Дымова С.С., Оришев А.Б. Учебный процесс в негосударственном вузе: из опыта Bu0026D

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 

Образец ссылки на эту статью: Дымова С.С., Оришев А.Б.  Учебный процесс в негосударственном вузе: из опыта B&D // Бизнес и дизайн ревю. 2020.  № 4 (20). С. 12.

УДК 378.09 

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ВУЗЕ: ИЗ ОПЫТА B&D 

Дымова Светлана Сергеевна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), первый проректор, кандидат экономических наук,  +7 (495) 684 2526, obe01@yandex.ru. 

Оришев Александр Борисович 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), доктор исторических наук, доцент, Orishev71@mail.ru, +7-903-008-70-50. 

Аннотация. Данная статья является частью большого издательского проекта, посвященного организации системы образования в России. Предмет исследования авторов – учебный процесс в негосударственном вузе.  Рассматривается опыт Института бизнеса и дизайна по организации учебного процесса. Авторы анализируют миссию института, его цели и ценности. Отмечается, что важнейшим принципом функционирования Института бизнеса и дизайна является тесное взаимодействие двух его основных подразделений: Факультета управления бизнесом и Факультета дизайна и моды.  Большое внимание уделено и второму принципу института: приверженности непрерывному образованию. Авторы приходят к выводу, что Институт бизнеса и дизайна смог занять достойное место в системе негосударственного высшего образования в России во многом благодаря следованию этим важным принципам.

Ключевые слова: негосударственный вуз; Институт бизнеса и дизайна; учебный процесс; миссия института; межфакультетское взаимодействие; непрерывное образование. 

STUDY PROCESS IN A NON-PUBLIC UNIVERSITY: FROM THE B & D EXPERIENCE 

Dymova Svetlana Sergeevna 

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), First Vice-Rector, Candidate of Economic Sciences,+7 (495) 684 2526, obe01@yandex.ru. 

Orishev Aleksandr Borisovich 

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), doctor of historical Sciences, associate Professor, Orishev71@mail.ru, +7-903-008-70-50. 

Abstract. This article is part of a large publishing project devoted to the organization of the education system in Russia. The subject of the authors' research is the educational process in a non-state university. The experience of the Institute of Business and Design in organizing the educational process is considered. The authors analyze the mission of the Institute, its goals and values. It is noted that the most important principle of the functioning of the Institute of Business and Design is the close interaction of its two main divisions: the Faculty of Business Administration and the Faculty of Design and Fashion. Much attention is paid to the second principle of the institute: commitment to lifelong education. The authors come to the conclusion that the Institute of Business and Design was able to take its rightful place in the system of non-state higher education in Russia largely due to following these important principles.

Keywords: non-state university; Institute of Business and Design; studying process; the mission of the institute; interfaculty interaction; continuing education. 

Введение

Система организации учебного процесса в вузах, в том числе и негосударственных, стала одной из самых популярных в научной периодике последних лет [1, с. 16-28; 2, с. 52-54; 3, с. 3-11; 4, с. 76-83; 5, с. 15-19; 6, с. 72-82; 7, с. 50-60]. Известный интерес к теме проявляют и за рубежом [8; 9, p. 427-431; 10, p. 1484-1493].

В связи с этим мы вновь обращаемся к опыту АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна». Этот вуз, известный также под брендом B&D, как и другие негосударственные вузы, в настоящее время есть неотъемлемая частью высшего образования в России. И это объективная реальность нашего времени.

Цель исследования: на примере АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна» показать особенности организации учебного процесса в негосударственном вузе, рассмотреть его миссию, цели, ценности и принципы. 

Методы исследования 

Методы исследования, использованные при написании данной статьи – структурный и функциональный анализ, контент-анализ интернет-ресурсов, сравнение. 

