Баталина Т.С. Концепции дизайн-проекта ревитализации 4-го троллейбусного парка г. Москвы
Баталина Т.С. Концепции дизайн-проекта ревитализации 4-го троллейбусного парка г. Москвы
Образец ссылки на эту статью: Баталина Т.С. Концепции дизайн-проекта ревитализации 4-го троллейбусного парка г. Москвы // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 1. С. 9.
УДК 747.012
КОНЦЕПЦИИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА РЕВИТАЛИЗАЦИИ 4-го ТРОЛЛЕЙБУСНОГО ПАРКА г. МОСКВЫ
Баталина Татьяна Сергеевна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), преподаватель кафедры дизайна среды, т.: +7 (495) 684-25-26.
В статье рассматриваются концепция и основы разработки дизайн-проекта восстановления исторического городского объекта промышленной архитектуры (4-й троллейбусный парк) с изменением его функционального назначения и сохранением старых архитектурных пространств.
Важным результатом исследования, позволяющим значительно усовершенствовать существующие на сегодняшний день проекты по городскому земледелию и сохранению городских архитектурных объектов, явилась разработка комплексного подхода к проектируемому объекту, позволяющего четко определять уровень совершенства его объемно-планировочного, инженерно-технического и эстетического решения. При этом учтены как общие для всех подобных городских ферм требования, так и конкретные, специфические, применимые исключительно в условиях г. Москвы и Тверского района, в частности.
Ключевые слова: дизайн-проект; архитектурные пространства; дизайн-концепция; принципы эко-дизайна; городская ферма; металл-галидные лампы; ревитализация; системы аквапоники.
THE CONCEPT OF THE DESIGN PROJECT OF REVITALIZATION OF THE 4 th OF TROLLEYBUS PARK OF MOSCOW
Batalina Tatiana Sergeevna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), teacher of department of design of the environment, +7 (495) 684-25-26.
This article discusses the basics of developing a concept design of a project to restore the town's historic industrial architecture (4th trolleybus Park) with the change of its functional purpose and preserving old architectural spaces.
An important result, which allows to significantly improve the existing projects on urban agriculture and preservation of urban and architectural objects, was to develop an integrated approach to the designed object, allowing to clearly define the level of excellence of its spatial, technical and aesthetic solutions. While reported as common to all such urban farms, requirements, and specific, specific, applicable only in conditions of Moscow and the Tver area, in particular.
Keywords: design project; architectural space; the design concept; the principles of eco-design; urban farm; a metal-galenya lamp; revitalization; system of aquaponics.
В последние годы Россия, переживающая период деурбанизации крупных городов, сталкивается с серьезной проблемой перепрофилирования промышленных зон и объектов. Старые производства в промышленных городах закрываются по экономическим причинам или выводятся за пределы города из-за нарушения экологических норм. Часть из них приходит в упадок, при этом негативно влияя на внешний облик города. С другой стороны, часть объектов является памятниками промышленной архитектуры, сносить эти промышленные объекты и строить на их месте многоэтажные офисные центры или элитные комплексы запрещено.
В итоге инвестиции заморожены, а объекты разрушаются, принося владельцам убытки, а городу – дополнительные проблемы. Международная практика показала, что именно ревитализация позволяет найти новые, более эффективные и рентабельные способы монетизации бывших промышленных сооружений. Ревитализация позволяет решить социокультурные задачи, благоустроить территорию, сохранить памятники промышленной архитектуры, снизить нагрузку на окружающую среду и изменить в лучшую сторону облик города [8].
Концепцией проекта предусмотрена модернизация территории и зданий троллейбусного парка в городскую ферму. При этом предполагается, что у людей, работающих и живущих в самом центре столицы, появится любопытная возможность окунуться на время в сельскую атмосферу. Здесь можно будет попробовать свои силы в выращивании овощей, фруктов или цветов, применяя новейшие технологии.
Наряду с предоставлением возможности для экзотического отдыха или превращением проектируемой территории в привлекательное для туристов место, здесь планируется также проведение серьезных мероприятий.
Ферма, предназначена для ознакомления с премудростями сельского хозяйства тех людей, которые хотели бы получить вторую специальность или вовсе поменять вид деятельности.
Ферма, оборудованная по последнему слову техники, позволяет проверить себя на тягу к грядкам и гидропонным аппаратам, а ещѐ – она служит площадкой для своего рода эксперимента по интеграции сельского хозяйства в мегаполис. В этом центре будут использоваться экологически безвредные технологии: минимум почвы, всяческая гидропоника, распыление удобрений и подача углекислого газа. Всѐ будет автоматизировано и управляться с помощью компьютеров, в частности, машины могут регулировать температуру воздуха.
Предусматривается использование очень интересного освещения: для освещения разнообразных сельскохозяйственных культур будут установлены источники света различными характеристиками, наиболее подходящими для этих культур (см. рис. 1). Так, белые светодиоды дружат с цветами. Ряд других растений лучше всего чувствует себя под «солнцем» красного цвета или других оттенков, которые обеспечивают светодиоды цветные. Различные травы освещаются металл-галидными лампами. Например, фрукты, помидоры и прочие овощи довольствуются флуоресцентными лампами с цветовой температурой в 5 тысяч кельвинов.
Различные растения сидят в своих кадках и смотрят на металл-галидные лампы, а салат освещается лампами дневного света.
