. В соответствии с пунктом 14 Предисловия к МСФО ОС выделенные жирным шрифтом параграфы указывают на основные положения МСФО ОС.
Глоссарий терминов МСФО ОС содержит определения терминов, используемых в МСФО ОС в отношении метода начисления.
Следование МСФО ОС является важнейшим индикатором оценки государственных финансов по системе PEFA (Public Expenditure and Financial Accountability). Применение МСФО ОС позволяет улучшить качество финансовой информации, помогая обеспечить больше возможностей для оценки результатов деятельности государственного сектора и повысить уровень прозрачности, улучшить управление государственными активами за счѐт повышения достоверности и полноты информации, а также обеспечить возможность сопоставления государственной финансовой отчѐтности с международными показателями.
Преимущества трансформации на Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора:
– повышение сопоставимости финансовой информации, как в РТ, так и на международном уровне;
– повышение прозрачности результатов деятельности учреждения;
– повышаются прозрачности процесса бухгалтерского учета и подготовка отчетности учреждении ОС;
– углубление контроля над результатами хозяйствующего субъекта;
– повышение качества статистической информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта;
– отчетливое представление о рисках, которым подвержены хозяйствующий субъект;
– более эффективное управление активами и обязательствами хозяйствующего субъекта.
Сложности внедрения МСФО ОС:
– нехватка или отсутствие опыта в области перехода с национальных стандартов на новые стандарты и знания самих стандартов;
– сложность текстов стандартов для понимания;
– финансовые проблемы и отсутствие профессиональных переводчиков по экономической тематике;
– наличие противоречий некоторых законодательных и нормативных актов с Международными стандартами финансовой отчетности;
– затянутые сроки перехода на новые принципы учета и подготовки отчетности;
– нехватка необходимых ресурсов и информационно-технологической инфраструктуры для формирования и представления информации в соответствии с международными стандартами учета и составления отчетности.
– не востребованность финансовой отчетности со стороны руководителей.
– несовершенство национальных стандартов финансовой отчетности.
Несмотря на проделанной работы Правительственной Комиссии по МСФО по внедрению международных стандартов финансовой отчетности, можно выделить ряд проблемных аспектов:
• отсутствие кадров, владеющих МСФО;
• ПБУ не отражают всех подходов к учету и моделей оценки статей финансовой отчетности, требований к раскрытию информации, всех пояснений, которые содержат МСФО, а также всех изменений международных стандартов;
• необходимость создания и внедрения новой нормативной базы бухгалтерского учета, решения проблемы регулирования бухгалтерского учета на национальном уровне.
Процессы гармонизации и стандартизации финансовой отчетности начались в мировой экономике с начала 70-х годов XX века, и продолжаются в настоящее время. Необходимость применение МСФО государственных предприятий Республики Таджикистан обусловлена многомерным характером оценки эффективности их деятельности. С одной стороны, государство должно контролировать экономическую эффективность предприятий государственного сектора. С другой стороны, на государственные предприятия возложены и некие специальные задачи, связанные с реализацией стратегических целей государства. Для контроля за результативностью решение этих задач органы государственного управления должны быть обеспечены информацией, основу которой составляет финансовая отчѐтность государственных предприятий.
Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО ОС путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.
Список литературы
1. Методические рекомендации по переходу на ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями МСФО. Утверждено Распоряжением Министерства финансов Республики Таджикистан от 27 мая 2004 г. № 68.
2. Постановление Правительства Республики Таджикистан «О дополнительных мерах по внедрению Международных стандартов финансовой отчетности в Республике Таджикистан» от 3 октября 2006 года № 465.
3. Постановление Правительства Республики Таджикистан «О Международных стандартах финансовой отчетности» от 4 ноября 2002 г. № 428.
4. Перевод Международные стандарты финансовой отчетности для государственного сектора Министерство Финансов РФ http://old.minfin.ru/ru/budget/sfo/msfo/.
5. Домбровская Е.Н. О применении МСФО в общественном секторе экономики России / Е.Н. Домбровская //Международный бухгалтерский учет. 2012. № 34. КонсультантПлюс: www.consultant.ru.
6. Опыт применения международных стандартов финансовой отчетности в государствах - участниках СНГ// Международный бухгалтерский учет. 2011. № 9. КонсультантПлюс: www.consultant.ru.
8. Низомов С.Ф. реформа бухгалтерского учета в Республике Таджикистан: программы и перспективы развития // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 2.
9. Стратегия по внедрению Международных стандартов финансовой отчетности и Международных стандартов аудита в Республике Таджикистан на 2013–2018 гг.: утв. По становлением Правительства РТ от 02.05.2013 г. № 202. URL: http://konun.tmweb.ru/R/ 105672.htm.
10. Ткаченко Л.И. Совершенствование бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС) // Проблемы учета и финансов. 2013. № 4 (12).
11. http://www.epsas.eu/en/ipsas-the-standards.html.