Результаты исследования и их обсуждение

Миссия института. Миссия Института бизнеса и дизайна предполагает особое, уникальное предназначение B&D в огромном и сложном мире образовательных организаций, существующих в России. Она представляет собой объективную характеристику призвания, предназначения и сферы деятельности вуза, являясь итогом осмысления своей деятельности и самооценкой всего коллектива. Эта миссия формируется через четко поставленные цели и базируется на непреложных ценностях. Миссия Института бизнеса и дизайна – это обеспечение качественного образования, соответствующего мировым стандартам, посредством эффективного сочетания традиционных и инновационных образовательных технологий, авторских методик для выпускников новой формации, способных к креативному мышлению и командному взаимодействию для практической реализации полученных знаний и профессиональных компетенций в творческой сфере и предпринимательской деятельности.

Институт бизнеса и дизайна обеспечивает вдохновляющую, творческую среду обучения, объединяющую студентов, преподавателей и признанных в профессиональном сообществе специалистов, готовит ответственных и успешных выпускников, которые применяют свои знания, навыки и способности для обогащения профессии, окружающей среды и профессионального сообщества.

Цели института. Среди целей B&D назовем следующие:

  1. Предоставить студентам профессиональные образовательные программы, соответствующие самым высоким мировым академическим и профессиональным стандартам в области дизайна и бизнеса.
  2. Обеспечить студентам, обучающимся по разным профилям и направлениям подготовки, возможность для творческого взаимодействия, развития коммуникативных навыков, конструктивного межличностного взаимодействия для развития профессиональных компетенций.
  3. Поощрять студентов к вхождению в профессиональную среду, участию в творческих конкурсах и бизнес-проектах, способствуя реалистичному пониманию их ответственности, роли и потенциала, умению строить траекторию собственного развития и карьерного роста.
  4. Не допускать разрыва между теорией и практикой путем привлечения к преподавательской деятельности ведущих преподавателей-практиков, владеющих глубокими теоретическими знаниями, понимающих мировые тренды в развитии бизнеса и дизайна, использующих современные подходы и инструменты в работе со студентами.
  5. Вдохновлять студентов на креативное творчество, создание работ и проектов, отличающихся оригинальностью, эстетичностью, качеством, изысканностью и красотой, гармонией и актуальностью, способных получить высокую оценку профессионального сообщества.
  6. Готовить студентов к профессиональной деятельности на конкурентных рынках, ориентированных как на компании, так и на индивидуальных клиентов, развивая в них личностные качества, индивидуальные способности, аналитические навыки, понимание психологии потребителя, а также формировать компетенции, необходимые для создания собственного бренда и развития нишевого рынка, который идеально соответствует их уникальному творчеству.

Ценности. Достижение выше обозначенных целей напрямую связано с ценностями института, которых придерживаются все его сотрудники:

  1. Уважение к личности, ее уникальности и индивидуальности.
  2. Открытость, готовность к плодотворному сотрудничеству на всех уровнях.
  3. Инициатива, креативность, нацеленность на результат.
  4. Академическая свобода и академическая ответственность.
  5. Корпоративный дух, сплоченность в достижении стратегических целей.
  6. Стремление к личностному совершенствованию и творческому росту.

Межфакультетское взаимодействие. Межфакультетское взаимодействие – один из основополагающих принципов Института бизнеса и дизайна. Уникальность B&D заключается в том, что оба действующих в институте факультета существуют не отдельно, а тесно переплетены, создавая мощный синергетический эффект двух перспективных направлений. Следовательно, Факультет управления бизнесом (в настоящее время декан Н.Е. Козырева) и Факультет дизайна и моды (в настоящее время декан В.В. Самсонова) активно взаимодействуют и это взаимодействие происходит по разным направлениям: от учебного процесса и воспитательной работы до проведения научных исследований и организации научных конференций.