Рисунок 1 - Источники освещения сельскохозяйственных культур
Для экономии пространства зелень может выращиваться в двух и четырѐхэтажных установках. Свежие зелень, фрукты и овощи с удовольствием будет потребляться теми же сотрудниками или жителями этого района. Также в «Агро-депо» будет работать ресторан.
Чудо-ферма будет открыта для публики с утра до позднего вечера, чтобы бизнесмены и другие работающие люди просто могли зайти сюда по пути с работы домой.
Горожанам нужен новый и свежий взгляд на сельскохозяйственную промышленность, что весьма важно, поскольку она имеет тенденцию поступательного роста и требует притока новых талантов и новых идей.
Комплекс фермы «Агро-депо» (см. рис. 2 и 3) общей площадью более 40 000м2 включает в себя: «Зеленый супермаркет» для реализации выращенной продукции, Биовегетарий, позволяющий за счет использования систем аквапоник круглогодично получать высокий урожай и всегда свежую рыбу, ресторан, выставочные залы, классы для обучения, рекреационные зоны на крышах зданий, с которых, можно созерцать выращиваемые здесь же растения, а также территорию комплекса. Для желающих совершить велосипедную прогулку, предусмотрены системы проката велосипедов.
Рисунок 2 - Ситуационная схема и зонирование
Рисунок 3 - Схема-описание зонирования
Ядром городской фермы является Биовегетарий общей площадью 15 Га. За счѐт постройки на крыше бывшего отстойно-ремонтного корпуса - теплицы новейшего поколения, оборудованную «по последнему слову техники», полезная площадь увеличилась вдвое.
Здесь горожане своими глазами смогут увидеть, где и как выращиваются овощи и фрукты, а так же различные цветы и травы. Расслабиться и почувствовать себя фермером, познакомиться с премудростями сельского хозяйства смогут все желающие. Узнать о последних новинках прогрессивных биотехнологий, таких как гидропоника и аквапоника.
Для тех, кто не тяготеет к «огороду» предусмотрена возможность выбрать и приобрести зелень прямо с грядки.
В качестве основного стиля комплекса выбран – эко-стиль. Объединив промышленную архитектуру зданий комплекса XIX века с эко-стилем , и применяя новейшие технологии в сфере растениеводства, решается не только экологическая, но и продовольственная проблемы. Таким образом, можно улучшить эстетический вид района, повысить комфортность, улучшить качество городской среды.
Экологический дизайн – уникальный стиль. С одной стороны – это сравнительно новое направление, явившее собой некую реакцию человека на гегемонию технократии, царившую в крупных городах конца XX столетия. С другой стороны, идеи эко-дизайна сопровождают человека на протяжении тысячелетий, ведь природные материалы начали использоваться в строительстве и отделке жилья, изготовлении мебели и элементов декора значительно раньше, чем их искусственные аналоги. Таким образом, эко-дизайн – это своего рода обращение к истокам, отражающее волнообразное развитие человеческой культуры, цивилизации [17].
Основные элементы эко-дизайна – это природные материалы. Основные компонентами эко-направления в дизайне являются:
• основные материалы: дерево, камень, глина, стекло, ткани из натуральных материалов;
• основные цвета: бежевый, коричневый, белый (в контрасте с черным или темным деревом), нежные пастельные тоны (чаще используются природные цвета: бледно-зеленый, бледно-голубой, цвета травы, воды, камня, дерева, почвы);
• присутствие растений, специально подобранных в соответствии с их благоприятным влиянием на микроклимат помещения для облегчения дыхания;
• наличие продуманной системы инсоляции для максимального природного освещения - максимум светового пространства и света [8].
Создание эко-дизайна в интерьере нельзя подчинить каким-либо канонам, аксиомам, кроме правила, которое гласит, что можно использовать только безвредные и натуральные материалы. Одно из наиболее весомых преимуществ эко-дизайна – это большие возможности для воплощения ваших фантазий. Вы можете использовать любые цвета и любые природные материалы в отделке как несущих, функциональных поверхностей, так и мебели. Прекрасно подойдут такие натуральные материалы, как камышовые или другие лиственные обои, речные камни, которые можно использовать в качестве облицовки стен. Этот стиль предлагает нам оценить красоту дерева, камня, лозы, хлопка, льна, шерсти, обожженной глины.
Производство, изготавливающее имитационный «эко-продукт», должно находиться под особым контролем. Сейчас среди крупных производителей своего рода «хорошим тоном» считается создание собственных лесных парков взамен тех деревьев, что были ликвидированы в процессе изготовления мебели.
Также многие фабрики внедряют строгий контроль производства в соответствии с принципами экологической безопасности, осуществляется экологическая сертификация и эко-маркировка различных промышленных объектов, технологий, оборудования, продукции, проводится экологическое обучение сотрудников предприятий [17].
Для продвижения экологической линии в Москве можно создать обширное пространство для прогулок с рядом заведений для отдыха, таких как тематические кафе и рестораны, сувенирные магазины, пространства для коворкинга и даже научные центры для агропромышленности, а также использовать последние новинки «озеленения крыш» не только домов, но и остановок (см. рис. 4) или городского транспорта (см. рис. 5) . И все это объединить в единой "зеленой" стилистике с использованием инновационных технологий и экологически чистых материалов.
