Марчуков А.Н., Юров С.С., Сказочкина П.А. Кинематограф как инструмент внешней политики

ИСКУССТВО. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Образец ссылки на эту статью: Марчуков А.Н., Юров С.С., Сказочкина П.А. Кинематограф как инструмент внешней политики // Бизнес и дизайн ревю. 2023.  № 2 (30). С. 104-111.

УДК 791.4

КИНЕМАТОГРАФ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Марчуков Александр Николаевич

ФБГОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева», Москва, Россия (127550, Москва, ул. Тимирязевская, 49), кандидат политических наук, доцент, alexander.marchukov@gmail.com

Юров Сергей Серафимович

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), ректор, главный редактор журнала «Бизнес и дизайн ревю», +7 (495) 684 2526, inobe@obe.ru

Cказочкина Полина Александровна

ФБГОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева», Москва, Россия (127434, Москва, ул. Тимирязевская, 49), студентка 2 курса специальности «Государственное и муниципальное управление», polina.skazochkina@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена практике применения кинематографа во внешнеполитической деятельности. Опираясь на историко-типологический метод при анализе исторического опыта СССР, США, Германии в сфере публичной дипломатии и пропаганды, авторы выделяют четыре основных подхода к использованию кинематографа в политических целях. Первый из них предполагает обращение к кинопродукции как инструменту повышения узнаваемости национального бренда; второй подход – ориентирован на создание положительного образа страны за рубежом. Третий подход сфокусирован на дискредитации политических оппонентов на международной арене; в то время как последний - нацелен на улучшение отношений между странами. Ни один из существующих подходов не является универсальным, поскольку любое государство может преследовать сразу несколько политических целей в зависимости от собственных внешнеполитических приоритетов.  По мнению авторов, в условиях существующей конфронтации между Россией и странами Запада значимость кинематографа как «идеологического» оружия в мировой политике резко возрастает.

Ключевые слова: кинематограф; «мягкая сила»; национальный бренд; имидж; идеология; диалог; СССР; США; Германия.

CINEMA AS A TOOL OF FOREIGN POLICY

Marchukov Alexander Niсkolaevich

Russian State Agrarian University – Moscow Agricultural Academy, Moscow, Russia (127550, Moscow, 49 Timiryazevskaya Street), Candidate of Political Sciences, Associate Professor, alexander.marchukov@gmail.com

Yurov Sergey Serafimovich

Institute of Business and Design, Moscow, Russia (129090, Moscow, 9 Protopopovsky Lane), Rector, Editor-in-chief of the magazine "Business and Design Review", +7 (495) 684 2526, inobe@obe.ru

Skazochkina Polina Alexandrovna

Russian State Agrarian University – Moscow Agricultural Academy, Moscow, Russia (127434, Moscow, 49 Timiryazevskaya Street), 2nd year student of the specialty "State and Municipal Management", polina.skazochkina@mail.ru

Abstract. This article is devoted to the practice of using cinematography in foreign policy. Based on the historical and typological method in analyzing the historical experience of the USSR, the USA as well as Germany in the field of public diplomacy and propaganda, the authors identify four main approaches to the use of cinema for political purposes. The first of them involves turning to film production as a tool to increase awareness of the national brand; the second approach is focused on creating a positive image of the country abroad. The third approach focuses on discrediting political opponents in the international arena, while the latter is aimed at improving relations between countries. None of the existing approaches is universal, since any state can pursue several political goals at once, depending on its own foreign policy priorities. According to the authors, in the conditions of the existing confrontation between Russia and Western countries, the importance of cinema as an "ideological" weapon in world politics is sharply increasing.

Keywords: cinema; "soft power"; national brand; image; ideology; dialogue; USSR; USA; Germany.

Полный текст статьи