Первый курс – это взаимодействие на уровне общевузовских мероприятий: Посвящение в студенты, Татьянин день, спортивные соревнования, конкурсы профессионального мастерства и т.п. Второй курс – время начала учебных межфакультетских проектов. Известным преимуществом Института бизнеса и дизайна является гармоничное сочетание получения фундаментальных знаний в избранной области и большое количество практических занятий и мастер-классов от представителей рекламных и брендинговых агентств, известных дизайнеров и успешных бизнесменов. И студенты, обучающиеся на Факультете дизайна и моды, имеют возможность слушать открытые лекции известных менеджеров и маркетологов, а студенты Факультета управления бизнесом регулярно приглашаются на мастер-классы брендовых дизайнеров. И результатом такого межфакультетского сотрудничества становятся проекты, которые нередко служат основой для создания собственного бизнеса. По сути, это стартапы, представляющие собой готовые продукты, перспективные бренды, оригинальные бизнес-идеи.

Взаимодействие двух направлений уже не раз давало результат, когда студенты, обогащенные знаниями и навыками, полученными на занятиях с преподавателями смежного факультета, брали призы на престижных международных выставках и фестивалях. И многие вузы, желая повторить успешный опыт B&D, идут по пути создания дополнительных дисциплин и курсов, что в итоге превращается в простое заучивание. Они так и не поняли главного: в Институте бизнеса и дизайна начали с того, что создали уникальную среду общения: в рамках совместных практических занятий студенты обмениваются опытом и помогают друг другу довести хорошую идею до конечного результата, будь то собственный бизнес или продвижение креатива. Преподаватели здесь выступают в роли модераторов, подсказывая определённые ходы и возможности.

Шаг за шагом, курс за курсом в процессе совместной работы у студентов обоих факультетов рождается множество идей как улучшить тот или иной проект. Это может быть выпуск специального приложения для смартфонов, дополнительных наборов или сувенирной продукции. Маркетологи анализируют, что будет пользоваться спросом, а дизайнеры, в свою очередь, делают «вкусную» и яркую упаковку.

Результаты научных и творческих изысканий, полученные на одном факультете, могут успешно реализовываться на другом. Проекты на Факультете дизайна и моды приобретают особую ценность после того, как студенты дополняют свои разработки результатами социологических исследований, расчетами экономической эффективности, проведенных студентами Факультета управления бизнесом. Это позволяет сформировать коммерческие предложения по продвижению конечного продукта. В свою очередь, работы студентов маркетологов и менеджеров качественно оформляются с учетом последних трендов в дизайне.

Тысячи выпускников в российских вузах пишут дипломы, большинство из них после защиты отправляют свои работы в дальний ящик и вряд ли когда-то достают обратно. Лишь единицы могут похвастаться тем, что дипломная работа легла в основу будущей гениальной разработки или стала старт-апом в карьере. В Институте бизнеса и дизайна к дипломным проектам иной подход. Работы, выполненные в этом вузе, имеют практическую направленность, представляя собой креативное решение важных задач, как в сфере бизнеса, так и в сфере дизайна. А причина тому уникальное сочетание обоих направлений, помогающее получить дополнительные навыки и сделать первые шаги в профессии.

Другим важным принципом Института бизнеса и дизайна является выстроенная в его стенах система непрерывного образования. Мы живем в эпоху стремительно развивающихся технологий, когда знания устаревают очень быстро, и то, чему учат сегодня, может быть не актуально уже через год-два. Большой массив информации, который ранее был не доступен, и его приходилось заучивать, сегодня можно найти в Интернете в течение нескольких минут.

Именно поэтому в Институте бизнеса и дизайна образовательные программы ежегодно совершенствуются с учетом новых вызовов, в условиях появления нового программного обеспечения, расширяющихся возможностей средств коммуникаций, использования новых инструментов маркетинга и способов обработки огромных массивов информации.

Рутинные операции вытеснят машины, а умению нестандартно мыслить, приходить к неожиданным заключениям, уметь творить, создавать уникальные дизайнерские продукты и решения, претворять в жизнь новации и продвигать собственный бренд научат в B&D.

