Гонина О.О. Эффективность стилей управления педагогическим коллективом

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Образец ссылки на эту статью: Гонина О.О. Эффективность стилей управления педагогическим коллективом // Бизнес и дизайн ревю. 2017. Т. 1. № 4 (8). С. 13.

УДК 373.1

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Гонина Ольга Олеговна

ФБГОУ ВО «Тверской государственный университет», Тверь, Россия (170000, г. Тверь, ул. Желябова, 33), кандидат психологических наук, доцент, заведующая базовой кафедрой психологии и педагогики дошкольного образования, , 8-906-555-16-60.

В статье актуализируется проблема эффективности руководства педагогическим коллективом на примере системы дошкольного образования, анализируется понятие стиля управления и обосновывается необходимость учета социально-психологических характеристик педагогического коллектива при выборе методов и способов руководства. Анализируются достоинства и недостатки, определяется эффективность различных стилей управления коллективом педагогов дошкольных образовательных учреждений. Раскрывается зависимость эффективности различных стилей управления от степени зрелости педагогического коллектива. Формулируется вывод о наибольшей эффективности в руководстве педагогическим коллективом ДОУ адаптивного стиля управления.

Ключевые слова: педагогический коллектив; управление; стиль управления; педагогическая деятельность.

THE EFFECTIVENESS OF MANAGEMENT STYLES TEACHING STAFF

Gоnina Olga Olegovna

"Tver state University", Tver, Russia (170000, Tver, street zheljabova, 33), candidate of psychological Sciences, associate Professor, head of basic Department of psychology and pedagogics of preschool education, olg1015@eandex.ru, 8-906-555-16-60.

The article actualizarea the problem of effective management of the teaching staff on the example of system of preschool education. The author analyzes the concept of management style. It justifies the need to take account of socio-psychological characteristics of the teaching staff in the choice of methods and ways of management. Analyzes the strengths and weaknesses, determined the effectiveness of various management styles by teachers of preschool educational institutions. Reveals the dependence of the efficiency of different management styles on the degree of maturity of the teaching staff.

Main conclusion: the most effective style under the leadership of the teaching staff of preschool educational institutions is an adaptive management style.

Key words: pedagogical staff; management; management style; pedagogical activity.

Предпосылки и условия для применения психоло­гического воздействия при различных стилях управления в целях решения профессиональных задач имеются во многих видах трудовой деятельности, в том числе и в деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), что вызывает повы­шенный интерес к данной проблеме. В связи с этим выделяются различные направления работ в контексте психологических аспектов управления педагогическим коллективом: изучение роли психологических механизмов различных поведенческих проявлений стилей управления; изучение факторов управленческого воздействия, вызывающих определен­ный психологический эффект; изучение психологических аспектов управления коллективом в особых обстоятельствах (в экстремальных, конфликтных, стрессогенных ситуациях). Теоретическая  значимость и практическая цен­ность таких исследований разного уровня и направленности для руководителей дошкольных образовательных учреждений весьма высока. Итак, признав актуальность и востребованность проблематики психологических аспектов стилей управления педагогическим коллективом ДОУ, остановимся подробнее на рассмотрении данного феномена с точки зрения психологии делового общения, руководства коллективом педагогов.

При анализе эффективности различных стилей управления педагогическими коллективами ДОУ необходимо учитывать целый ряд их социально-психологических особенностей. Социально-психологические особенности педагогических коллективов ДОУ обусловлены спецификой профессиональной деятельности работников дошкольного образования и заключаются в осуществлении воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Результативность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, особенностями межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, уровнем организованности и сотрудничества. Другая особенность педагогического коллектива заключается в его относительно высокой степени самоуправляемости, поскольку важнейшие вопросы деятельности педагогического коллектива ДОУ обсуждаются и анализируются на различных уровнях (на педагогических советах, методических комиссиях и др.). Одной из особенностей деятельности педагогического коллектива ДОУ является коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты педагогической деятельности. К сожалению, к числу особенностей деятельности педагогического коллектива в современных ДОУ необходимо отнести также низкий уровень заработный платы и материального стимулирования его членов, что может являться одним из стрессогенных факторов и причиной высокой текучести кадров. Специфической особенностью педагогического коллектива ДОУ также является его преимущественно женский состав, что также оказывает сильное влияние на характер взаимоотношений между педагогами. Известно, что женские коллективы являются более эмоциональными, в большей степени подверженными смене настроений, и более конфликтными, чем те коллективы, в которых есть достаточное количество мужчин [3].

