Воробьева Т.А. Развитие дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для детей в АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна»

Образец ссылки на эту статью: Воробьева Т.А. Развитие дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для детей в АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна» // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 2 (10). С. 13.


УДК 377.018.42


РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ В АНО ВО «ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ДИЗАЙНА»


Воробьева Татьяна Александровна


АНО ВО «Институт Бизнеса и Дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, дом 9, стр. 1), кандидат технических наук, руководитель Школы искусств и дизайна, +7(495) 684-25-3


В статье представлен анализ дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, которые реализуются в Институте бизнеса и дизайна. Автор отмечает, что программа подготовительных курсов объединила в себе классическую академическую и современную концептуальную школы. Она реализуется командой преподавателей, сплоченных единой целью – объяснить детям, что такое дизайн и чем интересна профессия дизайнера. 


Главный вывод: дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы позволяют заложить базу для дальнейшего роста в профессии дизайнера, развить концептуальное мышление и наработать необходимые технические навыки для поступления на программу высшего образования.


Ключевые слова: Институт бизнес и дизайна; образование; обучение; дополнительные общеобразовательные программы; дизайн.


Vorobeva Tatyana Aleksandrovna


Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9/1), Candidate of Technical Sciences, Head of the School of Art and Design, 7(495) 684-2


The article presents the analysis of additional General educational programs that are implemented at the Institute of business and design. The author notes that the program of preparatory courses combines classical academic and modern conceptual schools. It is implemented by a team of teachers, United by a common goal – to explain to children what design is and what the profession of designer is interesting. 


The main conclusion: additional General educational programs allow you to lay the Foundation for further growth in the profession of designer, develop conceptual thinking and develop the necessary technical skills for admission to higher education.


Keywords: Institute of business and design; education; training; additional General education programs; design.


В Институте бизнеса и дизайна довузовская подготовка (дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для детей – далее ДООП для детей) является первой ступенью и необходимым модулем непрерывного образования для успешного обучения на высшем образовании.


На сегодняшний день ДООП для детей «Подготовительные курсы» состоят из двух модулей:


― начальный ― «Подготовительные курсы по основам дизайна» предназначен для учащихся 8-10 классов, который позволяет заложить основу для дальнейшего профессионального обучения. Начальный курс подготовки помогает определиться с выбором будущей профессии дизайнера и сделать первые шаги в этой сфере;


― продвинутый ― «Подготовительные курсы по дизайну» рассчитан для учащихся 11 классов, а также выпускников школ, колледжей, вузов и представляет собой подготовку по творческому экзамену для поступления в институт на направление 54.03.01. «Дизайн».


Программа начального уровня, т.е. 1-го года обучения на подготовительных курсах по интенсивности и методике обучения отличается от основной программы 2-го года обучения ― продвинутого уровня. В учебную программу входят дисциплины, которые развивают и обучают детей по рисунку и живописи, основам композиции, а также дают навыки по созданию проекта для трех профилей программы бакалавриата (графике, костюму, среде). Дисциплина «История искусств» изучается не в линейном формате, а построена как лаборатория искусств, где слушатели получают навык исследования материала и учатся делать выводы из собственной практической работы, что приближает их к пониманию творческой профессии.


Слушатели приобретают базовые знания, изучают техники и материалы, необходимые для профессионального развития в дизайне и осмысления творческого процесса. Обучение проходит в формате творческой лаборатории: слушатели получают навыки исследования художественного материала и учатся делать выводы из собственной практической работы.


Выбор творческой профессии связан и с пониманием того, чем предстоит заниматься в будущем и с желанием заниматься творчеством в широком смысле. Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса позволяет делать занятия разнообразными, эмоционально и информационно насыщенными.


Неотъемлемой частью программы являются выставки работ учащихся, в организации и проведении которых принимают участие сами слушатели (рисунок 1). Это способствует развитию инициативы, формирует чувство ответственности, создает коллектив единомышленников. Курс завершается выставкой проектов, сформировавшихся в ходе работы и ориентированных на выбор дальнейшего профессионального образования.