Непрерывное образование стало обязательным условием карьерного роста и конкурентоспособности специалиста. Это поэтапный процесс, который обеспечивает постоянное пополнение и расширение знаний человека. В Институте бизнеса и дизайна непрерывное образование основывается на принципах преемственности и последовательности и реализуется через систему подготовительных курсов, бакалавриата, магистратуры, общеразвивающих и профессиональных программ дополнительного образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Программы бакалавриата и магистратуры реализуются на базе двух факультетов: Факультета дизайна и моды и Факультета управления бизнесом.

Особенностью института является то, что наряду с образовательными программами, которые успешно реализуются на протяжении многих лет, практически ежегодно открываются новые профили для того, чтобы готовить специалистов по новым, востребованным на рынке труда профессиям.

Подготовительные курсы по основам дизайн-бизнеса, иллюстрации и анимации, дизайну среды и костюма, цифровому и графическому дизайну позволяют слушателям понять специфику профессии, подготовить творческое портфолио к вступительному экзамену, получить навыки, которые обеспечат быструю адаптацию и успешное обучение на бакалавриате.

Высшее образование представлено перечнем актуальных и востребованных программ, вызывающих большой интерес как к процессу обучения в креативной творческой среде, так и с точки зрения возрастающего спроса на квалифицированных специалистов в творческой индустрии и бизнесе. В числе успешно реализуемых в институте программ:

  • «Иллюстрация», готовящая художника-иллюстратора для книжной, журнальной и web индустрии;
  • «Анимация», готовящая художника-аниматора широкого профиля в области индустриального и авторского кино. Основная задача программы — дать будущему специалисту знания в области 2D и объемной анимации, научить создавать оригинальные анимационные персонажи и «оживлять» их;
  • «Дизайн костюма» обеспечивает отрасль квалифицированными модельерами, создающими авторские коллекции одежды и аксессуаров, специалистами в области стиля и имиджа, конструирования, моделирования, технологии и модной иллюстрации;
  • «Архитектурная среда и дизайн» направлена на подготовку специалистов, способных проектировать частные и общественные интерьеры, создавать экспозиции и предметы дизайна, работать в сфере городского благоустройства;
  • «Дизайн интерьера» позволяет подготовить специалистов в области дизайна и декорирования интерьеров жилых и общественных помещений со знанием внутренних работ, строительных норм и правил, оборудования, декоративно-отделочных материалов и мебели;
  • «Графический дизайн» готовит специалистов в области графического дизайна, с высоким уровнем универсальности, умеющих эффективно работать в условиях многозадачности, владеющих концептуальным мышлением и общей визуальной культурой;
  • «Цифровой дизайн» - осуществляется подготовка универсальных специалистов, востребованных в сфере веб-дизайна, программирования, моушн-дизайна. Это профессии «нового времени», спрос на которые с развитием цифровых технологий будет только расти;
  • «Гейм дизайн» позволяет подготовить квалифицированного специалиста в области гейм-дизайна и разработки видеоигр. В ходе обучения студент осваивает все этапы производства игры – от подготовки концепта до выпуска продукта на рынок;
  • «Менеджмент в дизайн бизнесе» готовит обучающихся к управленческой деятельности в креативной индустрии. В числе профессий: менеджер дизайн-проектов, креативный директор, предприниматель, владеющий навыками дизайнера по избранному профилю.
  • «Менеджмент в рекламе» ориентирована на подготовку специалистов для управления брендами, рекламными агентствами, проектами и командами в сферах: коммуникаций, диджитал-рекламы, ивент-маркетинга и других;
  • «Маркетинг». Эта программа достаточно давно реализуется в B&D, не теряя при этом своей актуальности, что связано с постоянным ее обновлением, привлечением профессиональных маркетологов для преподавания новых учебных дисциплин, формирующих навыки работы как в онлайн, так и в офлайн пространстве;
  • «Менеджмент организации» позволяет получить профессию, спрос на которую всегда будет стабильным, независимо от общей ситуации в стране и мире в целом.

