Волков А.В. «Моноблок»: от проекта до реализации

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Образец ссылки на эту статью: Волков А.В. «Моноблок»: от проекта до реализации  // Бизнес и дизайн ревю. 2017. Т. 1. № 3 (7). С. 11.

УДК 378.147.88

«МОНОБЛОК»: ОТ ПРОЕКТА ДО РЕАЛИЗАЦИИ

Волков Андрей Викторович

АНО ВО «Институт Бизнеса и Дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, дом 9, стр. 1), доцент кафедры «Дизайн среды», -7476,

Новые экономические реалии, динамичный ритм жизни, заставляют нас искать новые подходы в методике преподавания проектных дисциплин, что и показано в данной статье.

Связка учебного процесса с реальной жизнью крайне необходима в современном вузе. Одним из важнейших аспектов в методической работе со студентами является их максимально быстрое погружение в «реальное проектирование» уже на первых стадиях обучения. В этой работе важен не только процесс изучения традиционных подходов к созданию объёмно-пространственных композиций, являющихся в большей части абстрактными, не привязанными к реальности актами чистого творчества. Не менее важно создание в работе таких условий, которые позволяют каждый студенческий проект делать практическим, основанным не только на знании теории композиции, но и на понимании функции, эргономики и экономики процесса.

Ключевые слова: моноблок; студенты; дизайн; среда; пространство.

«MONOBLOK»: FROM DESIGN TO IMPLEMENTATION

Volkov Andrey Viktorovich

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9/1), Associate Professor, associate Professor of "environmental Design", - 674-7476.

New economic realities, a dynamic rhythm of life, lead us to seek new approaches in teaching methods and design disciplines.

A bunch of the learning process with real life is essential in the modern University. One of the most important aspects in methodological work with students is their fastest dive into "real design" already in the first stages of learning. This work is important not only the process of learning traditional approaches to creating three-dimensional composition, which is largely abstract, not tied to reality by acts of pure creativity. Equally important is the creation of conditions that allow every student to do practical work based not only on knowledge of composition theory, but also on the understanding of function, ergonomics and economy of the process.

Keywords: monoblock; students; design; environment; space.

Как известно, целью научно-исследовательской деятельности на Факультете дизайна и моды является развитие науки и искусства посредствам научных исследований и творчества профессорско-преподавательского состава и обучающихся, создание и использование научной и творческой продукции в реальном и учебном проектировании [2, с. 54]. Одним из таких проектов является «Моноблок».

Проведя небольшой анализ студенческих работ первого курса на темы «плоскостная композиция», «объёмная композиция», «пространственная композиция», мы решили всю эту деятельность объединить в один большой проект. Предполагалось, что он будет длиться весь семестр, для чего планировалось разбить его на этапы, результатом каждого из них является самодостаточный макет, композиция, которая на каждой последующей стадии прорабатывается всё более и более подробно. Осуществляется это путём увеличения масштаба работы и появления новых требований. Этот проект называется «Моноблок», индивидуальное пространство для творчества. По-сути это одно-объёмный, многофункциональный куб-мастерская, в котором размещается всё необходимое для учёбы и творчества студента. Функции «Моноблока»: рабочее место (для работы на компьютере, рисования и макетирования), место для хранения книг и учебной литературы, место для отдыха. Это не полноценное спальное место, оно может находиться вне данного объёма, в самой комнате. В данном проекте мы концентрируемся на функции обучения.

Постановка задачи (анализ существующей ситуации, образ жизни заказчика)

Для того чтобы проект отвечал потребностям конкретного человека и соответствовал месту, был уместен, надо ответить на вопрос, где и для кого мы проектируем. Студентам, на первых порах, трудно разобраться со сторонними заказчиками, поэтому им в качестве такового проще представить самих себя, сделать проект для себя, у себя дома. Таким образом мы плавно подталкиваем их к первому этапу работы над проектом - анализу существующей ситуации. В рамках этой работы студенты проводят обмеры своей жилой комнаты, делают обмерный чертёж, изучают пространство, в котором будет размещаться их будущий проект. Они анализируют пространство по пяти основным критериям: конструкция, форма, материал, цвет, свет. В будущей работе эти знания понадобятся для учёта полученных данных в работе над проектом. Далее надо разобраться с личностью нашего заказчика. Как уже говорилось выше, в этой работе заказчиками для себя выступают сами студенты. Это упрощает им работу над описанием «образа жизни» пользователя «Моноблока», его цветовых предпочтений, особенностей характера и т. д.