Рисунок 4 - Остановка общественного транспорта
Рисунок 5 - Автобус с «зеленой крышей»
На площадках для детских игр во дворах жилых домов, вокруг садов и школ приемлемо высаживать верховые и полуверховые злаки: овсяницу луговую, тимофеевку луговую, ежу сборную. Газон хорошего качества получается при добавлении райграса многолетнего и клеверов: красного лугового, гибридного розового и особенно белого ползучего. В проекте предлагается использовать газоны «Универсальный», «Универсал +», а также "Парковый" (см. рис. 6).
В состав этих травосмесей включены только низкорослые травы, не требующие частого скашивания и образующие прочный дѐрн, устойчивый к вытаптыванию.
Нарядности оформления территории добавят растительные стены (см. рис. 7). Сегодня, благодаря французскому архитектору Патрику Блану (Patrick Blanc) и другим многочисленным ландшафтным дизайнерам, растительные стены вырастают во всех городах и странах. Во внешней или внутренней архитектуре, общественных зданиях или частных домах, они - источник наслаждения и удивления для всех. Интересным и одновременно простым выбором для вертикального озеленения считаются ампельные
Рисунок 6 - Газон на трамвайных путях
Рисунок 7 - Вертикальное озеленение
Растения, многие из которых относятся к альпийской флоре, сейчас уже активно культивируются в садах и подверглись селекции. Как правило, все ампельные растения роскошно цветут, имеют различные декоративные формы, многие из них разводятся в специальных селекционных питомниках. Такие растения имеют креативные формы цветков и листьев.
Составить удачную цветочную композицию можно, если следовать простым изобразительным правилам относительно: цветовой гаммы; времени цветения; ритмического рисунка фактуры «зеленого» панно; объема взрослых растений.
Сегодня при разработке проекта многие дизайнеры используют компьютерные программы. Одним из способов планирования рисунка растительной стены будет компьютерное проектирование с разбивкой основы по квадратам, такой подход значительно упростит высадку растений, а посадка растений будет напоминать процесс вышивки крестиком по схеме. Можно также выполнить разметку с помощью бечевки, лучше применять несложные композиции с использованием диагоналей, окружностей, а также метода золотого сечения Пифагора.
Для создания вертикального сада понадобиться специальная конструкция — металлическая рама, разделенная на ячейки, куда будут крепиться блоки с плодородным составом. Каждая ячейка должна иметь в стенках свободные пространства или отверстия для полива и подкормки с помощью ирригационной системы. Каждый почвенный блок дополнительно должен быть укреплен проволокой, это позволит избежать выпадения растений вместе с «землей».
В проекте предусмотрено использование новейших биотехнологий, материалов и оборудования.
Биотехноло́гия — интеграция естественных и инженерных наук, позволяющая наиболее полно реализовать возможности живых организмов или их производные для создания и модификации пород животных, сортов сельскохозяйственных растений, продуктов или процессов различного назначения.
Отличительной особенностью фермы «Агро-депо» является использование последних разработок в биотехнологиях — системы аквапоники и гидропоники.
Основное достоинство метода аквапоники, базирующегося на объединении двух технологий, заключается в том, что аквакультура и гидропоника могут «сводить на нет» отходы обеих из систем, образуя закрытую или, выражаясь языком физики, замкнутую – экосистему, в которой выбросы рыб поглощаются растениями, питая их, а вода, где проживают рыбы, очищается растениями. В экосистемах, использующих аквапонику, можно установить характерное лишь для природы равновесие, при этом экологичные фермы являются эффективными с точки зрения затрат на производство продукции и объемов урожая и вполне могут соперничать с традиционными сельскохозяйственными объектами, делающими ставку на проверенные технологии, традиционные конструкции (к примеру, теплицы из поликарбоната) и обычные удобрения.
В крупных тепличных хозяйствах окружающую среду и освещение растений доводят практически до идеальных условий, добиваясь при этом довольно высоких результатов и урожаев. В биовегетарии можно контролировать внутреннюю температуру помещения, степень влажности и освещѐнности, что позволяет заниматься выращиванием круглый год не заботясь при этом о качестве почвы в виду ее отсутствия.
Гидропоника – идеальный способ для выращивания плодоносящих растений, таких как томаты, огурец и перец. Салаты, лечебные и пряные травы тоже очень хорошо чувствуют себя в питательном растворе и показывают очень хорошие результаты при выращивании в этой системе.
Для того чтобы растения могли получать равномерное освещение в полностью изолированном помещении, были придуманы специальные подвижные механизмы или устройства для перемещения ламп (см. рис. 8).
Рисунок 8 - Система освещения «Astroculture»
Использование таких устройств поможет избежать ожогов листьев – движущийся осветительный механизм недосягаем для стремящихся к свету растений. Применяя подобные методы, можно существенно экономить на светильниках и лампах.
Различают устройства по характеру движения: фронтальные (движение вперѐд-назад); циркулярные (движение по кругу).
Выбор устройства зависит от типа и формы гидропонной установки или помещения.
Фронтальные механизмы хорошо подходят для длинных, прямоугольных площадей, а циркулярные - для квадратных.
Вращающиеся на 360 градусов механизмы могут иметь до пяти ламп или светильников.
