Кузовлева И.Ю. Современные аспекты инновационного подхода к различным уровням управления

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

Образец ссылки на эту статью: Кузовлева И.Ю. Современные аспекты инновационного подхода к различным уровням управления // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 1. С. 4.

УДК 658.336

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА К РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЯМ УПРАВЛЕНИЯ

Кузовлева Ирина Юрьевна

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), преподаватель кафедры управления, +7 (495) 684 2526.

Статья посвящена исследованию аспектов инновационного развития хозяйственных систем на уровне управления страной в целом, регионами и локальными территориями, а также предприятиями и организациями.
Поиск новых возможностей и механизмов в разработке и внедрении инноваций тесно связан с разработкой моделей инновационного развития, которые предусматривают повышение конкурентоспособности отдельных предприятий, их объединений и национальной экономики в целом на основе использования в производстве интеллектуального и научно-технического потенциала.
Ключевые слова: инновационные процессы; уровни управления; микроуровень; мезоуровень; макроуровень; хозяйствующие системы; модели инновационного развития; генезис инновационного развития; управление инновационным развитием.

MODERN ASPECRS OF THE INNOVATIVE APPROACH TO VARIOS LEVELS OF MANAGEMENT

Kuzovleva Irina Yurevna

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), lecturer in management, +7 (495) 684 2526.

The article is devoted to the study of aspects of innovative development of economic systems at the level of governance in General, regions and local areas, as well as individual companies and organizations. The search for new opportunities and mechanisms in the development and implementation of innovation is closely linked to the development of models of innovative development, which include improving the competitiveness of individual enterprises, their associations and national economy as a whole on the basis of use in the production of intellectual and scientific-technical potential.
Key words: innovative processes; management levels; micro level; meso level; macro level; the economic system; innovative development models; the Genesis of innovation development; management of innovative development.

Развитие экономики государства в современных условиях основывается на инновационной активности хозяйственных систем и применении инновационного подхода рыночных отношениях. Инновационная активность национальной экономики основана на результатах функционирования организаций, которые осуществляют инновации в различные сферы деятельности. Нововведения становятся стратегическим фактором роста, воздействуют на структуру общественного производства, преобразуют экономику страны, стабилизируют социальную политику в государстве.
В условиях развития инновационных процессов предполагается формирование инновационного пространства, объединяющего потоки инновационного взаимодействия субъектов инновационной деятельности на макро-, мезо- и микроуровне и способствующее межотраслевой рекомбинации и диффузии инновационных идей и результатов интеллектуальной деятельности между различными секторами экономики и отраслями знаний.
Инновационное развитие хозяйственных систем, таким образом, рассматривается на уровне управления страной в целом, регионами и локальными территориями, а также хозяйствующими субъектами предприятиями и организациями (макро- мезо- и микроуровень).
На микроуровне в качестве хозяйствующей системы рассматриваются отдельные предприятия, организации, предпринимательские фирмы.
На мезоуровне под хозяйственной системой следует понимать совокупность хозяйствующих субъектов; формальных и неформальных институтов и объединений, институтов государственной власти, трудовых ресурсов, социально-экономических и хозяйственных процессов, природных и материальных элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и внешней средой.
На макроуровне хозяйствующей системой признана экономика страны в целом, с присущими ей проблемами, перспективами и тенденциями экономического развития.
Формирование и реализация инновационной политики должны основываться на создании такой системы, которая позволит в кратчайший срок и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этим потенциалом могли бы пользоваться как малые, так и крупные предприятия всех форм собственности.
Исходя из территориальных, отраслевых и структурных различий научно-технического потенциала страны можно выделить следующие модели инновационного развития (см. рис. 1).


Поиск новых возможностей и механизмов в разработке и внедрении инноваций тесно связан с разработкой моделей инновационного развития, которые предусматривают повышение конкурентоспособности национальной экономики. Главный критерий, положенный в основу выбора модели инновационного развития – достижение наибольшей эффективности хозяйствования.
Инновационное развитие актуально на всех уровнях управления, при этом на макроуровне происходит выделение национальных приоритетов инновационного развития и создание государственной организационно-экономической системы управления инновационными процессами по структуре их использования; на мезоуровне – формирование системы инновационного взаимодействия (бизнеса, государства, социума) развитие инновационной деятельности в регионах; на микроуровне - создание финансовой системы стимулирования инновационных процессов с привлечением бизнеса активизация инновационной деятельности на предприятиях промышленности.
В современных российских условиях, когда большинство предприятий не имеют необходимых ресурсов на переоснащение производства, этот подход позволит при сравнительно небольших затратах обеспечить доступ к современным технологиям практически всем заинтересованным предприятиям независимо от их величины и объемов производства.


Вопросы модернизации и необходимости инновационного развития обсуждались в российских общественно-политических кругах, начиная с 2000-х годов. В последнее время данные обсуждения преобразовались в более активные попытки формирования инновационной экономики и развертывания модернизационных процессов в российской промышленности.
Проблема формирования, становления и инновационного развития в России заключается в том, что данный процесс должен произойти в весьма сжатые исторические сроки при отсутствии многих условий для его развития.