Важным аспектом в работе над проектом является знакомство с современной проектной культурой, погружение в профессиональную среду. Необходимо чтобы студенты, как будущие профессионалы, формировались и ориентировались на правильные, качественные примеры из истории архитектуры и современной проектной практики. Для этого необходимо посещать выставки, лекции профессиональных архитекторов-дизайнеров, ездить в туристические поездки, самосовершенствоваться, участвовать в конкурсах [1, с. 15].

Погружая студентов в профессиональную среду, преподаватели читают установочные лекции, показывают слайды с примерами аналогичных объектов (мини-домики, дома на колёсах, средовые скульптуры). Задача так «напитать» студента информацией, что он мог бы уже в самом простом неприглядном киоске «мороженое», стоящем рядом с его домом, увидеть что-то полезное для своего проекта и применить эти знания в деле. Конкретно в данном случае для выполнения следующего этапа в работе над проектом, необходимо было изучить творческое наследие художника Пита (Питера) Мондриана, так как его плоскостные композиции с чёткой структурой и открытыми цветами наиболее отвечают задаче.

Работа с плоскостью (проработка одной грани, плоскости будущего объекта)

Любую сложную работу, проект, можно разложить на несколько более простых составляющих. Так и мы со студентами разбираем будущий объект по слоям, как конструктор. Это отлично соотносится с традиционным подходом - прежде чем начинать работу над «объёмом» надо поработать с плоскостью. Ребятам предлагается выбрать одну из внутренних поверхностей «Моноблока» (как правило, одну из стен) и разработать ее, учитывая не только композиционный аспект проектирования, но и функциональный. Фактически, им необходимо спроектировать стеллаж. В этом небольшом предмете мебели сконцентрировано много функций: библиотека, хранение, аудио-видео блок и даже небольшое рабочее место. Как говорилось выше, студенты должны были ознакомиться и подготовить доклад о творчестве Пита Мондриана (преподаватель в аудитории читает вводную лекцию, доклад делается самостоятельно, как домашнее задание). Также на этом этапе они получают информацию об эргономике и технологиях. В рамках этой работы студенты изучают основы черчения и проектной графики, учатся компоновать рабочий лист, работают с масштабом. Результатом работы становится плоскостной макет, выполненный в масштабе 1:50. Критерии оценки: уравновешенность композиционного решения, функциональность, качество исполнения.

Работа в объёме (поиск образа, выработка основного варианта для дальнейшей проработки)

После работы с плоскостью можно приступать к более сложным задачам, таким, как объёмное проектирование. На этом этапе от студентов требуется сформировать художественный образ проекта, выявить главную идею. Сделать это необходимо через объёмный макет, проявив скульптурность, монолитность, форму, а также найти основной приём, «фишку», причем нужно предложить минимум два принципиально отличных друг от друга варианта. Реализовать свои идеи необходимо в двух макетах, в одном масштабе, но в разных материалах. Один макет должен быть белым или цветным (гофрокартон, пенопласт, полистирол, гипс и т.д.), второй бурым (гофрокартон). Важно, чтобы макеты были выполнены в одном масштабе, это позволяет применять к работам единые критерии оценки и собрать «монолитную» групповую композицию. Во время итогового просмотра студенты презентуют оба своих макета и озвучивают «девиз» каждого из них. Это может звучать так: Пирамида, Пещера отшельника, Расщелина, Сфера и т.д. Вообще докладами и презентациями сопровождается каждая сдача проекта, это развивает в студентах ораторские навыки и приучает к необходимости «защищать» проект перед комиссией или заказчиком. Два макета в масштабе 1:20.

