Дембич Н.Д. Организация предметно-пространственной среды детского образовательного учреждения
Дембич Н.Д. Организация предметно-пространственной среды детского образовательного учреждения
Образец ссылки на эту статью: Дембич Н.Д. Организация предметно-пространственной среды детского образовательного учреждения // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 1. С. 12.
УДК 747.012
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дембич Наталья Дмитриевна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), заведующая кафедрой дизайна среды, кандидат искусствоведения. +7 (495) 684-25-26.
В статье рассматриваются вопросы организации предметно-пространственной среды функциональных зон дошкольного отделения Московской Вальдорфской школы имени А. Пинского (школа № 1060). Также автор формулирует основные требования к интерьеру детского дошкольного учреждения. В результате выполненного исследования разработаны практические решения по организации среды в существующем дошкольном отделении, нахождению новых идей в интерьере, связанных с современным образовательным процессом, выработке подходов взаимодействия с архитектурой, что способствует визуальному исправлению недостатков устаревшей типовой архитектуры здания.
Ключевые слова: дошкольное отделение; начальная школа; система факторов развития; развивающая предметно-пространственная среда; стилистическое направление; интерьерное решение; вальдорфская педагогическая система; эстетический эффект.
ORGANIZATION OF SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENY OF CHILDREN'S EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Dembich Natalya Dmitrievna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), head of Department of environmental design of Institute of business and design, assistant professor of art criticism. т.: +7 (495) 684-25-26.
In article questions of the organization of the subject and spatial environment of functional zones of preschool office of the Moscow Valdorfsky school of A. Pinsky are considered (school No. 1060). Also the author formulates the main requirements to an interior of preschool institution. As a result of the executed research practical decisions on the organization of Wednesday in the existing preschool office, to finding of the new ideas in an interior connected with modern educational process, elaboration of approaches of interaction with architecture that promotes visual correction of shortcomings of an outdated standard general architecture are developed.
Keywords: pre-school Department; elementary school; the system of factors of development; developing subject-spatial environment; stylistic direction; interior solution; the Waldorf pedagogical system; aesthetic effect.
Суть концепции проекта заключается в том, чтобы на основе проведенного анализа с использованием технологии дизайна и эргономики создать единую развивающую предметно-пространственную среду. Для достижения наилучших результатов активного воздействия окружающей среды на развитие личности ребенка следует выбрать гибкие проектные и производственные технологии, организованные по принципу модульных конструкторов.
Основой концепции проекта является реальный заказ от Московской Вальдорфской школы имени А. Пинского на проектирование предметно- пространственной среды для дошкольного отделения, которое располагается по адресу: Стремянный переулок, д. 10, и начальной школы, которая с 2014 г. обосновалась на втором этаже общеобразовательной школы на Люсиновской.
Таким образом, данный проект предполагает формирование единого стилистического образа, на базе образовательной системы Вальдорфской школы имени А. Пинского.
С использованием технологии дизайна и эргономики для детского сада разработаны: дизайн фасада, планировочное решение участка детского сада и интерьеры, а для начальной школы – рекреационная зона.
Объект проектирования представляет собой ряд функциональных зон детского дошкольного учреждения, в том числе, игровая; спальня; гардеробная; прилегающая территория к детскому дошкольному учреждению; фасад здания; рекреационная зона для начальной школы, расположенная на 2-м этаже в здании на Люсиновской.
Объемно – пространственное, стилистическое и цветовое решение. Основной задачей при выборе стиля для детского дошкольного отделения является соединение привычных для вальдорфской системы подходов к организации предметно-пространственной среды, с новыми современными формами, предоставляющими детям наибольшие возможности для активной развивающей деятельности [4].
Вальдорфское образование уделяет особое внимание архитектуре и внутренним пространствам своих школ, в которых обучение является художественным процессом.
В течение многих десятилетий дизайн и архитектура вальдорфских школ, которые были построены уже в наше время, публично высоко оценивались, как с функциональной точки зрения, так и с точки зрения эстетики.
В основе каждого проекта лежат принципы органического формообразования. С учетом этого в проекте выбрано органическое и экологическое стилистическое направление, а основным образным мотивом, стал сказочный домик хоббита. Дом хоббита соответствует понятию об уюте сильнее, чем любой другой дом, который приходилось видеть. Поэтому хоббитская нора расценивается как образец уюта (см. рис.1).
Рисунок 1 – Дом Хоббита
Первый шаг в проектировании среды начинается в детском саду, где главным пространством является игровая комната, общая площадь которой составляет 62 кв. м (см. рис. 2)
При работе над объемно-пространственным решением было учтено, что это помещение имеет самую большую функциональную нагрузку и обозначили наличие неких центров (центр игры, центр творчества, центр строительно- конструктивных игр, физкультурно-оздоровительный центр) эти центры базируются на основных видах деятельности детей: познание, творчество, коммуникации, социализации и т.д. За счет специально разработанных мобильных и трансформируемых элементов предметной среды этого помещения появилась возможность изменений, позволяющих по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Сообразно характеру образовательного процесса разнообразные варианты среды могут разрабатываться самими педагогами. Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, обладают возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, т. е. иметь подвижные, трансформируемые границы - «пульсирующее пространство» [6].
Рисунок 2 – Игровая комната
В проекте представлены варианты трансформаций в виде схем, которые в дальнейшем могут послужить неким пособием по взаимодействию педагога с предметно-пространственной средой. Стилистическое и цветовое решение этого помещения должно задать тон всему проекту.