Стиль управления в целом можно определить как совокупность методов, приемов воздействия, наиболее характерных для руководителя в его отношениях и взаимодействии с подчиненными. Стиль управления с психологической точки зрения по сути определяют используемые руководителем типы и технологии психологического воздействия на сотрудников. В качестве критериев для классификации психологического воздействия выделяют следующие признаки взаимодействия:

  • стратегии взаимодействия (манипулятивная как подсознательное стимулирование в обход внутреннего контроля; императивная как поддержание уже имеющихся когнитивных структур и развивающая как ориентация на изменение личности в процес­се взаимодействия);
  • результат взаимодействия и тип реакции (подчинение как желание заслужить одобрение, идентификация как желание походить на другого и интернализация как освоение ценностей другого);
  • контактность воздействия (контактное, при котором есть непосредственный контакт меж­ду руководителем и сотрудниками и дистантное, при котором такого контакта нет);
  • открытость воздействия (открытое, при котором воздействие не скрывается, либо на него не обращается внимание и скрытое, при котором факт воздействия маскируется тем или иным образом);
  • непосредственность воздействия (прямое - при непосредственном воздействии руководителя и косвенное, при котором воздействие не направлено на конкрет­ных сотрудников в определенный отрезок времени);
  • произвольность воздействия (произвольное, при котором руководитель ставит перед собой цель выз­вать определенный психологический эффект и непроизвольное — когда заранее его возможные результаты не планируются руководителем);
  • длительность воздействия (кратковременное и долговременное) [1].

При различных стилях управления педагогическим коллективом используются различные технологии психологического воздействия с помощью использова­ния различных средств и методов: убеждение, внушение, заражение (передача своего состояния или отношения подчиненному), манипулирование (скрытое побуждение), принуждение (требование), уподобление (побуждение к подражанию), расположение (развитие у подчиненных  положительного отношения к себе), просьба, обесценивание (неконструктивная критика подчиненных). Часто данные технологии воздействия при различных стилях управления применяются комплексно, в различных сочетаниях и взаимосвязях. Среди них однозначно неэффективной технологией считается обесценивание. Эффективность остальных неоднозначна и зависит от многих факторов: степени адекватности коммуникативного намерения руководителя; возможности осознания используемой руководителем аргумен­тации; наличия общей информационной базы у руководителя и подчиненного; индивидуальных особенностей личности руководителя; характера построения сообщения — уровня аргументированно­сти, сочетания логических и эмоциональных компонентов; особенностей отношений между руководителем и членами педагогического коллектива — преж­де всего, доверия, авторитета и др. Эффективность управления поведением сотрудников достигается кроме всего прочего при  соблюдении принципов управления, одним из которых является многообразие методов. Эти методы носят мотивационный характер и разделяются на: 1) методы непосредственной мотивации, 2) методы принудительной мотивации, 3) методы стимулирования деятельности [2].

Чаще всего выделяют три основных стиля управления – авторитарный, либеральный и демократический. Авторитарный стиль управления отличается очень большой концентрацией власти в руках руководителя;  присвоением себе права всеобщего контроля;  высокой степенью контроля  за деятельностью членов педагогического коллектива;  отстранением педагогов от процесса выработки решений;  использованием принуждения, морального давления на подчиненных методом прямых угроз;  требованием неукоснительного соблюдения либо собственных распоряжений (что может рассматриваться как жесткий авторитарный стиль), либо различных инструкций и правил (что может характеризоваться как авторитарный бюрократический стиль управления).  При избегании руководителем прямых угроз и принуждений и частичном допуске педагогов к принятию незначительных решений, использовании в качестве стимула вознаграждения, можно говорить о благосклонном авторитарном стиле управления. Демократический стиль управления характеризуется высокой степенью децентрализации власти руководителя и разделения полномочий не навязыванием собственной воли руководителя педагогам, а предоставлением сотрудникам возможности принимать собственные решения, наличием частичного контроля деятельности руководителя со стороны членов педагогического коллектива. Либеральный стиль управления отличается минимальным участием руководителя в управлении педагогическим коллективом, предоставлением педагогам полной свободы в определении собственных целей деятельности, средств их достижения и в осуществлении самоконтроля.

