Котышов А.В., Мефедов Р.В. Особенности проектирования набора столовой посуды «Дубрава»

ИСКУССТВО. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Образец ссылки на эту статью: Котышов А.В., Мефедов Р.В.  Особенности проектирования набора столовой посуды «Дубрава» // Бизнес и дизайн ревю. 2020.  № 1 (17). С. 8. 

УДК 745/749 

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НАБОРА СТОЛОВОЙ ПОСУДЫ «ДУБРАВА» 

Котышов Александр Владимирович 

ФБГОУ ВО Гжельский государственный университет, Россия, Гжель (140155, Московская область, Раменский район, пос. Электроизолятор, 67), профессор, кафедра декоративно-прикладного искусства и дизайна, akotyshov@mail.ru, +7-916-543-31-78. 

Мефедов Роман Владимирович 

ФБГОУ ВО Гжельский государственный университет, Россия, Гжель (140155, Московская область, Раменский район, пос. Электроизолятор, 67), студент, кафедра декоративно-прикладного искусства и дизайна, roman.mefedov@yandex.ru.

Аннотация. В отличие от кухонной столовая посуда служит задачам сервировки.  Комплект столовой сервировочной посуды по форме и содержанию должен соответствовать окружающей обстановке, подчеркивать и взаимно усиливать интерьер. Предметы посуды, наполняющие композиционный объем, не могут перегружать его и должны соответствовать единому художественному стилю и творческому замыслу автора. Майоликовая посуда традиционной русской формы органично смотрится в столовых любого интерьера, художественно представленного в конструктивном или декоративном стилях, особенно при использовании дополнительных материалов, таких как дерево и ткани. Обладая безграничными эстетическими и функциональными возможностями керамика органично сочетается с другими натуральными материалами. Богатство и универсальность глины всегда привлекало к ней художников различных направлений. А экологическая чистота материала с большей силой будет доминировать при изготовлении посуды.      

Ключевые слова: особенности проектирования; столовый набор посуды; дизайн; майолика. 

FEATURES OF CREATING A SET OF TABLEWARE «DUBRAVA» 

Kotyshov Alexander Vladimirovich 

Gzhel state University, Russia, Gzhel (140155, Moscow region, Ramensky district, village of Elektroizolyator, 67), Professor, Department of decorative and applied arts and design, akotyshov@mail.ru, +7-916-543-31-78. 

Mefedov Roman Vladimirovich

 Gzhel state University, Russia, Gzhel (140155, Moscow region, Ramensky district, village of Elektroizolyator, 67), student, Department of decorative and applied arts and design, roman.mefedov@yandex.ru. 

Abstract. In contrast to the kitchen tableware serves the tasks of serving.  A set of dining table serving dishes in form and content should correspond to the surrounding environment, emphasize and mutually enhance the interior. Items of tableware that fill the compositional volume cannot overload it and must correspond to a single artistic style and creative intent of the author. Majolica dishes of traditional Russian form look organically in the dining rooms of any interior, artistically presented in constructive or decorative styles, especially when using additional materials such as wood and fabric. Having unlimited aesthetic and functional capabilities, ceramics is organically combined with other natural materials. The richness and versatility of clay has always attracted artists of various directions to it. And the ecological purity of the material with greater force will dominate in the manufacture of dishes.

Keywords: design features; table set of dishes; design; majolica. 

Введение

В основе исследования лежит задача рассмотрения особенностей проектирования набора традиционной столовой посуды из майолики для холодных закусок, с учетом культурного наследия русского народного творчества. «Художественное образование выполняет значимую роль в сохранении и развитии культурных традиций при интеграции личности в духовную культуру как общероссийскую, так и мировую» [4, с. 153]. Среди всего многообразия видов посуды было принято решение более подробно остановиться на изучении теоретических аспектов посуды из керамики, сочетании ее форм и назначения с предметом из дерева и выполнении в майолике. Рассмотрим этапы разработки художественного проекта столовой посуды из майолики для холодных закусок «Дубрава». Предварительные данные, необходимые для изучения особенностей художественного проектирования комплекта столовой посуды, возможно получить из рассмотрения функционального процесса, в котором будет эксплуатироваться посуда и изучения архитектурной среды, для которой она проектируется. Кроме того, назначение комплекта посуды должно соответствовать конкретному заданию на конструирование. 

