Беспалова Д.О. Сад земных наслаждений: анализ и символика фантасмагорического мира И. Босха

ИСКУССТВО. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Образец ссылки на эту статью: Беспалова Д.О. Сад земных наслаждений: анализ и символика фантасмагорического мира И. Босха // Бизнес и дизайн ревю. 2020.  № 3 (19). С. 4. 

УДК 7.033 

САД ЗЕМНЫХ НАСЛАЖДЕНИЙ: АНАЛИЗ И СИМВОЛИКА ФАНТАСМАГОРИЧЕСКОГО МИРА И. БОСХА 

Беспалова Диана Олеговна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка факультета Дизайна и моды, superdiana2000@mail.ru, +7(925)824-64-46. 

Аннотация. В данной статье проведен анализ работы Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», выявлены образы фантастических существ, разобраны источники их происхождения. Рассмотрены исторические факты, повлиявшие на зарождение многих вымышленных видов существ. Огромное влияние на И. Босха оказала религия, его жизнь совпала с периодом активной деятельности испанской инквизиции во второй половине XV в. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма, изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): живописец запечатлел любой образ, возникший в его сознании. Большинство фантастических существ Иеронима Босха были рождены под эмоциональным и религиозным влиянием, бессознательно.

Ключевые слова: искусство; ад; фантастические существа; религия; автоматизм; триптих. 

GARDEN OF EARTHLY DELIGHTS: ANALYSIS AND SYMBOLISM OF THE FANTASMAGORIC WORLD OF H. BOSCH 

Bespalova Diana Olegovna 

ANO VO «Institute of Business and Design», Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky lane, 9), student of the faculty of design and fashion, direction of preparation «Illustration». superdiana2000@mail.ru, +7 (925) 824-64-46.

Abstract. This article analyzes the work of Jerome Bosch “The Garden of Earthly Delights”, identifies images of fantastic creatures, and analyzes the sources of their origin. The historical facts affecting the origin of many fictional species of creatures are considered. Religion had a great influence on I. Bosch, his life coincided with the period of active activity of the Spanish Inquisition in the second half of the 15th century. Bosch's phantasmagoric world is fully consistent with the theory of automatism set forth by Andre Breton in the first manifesto of the surrealists (1924): the painter captured any image that arose in his mind. Most of the fantastic creatures of Jerome Bosch were born under emotional and religious influence, unconsciously.

Key words: art; hell; fantastic creatures; religion; automatism; triptych. 

Введение

Мифические существа были частью человеческой культуры на протяжении веков и во всех частях мира, они включались в геральдику и архитектурное оформление. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти истоки, дать толкование. Одни считают Босха сюрреалистом XV в., извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию и астрологию. Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.

Цель исследования: выявление истоков происхождения символики и фантасмагорического мира Иеронима Босха.

Методы исследования

Был использован метод визуального анализа картины «Сад земных наслаждений». В основе исследования лежит принцип историзма и объективности, также использовались синтез и сравнительный методы.

Результаты исследования и их обсуждение 

Ни одно из имеющихся на сегодня толкований работы Босха «Сад земных наслаждений» не признано единственно верным. Все, что мы знаем об этом шедевре, — от времени создания до названия — гипотезы исследователей. Название триптиху дали искусствоведы, предположив, что на центральной части изображен сад земных наслаждений. Картина представляется настоящей книгой, в которой зашифровано некое послание, творческое видение художника. Через множество деталей, которые можно рассматривать часами, художник выражает несколько основных идей – суть греха, ловушка греха и расплата за грех, бесполезность и эфемерность суетной людской жизни [7, с. 6].

Из-за некоторых неточностей перевода библии с греческого на латынь, многие значения менялись. Например, в библии было слово «источник», которое Святой Иероним перевел как «фонтан». Босх жил в Средневековье и понятия не имел, как выглядят фонтаны. Поэтому на картине «Сад земных наслаждений» художник дал свою интерпретацию слова «фонтан».

Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимия в позднем Средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии. Её адепты стремились к превращению неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах. Пожары, символизируя Ад, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков. Герметичный сосуд или плавильный горн — это эмблемы чёрной магии и дьявола.