«Зеленое» строительство заключается в грамотном проектировании систем вентиляции, экономии воды, сохранения тепла внутри здания. Современные системы вентиляции позволяют очищать воздух внутри здания, предотвращать его запыление и распространение через него вредных летучих веществ, аллергенов и микроорганизмов. Экономия воды возможна за счет того, что с крыши собирается дождевая вода, которая идет на полив растений и другие хозяйственные нужды. Для сохранения тепла внутри здания и предохранения его от перегрева фасады облицовываются светоотражающими панелями.
«Зеленая экономика» – это, можно сказать, жизненная философия, основанная на принципе здравого смысла: когда человек умудряется сохранять природу, создавая для себя комфортные условия обитания среди природы. В России сейчас сырьевая экономика, и все живут по принципу расточительности сырья, имеющегося в недрах нашей земли, потому что нам кажется, что ресурсы бесконечны. Но ведь это не так. И многие начинают осознавать, что нужно сберегать ресурсы. Самое приоритетное для нашей страны направление в развитии «зеленой экономики» - это энергосбережение, причем на всех уровнях – начиная от строительства экологичных энергостанций и массового перехода на электромобили, до использования энергосберегающих лампочек у себя дома.
Таким образом, проектирование городских ферм представляется темой актуальной и новой. Востребованность ее в обществе, очевидно, будет возрастать. Однако решение этой задачи представляется не очень простым как с технической, так и с психологической точки зрения.
Разрабатываемые в последние годы вертикальные фермы, сады и огороды на крышах городских зданий уже показали свою востребованность. Очевидно то, что в России, так же как и в других городах мира растут цены на продукты питания, стремительно растущее население уже и так задыхающихся от толп городов вынуждает ученых и архитекторов предлагать все новые и новые пути решения «пищевой» проблемы.
Эстетическая составляющая архитектуры и элементов интерьера должны соответствовать друг другу.
Стилистическое и цветовое решения, как правило, совпадают с общими тенденциями в дизайн-проекте.
В процессе исследования сформулирован метода, позволяющий достичь необходимого уровня совершенства предмета проектирования.
Данный метод включает в себя следующую последовательность действий.
1. Анализ зарождения и развития исторической практики восстановления исторических городских объектов промышленной архитектуры с изменением их функционального назначения (ревитализация).
2. Детальное изучение современных типов ревитализации архитектурных объектов.
3. Выявление экологических условий в городе.
4. Изучение принципов и способов улучшения микроклимата города.
5. Анализ основных критериев экологического проектирования.
6. Изучение современных материалов и технологий с точки зрения возможности их применения к проектированию данного объекта.
7. Изучение и анализ аналогов дизайнерских решений городских ферм в мировом опыте.
8. Составление собственной, авторской концепции.
В ходе работы были рассмотрены способы формирования предметной среды в смежных отраслях промышленного дизайна.
При проектировании были исследованы и взяты за стилистическую и технологическую основу проекты дизайнеров, инженеров а также проекты архитектурных студий.
На основе проведенного исторического, климатического, социально-экономического исследования, разработанных критериев и требований, применительно к конкретному проекту на территории России был разработан собственный вариант дизайнерского решения, а также основные требования к ферме в городской среде: энергоэффективность, безотходность, экологичность, экономичность, эргономичность, дизайн.
Список литературы
1. Алдашева А.А., Медведев В.И. Экологическое сознание: Учебное пособие. 2-е изд., доп. М.: Логос, 2001. 384 с.
2. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001. 288 с.
3. Вахитов Т.Р. Проблема реабилитации промышленных предприятий в структуре г. Екатеринбурга // Архитектон: известия вузов. 2005. № 10. С. 18-25.
4. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др. М.: Архитектура - С, 2004. 288 с.
5. Дореволюционный Челябинск в слове современников: Собрание текстов / Сост. В.С. Боже. Челябинск: Центр ист.-культ. наследия г. Челябинска. 1997. 328 с.
6. Конюков А.Г. Реконструктивные перспективы действующих производств на примерах трикотажных фабрик / А.Г. Конюков // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2012. № 5. С. 128-130.
7. Конюков А. Г. Курс лекций по дисциплине «Реконструкция зданий, сооружений и застройки»: метод. пособие / А.Г. Конюков; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. Н. Новгород, 2010. 63 с.
8. Новиков В.А. Архитектурно-эстетические проблемы реконструкции промышленных предприятий / В.А. Новиков. М.: Стройиздат, 1986. 167 с.
9. Скрипов А.С. Челябинск. ХХ век / А.С. Скрипов. Челябинск: Крокус, 2006. 328 с.
10. Старый Челябинск в открытках и фотографиях. Челябинск: ТО «Каменный пояс», 2008. 210 с.
11. Ушкин Д.И. Принципы реконструкции промышленной застройки второй половины XX века в сложившейся городской среде г. Екатеринбурга / Д.И. Ушкин // Архитектон: известия вузов. 2005. № 10. С. 32-36.
12. Челябинск: Градостроительство вчера, сегодня, завтра. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1986. 159 с.
13. Челябинск: История моего города. Челябинск: ЧГПУ, 1999. 320 с.
14. Челябинская область в фотографиях, 1900-1920 / Авт. Проекта Богдановский В.И., авт. Очерков Шишков К.А., Лушникова А.В. Челябинск: ТО «Каменный пояс», 2000. 308 с.
15. «Челябинскгражданпроект». Проект планировки территории квартала в районе челябинского Элеватора, Раздел «Сохранение объектов культурного наследия», архитектор Т.И. Маевская. Челябинск, 2009.