Работа с пространством (трансформация основной идеи, скульптурного проекта в более пространственную, проницаемую структуру, через привнесение функции)

На предыдущем этапе работы студенты заявляют две принципиально отличные темы, два образа проекта. Они представлены двумя макетами и описаны в коротком девизе. Далее необходимо выбрать одну тему для дальнейшей проработки. Свой выбор необходимо аргументировано обосновать и защитить перед преподавателем и коллегами. После этого можно переходить к следующему этапу - пространственной композиции. Работа также выполняется в виде макета, но уже в масштабе 1:10, что заставляет студента изменять подход в работе. Масштаб более крупный, уже надо применять другие материалы, разрабатывать методику сопряжений поверхностей, считать деньги, поскольку все материалы для макета студент закупает самостоятельно, и чем он больше, тем становится дороже. В данном случае перед началом работы над макетом выполняется чертёж всех проекций в масштабе. Это, с одной стороны, позволяет провести дополнительную работу над проектной графикой, с другой предполагает произвести необходимые расчёты. На этой стадии работы форма должна становиться проницаемой для воздуха, света, окружающей «Моноблок» среды. Теперь только обозначенные ранее функциональные зоны должны обрести конкретные размеры и габариты, к примеру, глубина и высота полок для книг должны соответствовать стандартным размерам или индивидуальным размерам книг конкретного студента. Поскольку работа выполняется в масштабе и с учётом точных размеров всех узлов, необходимо знать материал изготовления реального «Моноблока», а значит выбрать наиболее подходящий для своей идеи материал и конструкцию. Это влияет на толщину узлов в макете, на технологию его изготовления, в конечном итоге на его стоимость. Для этого преподавателями читаются соответствующие лекции, организовываются экскурсии на производство, приглашаются отраслевые специалисты. Критерии оценки: яркий образ, оригинальность конструкции, качество изделия.

Работа со средой

В финале работы над проектом студенты выполняют окончательную проработку своего проекта, наполняя его жизнью, светом и предметами интерьера. На этой стадии они работают с макетом в самом большом масштабе - 1:5. Это практически реальный объект, все узлы и детали достаточно крупны. Принимаются схожие с реальными конструктивные решения. Здесь мы уже не имитируем натуральные материалы, а по-настоящему их используем, делая только поправку на масштаб. То, что деревянное, делается из фанеры или доски, металлические крепления изготавливаются с помощью резьбовой шпильки и гаек, то, что должно светиться - светится с помощью светодиодных лампочек и батареек. Плюс к этому необходимо вычертить проекции «Моноблока» на планшете 1000х700 мм, предварительно согласовав эскиз композиции с преподавателем.

Реализация проекта

Не каждый студент первого курса может похвастаться тем, что его курсовая работа легла в основу реально реализованного проекта, да и не каждое учебное заведение способно на такой смелый шаг. Институт бизнеса и дизайна это сделал! Проект одного из студентов первого курса кафедры Дизайна   среды был реализован на стенде института в рамках участия в фестивале «Зодчество 2016», проходившего осенью в пространствах бывшей Трёхгорной мануфактуры. «Моноблок» отлично вжился в экспозицию и продемонстрировал большой многофункциональный потенциал. На нём сидели слушатели лектория, проводились переговоры, размещалась полиграфическая продукция, отдыхали студенты. Также он заинтересовал потенциальных заказчиков подобных мини-объектов, сеть городских кофеен обратилась с просьбой спроектировать для них нечто подобное. С выставки объект попал на юбилей композитора Александра Зацепина, и только после этого разместился в фойе родного института.

Этот проект оказался очень ценным, как для студентов, так и для педагогов, он сослужил отличную службу институту и продолжает работать на его благо - студенты работают в пространстве «Моноблока», слушают лекции и познают законы перспективы на уроках рисунка и живописи.

Список литературы

  1. Дымова С.С. Конкурсы как критерий эффективности работы высшего учебного заведения // Бизнес и дизайн ревю. 2017. Т. 1. № 2 (6). С. 15.
  2. Оришев А.Б. B&D: Бизнес-образование в негосударственных вузах России. Екатеринбург: Издательские решения, 2017.

References

  1. Dymova S.S. Konkursy kak kriteriy effektivnosti raboty vysshego uchebnogo zavedeniya - Biznes i dizajn revyu. 2017. T. 1. no 2 (6). p. 15.
  2. Orishev А.B. B&D: Biznes-obrazovanie v negosudarstvennykh vuzakh Rossii. Ekaterinburg: Izdatelskie resheniya, 2017.

Рецензенты:

Козырева Н.Е. – кандидат педагогических наук, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна»

Толкачев А.Н. – кандидат юридических наук, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна»

Работа поступила в редакцию: 27.06.2017 г.