Мария Шатилова: режиссёр аниматика в «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ»

ВЫПУСК 2021

Институт бизнеса и дизайна
Институт бизнеса и дизайна
Интервью с выпускницей профиля
«Анимация» Марией Шатиловой
В интервью B&D художник-аниматор Мария Шатилова рассказала, как её дипломный проект становится полноценным авторским мультфильмом и вот-вот выйдет в телевизионной программе, каким образом ей удалось получить финансирование от Министерства культуры, а также дала рекомендации начинающим дизайнерам-аниматорам на тему старта в профессиональной карьере.

Маша с детства любила рисовать, но далеко не сразу определилась с направлением в дизайне. Профиль «Анимация» помогли выбрать уже в Институте бизнеса и дизайна B&D, в который они с мамой обратились, благодаря отзывам в сети. «На подготовительных курсах я сначала училась на графическом дизайне, потом собралась учиться иллюстрации. Но открылся профиль «Анимация», и я поняла, что мастерство «оживлять» своих персонажей мне гораздо ближе. В B&D легко перейти с одного профиля на другой, если ты не сразу смог выбрать то, что тебе по душе», – вспоминает выпускница.
Почему для своих авторских высказываний
вы выбираете язык анимации?
Анимация для меня – это почти безграничные возможности рассказывать свои истории в картинках. Это удивительное средство коммуникации, особенный, экспрессивный и гибкий способ визуализировать идею и вести повествование. Когда уже на втором курсе мы начали рисовать в реальных программах, я окончательно поняла, что анимация – это моё. Очень помог на старте преподаватель Андрей Анатольевич Парыгин. Будучи сам талантливыми аниматором, он всегда передавал нам много творческой энергии, подсказывал и помогал развиваться как художнику.
Постепенно с помощью мудрых наставников, большого труда и любви к рисунку дизайнерские навыки нашей выпускницы росли, вынашивалась и рождалась идея дипломной работы. Мария делится с нами: «Любой анимационный ролик не только про то, что какой-то объект или персонаж перемещается. Зритель должен понимать, о чём ты хочешь рассказать в кадре с помощью движения. Продукт в анимации всегда про эмоции, он начинается с идеи и пусть небольшой, но истории. И это очень близко к кино». Диапазон чувств и сюжетов, которые может передать автор с помощью языка анимации, часто растёт прямо пропорционально количеству освоенных инструментов и программ, насмотренности и развитию художественной компетентности. Так, замысел Маши про двух ведьмочек-подружек и их идеального питомца стал дипломной работой, а после получил финансирование и вот-вот будет показан на телеканале. Но обо всём по порядку.
Как шла работа над дипломом?
Мне очень нравится рисовать для детей, придумывать для них игры и веселиться вместе с ними. В моём ироничном сюжете всё пронизано добротой и волшебством. Две забавные и очень разные героини Дина и Люся никак не могут договориться о том, какого животного им завести. Примириться после бесчисленных просмотров животных и ссор им помогает очаровательный котёнок, а в конце к их обновлённому союзу и вовсе присоединяется сова! Обаятельный детский мультфильм «Идеальный питомец» про важное: дружбу, желание услышать друг друга и заботиться. Самое сложное для меня было грамотно срежиссировать проект. Надо было собрать все наработки и ответственно отнестись к монтажу: решить, какие сцены оставить, какие урезать, чтобы было не скучно и не затянуто. Я до сих пор пересматриваю свой фильм десятки раз в день. Самую большую поддержку с ним оказывает Михаил Владимирович Алдашин. Сотни полезных комментариев и правок помогли доработать продукт, и самое главное, ещё на стадии преддипломной подготовки именно он, мой научный руководитель, посоветовал показать материал на киностудии «Союзмультфильм».
Как дальше развивались отношения
с крупнейшей киностудией
анимационных фильмов?
К моей большой и неожиданной радости там его одобрили и решили взять в производство!