Цвета были подобраны нежных пастельных тонов. Предпочтение отдано нежно розовому цвету, который придает пространствам вид, сравнимый с цветущей яблоней. Также были использовали оттенки персикового от почти оранжевого до цвета слоновой кости. Эти цвета создают атмосферу спокойствия и защищенности. В спальне тона становятся более спокойными. К нежным оттенкам красок отлично подошел естественный цвет светлого дерева. Именно использование натурального дерева в мебели, игровых элементах, а также в отделке, как внутренних помещений на уровне тактильной доступности, так и фасада, достигается целостность решения. Также дерево является художественным образом, как олицетворение жизни в разных ее аспектах и проявлениях.
На фасаде применен архитектурно-художественный прием «плоскостной аппликации» в виде узнаваемых силуэтов стволов деревьев [12] (см. рис. 3).
Рисунок 3 – Фасад здания
Внутренняя среда ДОУ и начальной школы формировались комплексно.
Интерьер функциональных зон детского сада. Интерьеры детского сада и начальной школы имеют целостное стилистическое решение. При этом учитывалось, что интерьеры, в первую очередь, должны подчиняться современным стандартам, нормам СанПиНа (2.4.1.1249-03) и Федеральным государственным требованиям (ФГТ) к организации предметно- развивающей среды.
Основная идея дизайна заключается в создании наиболее естественных цветов, материалов и форм интерьера, соответствующих вальдорфской педагогической концепции. Сочетание натуральных материалов и теплых оттенков интерьера создают все условия для спокойного, комфортного и в то же время интересного времяпрепровождения детей [6].
Для многоцелевой игровой комнаты, разработан свет, который в полной мере дополняет «смену декораций», делая акцент над определенной функциональной зоной, вынося ее на первый план. В различных зонах интенсивность освещенности, соответствует видам деятельности (отдых, чтение, пение, художественное творчество, свободная игра, прием пищи и т.п.). С помощью возможности светильников менять цвет, в праздничные дни создается совершенно особенная атмосфера, отличная от повседневной.
Системы контроля помогают экономить электроэнергию в дневное время, а также изменять яркость и цвет освещения в различных зонах.
Сами светильники представляют собой несколько пластин, которые вместе образуют органическую форму многослойного облака (см. рис. 4). Подобно естественному облаку эти светильники распространяют рассеянный свет, отчего создается впечатление, что за ними прячется солнце.
Для придания особой мягкости атмосфере, подсветка размещена в темных углах. Главными декораторами помещения являются дети и воспитатели. Интерьеры оформляются натуральными тканями и поделками, сделанными своими руками из натуральных материалов. Смена декораций ориентирована на тематические сюжеты, связанные со сменой сезона или отмечанием праздников. В связи с этим фоновые поверхности стен, потолков и пола решены относительно нейтрально. Также в садике проводится большое количество смежных мероприятий, которые требуют быстрого и нетрудоемкого процесса «смены декораций» например, для передачи настроения сказки.
Рисунок 4 - Светильники в игровой
Вышеперечисленные декоративные элементы, наиболее эффектно работают на просвет, поэтому были созданы деревянные треугольные вставки в проемы окон ( см. рис. 5).
Рисунок 5 - Декоративное оформление окна
Эти вставки имеют органическую форму ветвей дерева, к которым можно подвешивать ткани и поделки детишек. В тоже время эти вставки смягчают жесткую прямоугольную геометрию проемов окон.
Мебель в проекте представлена в секционном и модульном вариантах, состыковывающихся в разные композиции. В ряде случаев она помогает организовать несколько функций в одном помещении. В случае, если группа переполнена, это позволяет освободить необходимое для нормального функционирования место.
Для игровой были разработали два вида стеллажей с простой и четкой конструкцией – «стеллаж 1» и «стеллаж 2».
«Стеллаж 1» предназначен для модульной мебели, которая составляется в определенную композицию для встраивания в специально предназначенную секцию, за счет этого приема и стеллаж и мебель представляют единый объем. Секции предназначены для хранения столов, стульев, табуреток, ширм, сундука с конструктором, художественных материалов, элементов декорирования и реквизита для сюжетно – ролевых игр.
«Стеллаж 2» предназначен для организации предметно – развивающей среды, которая представлена в виде материалов «повествующих» об окружающем мире. Все эти материалы в открытом доступе и могут использоваться в свободной и творческой игре.
На фоне основной плоскости стеллажа, цвета белой глины, ниши являются ненавязчивыми цветовыми пятнами, из–за цветной отделки внутренних стенок, также в нишах встроена светодиодная подсветка. При проектировании этого стеллажа удалось привнести ощущение первобытности, создать некое подобие теплого очага.
В нишах стоят произведения декоративного искусства, в свободном доступе имеются природные материалы – шишки, камушки, ракушки, маленькие брусочки. Где-то за таинственной дверью живут гномы и феи – это игрушки ручной работы, выполненные из валяной шерсти, а где-то хранятся сундучки с секретами.
Есть у стеллажа и самая главная центральная ниша со столом для сменяющихся сезонных тематических экспозиций.
Все представленные в проекте стеллажи, могут собираться в разных конфигурациях в зависимости от планировки помещения.