16. Чернавский Н.М. Сжатый очерк развития Челябинска / Н. М. Чернавский // Материалы к истории Челябинска. Челябинск, 1993. 50 с.
17. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. М.: Архитектура - С, 2004. 198 с.
УДК 747.012
КОНЦЕПЦИИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА РЕВИТАЛИЗАЦИИ 4-го ТРОЛЛЕЙБУСНОГО ПАРКА г. МОСКВЫ
Баталина Татьяна Сергеевна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), преподаватель кафедры дизайна среды, т.: +7 (495) 684-25-26.
В статье рассматриваются концепция и основы разработки дизайн-проекта восстановления исторического городского объекта промышленной архитектуры (4-й троллейбусный парк) с изменением его функционального назначения и сохранением старых архитектурных пространств.
Важным результатом исследования, позволяющим значительно усовершенствовать существующие на сегодняшний день проекты по городскому земледелию и сохранению городских архитектурных объектов, явилась разработка комплексного подхода к проектируемому объекту, позволяющего четко определять уровень совершенства его объемно-планировочного, инженерно-технического и эстетического решения. При этом учтены как общие для всех подобных городских ферм требования, так и конкретные, специфические, применимые исключительно в условиях г. Москвы и Тверского района, в частности.
Ключевые слова: дизайн-проект; архитектурные пространства; дизайн-концепция; принципы эко-дизайна; городская ферма; металл-галидные лампы; ревитализация; системы аквапоники.
THE CONCEPT OF THE DESIGN PROJECT OF REVITALIZATION OF THE 4 th OF TROLLEYBUS PARK OF MOSCOW
Batalina Tatiana Sergeevna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), teacher of department of design of the environment, +7 (495) 684-25-26.
This article discusses the basics of developing a concept design of a project to restore the town's historic industrial architecture (4th trolleybus Park) with the change of its functional purpose and preserving old architectural spaces.
An important result, which allows to significantly improve the existing projects on urban agriculture and preservation of urban and architectural objects, was to develop an integrated approach to the designed object, allowing to clearly define the level of excellence of its spatial, technical and aesthetic solutions. While reported as common to all such urban farms, requirements, and specific, specific, applicable only in conditions of Moscow and the Tver area, in particular.
Keywords: design project; architectural space; the design concept; the principles of eco-design; urban farm; a metal-galenya lamp; revitalization; system of aquaponics.
В последние годы Россия, переживающая период деурбанизации крупных городов, сталкивается с серьезной проблемой перепрофилирования промышленных зон и объектов. Старые производства в промышленных городах закрываются по экономическим причинам или выводятся за пределы города из-за нарушения экологических норм. Часть из них приходит в упадок, при этом негативно влияя на внешний облик города. С другой стороны, часть объектов является памятниками промышленной архитектуры, сносить эти промышленные объекты и строить на их месте многоэтажные офисные центры или элитные комплексы запрещено.
В итоге инвестиции заморожены, а объекты разрушаются, принося владельцам убытки, а городу – дополнительные проблемы. Международная практика показала, что именно ревитализация позволяет найти новые, более эффективные и рентабельные способы монетизации бывших промышленных сооружений. Ревитализация позволяет решить социокультурные задачи, благоустроить территорию, сохранить памятники промышленной архитектуры, снизить нагрузку на окружающую среду и изменить в лучшую сторону облик города [8].
Концепцией проекта предусмотрена модернизация территории и зданий троллейбусного парка в городскую ферму. При этом предполагается, что у людей, работающих и живущих в самом центре столицы, появится любопытная возможность окунуться на время в сельскую атмосферу. Здесь можно будет попробовать свои силы в выращивании овощей, фруктов или цветов, применяя новейшие технологии.
Наряду с предоставлением возможности для экзотического отдыха или превращением проектируемой территории в привлекательное для туристов место, здесь планируется также проведение серьезных мероприятий.
Ферма, предназначена для ознакомления с премудростями сельского хозяйства тех людей, которые хотели бы получить вторую специальность или вовсе поменять вид деятельности.
Ферма, оборудованная по последнему слову техники, позволяет проверить себя на тягу к грядкам и гидропонным аппаратам, а ещѐ – она служит площадкой для своего рода эксперимента по интеграции сельского хозяйства в мегаполис. В этом центре будут использоваться экологически безвредные технологии: минимум почвы, всяческая гидропоника, распыление удобрений и подача углекислого газа. Всѐ будет автоматизировано и управляться с помощью компьютеров, в частности, машины могут регулировать температуру воздуха.
Предусматривается использование очень интересного освещения: для освещения разнообразных сельскохозяйственных культур будут установлены источники света различными характеристиками, наиболее подходящими для этих культур (см. рис. 1). Так, белые светодиоды дружат с цветами. Ряд других растений лучше всего чувствует себя под «солнцем» красного цвета или других оттенков, которые обеспечивают светодиоды цветные. Различные травы освещаются металл-галидными лампами. Например, фрукты, помидоры и прочие овощи довольствуются флуоресцентными лампами с цветовой температурой в 5 тысяч кельвинов.
Различные растения сидят в своих кадках и смотрят на металл-галидные лампы, а салат освещается лампами дневного света.
Рисунок 1 - Источники освещения сельскохозяйственных культур
Для экономии пространства зелень может выращиваться в двух и четырѐхэтажных установках. Свежие зелень, фрукты и овощи с удовольствием будет потребляться теми же сотрудниками или жителями этого района. Также в «Агро-депо» будет работать ресторан.