Левую часть картины Босх посвятил раю. На горке из гравия гордо возвышается розовый фонтан. Его богато украшенные детали напоминают нам коралл, но он также включает в себя широкий спектр листьев, семян и ветвей. Этот райский источник является источником всей жизни: источником текущей воды, из которой пьют растения, животные и люди. Фонтан представляет собой вечную творческую силу природы. Символ духовной жизни, плодородия, размножения и спасения. Также фонтан является одним из атрибутов Девы Марии. Важно отметить, что само сооружение напоминает нечто живое, цветущее. Его также можно считать фантастическим существом, придуманным Босхом. В центре фонтана Босх рисует бдительную сову, наблюдающую за сценой, изображенной внизу панели. Сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил её иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели либо предавались смертному греху [3]. Поэтому принято считать, что сова, будучи ночной птицей и хищником, служит злу и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного. Символом мудрости она была только в античности, в Средневековье же сова - символ ночи, опасности, смерти. Сова как контрапункт к источнику жизни, представленному фонтаном. Она встречается в каждой части триптиха.
В раю Босха  в изображении первых людей ощущается эротический элемент, который был недопустим по идее их божественного происхождения: Адам с восхищенным изумлением смотрит на потупившуюся Еву [4, с. 14]. Чуть ниже Адама и Евы мы можем заметить и трехголовую птицу, где количество голов символизирует сакральное для христианской религии число три. Сатана искушал Иисуса три раза. На третий день была сотворена Земля. В Библии упоминаются три ангела: Михаил, Гавриил и Люцифер. Иисусу было 33 года на момент смерти. Он воскрес из мертвых на третий день.

В райском саду встречаются единороги, символ чистоты и невинности: единорога не мог поймать ни один охотник, но он сам выходил к девственнице, клал ей голову на колени и засыпал - аллегория Благовещения, потому часто изображается рядом с Девой Марией.

Среди всего многообразия мы можем обнаружить сцены, представляющие темные стороны природы: лев, пожирающий молодого оленя, и животные, сцепившиеся в борьбе. Мы являемся свидетелями актов насилия и убийств в раю. Черные птицы ассоциируются с грехом. Смысл усиливается очередью птиц, выстроившейся к полому яйцу — символу ложной веры или пустой души, не познавшей Бога. Босх снова привносит в райскую идиллию темный элемент. Зло должно было существовать уже в Эдеме. Иначе, совершая первородный грех, Адаму и Еве было бы нечего познавать.

На фоне райского пейзажа Босха можно различить множество других животных [6, с. 165]. Некоторые из них были знакомы современным зрителям, такие как кабан и его детеныши, которые, по-видимому, входят в картину справа. Однако такие животные, как слон и жираф, не встречались в Европе. Босх мог видеть слонов на ярмарке, где их время от времени выставляли.

В позднем Средневековье были также опубликованы различные так называемые «бестиарии», показывающие изображения существующих животных, а также легендарных животных, таких как единорог.

В правой части рая Босха, рядом с каменным нагромождением мы видим, как всевозможные рептилии покидают воду, чтобы выползти на берег. На скале сидит поразительного вида животное со множеством маленьких лап, раковиной и длинным синим хвостом. Раковина часто является символом паломничества. В воде, среди лягушек, наше внимание особенно привлекает странное трехголовое существо, скорее всего изобретенное самим Босхом. Это мифическое существо также имеет три головы, как и птица, о которой мы говорили ранее. Справа от него еще одно животное с яйцевидным брюшком уже на земле. Сегодня, глядя на эти изображения, мы склонны думать о дарвиновской теории эволюции.

Центральная часть триптиха - земная. Вакханалия, оргии, хаос, веселье - таким является наш мир в глазах автора. Первое, что мы замечаем - обнаженных девиц, купающихся в водоеме. В Средневековье могущество женщины подчеркивали, помещая ее в круг поклонников, но у Босха мужчины не танцуют, а скачут верхом, причем они оседлали зверей, символизирующих плодовитость, похотливость и грубую жизненную силу, традиционно воплощающих низменные, животные побуждения, свойственные человеку, да и само словосочетание «верховая езда» было расхожей метафорой совокупления [1, с. 54]. На их головах яблоки - очевидный намек Босха на библейский мотив искушения Евы, ее греха Ягоды - символ пустых удовольствий в Средневековье, иллюзий, несбыточных надежд. Ягода считалась плодом, в которой нет никакого вкуса, и она не дает никакого насыщения. Вишни, ежевика и клубника нереально велики по сравнению с размерами людей на картине. В Средние века каждый из этих плодов имел свои специфические коннотации. Вишня символизировала плодородие и эротизм, а ежевика обычно ассоциировалась с любовью. Клубника олицетворяла искушение и смерть. Хороший христианин не должен потакать своим желаниям или похоти. Эти фигуры как будто одержимы плодами. Они просто празднуют жизнь в мимолетном удовольствии. Частью такого плода является и фантастическое существо, с головой дятла. Его тело и есть ягода, на голове расположился человек, стоящий на руках, а ноги животного раздвинуты, толпа людей несет мифическое существо ближе к водоему. Считается, что дятел – пророческая птица, символ неведомой магической силы.