Также в проекте представлена специально разработанная модульная мебель. Модульный стол имеет возможность к трансформации. Когда нужно освободить помещение, он складывается и задвигается в секцию стеллажа, в сложенном виде он занимает очень мало места. Процесс трансформации происходит легко и быстро, а механизмы и компоненты отвечают требованиям надежности и безопасности. При необходимости столы выдвигаются и составляются в необходимые для определенного момента композиции, так как столы достаточно легкие, это могут делать сами дети. Стулья и табуретки, также составляются в композицию и могут задвигаться в стеллаж.
Вся сконструированная мебель визуально объединена единой пластической темой. Прямым мягким линиям, придают динамику пластичные изгибы. Для создания необходимой формы у стульчиков и табуреток, использовалась клееная фанера. Предложенная мебель хорошо сочетается с уже существующей в этой игровой предметной средой.
Для покраски потолка использовалась белая водоэмульсионная краска. В спальне детишки бегают босиком, поэтому к выбору пола в этом помещении необходимо подойти со всей ответственностью. Для напольного покрытия был выбран материал – сизаль. Его делают из листьев агавы. Кроме экологичности этот материал обладает ещё одним интересным свойством: используя его, можно создать полноценный интерьер под старину. Из сизаля раньше делали циновки, преимущественно в сельских домах, плели из него же разнообразные безделушки и прочные тросы, даже мебель изготавливали. Но в проекте наибольший интерес представляла именно циновка. Разумеется, современное напольное покрытие существенно отличается от обычной циновки — ведь его придётся закрепить, а значит, не будет возможности свернуть и вытряхнуть. Поэтому современное покрытие из сизаля дополнено латексной подложкой, иногда в сизаль добавляют шерстяную нить — это добавляет ещё прочности.
Гардеробная. Обычно с улицы дети с родителями сразу попадают в раздевалку. Поэтому, создавая дизайн интерьера детского сада, важно так оформить раздевалку, чтобы она привлекала и заинтересовывала ребенка (см. рис. 6).
Стены отделаны декоративной штукатуркой и разбиты на плоскости разных оттенков: песочно-розовый и нежно- голубой. Также в отделке стен на уровне тактильной доступности используются стеновые панельки из натурального светлого дерева, которые плавными линиями и изгибами переходят в дверную рамку, а затем становятся декоративным информационным стендом.
Пол отделан тем же материалом, что и игровая комната – паркетная доска. Потолок покрашен белой водоэмульсионной краской.
Для освещения гардеробной использовались шарообразные абажуры из рисовой бумаги разного размера. В качестве источников дополнительного света, служат светильники – споты.
Рисунок 6 - Гардеробная
Потолок драпирован легкой белой тканью, этим приемом мы хотим достигнуть ощущения воздушности. На стенах, под самым потолком выполнено стилизованное изображение облаков.
В проемах окон расположены деревянные треугольные вставки. Эти декоративные элементы имеют органическую форму ветвей дерева, к которым можно подвешивать ткани поделки детишек. В тоже время эти вставки смягчают жесткую прямоугольную геометрию проемов окон.
Также оригинальным украшением интерьера послужили подвесные мобили с бабочками. Эти невесомые конструкции приходят в движение от малейшего дуновения ветра.
Раздевалка включает индивидуальные шкафчики для детей, сушильный шкаф для одежды и обуви, скамьи для переодевания. Также предусмотрен шкаф для одежды сотрудников. Вся мебель выполнена из натурального дерева и имеет единое стилистическое решение, основанное на ограниченном наборе форм и едином принципе формообразовании.
Экстерьерное решение. За основу создания дизайна фасада взят художественный образ, ориентированный на детское восприятие. Данный подход совсем не означает введение, например, буквальных изображений представителей животного мира или навязчивых элементов наглядной агитации из советского прошлого.
Главным качеством рисунка при всей его образности должны оставаться ненавязчивость и уравновешенность. Однако согласно требованиям эстетической выразительности, обучающим и воспитательным функциям детского сада, очень важно сделать пространство не банальным, а отличающимся от среды казенных «взрослых» учреждений.
Стилизованное изображение приобретает качества монументальности. Тема растительного мира может быть выражена посредством простых геометрических форм, заполняющих всю плоскость стены фасада. Такая композиция в силу своей условности будет удачно взаимодействовать с архитектурной средой. Абстрактные формы, ритмы, композиции могут быть с успехом использованы в оформлении плоскостей стен. Кроме того, стилизация позволяет наиболее удачно вписать художественно образные аспекты в архитектурную среду. Стилизованные, упрощенные формы, согласно мнению психологов, приобретают качества монументальности, приобретают большую эстетическую ценность, способствуют формированию единства всех пространств в архитектурном ансамбле.
На фасаде применен архитектурно-художественный прием «плоскостной аппликации» в виде узнаваемых силуэтов стволов деревьев (см. рис. 7).
Рисунок 7- Фасад
В основе планировки прилегающей территории, лежит принцип функциональной и тематической организации, предполагающий выделение различных зон: «Эко» игровая зона («сад ощущений»); спортивно-игровая зона (песочницы и игровые площадки); спортивная зона (спортивные комплексы).
На территории, прилегающей к детскому саду, были разработаны прогулочные участки разной конфигурации, трассировка пешеходных путей с развитой системой визуальных указателей, что дает возможность использования сюжетов разнообразных постановочных игр.
Средствами архитектурно-художественной выразительности выступают разнообразие форм, используемых в очертании площадок, виды покрытий и рельеф. Использование дугообразных линий границ площадок наряду с прямыми участками, позволяет достигать нестандартных интересных решений трассировки территории.