Цель исследования - рассмотреть особенности работы над художественным проектом столового комплекта посуды для разработки и создания яркого и неповторимого акцента в интерьере столовой. По своему замыслу проектируемый набор посуды должен стать незабываемым украшением стола и произвести приятное эмоциональное впечатление. 

Методы исследования

  • методы художественного проектирования, помогающие определить творческий замысел, смысловой акцент, назначение и название набора столовой посуды;
  • изучение технологии и анализ изготовления гончарных изделий;
  • эксперимент, как метод для определения выбора оптимального состава керамической массы и изготовление проб для выполнения набора посуды;
  • методы художественного конструирования, помогающие воплотить творческий замысел, дизайн-проект в материале – в майолике и дереве.

Результаты исследования и их обсуждение 

Особенности проектирования предметов декоративно-прикладного искусства – столового набора посуды для холодных закусок заключаются в проектировании его как набора, используемого для принятия пищи в помещениях с деревянными столами, частично или полностью покрытыми льняными скатертями, подчеркивающими свою текстуру. «Прикладное искусство требует более условного, образно-ассоциативного языка выражения, и это должна быть не столько изобразительная, конкретная цепочка ассоциаций, сколько возникновение ощущений, чувств, настроений, которые человек пережил или которые мимолётно пробудились у него при встрече с искусством» [3, с. 104]. Требований к материалам отделки помещения нет, но предпочтительно отсутствие искусственных, переработанных или синтетических материалов.

По творческому замыслу комплект посуды должен быть выполнен гончарным способом, теплого спокойного цвета, подчеркивающий природу материала, из которого он сделан [5]. Для оценки выбора определенной керамической массы, температурного режима обжига, необходимо выполнить пробы из тонкодисперсных масс.

Для керамических изделий из майолики, в основе которых лежит сосуд вращения, характерны несколько способов формования – ручная лепка, пластическое формование набивкой в гипсовые формы, формование на гончарном круге и метод шликерного литья. Выбор способа работы с массой определяется ее пластичностью.

Формование сервиза на гончарном круге подчеркнёт самобытность и традиционность комплекта. Кроме того, ручная формовка на гончарном круге не требует сложных машинных приспособлений и позволяет быстро изготовить изделия, носящие уникальный характер.

Особенностью пластичных гончарных масс с известной влажностью является пористость, характерная всем изделиям из майолики. Проблему пористого черепка предполагается решить традиционным для данного вида посуды способом – покрытием прозрачной глазурью. Пластический способ формования предполагает работы с массой 16-25% содержания воды.

Декоративная часть проекта – живописное украшение растительным орнаментом будет производиться кистями по готовой разметке и контуру рисунка цветными ангобами, нанесёнными по черепку кистью. «Богатое и разнообразное искусство нашего народа – это залог его созидательной силы, нравственного здоровья и исторического долголетия» [2, с. 60].

Глиняная посуда, выполненная в традиционной для майолики манере исполнения, имеющая в своем комплекте предмет, выполненный из дерева, максимально усилит эмоциональное восприятие человека при контакте с ней. Правильное понимание использования комбинации двух материалов в интерьере столовой определило необходимость введения в комплект посуды предмета из дерева. Это определенно должно усиливать эмоциональное восприятия человека при контакте с предметами набора [8].

Дерево как материал очень часто используется как в предметах интерьера, так и в отделочных материалах. По своей текстуре, плотности, природному цвету, возможностям обработки, этот материал различен. Так, мягкие породы дерева легки в обработке, но недолговечны и непрактичны в использовании. Липа, ольха, осина, хвойные породы и некоторые другие часто используются в отделке помещений, но по своей твердости, плотности и долговечности сильно уступают таким материалам, как граб, дуб, ильм, орех. Дуб практически не подвержен гниению при контакте с водой, содержит в своем составе дубильные вещества, позволяющие ему оставаться устойчивым к процессам разрушения при влажности. Кроме того, это дерево имеет наибольшую степень твердости и плотности из всех упомянутых выше. Вместе с этим дуб в народных традициях считается деревом, символизирующим крепость, надежность, силу и здоровье.

Дуб всегда ассоциируется с мудростью и долголетием. Его традиционный образ не вызывает ложных ассоциаций. Поэтому включение в набор традиционной керамической посуды предмета из этого материала обосновано и усиливает творческий замысел. Таким образом, в комплекте посуды для холодных закусок введен дополнительный предмет – деревянная доска сервировочная, выполненная из дубового массива.