Хотя большинство фигур на центральной панели белые, среди них есть пара темнокожих людей. В Средневековой Европе чернокожие были редким зрелищем. Жители Нидерландов мало что знали о странах за пределами Европы. Люди с темным цветом кожи ассоциировались с развратом, отсутствием цивилизации и распущенной моралью - все экзотическое отождествлялось с сексуальным.

Сова - не единственная птица, которая выполняет ключевую роль в триптихе. Здесь мы видим собрание огромных птиц с людьми, сидящими на них. Мы узнаем такие виды птиц, как зеленый дятел, удод, малиновка и утка. По средневековым представлениям, утка — символ разврата, поскольку погружается в грязь по самые глаза. Удод рядится в прекрасные перья, но питается испражнениями — он более греховен, нежели сам дьявол [4, с. 21].
Само слово «птицы» тоже имеет несколько значений. Помимо устаревшей формы множественного числа, голландское слово «vogel» (vogel - птица) может относиться к половому акту.

В средневековом мире грифон символизировал господство над землей и небом. Лев считался царем животного царства, а орел - высшей из всех птиц. На спине грифа сидит человек, размахивая большой веткой, как копьем. Похожий на странно одетого рыцаря на рыцарском турнире, он бросается на своего противника, морского рыцаря с телом человека и хвостом рыбы. Морского рыцаря несет вверх крылатая рыба, можно предположить, что Босх так изображал русалок. Бестиарии раннего Средневековья включали сирену, а не русалку. Как эти два существа смешались в народных верованиях и культурах, так и авторы бестиариев смешали их.

Оружие рыцарей тоже символично. Копье — символ победы, мужского начала, фаллической мощи и плодородия земли. В религиозном сознании копье могло ассоциироваться с легендарным копьем сотника Лонгина, которым проткнули Иисуса на кресте.

Странный поединок между двумя фигурами в небе может быть по поводу рыцарской чести или частью дуэли для развлечения публики в саду. Однако никто, кажется, не обращает внимания на эту странную сцену.

На центральной части триптиха «Сад земных наслаждений» мы видим одну очень незаметную, но ценную деталь полотна - жемчужины. Они как символ человеческой души. Только разбросаны жемчужины на картине в грязи, наполовину затоптанные и забытые.

Правая сторона триптиха - ад. Босх не любил полифоническую музыку. Поэтому на картине «Сад земных наслаждений всех музыкантов он отправил в ад. Музыкальные инструменты и сами по себе вызывают эротические ассоциации - волынка воспринималась как эмблема мужских половых органов, а «игра на лютне» подразумевала совокупление [1, с. 60]. Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое «древо смерти», вырастающее из замерзшего озера — вернее, это человек-дерево (считается, что Босх изобразил самого себя), наблюдающий за распадом собственной оболочки [4, с. 16]. Символично он описал свой грех — пристрастие к алкоголю. Внутри тела мы наблюдаем кабак, считавшийся источником возбуждения, ссор, агрессии и разврата; чертей, сидящих на жабе. Одиозности всей сцене добавляет евангельский сюжет, часто изображавшийся в нидерландской и итальянской живописи XV–XVI вв., он рассказывает о римских воинах, разыгравших хитон Христа жребием [Ин. 19:23–24; Пс. 21:19] [3]. Жаба — символ дьявола, на картине означает омерзительность греха. Нечисть пирует, чтобы заново родиться в голове художника, пройти караваном, и выплеснуться на полотно. Безжалостный к людям Босх и к себе был безжалостен. Поместил себя прямо в центр картины, в центр ада.

Небольшой демон в рыцарских доспехах, хвостом чем-то напоминающий инструмент и хвост ящерицы, головой птицы держит чернильницу. Отрезанная нога, свисающая со шлема нечисти, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха напоминает нам историю заражения эрготизмом, в Средневековье называемую огнем Святого Антония. Люди верили, что это состояние было делом рук дьявола. Позже стало известно, что к болезни приводило отравление спорыньей (грибок, поражающий пшеницу). Здесь же мы видим и стрелу, проткнувшую ногу созданию тьмы, она символизирует зло. Иногда ее изображали торчащей поперёк шляпы, иногда пронзающей тела, порой даже втыкали в анус полуголой персоны (что также означает намёк на испорченность и отсутствие целомудрия).