Использование разнообразных фактурных материалов для покрытий, теплых оттенков служит вспомогательным средством в художественной схеме организации прогулочной территории. Было сделано расширение диапазона игровых средств для прыганья, лазанья и устройства лабиринтов.
Помимо стандартных детских игровых и спортивных комплексов, мы предлагаем создать игровые площадки из естественных материалов, например большие песочницы, вокруг которых организованы деревянные настилы из террасной доски.
Особое внимание было уделено организации экологического пространства на территории детского сада, т.к. он находится на пересечении улиц с интенсивным движением автотранспорта. Зеленый щит создает благоприятную среду, защищает от пыли, уменьшает попадание на территорию выхлопных газов, увеличивает процент кислорода в составе воздуха, делает его умеренно влажным. Кроме того, разнообразные растения интересны в познавательном плане и полезны в оздоровительном. Дети могут познакомиться с особенностями роста растений нашего региона, приобщиться к труду на земле, применять свои знания на практике.
Также для обеспечения благоприятных микроклиматических параметров использованы «живые» изгороди, грунтовые насыпи, искусственные потоки воды – флоуформы.
Таким образом, на основе изучения психологии восприятия и возрастных особенностей современного дошкольника, в проекте создано средовое пространство, в котором ребенок будет чувствовать себя защищенным, где ему будет интересно и уютно.
В результате исследования требований пользователей здания, связанных с организацией образовательного и других функциональных процессов, был выявлен принцип формообразования внешнего и внутреннего пространства.
К основным результатам исследования, определяющим новизну работы, следует отнести:
• новую разработанную мебель, позволяющую добиться открытости, динамичности и вариабельности использования в формах и методах педагогической деятельности, предметно-пространственной организации помещений;
• возможность компенсации недостатка освещенности за счет разработки специальных светильников, которые в полной мере отвечают нормативным требованиям, и обеспечивают интенсивность освещенности, соответствующую видам деятельности (отдых, чтение, пение, художественное творчество, свободная игра, прием пищи и т.п.);
• обеспечение возможности изменения пространства под разные сценарии за счет декоративных элементов в виде деревянных треугольных вставок в проемы окон;
• возможность визуально исправить недостатки устаревшей типовой архитектуры здания за счет разработки практичных решений к организации среды в существующем детском саду и нахождения новых идей в интерьере.
Список литературы
1. Архитектура и антропософия. Составитель и ответственный редактор Анна Соколина. М.: Издательство КМК, 2001. 220 с.
2. Анохина Т. Как организовать окружающую среду / Т. Анохина // Дошкольное воспитание. 1999. № 5. С. 32-34.
3. Внешняя среда и психическое развитие / под ред. Р. В. Тонковой – Ямпольской, Е. Шмит – Кольмер, Э. Хабинаковой. Совместное издание СССР – ГДР – ЧССР. М.: Медицина, 1984. 208 с.
4. Грашин А.А. Дизайн детской развивающей предметной среды. М.: Архитектура, 2008. 296 с.
5. Денисенкова И. Как организовать окружающую среду/ И. Денисенкова // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С.17-21.
6. Железнова С.В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении / Дошк. образоват. учрежд. № 122 “Солнышко” г. Тольятти [Текст]: /С.В. Железнова, Т.А. Фалькова. Ульяновск, 2001. 72 с.
7. Земул С.Г., Махонько Б. А. Архитектурная типология зданий и сооружений. М.: ЭКСМО, 2004. 90 с.
8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
9. Кристофер Дей. Места, где обитает душа (архитектура и среда как лечебное средство). М.: Издательство «Ладья», 2000. 97 с.
10. Майер А.А. Социально – педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения как открытой и развивающейся системы / Социальная работа: Сб. науч. Центр Кемерово, 2004. 91 с.
11. Новоселова С. Развивающая предметная среда [Текст] : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Новоселова. – М.: Просвещение, 2001. – 89 с.
12. Овчинникова Е.В. Сущность единой предметно – образовательной среды и ее функции // Искусство и образование. 2008. № 1. С.37-43.
13. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст]: / Н.А.Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004. 174 с.
14. Родионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / О.Р. Родионова. М., 2000. 18 с.
15. СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. М.: 2010.
16. Элизабет М. Грюнелиус Вальдорфский детский сад. М.: Издательство МПИ «Мир книги», 1992. 64 с.
17. Реализация ФГТ в ДОУ «Федеральные государственные образовательные требования» режим доступа: http://doy-90.edusite.ru/p10aa1.html.
18. Предметно-развивающая среда режим доступа: http://dou73.rybadm.ru/p7aa1.html.
19. Использование предметно-развивающей среды как условия обогащения игры-драматизации режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=584687.
20. Метод проектов на примере садов Реджио Эмилия режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/04/13/metod-proektov-na-primere-sadov-redzhio-emiliya.
21. Вальдорфская педагогика режим доступа: http://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/valdorfskaya_metodika/id/953.
22. Альтернативы Вальдорфской педагогики. Режим доступа: http://rudolf-steiner.ru/50000132/1532.html.
23. Дизайн интерьера детского сада. Все о дизайне интерьера. Режим доступа: http://designm3.ru/dizayn_interera_detskogo_sada.
24. Новые санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным организациям режим доступа: http://www.profiz.ru/sec/6_2013/novij_sanpin/.