В основе настоящего исследования рассматриваются особенности создания набора традиционной русской посуды, и его название должно быть композиционно связано с формой изделий, решением декора, предполагаемым интерьером столовой для демонстрации сервиза и подачи блюд. Название должно соединить в себе все эстетические факторы и собрать их воедино, подчеркнуть творческий замысел, быть понятно пользователю предметами, ясно и без искажений донести до него творческую идею.

Решения по интерьеру столового помещения, в котором предполагается демонстрация сервиза, а также включение сервировочной доски из дубового массива в предметы посуды предопределили название набора как «Дубрава». По творческому замыслу элементы декора посуды и используемые в нём цвета, должны в полной мере подчеркнуть и усилить его название. Этап работы по декоративной переработке деталей декора состоял в поиске необходимых элементов, их графической и цветовой составляющей и включении их в композиционное решение на плоскости. Стиль декорирования традиционных предметов посуды должен подчеркивать их уникальность и соответствовать общему творческому замыслу (Рис.).



Декорирование традиционной посуды предполагает тщательное изучение оригинальных аналогов. По замыслу проекта предметы сервиза должны максимально передавать их традиционность и, отчасти, национальность. Так, в традиционной русской глиняной посуде для украшения использовались разного рода отводки, ленты, подчёркивающие стилизованные орнаменты или сами являющиеся полноценным украшением поверхности. Цветные отводки различной ширины всегда приятны для глаз, подчеркивают ритм любого декора и прекрасно смотрятся на вертикальных и горизонтальных поверхностях предметов посуды. В настоящем проекте эти способы декорирования вполне обоснованы и стали основой для украшения посуды. Они являются горизонтальными поясами, которые подчеркивают цветовое решение декоративных элементов, отлично дополняют орнаментальный фриз из стилизованных дубовых листьев и придают законченность декоративной композиции [1].

Цветовые соотношения построены на взаимодействии теплых родственных цветов контрастного сочетания. Такие цветовые соотношения эмоционально приятны, создают уютную атмосферу, располагают к приятной беседе. Теплый терракотовый базовый цвет набора подчеркивает традиционность выбранного материала, способ формования делает сервиз уникальным, декор усиливает эмоциональное восприятие традиционных форм предметов посуды. По замыслу проекта настоящий сервиз может использоваться как в общественных местах питания, так и в частных. Универсальность предметов сервиза позволяет формировать любой количественный набор посуды в зависимости от числа пользователей, количества предполагаемых к сервировке блюд. 

Выводы

Авторы рассмотрели этапы разработки художественного проекта столовой посуды для холодных закусок «Дубрава», в которых были учтены особенности общей концепции, творческого замысла, назначения и выполнение в материале, «для художника чувство современности – это образ жизни» [6, с. 67].

Настоящий художественный проект столовой посуды из майолики разработан в соответствии с методами художественного проектирования и необходимой для этого последовательностью изучения каждого предмета набора посуды, ведь «В творчестве большое значение имеет художественный образ, возникновение которого связано со зрительными впечатлениями» [7, с. 410]. На первом этапе был изучен функциональный процесс, в котором будет эксплуатироваться набор русской традиционной посуды. В соответствии с функциональным процессом на втором этапе работы над проектом было определено назначение набора столовой посуды – сервиз для холодных закусок. Также на данном этапе происходит конкретизация задания на конструирование.

На третьем этапе был осуществлен анализ архитектурной среды, для которой проектируется посуда. Ввиду разработки традиционных форм было проведено тщательное изучение аналогов и определение всех факторов, влияющих на формообразование.

Четвертый этап заключался в непосредственном определении предметов, разработке общей концепции и работе над декорированием. Художественный способ реализации был выбран с целью полной передачи творческого замысла автора. Все выполненные этапы работы над художественным проектированием позволяют достичь правильного художественного и эстетического восприятия набора столовой посуды «Дубрава», выполненного из экологических материалов.