Инновационное развитие управления должно быть обеспечено выполнением комплекса следующих процедур по решению проблем инновационного развития на микро-, мезо- и макроуровнях (см. рис. 3).
Как следует из рисунка 3, в целях обеспечения эффективного инновационного развития на всех уровнях необходимо осуществление различных действий.
На макроуровне включение инновационного фактора роста потребует радикального изменения системы финансовой поддержки науки и инноваций за счет ограниченного в два раза увеличения бюджетных расходов, в том числе к 2015 году на 80 %, привлечения коммерческих средств в 6,9 раз превышающих их современный уровень в том числе до 2015 г. на 80 %. В период 2015-2020 гг. в структуре затрат должны учитываться возможности государственного бюджета и создаваемой экономической системы стимулирования.
Основными источниками и формами финансовой поддержки инноваций со стороны государства является государственный бюджет и налоговые льготы. Наряду с бюджетным финансированием институтов в структуре федерального бюджета разрабатываются целевые программы. Эти программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства. Они представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в разных областях развития.
На мезоуровне решению проблем инновационного развития будет способствовать возрастание роли новых центров инновационного экономического роста, опирающихся на концентрацию кадрового и технологического потенциала, существенным образом влияющих на трансформацию территориальной структуры расселения и распределения трудовых ресурсов, прежде всего: крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом; территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях российской экономики; туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг на территориях с уникальными природно-климатическими условиями; крупных транспортно-логистических узлов и производственных комплексов.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., стратегической целью формирования национальной инновационной экономики, является комплексное прогрессивное развитие производства, различных отраслей и территорий, которое будет способствовать обеспечению конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке, что приведет к росту благосостояния общества.
Для реализации поставленных в Концепции целей на сегодняшний день необходимо сформировать такую инновационную инфраструктуру, которая бы способствовала развитию инноваций, основанных на высоких производственных технологиях. При этом следует учитывать, что эффективность такого рода инфраструктуры находится в прямой зависимости от уровня развития инновационной деятельности в отдельно взятом регионе. В современных условиях выигрышную позицию имеют те регионы, где созданы наиболее благоприятные условия для создания и реализации новых научно-технических идей, внедрения перспективных технологий и разработок
На микроуровне к приоритетным задачам, способствующим решению проблемы устойчивого и эффективного развития экономики следует отнести: создание и эффективное использование научно-исследовательского подразделения фирмы, если это крупное прибыльное предприятие, или заключение договора об оказании НИОКР с соответствующим отраслевым вузом или иным научным коллективом, имеющим новые идеи и разработавшими технологии их применения; обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий за счет использования маркетинговых и фандрейзинговых технологий; защита прав участников (учредителей) инновационного и производственного процесса, четкое разграничение ответственности каждого из них, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале; реализация интересов акционеров, инвесторов и кредиторов в получении необходимой информации о финансовой стратегии по реализации инновации, прозрачность финансово-экономического состояния предприятий; четкое соблюдение контрактных обязательств между всеми участниками оперативной, венчурной и стратегической деятельности предприятия; переподготовка работников предприятия именно для реализации инновационного проекта.
Успешность адаптации российских фирм к инновационной экономике во многом зависит от решения общих проблем по созданию благоприятных предпосылок для развития инновационной инфраструктуры на всех уровнях управления национальным инновационным развитием (микро, мезо- и макроуровень).
Управление инновационным развитием необходимо точно также проектировать, как и любую систему. Необходимо не только определять задачи, стоящие перед хозяйственными системами, но и создавать процедуру, обеспечивающую переход в это состояние, определять необходимые ресурсы, разрабатывать бизнес-процессы инновационной деятельности, а также эффективную структуру управления инновационным развитием хозяйственных систем на микро-, мезо- и макроуровнях, основываясь на эффективной инновационной инфраструктуре.
Реформирование экономики требует обеспечения мирового класса качества производимых товаров, своевременного обновления продукции предприятиями и максимальной заинтересованности внедрения нововведений; высокой инновационной активности на базе собственного развивающегося потенциала. Вместе с тем мировая практика показывает, что государственная поддержка инновационной деятельности объективно необходима.
Необходимо обеспечить развитие инновационной инфраструктуры на всех уровнях управления в государстве, поскольку она является мощным рычагом, с помощью которого возможно обеспечить развитие производства и наполнить рынок новой или улучшенной конкурентоспособной продукцией.

Список литературы

1. Антонов И.Ю. Инновационное развитие экономики России: состояние, перспективы: Монография. М.: Интеграция, 2012. 251 с.

2. Маноим В.Н. Проблемы инновационного развития Российских предприятий / Инновационное развитие России: условия, противоречия, приоритеты, Часть I / Материалы IX международной научной конференции 28 марта, 2013 г., Москва / отв. ред. Ю.С. Руденко, А.В. Семенов. М.: Новые печатные технологии, 2013. 388 с.
3. Смелова О.В. Проблемы модернизации и перехода к инновационной экономике // Проблемы современной экономики. 2012. № 3 (43). С. 16 – 19.

4. Экономика инновационного развития / под ред. М.В. Кудиной, М.А. Сажиной. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2014. 250 с.

5. Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minregion.ru/OpenFile.ashx/koncept.doc?AttachID=16.

6. Науменко Я.Н. Проблемы инновационного развития экономики [Электронный ресурс] / Я.Н. Науменко, В.В. Ровенская, М.Н. Яковенко. – Режим доступа: http://www.be5.biz/ekonomika1/r2012/2300.htm.