25. Освещение в детских садах и игровых комнатах. режим доступа: http://glamox.com/ru/solutions/primary-schools.
26. Особенности создания предметно-развивающей среды в детском саду режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/502889/.
УДК 747.012
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дембич Наталья Дмитриевна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), заведующая кафедрой дизайна среды, кандидат искусствоведения. +7 (495) 684-25-26.
В статье рассматриваются вопросы организации предметно-пространственной среды функциональных зон дошкольного отделения Московской Вальдорфской школы имени А. Пинского (школа № 1060). Также автор формулирует основные требования к интерьеру детского дошкольного учреждения. В результате выполненного исследования разработаны практические решения по организации среды в существующем дошкольном отделении, нахождению новых идей в интерьере, связанных с современным образовательным процессом, выработке подходов взаимодействия с архитектурой, что способствует визуальному исправлению недостатков устаревшей типовой архитектуры здания.
Ключевые слова: дошкольное отделение; начальная школа; система факторов развития; развивающая предметно-пространственная среда; стилистическое направление; интерьерное решение; вальдорфская педагогическая система; эстетический эффект.
ORGANIZATION OF SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENY OF CHILDREN'S EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Dembich Natalya Dmitrievna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), head of Department of environmental design of Institute of business and design, assistant professor of art criticism. т.: +7 (495) 684-25-26.
In article questions of the organization of the subject and spatial environment of functional zones of preschool office of the Moscow Valdorfsky school of A. Pinsky are considered (school No. 1060). Also the author formulates the main requirements to an interior of preschool institution. As a result of the executed research practical decisions on the organization of Wednesday in the existing preschool office, to finding of the new ideas in an interior connected with modern educational process, elaboration of approaches of interaction with architecture that promotes visual correction of shortcomings of an outdated standard general architecture are developed.
Keywords: pre-school Department; elementary school; the system of factors of development; developing subject-spatial environment; stylistic direction; interior solution; the Waldorf pedagogical system; aesthetic effect.
Суть концепции проекта заключается в том, чтобы на основе проведенного анализа с использованием технологии дизайна и эргономики создать единую развивающую предметно-пространственную среду. Для достижения наилучших результатов активного воздействия окружающей среды на развитие личности ребенка следует выбрать гибкие проектные и производственные технологии, организованные по принципу модульных конструкторов.
Основой концепции проекта является реальный заказ от Московской Вальдорфской школы имени А. Пинского на проектирование предметно- пространственной среды для дошкольного отделения, которое располагается по адресу: Стремянный переулок, д. 10, и начальной школы, которая с 2014 г. обосновалась на втором этаже общеобразовательной школы на Люсиновской.
Таким образом, данный проект предполагает формирование единого стилистического образа, на базе образовательной системы Вальдорфской школы имени А. Пинского.
С использованием технологии дизайна и эргономики для детского сада разработаны: дизайн фасада, планировочное решение участка детского сада и интерьеры, а для начальной школы – рекреационная зона.
Объект проектирования представляет собой ряд функциональных зон детского дошкольного учреждения, в том числе, игровая; спальня; гардеробная; прилегающая территория к детскому дошкольному учреждению; фасад здания; рекреационная зона для начальной школы, расположенная на 2-м этаже в здании на Люсиновской.
Объемно – пространственное, стилистическое и цветовое решение. Основной задачей при выборе стиля для детского дошкольного отделения является соединение привычных для вальдорфской системы подходов к организации предметно-пространственной среды, с новыми современными формами, предоставляющими детям наибольшие возможности для активной развивающей деятельности [4].
Вальдорфское образование уделяет особое внимание архитектуре и внутренним пространствам своих школ, в которых обучение является художественным процессом.
В течение многих десятилетий дизайн и архитектура вальдорфских школ, которые были построены уже в наше время, публично высоко оценивались, как с функциональной точки зрения, так и с точки зрения эстетики.
В основе каждого проекта лежат принципы органического формообразования. С учетом этого в проекте выбрано органическое и экологическое стилистическое направление, а основным образным мотивом, стал сказочный домик хоббита. Дом хоббита соответствует понятию об уюте сильнее, чем любой другой дом, который приходилось видеть. Поэтому хоббитская нора расценивается как образец уюта (см. рис.1).
Рисунок 1 – Дом Хоббита
Первый шаг в проектировании среды начинается в детском саду, где главным пространством является игровая комната, общая площадь которой составляет 62 кв. м (см. рис. 2)
При работе над объемно-пространственным решением было учтено, что это помещение имеет самую большую функциональную нагрузку и обозначили наличие неких центров (центр игры, центр творчества, центр строительно- конструктивных игр, физкультурно-оздоровительный центр) эти центры базируются на основных видах деятельности детей: познание, творчество, коммуникации, социализации и т.д. За счет специально разработанных мобильных и трансформируемых элементов предметной среды этого помещения появилась возможность изменений, позволяющих по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Сообразно характеру образовательного процесса разнообразные варианты среды могут разрабатываться самими педагогами. Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, обладают возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, т. е. иметь подвижные, трансформируемые границы - «пульсирующее пространство» [6].
Рисунок 2 – Игровая комната
В проекте представлены варианты трансформаций в виде схем, которые в дальнейшем могут послужить неким пособием по взаимодействию педагога с предметно-пространственной средой. Стилистическое и цветовое решение этого помещения должно задать тон всему проекту.