Программа подготовительных курсов объединила в себе классическую академическую и современную концептуальную школы. Она реализуется командой преподавателей, сплоченных единой целью – объяснить детям, что такое дизайн и чем интересна профессия дизайнера.


Образовательная программа продвинутого уровня, разработанная группой авторов, позволяет детально изучить техники рисунка и живописи, разобраться в особенностях изобразительных средств, создать портфолио для успешного поступления в вуз. Курс включает дисциплины, направленные на развитие креативного мышления и навыков работы с различными материалами, знакомит с базовыми понятиями о проектной деятельности и учит анализировать работы разных стран, эпох и стилей.


Основные цели довузовской подготовки заключаются в обеспечении качественного состава абитуриентов факультета дизайна и моды, формировании единого образовательного уровня подготовки по всем профилям направления.


Для достижения этих целей в Институте бизнеса и дизайна решаются следующие задачи:


― поиск новых видов профориентационной работы, позволяющих совершенствовать систему форм, методов и средств реализации непрерывного процесса профориентации путем тесного взаимодействия с базовыми звеньями системы профориентации: общеобразовательными школами, учебными заведениями СПО, стратегическими партнерами, средствами массовой информации, семьей;


― создание системы управления и контроля функционирования составляющих профориентационной системы: факультеты, выпускающие кафедры.


― информационно-разъяснительная, в том числе рекламная деятельность с различными социальными группами: учащимися, их родителями, работниками образования, работодателями и другими заинтересованными лицами;


― проведение учебно-профориентационных, культурно-массовых мероприятий;


― разработка учебно-методического обеспечения, нормативных документов, локальных актов, регулирующих работу подготовительных курсов, организацию и проведение внутривузовских предметных конкурсов, презентаций, а также профориентационную деятельность;


― обеспечение повышенного уровня знаний учащихся по профильным дисциплинам, необходимого для профессиональной ориентации и продолжения образования в высшей школе, создание условий для творческой деятельности учащихся через профилизацию;


― организацию и проведение творческих конкурсов.


Основными формами профориентационных мероприятий являются дни открытых дверей, открытые уроки и мастер-классы, выездные профориентационныемероприятия, выставки, ярмарки учебных мест и профессий (ярмарки вакансий), профориентационные экскурсии для учащихся образовательных учреждений, учебно-профориентационные мероприятия познавательно-развивающего характера в виде различных конкурсов [1].


В Институте реализуется балльно-рейтинговая система оценки знаний обучающихся, позволяющая осуществлять рубежный контроль знаний и умений слушателей, оценивать уровень сформированности компетенций.


По окончании подготовительных курсов слушатели умеют не только выполнять качественно работы, но профессионально оформлять авторское портфолио, составлять презентации, создавать объемные проектные арт-объекты, успешно представлять свои работы и аргументировано подойти к выбору будущего направления в профессии. На рисунке 2 показан итоговый просмотр работ слушателей подготовительных курсов продвинутого уровня.


По результатам итогового просмотра видно, готовы слушатели начального уровня продолжить обучение на продвинутом уровне в следующем году, а выпускники продвинутого уровня ― успешно поступить в вуз.


Хороший набор на высшее образование с высоким уровнем подготовки – результат работы подготовительных курсов. В 2016 г. Институт был представлен в рейтинге Федерального портала «Российское образование» [2] 9-ым из 116 вузов по среднему проходному баллу.





Наглядно виден ежегодный рост слушателей на подготовительных курсах (рисунок 3). Рост контингента увеличился за счет деления слушателей на программы начального (школьников 8-10 классов) и продвинутого уровня (абитуриентов ― непосредственно для подготовки в вуз), разработки специализированных программ по каждому профилю, привлечения преподавателей кафедр, заинтересованных в высокой подготовке абитуриентов, внедрение программ с разными сроками обучения, введения удобного графика обучения для жителей отдаленных районов Москвы или Подмосковья. Заметно увеличилось количество слушателей, приезжающих из соседних областей (Владимирская, Тульская, Рязанская, Ярославская, Калужская и др.). В летний период приезжают люди из других городов и стран Ближнего и Дальнего зарубежья. Популярность курсов Института бизнеса и дизайна только растет.