В случае с «Идеальным питомцем» Маша почти на всех стадиях разработки фильма кроме озвучивания работала самостоятельно: выступала и сценаристом, и режиссёром, и художником. Именно так создаются авторские мультфильмы. Далее следовали этапы по согласованию, презентации проекта и получению финансирования. Дополнительно она занималась на режиссёрских курсах при «Союзмультфильме», на которых приобрела полезные профессиональные связи и контакты. Там же познакомилась с другими аниматорами, тоже подающими свои работы на грант. Свой мультфильм Маша презентовала на специальных питчингах дважды. Дизайнерам, которые идут по пути авторской мультипликации стоит отслеживать информацию о таких мероприятиях. Для аниматоров и кинопродюсеров такие питчинги проходят ежегодно.
Во второй раз финансирование «Идеального питомца» было одобрено в составе других анимационных проектов для детского мультипликационного журнала «Весёлая карусель». Далее работа над мультфильмом пошла в тесном сотрудничестве с продюсером киностудии «Союзмультфильм». Сейчас Маша на финальных стадиях корректировок своего фильма под требования телевизионной программы.
Грант на производство трёхминутного фильма, утверждённый для Маши, составляет 700 000 рублей и будет выплачиваться ей частями. Около 100 000 рублей она потратит на аренду звукозаписывающей студии и оплату услуг композитора и актёров, озвучивающих ролик. Остальная сумма составит её личный авторский гонорар. Ещё месяц потребуется выпускнице B&D для завершения работы, в ближайшее время мультфильм «Идеальный питомец» должен выйти на телеканале.
Маша, какие рекомендации можете дать
начинающим аниматорам?
— Очень важно ещё на стадии учёбы научиться находить общий язык с преподавателями, наставниками и людьми из индустрии, выстраивать с ними деловые коммуникации. Особенно, если вы – самостоятельный автор.
—  Принципиально оценивать свои силы и ресурсы адекватно: не беритесь за дизайн-проект, если не сможете довести его до конца, каким бы грандиозными и амбициозными он вам не казался.
— Начните с небольшой совей идеи, но продумайте и прорисуйте её качественно, доведите исполнение до высокого уровня.
— Очень важно заканчивать проект – ни одна из ваших даже самых незначительных задумок не должна лежать начатой в стороне.
— Постарайтесь не допускать эмоционального выгорания во время работы. Давайте себе возможность отдыхать и берите перерывы, чтобы трудиться над своим произведением с радостью и удовольствием.
— Ну и главное в любом творчестве, тем более в авторской анимации – слушать своё вдохновение, делать то, что искренне любите и вам приятно. Зритель почувствует, если это будет не так.
Как планируете строить свою карьеру
в анимации?
Я уже приняла приглашение на постоянную работу режиссёром аниматика в «Союзмультфильме». Буду участвовать в проекте «Енотки» – многосерийном мультфильме для маленьких детей.
Наша героиня предпочитает заниматься именно рисованной анимацией: покадрово прорабатывает движения и мимику объектов и персонажей, создаёт чистые компоновки, прорисовывая каждый кадр с нуля. Это самый дорогой вид анимации, такая работа на студии оплачивается поминутно. Параллельно Маша продолжает работать как дизайнер-иллюстратор, художник-аниматор и брать заказы на фрилансе.
Маше всего двадцать два. Она уверенно стоит на ногах и активно развивается в любимой профессии. Сейчас она выбирает работу в анимационных студиях и мечтает перебраться из Москвы, чтобы жить и работать на море. С ежегодным увеличением бюджетов на съёмку кино и ростом популярности анимационного кино, анимирование как вид деятельности становится просто незаменимым.
Востребованность аниматоров и в России, и за рубежом огромна. Уже сейчас технологии виртуальной и дополненной реальности предоставляют аниматорам широкий спектр для самореализации и получения высоких доходов. С развитием VR/AR технологий анимационные изображения могут быть транслированы с высокой степенью реалистичности и погружения. Это очень перспективное направление.
Благодаря своему таланту, образованию в B&D и трудолюбию Мария Шатилова стала не только полноценным художником-аниматором. Она стала автором, востребованным и уверенным в себе специалистом и сотрудником известнейшей в стране и за рубежом киностудии.
подробнее о профиле Анимация
наверх