Цвета были подобраны нежных пастельных тонов. Предпочтение отдано нежно розовому цвету, который придает пространствам вид, сравнимый с цветущей яблоней. Также были использовали оттенки персикового от почти оранжевого до цвета слоновой кости. Эти цвета создают атмосферу спокойствия и защищенности. В спальне тона становятся более спокойными. К нежным оттенкам красок отлично подошел естественный цвет светлого дерева. Именно использование натурального дерева в мебели, игровых элементах, а также в отделке, как внутренних помещений на уровне тактильной доступности, так и фасада, достигается целостность решения. Также дерево является художественным образом, как олицетворение жизни в разных ее аспектах и проявлениях.
На фасаде применен архитектурно-художественный прием «плоскостной аппликации» в виде узнаваемых силуэтов стволов деревьев [12] (см. рис. 3).
Рисунок 3 – Фасад здания
Внутренняя среда ДОУ и начальной школы формировались комплексно.
Интерьер функциональных зон детского сада. Интерьеры детского сада и начальной школы имеют целостное стилистическое решение. При этом учитывалось, что интерьеры, в первую очередь, должны подчиняться современным стандартам, нормам СанПиНа (2.4.1.1249-03) и Федеральным государственным требованиям (ФГТ) к организации предметно- развивающей среды.
Основная идея дизайна заключается в создании наиболее естественных цветов, материалов и форм интерьера, соответствующих вальдорфской педагогической концепции. Сочетание натуральных материалов и теплых оттенков интерьера создают все условия для спокойного, комфортного и в то же время интересного времяпрепровождения детей [6].
Для многоцелевой игровой комнаты, разработан свет, который в полной мере дополняет «смену декораций», делая акцент над определенной функциональной зоной, вынося ее на первый план. В различных зонах интенсивность освещенности, соответствует видам деятельности (отдых, чтение, пение, художественное творчество, свободная игра, прием пищи и т.п.). С помощью возможности светильников менять цвет, в праздничные дни создается совершенно особенная атмосфера, отличная от повседневной.
Системы контроля помогают экономить электроэнергию в дневное время, а также изменять яркость и цвет освещения в различных зонах.
Сами светильники представляют собой несколько пластин, которые вместе образуют органическую форму многослойного облака (см. рис. 4). Подобно естественному облаку эти светильники распространяют рассеянный свет, отчего создается впечатление, что за ними прячется солнце.
Для придания особой мягкости атмосфере, подсветка размещена в темных углах. Главными декораторами помещения являются дети и воспитатели. Интерьеры оформляются натуральными тканями и поделками, сделанными своими руками из натуральных материалов. Смена декораций ориентирована на тематические сюжеты, связанные со сменой сезона или отмечанием праздников. В связи с этим фоновые поверхности стен, потолков и пола решены относительно нейтрально. Также в садике проводится большое количество смежных мероприятий, которые требуют быстрого и нетрудоемкого процесса «смены декораций» например, для передачи настроения сказки.
Рисунок 4 - Светильники в игровой
Вышеперечисленные декоративные элементы, наиболее эффектно работают на просвет, поэтому были созданы деревянные треугольные вставки в проемы окон ( см. рис. 5).
Рисунок 5 - Декоративное оформление окна
Эти вставки имеют органическую форму ветвей дерева, к которым можно подвешивать ткани и поделки детишек. В тоже время эти вставки смягчают жесткую прямоугольную геометрию проемов окон.
Мебель в проекте представлена в секционном и модульном вариантах, состыковывающихся в разные композиции. В ряде случаев она помогает организовать несколько функций в одном помещении. В случае, если группа переполнена, это позволяет освободить необходимое для нормального функционирования место.
Для игровой были разработали два вида стеллажей с простой и четкой конструкцией – «стеллаж 1» и «стеллаж 2».
«Стеллаж 1» предназначен для модульной мебели, которая составляется в определенную композицию для встраивания в специально предназначенную секцию, за счет этого приема и стеллаж и мебель представляют единый объем. Секции предназначены для хранения столов, стульев, табуреток, ширм, сундука с конструктором, художественных материалов, элементов декорирования и реквизита для сюжетно – ролевых игр.
«Стеллаж 2» предназначен для организации предметно – развивающей среды, которая представлена в виде материалов «повествующих» об окружающем мире. Все эти материалы в открытом доступе и могут использоваться в свободной и творческой игре.
На фоне основной плоскости стеллажа, цвета белой глины, ниши являются ненавязчивыми цветовыми пятнами, из–за цветной отделки внутренних стенок, также в нишах встроена светодиодная подсветка. При проектировании этого стеллажа удалось привнести ощущение первобытности, создать некое подобие теплого очага.
В нишах стоят произведения декоративного искусства, в свободном доступе имеются природные материалы – шишки, камушки, ракушки, маленькие брусочки. Где-то за таинственной дверью живут гномы и феи – это игрушки ручной работы, выполненные из валяной шерсти, а где-то хранятся сундучки с секретами.
Есть у стеллажа и самая главная центральная ниша со столом для сменяющихся сезонных тематических экспозиций.
Все представленные в проекте стеллажи, могут собираться в разных конфигурациях в зависимости от планировки помещения.
Также в проекте представлена специально разработанная модульная мебель. Модульный стол имеет возможность к трансформации. Когда нужно освободить помещение, он складывается и задвигается в секцию стеллажа, в сложенном виде он занимает очень мало места. Процесс трансформации происходит легко и быстро, а механизмы и компоненты отвечают требованиям надежности и безопасности. При необходимости столы выдвигаются и составляются в необходимые для определенного момента композиции, так как столы достаточно легкие, это могут делать сами дети. Стулья и табуретки, также составляются в композицию и могут задвигаться в стеллаж.