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, имеет возможность продолжить обучение в институте, перейдя на более высокий уровень в магистратуру.  Развитие и углубление навыков, приобретение новых компетенций, выход на новый квалификационный уровень в профессии обеспечивают такие магистерские программы, как «Дизайн одежды», «Дизайн среды», «Бренд – менеджмент», «Бренд – дизайн».

Преимущества в данном случае заключаются в преемственности образовательных программ. Студенты получают возможность выбрать узкую проблематику своего исследования, разрабатывать дипломный проект в привычных для него условиях с преподавателями, которые знают потенциал и уникальные особенности своего «вчерашнего бакалавра», имеют «секретный ключик» для раскрытия его таланта и мотивируют на самостоятельную глубокую исследовательскую работу. Результаты исследований обучающихся в магистратуре публикуются не только в электронном научном журнале института «Бизнес и дизайн ревю», но и в ведущих российских научных и профессиональных изданиях, обсуждаются на международных конференциях, реализуются в практической деятельности компаний.

Полюбив D&D, став его частью, выпускники возвращаются в родные стены на обучение по программам повышения квалификации или профессиональной переподготовки. В течение года – двух дизайнеры овладевают новой профессией в области брендинга или стратегического менеджмента, а менеджеры могут освоить искусство книжной иллюстрации или графический дизайн.

Отдельным достижением и гордостью института являются авторские курсы: визуальный дизайн, шрифт и каллиграфия, typomania school, Т24. Уникальные авторские методики, современная техническая база, перформансы и достижения слушателей курсов, широко обсуждаются в профессиональной среде и являются еще одной формой обучения, востребованной творческой личностью.

Придя на подготовительные курсы, слушатели заражаются творческой атмосферой и креативом, чувствуют профессионализм и доброе отношение преподавателей, сотрудников и готовы возвращаться в родной институт вновь и вновь на протяжении всей своей жизни для развития личности и повышения конкурентоспособности в профессиональной сфере. Таким образом, можно заключить, что в Институте бизнеса и дизайна поэтапно реализуется принцип непрерывного образования. Он не охватывает только аспирантуру и докторантуру, но это удел для вузов, имеющих статус академий и университетов. Требованиям, предъявляемых в этом плане к институтам, B&D вполне удовлетворяет, что, однако, не исключает новых векторов развития для вуза в дальнейшем.

Выводы

Результаты, полученные в ходе проведённого исследования, говорят о том, что Институт бизнеса и дизайна, выполняя поставленные перед собой задачи, следует в своей деятельности двум основным принципам: эффективное межфакультетское взаимодействие и непрерывное образование, в рамках которого осуществляется поэтапный учебный процесс, стартующий с подготовительных курсов и финиширующий магистратурой. 

Список литературы 

  1. Днепровская Н.В. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике // Статистика и экономика. 2018. Т. 15. № 4. С. 16-28.
  2. Гневко В.А. Оптимизация вузов – путь к повышению качества образования // Экономика и управление. 2015. № 3 (113). С. 52-54.
  3. Зернов В.А. Негосударственные вузы России: современной состояние, тенденции и перспективы // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 3-11.
  4. Кириллова Н.Б. Негосударственные вузы и проблема занятости студентов и выпускников в условиях кризиса // Социология образования. 2010. № 3. С. 76-83.
  5. Косенко С.Т. Принципы деловой этики в содержании профессионального образования и модели управления вузом // Экономический вектор. 2016. № 2 (5). С. 15-19.
  6. Кряклина Т.Ф. Особенности становления и развития высшего негосударственного образования в России как институт гражданского общества // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2019. Т. 1. № 8. С. 72-82.
  7. Цигулева О.В. Мобильность как условие развития негосударственной высшей школы // Философия образования. 2014. № 5 (56). С. 50-60.
  8. Borkovic S., Nicolacopoulos T., Horey D., Fortune T. Students positioned as global citizens in Australian and New Zealand universities: A discourse analysis // Higher education research & development. Sep. 2020. DOI: 10.1080/07294360.2020.1712677.
  9. Frankowicz M., Godzwon Z., Kozielska A. Polish higher education reforms in the context of European higher education area // 5th International Seminar on Quality Management in Higher Education. 12-14 Jun 2008. Tulcea, Romania, 2008. p. 427-431.
  10. Lois P. Percettions of Employers on Private University graduates in Cyprus // 3rd International Conference of Education, Research and Innovation (ICERI). 15-17 November 2010. Madrid, Spain, 2010. p. 1484-1493.