Список литературы

  1. Василенко П.Г. Стилизованное декоративное рисование как детерминант развития творческих способностей студентов художественных вузов // Профессиональная компетентность современного педагога: Сборник материалов II Фестиваля педагогического мастерства. 2016. С. 136-139.
  2. Говорова М.Е., Смирнова М.А. Проблема сохранения и возрождения традиционных народных ремёсел и промыслов в наши дни / Пространство диалогов: декоративно-прикладное искусство и дизайн: коллективная монография. Уфа: ООО «Аэтерна», 2018. С. 48-61.
  3. Котышов А.В. Творческий процесс как основа духовного начала в искусстве // Образование. Наука. Культура. Материалы VI Международной научно-практической конференции. 2015. С. 104-105.
  4. Лопасова Е.В. Педагогические условия развития композиционного мышления учащихся в системе дополнительного образования (актуальность проблемы исследования) // Теория и практика общественного развития. 2012. № 8. С. 152-155.
  5. Московская Г.П. Влияние традиционной художественной школы на дипломное проектирование // Образование. Наука. Культура. ГГУ: Электроизолятор. 2013. С. 93-96.
  6. Папко В.Ф., Василенко Е.В., Василенко П.Г., Сичкарь Т.В. Культура и искусство в современной России // Вестник Института мировых цивилизаций. 2019. Т. 10. № 3 (24). С. 66-72.
  7. Севостьянова О.Н., Смирнова М.А. Развитие творческого мышления студентов в рисунке архитектурного пространства // Пространства городской цивилизации: идеи, проблемы, концепции. Екатеринбург: УрГАХУ, 2017. С. 410-413.
  8. Smirnova M.A., Vasilenko E.V. Features of transformation and synthesis of national art of India in contemporary design // The International Scientific and Practical Conference “Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences” (CILDIAH-2019) SHS Web of Conferences Vol. 69, p. 00111 (2019).

References

  1. Vasilenko P.G. Stilizovannoe dekorativnoe risovanie kak determinant razvitiya tvorcheskikh sposobnostey studentov khudozhestvennykh vuzov (Stylized decorative drawing as a determinant of the development of creative abilities of students of art universities), Professionalnaya kompetentnost sovremennogo pedagoga: Sbornik materialov II Festivalya pedagogicheskogo masterstva, 2016, pp. 136-139.
  2. Govorova M.E., Smirnova M.A. Problema sokhraneniya i vozrozhdeniya traditsionnykh narodnykh remyosel i promyslov v nashi dni (The problem of preservation and revival of traditional folk crafts and crafts in our days), Prostranstvo dialogov: dekorativno-prikladnoe iskusstvo i dizayn: kollektivnaya monografiya. Ufa: OOO «Aeterna», 2018, pp. 48-61.
  3. Kotyshov A.V. Tvorcheskiy protsess kak osnova dukhovnogo nachala v iskusstve, (The creative process as the basis of the spiritual principle in art) Obrazovanie. Nauka. Kultura. Materialy VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 2015, pp. 104-105.
  4. Lopasova E.V. Pedagogicheskie usloviya razvitiya kompozitsionnogo myshleniya uchaschikhsya v sisteme dopolnitelnogo obrazovaniya (aktualnost problemy issledovaniya) (Pedagogical conditions for the development of compositional thinking of students in the system of additional education (relevance of the research problem), Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2012, No 8, pp. 152-155.
  5. Moskovskaya G.P. Vliyanie traditsionnoy khudozhestvennoy shkoly na diplomnoe proektirovanie (Influence of traditional art school on diploma design), Obrazovanie. Nauka. Kultura. GGU: Elektroizolyator, 2013, pp. 93-96.
  6. Papko V.F., Vasilenko E.V., Vasilenko P.G., Sichkar T.V. Kultura i iskusstvo v sovremennoy Rossii (Culture and art in modern Russia), Vestnik Instituta mirovykh tsivilizatsiy, 2019, T. 10, No 3 (24), pp. 66-72.
  7. Sevostyanova O.N., Smirnova M.A. Razvitie tvorcheskogo myshleniya studentov v risunke arkhitekturnogo prostranstva (Development of students ' creative thinking in drawing architectural space), Prostranstva gorodskoy tsivilizatsii: idei, problemy, kontseptsii. Ekaterinburg: UrGAKHU, 2017, pp. 410-413.
  8. Smirnova M.A., Vasilenko E.V. Features of transformation and synthesis of national art of India in contemporary design, The International Scientific and Practical Conference “Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences” (CILDIAH-2019) SHS Web of Conferences Vol. 69, p. 00111 (2019).

Рецензент:

Савинкин Владислав Владимирович - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент кафедры дизайна, член Союза архитекторов, дизайнеров и художников России, vvspart@mail.ru, +7-985-233-27-93.

Работу поступила в редакцию: 09.01.2020.