Вся сконструированная мебель визуально объединена единой пластической темой. Прямым мягким линиям, придают динамику пластичные изгибы. Для создания необходимой формы у стульчиков и табуреток, использовалась клееная фанера. Предложенная мебель хорошо сочетается с уже существующей в этой игровой предметной средой.
Для покраски потолка использовалась белая водоэмульсионная краска. В спальне детишки бегают босиком, поэтому к выбору пола в этом помещении необходимо подойти со всей ответственностью. Для напольного покрытия был выбран материал – сизаль. Его делают из листьев агавы. Кроме экологичности этот материал обладает ещё одним интересным свойством: используя его, можно создать полноценный интерьер под старину. Из сизаля раньше делали циновки, преимущественно в сельских домах, плели из него же разнообразные безделушки и прочные тросы, даже мебель изготавливали. Но в проекте наибольший интерес представляла именно циновка. Разумеется, современное напольное покрытие существенно отличается от обычной циновки — ведь его придётся закрепить, а значит, не будет возможности свернуть и вытряхнуть. Поэтому современное покрытие из сизаля дополнено латексной подложкой, иногда в сизаль добавляют шерстяную нить — это добавляет ещё прочности.
Гардеробная. Обычно с улицы дети с родителями сразу попадают в раздевалку. Поэтому, создавая дизайн интерьера детского сада, важно так оформить раздевалку, чтобы она привлекала и заинтересовывала ребенка (см. рис. 6).
Стены отделаны декоративной штукатуркой и разбиты на плоскости разных оттенков: песочно-розовый и нежно- голубой. Также в отделке стен на уровне тактильной доступности используются стеновые панельки из натурального светлого дерева, которые плавными линиями и изгибами переходят в дверную рамку, а затем становятся декоративным информационным стендом.
Пол отделан тем же материалом, что и игровая комната – паркетная доска. Потолок покрашен белой водоэмульсионной краской.
Для освещения гардеробной использовались шарообразные абажуры из рисовой бумаги разного размера. В качестве источников дополнительного света, служат светильники – споты.
Рисунок 6 - Гардеробная
Потолок драпирован легкой белой тканью, этим приемом мы хотим достигнуть ощущения воздушности. На стенах, под самым потолком выполнено стилизованное изображение облаков.
В проемах окон расположены деревянные треугольные вставки. Эти декоративные элементы имеют органическую форму ветвей дерева, к которым можно подвешивать ткани поделки детишек. В тоже время эти вставки смягчают жесткую прямоугольную геометрию проемов окон.
Также оригинальным украшением интерьера послужили подвесные мобили с бабочками. Эти невесомые конструкции приходят в движение от малейшего дуновения ветра.
Раздевалка включает индивидуальные шкафчики для детей, сушильный шкаф для одежды и обуви, скамьи для переодевания. Также предусмотрен шкаф для одежды сотрудников. Вся мебель выполнена из натурального дерева и имеет единое стилистическое решение, основанное на ограниченном наборе форм и едином принципе формообразовании.
Экстерьерное решение. За основу создания дизайна фасада взят художественный образ, ориентированный на детское восприятие. Данный подход совсем не означает введение, например, буквальных изображений представителей животного мира или навязчивых элементов наглядной агитации из советского прошлого.
Главным качеством рисунка при всей его образности должны оставаться ненавязчивость и уравновешенность. Однако согласно требованиям эстетической выразительности, обучающим и воспитательным функциям детского сада, очень важно сделать пространство не банальным, а отличающимся от среды казенных «взрослых» учреждений.
Стилизованное изображение приобретает качества монументальности. Тема растительного мира может быть выражена посредством простых геометрических форм, заполняющих всю плоскость стены фасада. Такая композиция в силу своей условности будет удачно взаимодействовать с архитектурной средой. Абстрактные формы, ритмы, композиции могут быть с успехом использованы в оформлении плоскостей стен. Кроме того, стилизация позволяет наиболее удачно вписать художественно образные аспекты в архитектурную среду. Стилизованные, упрощенные формы, согласно мнению психологов, приобретают качества монументальности, приобретают большую эстетическую ценность, способствуют формированию единства всех пространств в архитектурном ансамбле.
На фасаде применен архитектурно-художественный прием «плоскостной аппликации» в виде узнаваемых силуэтов стволов деревьев (см. рис. 7).
Рисунок 7- Фасад
В основе планировки прилегающей территории, лежит принцип функциональной и тематической организации, предполагающий выделение различных зон: «Эко» игровая зона («сад ощущений»); спортивно-игровая зона (песочницы и игровые площадки); спортивная зона (спортивные комплексы).
На территории, прилегающей к детскому саду, были разработаны прогулочные участки разной конфигурации, трассировка пешеходных путей с развитой системой визуальных указателей, что дает возможность использования сюжетов разнообразных постановочных игр.
Средствами архитектурно-художественной выразительности выступают разнообразие форм, используемых в очертании площадок, виды покрытий и рельеф. Использование дугообразных линий границ площадок наряду с прямыми участками, позволяет достигать нестандартных интересных решений трассировки территории.