References

  1. Dneprovskaya N.V. Otsenka gotovnosti rossiyskogo vysshego obrazovaniya k tsifrovoy ekonomike (Assessment of the readiness of Russian higher education for the digital economy), Statistika i ekonomika, 2018, T. 15, № 4, p. 16-28.
  2. Gnevko V.A. Optimizatsiya vuzov – put k povysheniyu kachestva obrazovaniya (Optimization of universities - the way to improve the quality of education), Ekonomika i upravlenie, 2015, № 3 (113), p. 52-54.
  3. Zernov V.A. Negosudarstvennye vuzy Rossii: sovremennoy sostoyanie, tendentsii i perspektivy, Vysshee obrazovanie v Rossii, 2013, № 4, p. 3-11.
  4. Kirillova N.B. Negosudarstvennye vuzy i problema zanyatosti studentov i vypusknikov v usloviyakh krizisa (Non-state universities in Russia: current state, trends and prospects), Sotsiologiya obrazovaniya, 2010, № 3, p. 76-83.
  5. Kosenko S.T. Printsipy delovoy etiki v soderzhanii professionalnogo obrazovaniya i modeli upravleniya vuzom (The principles of business ethics in the content of professional education and the university management model), Ekonomicheskiy vector, 2016, № 2 (5), p. 15-19.
  6. Kryaklina T.F. Osobennosti stanovleniya i razvitiya vysshego negosudarstvennogo obrazovaniya v Rossii kak institut grazhdanskogo obshchestva (Features of the formation and development of higher non-state education in Russia as an institution of civil society), Sotsialnaya integratsiya i razvitie etnokultur v evraziyskom prostranstve, 2019, T. 1, № 8, p. 72-82.
  7. Tsiguleva O.V. Mobilnost kak uslovie razvitiya negosudarstvennoy vysshey shkoly (Mobility as a condition for the development of non-state higher education), Filosofiya obrazovaniya, 2014, № 5 (56), p. 50-60.
  8. Borkovic S., Nicolacopoulos T., Horey D., Fortune T. Students positioned as global citizens in Australian and New Zealand universities: A discourse analysis, Higher education research & development. 2020. DOI: 10.1080/07294360.2020.1712677.
  9. Frankowicz M., Godzwon Z., Kozielska A. Polish higher education reforms in the context of European higher education area, 5th International Seminar on Quality Management in Higher Education. 12-14 Jun 2008. Tulcea, Romania, 2008. 427-431.
  10. Lois P. Percettions of Employers on Private University graduates in Cyprus, 3rd International Conference of Education, Research and Innovation (ICERI). 15-17 November 2010. Madrid, Spain, 2010. p. 1484-1493. 

Рецензент:

Ильченко Светлана Владимировна - НОЧУ ВО «Московский экономический институт», Москва, Россия (109390, Москва, ул. Артюхиной, д. 6, корп. 1), кандидат педагогических наук, доцент, strelec200763@mail.ru, +7-910-531-96-37.

Ilchenko Svetlana Vladimirovna - NOCU VO «Moscow Economic Institute», Moscow, Russia (109390, Moscow, Artyukhin St., 6, building 1), candidate of pedagogical sciences, associate Professor, strelec200763@mail.ru, +7-910-531-96-37.

Работа поступила в редакцию: 13.09.2020 г.