 


Проведено исследование [3, 4] по статистической оценке курса в период 2011-2017 гг. (рисунок 4), где изучается движение контингента подготовительных курсов. На гистограмме видно, какой процент обучающихся отчисляется ежегодно. Очевидна, положительная динамика. Это говорит о том, что программа очень интересна и продуктивна. Несмотря на плотный график обучения и большую загруженность в школе, слушатели проходят подготовительные курсы до конца. На этапе обучения отсеиваются слушатели, не заинтересованные в обучении и профессионально непригодные.


Показатель «не вышедших на развеску» демонстрирует долю слушателей, планирующих поступать в другой вуз на бакалавриат, где не предъявляются аналогичные требования или неготовых составить итоговое творческое портфолио, без которого итоговый экзамен не может быть пройден.





В таблица 1 показана доля поступающих в Институт бизнеса и дизайна на бакалавриат от общего числа обучавшихся на подготовительных курсах, ежегодно она составляла 51±3 %. (Не берем во внимание 2017 г., из-за отзыва аккредитации показатели резко пошли вниз). Для поступающих большое значение также имеет бюджетное образование, поэтому наши слушатели уходят в государственные вузы.


Подавших заявление на бакалавриат в 2017 г. значительно меньше, чем в прошлых – причина кроется в потере аккредитации института. Хотя абсолютная цифра с каждым годом только растет.


Успех курсов заключается в том, что учебная программа подготовительных курсов ежегодно меняется, подстраивается под требования подготовки абитуриентов для поступления на направление 54.03.01. «Дизайн». Изучается деятельность конкурентов, проводятся маркетинговые исследования, оценка слушателей, студентов, прошедших курс подготовки, и преподавателей кафедр. Идет поиск новых форм подачи материала, новых методик обучения, которые учитывают разные подготовку, способности и направленность абитуриента.


 


 Таким образом, курс позволяет заложить базу для дальнейшего роста в профессии, развить концептуальное мышление и наработать необходимые технические навыки для поступления на программу высшего образования. Образовательная программа курсов помогает абитуриентам раскрыть свои таланты и адаптироваться к интенсивному обучению в институте.


 Литература: 




  1. Отчет о результатах самообследования 2016 г. АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна». М.: АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», 2017. 40 с.
  2. Средний проходной балл в вузы 2016. [Электронный ресурс] / Федеральный портал «Российское образование». Электрон. данные. М.: 2016. Режим доступа: URL: http://www.edu.ru/abitur/act.95/index.php?utm_source=ruseducationfb, свободный.
  3. Отчет по набору 2017 г. АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна». М: АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», 2017. 13 с.
  4. Отчет «Итоговые показатели по контингенту Школы искусств и дизайна за 2016-2017 учебный год». АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна». М.: АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», 2017. 17 с.

References




  1. Otchet o rezul'tatakh samoobsledovaniya 2016 g. ANO VO «Institut biznesa i dizayna». M.: ANO VO «Institut biznesa i dizayna», 2017. 40 p.
  2. Sredniy prokhodnoy ball v vuzy 2016. [Elektronnyy resurs] / Federal'nyy portal «Rossiyskoe obrazovanie». Elektron. dannye. M.: 2016. Rezhim dostupa: URL: http://www.edu.ru/abitur/act.95/index.php?utm_source=ruseducationfb, svobodnyy.
  3. Otchet po naboru 2017 g. ANO VO «Institut biznesa i dizayna». M: ANO VO «Institut biznesa i dizayna», 2017. 13 p.
  4. Otchet «Itogovye pokazateli po kontingentu SHkoly iskusstv i dizayna za 2016-2017 uchebnyy god». ANO VO «Institut biznesa i dizayna». M.: ANO VO «Institut biznesa i dizayna», 2017. 17 p. 

Рецензенты:


Козырева Н.Е. – кандидат педагогических наук, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».


Ильченко С.В. – кандидат педагогических наук, НОЧУ ВО «Московский экономический институт».


Работа поступила в редакцию: 27.12.2017 г.