Использование разнообразных фактурных материалов для покрытий, теплых оттенков служит вспомогательным средством в художественной схеме организации прогулочной территории. Было сделано расширение диапазона игровых средств для прыганья, лазанья и устройства лабиринтов.
Помимо стандартных детских игровых и спортивных комплексов, мы предлагаем создать игровые площадки из естественных материалов, например большие песочницы, вокруг которых организованы деревянные настилы из террасной доски.
Особое внимание было уделено организации экологического пространства на территории детского сада, т.к. он находится на пересечении улиц с интенсивным движением автотранспорта. Зеленый щит создает благоприятную среду, защищает от пыли, уменьшает попадание на территорию выхлопных газов, увеличивает процент кислорода в составе воздуха, делает его умеренно влажным. Кроме того, разнообразные растения интересны в познавательном плане и полезны в оздоровительном. Дети могут познакомиться с особенностями роста растений нашего региона, приобщиться к труду на земле, применять свои знания на практике.
Также для обеспечения благоприятных микроклиматических параметров использованы «живые» изгороди, грунтовые насыпи, искусственные потоки воды – флоуформы.
Таким образом, на основе изучения психологии восприятия и возрастных особенностей современного дошкольника, в проекте создано средовое пространство, в котором ребенок будет чувствовать себя защищенным, где ему будет интересно и уютно.
В результате исследования требований пользователей здания, связанных с организацией образовательного и других функциональных процессов, был выявлен принцип формообразования внешнего и внутреннего пространства.
К основным результатам исследования, определяющим новизну работы, следует отнести:
• новую разработанную мебель, позволяющую добиться открытости, динамичности и вариабельности использования в формах и методах педагогической деятельности, предметно-пространственной организации помещений;
• возможность компенсации недостатка освещенности за счет разработки специальных светильников, которые в полной мере отвечают нормативным требованиям, и обеспечивают интенсивность освещенности, соответствующую видам деятельности (отдых, чтение, пение, художественное творчество, свободная игра, прием пищи и т.п.);
• обеспечение возможности изменения пространства под разные сценарии за счет декоративных элементов в виде деревянных треугольных вставок в проемы окон;
• возможность визуально исправить недостатки устаревшей типовой архитектуры здания за счет разработки практичных решений к организации среды в существующем детском саду и нахождения новых идей в интерьере.
Список литературы
1. Архитектура и антропософия. Составитель и ответственный редактор Анна Соколина. М.: Издательство КМК, 2001. 220 с.
2. Анохина Т. Как организовать окружающую среду / Т. Анохина // Дошкольное воспитание. 1999. № 5. С. 32-34.
3. Внешняя среда и психическое развитие / под ред. Р. В. Тонковой – Ямпольской, Е. Шмит – Кольмер, Э. Хабинаковой. Совместное издание СССР – ГДР – ЧССР. М.: Медицина, 1984. 208 с.
4. Грашин А.А. Дизайн детской развивающей предметной среды. М.: Архитектура, 2008. 296 с.
5. Денисенкова И. Как организовать окружающую среду/ И. Денисенкова // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С.17-21.
6. Железнова С.В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении / Дошк. образоват. учрежд. № 122 “Солнышко” г. Тольятти [Текст]: /С.В. Железнова, Т.А. Фалькова. Ульяновск, 2001. 72 с.
7. Земул С.Г., Махонько Б. А. Архитектурная типология зданий и сооружений. М.: ЭКСМО, 2004. 90 с.
8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
9. Кристофер Дей. Места, где обитает душа (архитектура и среда как лечебное средство). М.: Издательство «Ладья», 2000. 97 с.
10. Майер А.А. Социально – педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения как открытой и развивающейся системы / Социальная работа: Сб. науч. Центр Кемерово, 2004. 91 с.
11. Новоселова С. Развивающая предметная среда [Текст] : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Новоселова. – М.: Просвещение, 2001. – 89 с.
12. Овчинникова Е.В. Сущность единой предметно – образовательной среды и ее функции // Искусство и образование. 2008. № 1. С.37-43.
13. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст]: / Н.А.Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004. 174 с.
14. Родионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / О.Р. Родионова. М., 2000. 18 с.
15. СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. М.: 2010.
16. Элизабет М. Грюнелиус Вальдорфский детский сад. М.: Издательство МПИ «Мир книги», 1992. 64 с.
17. Реализация ФГТ в ДОУ «Федеральные государственные образовательные требования» режим доступа: http://doy-90.edusite.ru/p10aa1.html.
18. Предметно-развивающая среда режим доступа: http://dou73.rybadm.ru/p7aa1.html.
19. Использование предметно-развивающей среды как условия обогащения игры-драматизации режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=584687.
20. Метод проектов на примере садов Реджио Эмилия режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/04/13/metod-proektov-na-primere-sadov-redzhio-emiliya.
21. Вальдорфская педагогика режим доступа: http://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/valdorfskaya_metodika/id/953.
22. Альтернативы Вальдорфской педагогики. Режим доступа: http://rudolf-steiner.ru/50000132/1532.html.
23. Дизайн интерьера детского сада. Все о дизайне интерьера. Режим доступа: http://designm3.ru/dizayn_interera_detskogo_sada.
24. Новые санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным организациям режим доступа: http://www.profiz.ru/sec/6_2013/novij_sanpin/.
25. Освещение в детских садах и игровых комнатах. режим доступа: http://glamox.com/ru/solutions/primary-schools.
26. Особенности создания предметно-развивающей среды в детском саду режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/502889/.