Человек в бледно-красном одеянии и свинья, переодетая монахиней, пытаются убедить душу подписать документ. Они хотят, чтобы человек подписал договор с дьяволом и продал ему свою душу. Чтобы выглядеть более убедительно трое нарядились рыцарем, монахиней и клерком соответственно. Обнаженный мужчина, похоже, следит за ними, бросая тревожные взгляды на зрителя, словно умоляя о помощи. В то же время он, кажется, предупреждает нас об уловках дьявола.

В аду снова появляется сова, теперь она ведет себя как демон из кошмара. С горшком на голове и кувшинами для обуви она сидит на гигантском стуле. Пустые горшки, или вазы на ногах мифического существа —символизируют тело, от которого отделилась душа. По-видимому, сатана, приняв облик ночной птицы, безжалостно расправился с когда-то находившимися в этих сосудах душами грешников. Человеческие тела потребляются и выводятся одновременно. Прямо в канализацию. Грешника пожирает создание ада. Ягодицы несчастного горят адским пламенем, вылетает стая черных птиц. И неспроста Босх снова обращает наше внимание на них. Чёрные птицы — символ греха. Босх проводит параллели между канализацией, куда попадают души грешников, и реальной рекой, протекавшей через сердце Хертогенбоса, которая представляла собой открытую сточную канаву. Ее зловоние распространилось по улицам города. Только очень богатые могли позволить себе «чулан» над рекой, где они могли облегчиться в одиночестве. Обычные люди испражнялись прямо в реку.

Изящное кресло-горшок, нарисованное Босхом, можно было найти только в самых богатых домах города. На краю канализации мы видим три фигуры. Богач испражняется монетами. Фигуру рядом с ним тошнит. Босх написал картину на тему семи грехов. Возможно, он изображает здесь чревоугодие и жадность [5, с. 146]. Чуть левее самого Босха мы можем заметить лошадиный череп. Здесь он служит крышей, как бы предостерегая средневекового зрителя о смерти. Это была центральная тема для всех, кто жил в Средние века: Memento mori (с лат. «Помни о смерти»). Смерть была повсюду, принимая форму чумы («черной смерти»), разрушительных городских пожаров, голода или сожжения на костре. Средневековый человек верил, что в загробной жизни он будет призван к ответу за свои грехи. Характер совершенных грехов определяет сколько времени его душа пробудет в чистилище. Жизнь коротка, но страдания для грешников будут длиться вечно. Чуть выше самого черепа мы замечаем мифическое существо в одеянии палача, которое мучает грешника. С палки свисает гигантский ключ. Ключ-традиционный атрибут Святого Петра. Иисус сказал ему: «Ты Петр, и на этой скале я построю Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И я дам тебе ключи Царства Небесного» [Мф.16:18].

По этой причине в изобразительном искусстве Святой Петр неизменно изображается с одним или двумя ключами, как на левой панели «Поклонения волхвов» Босха в Мадриде. Здесь, однако, ключ появляется в аду и используется как инструмент страдания. И если это действительно ключ Святого Петра, то это означает, что «царство мертвых», упомянутое в Библии, действительно превалировало над церковью и царством Христа. С другой стороны, это может быть и ключ к самому аду. Непосредственно над ним, новые души направляются в ад, ключ, возможно, служит напоминанием всем, что врата ада были открыты. Человека привязали к шее гигантской лютни, и на него собирается напасть змееподобное чудовище. Тело другой фигуры пронзают струны огромной арфы. На шарманке сидит слепой нищий. Еще один поворот ручки, и дама, играющая в треугольник, потеряет голову. Зловещего вида сказочное животное бьет в барабан, в то время как внутри человек в ловушке кричит от страха.

Церковь одобряла только религиозную музыку. Разрешение спонтанного музицирования приведет лишь к светским танцам и разврату. Эти музыкальные инструменты больше не являются источником развлечений и удовольствия, они превратились в орудия пыток. Грешника наказывают и пытают теми самыми предметами, которые ведут к развратному и похотливому поведению.