Чудо-ферма будет открыта для публики с утра до позднего вечера, чтобы бизнесмены и другие работающие люди просто могли зайти сюда по пути с работы домой.
Горожанам нужен новый и свежий взгляд на сельскохозяйственную промышленность, что весьма важно, поскольку она имеет тенденцию поступательного роста и требует притока новых талантов и новых идей.
Комплекс фермы «Агро-депо» (см. рис. 2 и 3) общей площадью более 40 000м2 включает в себя: «Зеленый супермаркет» для реализации выращенной продукции, Биовегетарий, позволяющий за счет использования систем аквапоник круглогодично получать высокий урожай и всегда свежую рыбу, ресторан, выставочные залы, классы для обучения, рекреационные зоны на крышах зданий, с которых, можно созерцать выращиваемые здесь же растения, а также территорию комплекса. Для желающих совершить велосипедную прогулку, предусмотрены системы проката велосипедов.
Рисунок 2 - Ситуационная схема и зонирование
Рисунок 3 - Схема-описание зонирования
Ядром городской фермы является Биовегетарий общей площадью 15 Га. За счѐт постройки на крыше бывшего отстойно-ремонтного корпуса - теплицы новейшего поколения, оборудованную «по последнему слову техники», полезная площадь увеличилась вдвое.
Здесь горожане своими глазами смогут увидеть, где и как выращиваются овощи и фрукты, а так же различные цветы и травы. Расслабиться и почувствовать себя фермером, познакомиться с премудростями сельского хозяйства смогут все желающие. Узнать о последних новинках прогрессивных биотехнологий, таких как гидропоника и аквапоника.
Для тех, кто не тяготеет к «огороду» предусмотрена возможность выбрать и приобрести зелень прямо с грядки.
В качестве основного стиля комплекса выбран – эко-стиль. Объединив промышленную архитектуру зданий комплекса XIX века с эко-стилем , и применяя новейшие технологии в сфере растениеводства, решается не только экологическая, но и продовольственная проблемы. Таким образом, можно улучшить эстетический вид района, повысить комфортность, улучшить качество городской среды.
Экологический дизайн – уникальный стиль. С одной стороны – это сравнительно новое направление, явившее собой некую реакцию человека на гегемонию технократии, царившую в крупных городах конца XX столетия. С другой стороны, идеи эко-дизайна сопровождают человека на протяжении тысячелетий, ведь природные материалы начали использоваться в строительстве и отделке жилья, изготовлении мебели и элементов декора значительно раньше, чем их искусственные аналоги. Таким образом, эко-дизайн – это своего рода обращение к истокам, отражающее волнообразное развитие человеческой культуры, цивилизации [17].
Основные элементы эко-дизайна – это природные материалы. Основные компонентами эко-направления в дизайне являются:
• основные материалы: дерево, камень, глина, стекло, ткани из натуральных материалов;
• основные цвета: бежевый, коричневый, белый (в контрасте с черным или темным деревом), нежные пастельные тоны (чаще используются природные цвета: бледно-зеленый, бледно-голубой, цвета травы, воды, камня, дерева, почвы);
• присутствие растений, специально подобранных в соответствии с их благоприятным влиянием на микроклимат помещения для облегчения дыхания;
• наличие продуманной системы инсоляции для максимального природного освещения - максимум светового пространства и света [8].
Создание эко-дизайна в интерьере нельзя подчинить каким-либо канонам, аксиомам, кроме правила, которое гласит, что можно использовать только безвредные и натуральные материалы. Одно из наиболее весомых преимуществ эко-дизайна – это большие возможности для воплощения ваших фантазий. Вы можете использовать любые цвета и любые природные материалы в отделке как несущих, функциональных поверхностей, так и мебели. Прекрасно подойдут такие натуральные материалы, как камышовые или другие лиственные обои, речные камни, которые можно использовать в качестве облицовки стен. Этот стиль предлагает нам оценить красоту дерева, камня, лозы, хлопка, льна, шерсти, обожженной глины.
Производство, изготавливающее имитационный «эко-продукт», должно находиться под особым контролем. Сейчас среди крупных производителей своего рода «хорошим тоном» считается создание собственных лесных парков взамен тех деревьев, что были ликвидированы в процессе изготовления мебели.
Также многие фабрики внедряют строгий контроль производства в соответствии с принципами экологической безопасности, осуществляется экологическая сертификация и эко-маркировка различных промышленных объектов, технологий, оборудования, продукции, проводится экологическое обучение сотрудников предприятий [17].
Для продвижения экологической линии в Москве можно создать обширное пространство для прогулок с рядом заведений для отдыха, таких как тематические кафе и рестораны, сувенирные магазины, пространства для коворкинга и даже научные центры для агропромышленности, а также использовать последние новинки «озеленения крыш» не только домов, но и остановок (см. рис. 4) или городского транспорта (см. рис. 5) . И все это объединить в единой "зеленой" стилистике с использованием инновационных технологий и экологически чистых материалов.
Рисунок 4 - Остановка общественного транспорта
Рисунок 5 - Автобус с «зеленой крышей»
На площадках для детских игр во дворах жилых домов, вокруг садов и школ приемлемо высаживать верховые и полуверховые злаки: овсяницу луговую, тимофеевку луговую, ежу сборную. Газон хорошего качества получается при добавлении райграса многолетнего и клеверов: красного лугового, гибридного розового и особенно белого ползучего. В проекте предлагается использовать газоны «Универсальный», «Универсал +», а также "Парковый" (см. рис. 6).
В состав этих травосмесей включены только низкорослые травы, не требующие частого скашивания и образующие прочный дѐрн, устойчивый к вытаптыванию.
Нарядности оформления территории добавят растительные стены (см. рис. 7). Сегодня, благодаря французскому архитектору Патрику Блану (Patrick Blanc) и другим многочисленным ландшафтным дизайнерам, растительные стены вырастают во всех городах и странах. Во внешней или внутренней архитектуре, общественных зданиях или частных домах, они - источник наслаждения и удивления для всех. Интересным и одновременно простым выбором для вертикального озеленения считаются ампельные
Рисунок 6 - Газон на трамвайных путях
Рисунок 7 - Вертикальное озеленение
Растения, многие из которых относятся к альпийской флоре, сейчас уже активно культивируются в садах и подверглись селекции. Как правило, все ампельные растения роскошно цветут, имеют различные декоративные формы, многие из них разводятся в специальных селекционных питомниках. Такие растения имеют креативные формы цветков и листьев.
Составить удачную цветочную композицию можно, если следовать простым изобразительным правилам относительно: цветовой гаммы; времени цветения; ритмического рисунка фактуры «зеленого» панно; объема взрослых растений.
Сегодня при разработке проекта многие дизайнеры используют компьютерные программы. Одним из способов планирования рисунка растительной стены будет компьютерное проектирование с разбивкой основы по квадратам, такой подход значительно упростит высадку растений, а посадка растений будет напоминать процесс вышивки крестиком по схеме. Можно также выполнить разметку с помощью бечевки, лучше применять несложные композиции с использованием диагоналей, окружностей, а также метода золотого сечения Пифагора.
Для создания вертикального сада понадобиться специальная конструкция — металлическая рама, разделенная на ячейки, куда будут крепиться блоки с плодородным составом. Каждая ячейка должна иметь в стенках свободные пространства или отверстия для полива и подкормки с помощью ирригационной системы. Каждый почвенный блок дополнительно должен быть укреплен проволокой, это позволит избежать выпадения растений вместе с «землей».
В проекте предусмотрено использование новейших биотехнологий, материалов и оборудования.
Биотехноло́гия — интеграция естественных и инженерных наук, позволяющая наиболее полно реализовать возможности живых организмов или их производные для создания и модификации пород животных, сортов сельскохозяйственных растений, продуктов или процессов различного назначения.
Отличительной особенностью фермы «Агро-депо» является использование последних разработок в биотехнологиях — системы аквапоники и гидропоники.
Основное достоинство метода аквапоники, базирующегося на объединении двух технологий, заключается в том, что аквакультура и гидропоника могут «сводить на нет» отходы обеих из систем, образуя закрытую или, выражаясь языком физики, замкнутую – экосистему, в которой выбросы рыб поглощаются растениями, питая их, а вода, где проживают рыбы, очищается растениями. В экосистемах, использующих аквапонику, можно установить характерное лишь для природы равновесие, при этом экологичные фермы являются эффективными с точки зрения затрат на производство продукции и объемов урожая и вполне могут соперничать с традиционными сельскохозяйственными объектами, делающими ставку на проверенные технологии, традиционные конструкции (к примеру, теплицы из поликарбоната) и обычные удобрения.
В крупных тепличных хозяйствах окружающую среду и освещение растений доводят практически до идеальных условий, добиваясь при этом довольно высоких результатов и урожаев. В биовегетарии можно контролировать внутреннюю температуру помещения, степень влажности и освещѐнности, что позволяет заниматься выращиванием круглый год не заботясь при этом о качестве почвы в виду ее отсутствия.
Гидропоника – идеальный способ для выращивания плодоносящих растений, таких как томаты, огурец и перец. Салаты, лечебные и пряные травы тоже очень хорошо чувствуют себя в питательном растворе и показывают очень хорошие результаты при выращивании в этой системе.
Для того чтобы растения могли получать равномерное освещение в полностью изолированном помещении, были придуманы специальные подвижные механизмы или устройства для перемещения ламп (см. рис. 8).
Рисунок 8 - Система освещения «Astroculture»
Использование таких устройств поможет избежать ожогов листьев – движущийся осветительный механизм недосягаем для стремящихся к свету растений. Применяя подобные методы, можно существенно экономить на светильниках и лампах.
Различают устройства по характеру движения: фронтальные (движение вперѐд-назад); циркулярные (движение по кругу).
Выбор устройства зависит от типа и формы гидропонной установки или помещения.
Фронтальные механизмы хорошо подходят для длинных, прямоугольных площадей, а циркулярные - для квадратных.
Вращающиеся на 360 градусов механизмы могут иметь до пяти ламп или светильников.
«Зеленое» строительство заключается в грамотном проектировании систем вентиляции, экономии воды, сохранения тепла внутри здания. Современные системы вентиляции позволяют очищать воздух внутри здания, предотвращать его запыление и распространение через него вредных летучих веществ, аллергенов и микроорганизмов. Экономия воды возможна за счет того, что с крыши собирается дождевая вода, которая идет на полив растений и другие хозяйственные нужды. Для сохранения тепла внутри здания и предохранения его от перегрева фасады облицовываются светоотражающими панелями.