Ниже «адского оркестра» демон с головой мыши мучает грешника. Левой рукой он хватает несчастного за горло, а правой вонзает ему в грудь меч. На спине монстра мы видим щит с ножом, пронзающим руку. Рука поднята в благословении, повторяя жест Бога на левой панели. На верхней части руки человека мы видим кости. Игральные кости и хитон —
символ страстей Христовых. Воины, распявшие его, поделили одежды Христа на четыре части, а хитон решили разыграть, бросив кости. Азартные игры рассматривались как коварное и злое времяпрепровождение, превращающее щит с рукой в дьявольскую пародию на божественное благословение, о котором говорилось выше. Этот демон пыток использует его как свое собственное оружие. 

Вывод

Проанализировав «Сад земных наслаждений», выделив самых необычных мифических существ и разобравшись в их символике, можно с уверенностью сказать, что многие символы на картине неразрывно связаны с историческими событиями и религиозным влиянием. Они выявляют общий образ мысли Средневекового человека и эмоциональное состояние автора. Как писал Я. Гуревич, «нарушение всех границ между телом и миром, текучесть переходов между ними — характерная черта средневековой народной культуры и, следовательно, народного сознания» [2, с. 55]. На протяжении всей истории человечеству интересно тематика фантастического и необъяснимого, изучение сознания, доказательства существования или отсутствие Божественного.

Список литературы

  1. Бозинг В. Босх [пер. с нем.]. М.: Арт-Родник, 2008. 96 с.
  2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1984. 350 с.
  3. Косякова В. Код Средневековья. Иероним Босх. М.: АСТ, 2020. 439 с. URL: http://www2.e-reading.life/book.php?book=1072724 (Дата обращения 24.02.2020).
  4. Морозова О.В. Босх. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. 128 с.
  5. Подгорная И.А. Грех чревоугодия в художественной картине мира: образы винопития в картинах Иеронима Босха // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 8-1 (58). С. 146-150.
  6. Федосова И.В. Семиотика животных в творчестве Иеронима Босха // XX региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области. Тезисы докладов. Комитет молодежной политики Волгоградской области; Совет ректоров вузов Волгоградской области. Волгоград: Волгоградский государственный университет. 2016. С. 165-167.
  7. Чудов И. Босх. Дюрер. Брейгель. М.:  АСТ, 2017. 159 с.

References 

  1. Bozing V. Boskh (Boskh) [per. s nem.]. M.: Art-Rodnik, 2008. 96 p.
  2. Gurevich A.Ya. Kategorii srednevekovoy kultury (Categories of medieval culture). 2-e izd., ispr. i dop. M.: Iskusstvo, 1984. 350 p.
  3. Kosyakova V. Kod Srednevekovya. Ieronim Boskh (Code Of The Middle Ages. Hieronymus Bosch). M.: AST, 2020. 439 s. URL: http://www2.e-reading.life/book.php?book=1072724 (Data obrascheniya 24.02.2020).
  4. Morozova O.V. Boskh (Boskh). M.: OLMA Media Grupp, 2008. 128 p.
  5. Podgornaya I.A. Grekh chrevougodiya v khudozhestvennoy kartine mira: obrazy vinopitiya v kartinakh Ieronima Boskha (The sin of gluttony in the artistic picture of the world: images of wine drinking in the paintings of Hieronymus Bosch), Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, 2015, No 8-1 (58), p. 146-150.
  6. Fedosova I.V. Semiotika zhivotnykh v tvorchestve Ieronima Boskha (Animal semiotics in the works of Hieronymus Bosch), XX regionalnaya konferentsiya molodykh issledovateley Volgogradskoy oblasti. Tezisy dokladov. Komitet molodezhnoy politiki Volgogradskoy oblasti; Sovet rektorov vuzov Volgogradskoy oblasti. Volgograd: Volgogradskiy gosudarstvennyy universitet, 2016, p. 165-167.
  7. Chudov I. Boskh. Dyurer. Breygel (Bosch. Durer. Brueghel). M.:  AST, 2017. 159 p. 

Рецензент: 

Рымшина Татьяна Алексеевна - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9),  кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой изобразительных искусств, член ВТО ОО «Союз художников России», trymshina@mail.ru, +7-926-440-57-96.

Rymshina Tatyana Alekseevna - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), candidate of study of art, associate professor, manager of department of fine arts, member of WTO OO «Union of artists of Russia» of trymshina@mail.ru, +7-926-440-57-96.

Работа поступила в редакцию: 16.05.2020 г.



наверх