«Зеленая экономика» – это, можно сказать, жизненная философия, основанная на принципе здравого смысла: когда человек умудряется сохранять природу, создавая для себя комфортные условия обитания среди природы. В России сейчас сырьевая экономика, и все живут по принципу расточительности сырья, имеющегося в недрах нашей земли, потому что нам кажется, что ресурсы бесконечны. Но ведь это не так. И многие начинают осознавать, что нужно сберегать ресурсы. Самое приоритетное для нашей страны направление в развитии «зеленой экономики» - это энергосбережение, причем на всех уровнях – начиная от строительства экологичных энергостанций и массового перехода на электромобили, до использования энергосберегающих лампочек у себя дома.
Таким образом, проектирование городских ферм представляется темой актуальной и новой. Востребованность ее в обществе, очевидно, будет возрастать. Однако решение этой задачи представляется не очень простым как с технической, так и с психологической точки зрения.
Разрабатываемые в последние годы вертикальные фермы, сады и огороды на крышах городских зданий уже показали свою востребованность. Очевидно то, что в России, так же как и в других городах мира растут цены на продукты питания, стремительно растущее население уже и так задыхающихся от толп городов вынуждает ученых и архитекторов предлагать все новые и новые пути решения «пищевой» проблемы.
Эстетическая составляющая архитектуры и элементов интерьера должны соответствовать друг другу.
Стилистическое и цветовое решения, как правило, совпадают с общими тенденциями в дизайн-проекте.
В процессе исследования сформулирован метода, позволяющий достичь необходимого уровня совершенства предмета проектирования.
Данный метод включает в себя следующую последовательность действий.
1. Анализ зарождения и развития исторической практики восстановления исторических городских объектов промышленной архитектуры с изменением их функционального назначения (ревитализация).
2. Детальное изучение современных типов ревитализации архитектурных объектов.
3. Выявление экологических условий в городе.
4. Изучение принципов и способов улучшения микроклимата города.
5. Анализ основных критериев экологического проектирования.
6. Изучение современных материалов и технологий с точки зрения возможности их применения к проектированию данного объекта.
7. Изучение и анализ аналогов дизайнерских решений городских ферм в мировом опыте.
8. Составление собственной, авторской концепции.
В ходе работы были рассмотрены способы формирования предметной среды в смежных отраслях промышленного дизайна.
При проектировании были исследованы и взяты за стилистическую и технологическую основу проекты дизайнеров, инженеров а также проекты архитектурных студий.
На основе проведенного исторического, климатического, социально-экономического исследования, разработанных критериев и требований, применительно к конкретному проекту на территории России был разработан собственный вариант дизайнерского решения, а также основные требования к ферме в городской среде: энергоэффективность, безотходность, экологичность, экономичность, эргономичность, дизайн.
Список литературы
1. Алдашева А.А., Медведев В.И. Экологическое сознание: Учебное пособие. 2-е изд., доп. М.: Логос, 2001. 384 с.
2. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001. 288 с.
3. Вахитов Т.Р. Проблема реабилитации промышленных предприятий в структуре г. Екатеринбурга // Архитектон: известия вузов. 2005. № 10. С. 18-25.
4. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др. М.: Архитектура - С, 2004. 288 с.
5. Дореволюционный Челябинск в слове современников: Собрание текстов / Сост. В.С. Боже. Челябинск: Центр ист.-культ. наследия г. Челябинска. 1997. 328 с.
6. Конюков А.Г. Реконструктивные перспективы действующих производств на примерах трикотажных фабрик / А.Г. Конюков // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2012. № 5. С. 128-130.
7. Конюков А. Г. Курс лекций по дисциплине «Реконструкция зданий, сооружений и застройки»: метод. пособие / А.Г. Конюков; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. Н. Новгород, 2010. 63 с.
8. Новиков В.А. Архитектурно-эстетические проблемы реконструкции промышленных предприятий / В.А. Новиков. М.: Стройиздат, 1986. 167 с.
9. Скрипов А.С. Челябинск. ХХ век / А.С. Скрипов. Челябинск: Крокус, 2006. 328 с.
10. Старый Челябинск в открытках и фотографиях. Челябинск: ТО «Каменный пояс», 2008. 210 с.
11. Ушкин Д.И. Принципы реконструкции промышленной застройки второй половины XX века в сложившейся городской среде г. Екатеринбурга / Д.И. Ушкин // Архитектон: известия вузов. 2005. № 10. С. 32-36.
12. Челябинск: Градостроительство вчера, сегодня, завтра. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1986. 159 с.
13. Челябинск: История моего города. Челябинск: ЧГПУ, 1999. 320 с.
14. Челябинская область в фотографиях, 1900-1920 / Авт. Проекта Богдановский В.И., авт. Очерков Шишков К.А., Лушникова А.В. Челябинск: ТО «Каменный пояс», 2000. 308 с.
15. «Челябинскгражданпроект». Проект планировки территории квартала в районе челябинского Элеватора, Раздел «Сохранение объектов культурного наследия», архитектор Т.И. Маевская. Челябинск, 2009.
16. Чернавский Н.М. Сжатый очерк развития Челябинска / Н. М. Чернавский // Материалы к истории Челябинска. Челябинск, 1993. 50 с.
17. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. М.: Архитектура - С, 2004. 198 с.