Актуальным является вопрос о наиболее эффективных стилях управления. Очевидно, что различные стили управления, методы, технологии и формы воздействия на членов педагогического коллектива могут быть эффективными в определенной конкретной ситуации и не приводить к желаемому результату в другой ситуации. Поэтому можно сказать, что ни один стиль управления не может считаться эффективнее других абсолютно во всех случаях и самым лучшим стилем управления педагогическим коллективом мы склонны считать адаптивный, гибкий стиль, ориентированный на конкретную ситуацию. При адаптивном стиле используются различные элементы других стилей и присущие им технологии воздействия в зависимости от характера конкретной ситуации.

Например, отдельные технологии авторитарного стиля управления могут быть эффективными при соответствии требованиям конкретной ситуации и удовлетворительном отношении членов педагогического к авторитарным методам руководства. Следует отметить, что при всех недостатках авторитарного стиля, у него есть и целый ряд достоинств (обеспечение четкости и оперативности управления, быстрая реакция на изменение внешних факторов, минимизация времени принятия решений, создание видимого единства управленческих действий для достижения поставленных целей, отсутствие особых материальных затрат). Элементы демократического стиля управления будут более эффективными в стабильных, устоявшихся и зрелых педагогических коллективах, при высокой квалификации педагогов; при наличии в коллективе активных и инициативных педагогов, в неэкстремальных производственных условиях. Элементы либерального стиля управления также могут быть результативными в высокоэффективных, зрелых педагогических коллективах, при необходимости стимулирования творческого подхода педагогов к решению поставленных задач, при реальном стремлении педагогов к самостоятельности и инновационной деятельности.

Как уже отмечалось выше, эффективность различных стилей управления во многом зависят от степени зрелости педагогического коллектива. Под зрелостью педагогического коллектива можно понимать функционально сплоченный коллектив педагогов, способных ставить коллективные цели, формировать структуру соответствующих им индивидуальных целей, способных выстраивать и варьировать при необходимости структуру взаимодействий и взаимоотношений, обеспечивающих достижение поставленных целей с высокой результативностью, а также нести ответственность за результаты своей работы. В зависимости от характеристик выполняемой задачи отдельные педагоги и педагогические коллективы в целом могут проявлять различные уровни зрелости. Руководителю важно оценить этот уровень зрелости и выбрать соответствующий стиль управления.

Охарактеризуем уровни зрелости коллектива и соответствующие им стили управления. При низком уровне зрелости педагоги не способны выполнять определенную задачу и не хотят брать на себя ответственность. В таком случае необходимы элементы авторитарного стиля управления, соответствующие четкие инструкции и строгий контроль. При среднем уровне зрелости педагоги хотят принять ответственность, но они еще не способны выполнить определенную задачу. В этом случае будут более приемлемы элементы благосклонного авторитарного стиля с использованием технологий заражения, внушения и убеждения. При умеренно высокой степени зрелости педагоги могут выполнить задачу, но не готовы взять на себя ответственность. В данном случае применимы элементы демократического стиля, направленные на повышение мотивации к совместному принятию решений при оказании помощи руководителем, но не навязывания своих указаний. Наконец, при высоком уровне зрелости педагоги способны выполнить задачу, хотят нести ответственность и осознают высокую степень своей причастности к деятельности. В таком случае необходимы элементы демократического и либерального стиля управления, передача полномочий членам коллектива.

Таким образом, в зависимости от характера конкретной ситуации и уровня зрелости педагогического коллектива ДОУ должны выбираться и различные стили, способы и методы управления. Мы считаем, что наиболее эффективным в руководстве педагогическим коллективом ДОУ является адаптивный стиль управления. В целом выбор стиля управления и наиболее эффективных в каждом конкретном случае технологий психологического воздействия можно считать важнейшей профессиональной способностью любого руководителя. Это означает, что руководитель способен вести себя по-разному в разных ситуациях, правильно анализировать возникшую ситуацию и использовать необходимые технологии психологического воздействия на членов коллектива.

Список литературы

  1. Душкина М.Р. Психология влияния. СПб: Питер, 2004. 224 с.
  2. Ильченко С.В., Кандаурова Т.И. Мотивационный механизм в управлении поведения персонала // Вестник экспериментального образования. 2015. № 2. С. 14-21.
  3. Курнаева И.Т. Связь статуса педагогов в коллективе и выраженности фаз эмоционального выгорания // Вестник экспериментального образования. № 1. С. 29-33.

 References

  1. Dushkina M.R. Psihologiya vliyaniya. SPb: Piter, 2004. 224 s.
  2. Ilchenko S.V., Kandaurova T.I. Motivatsionnyiy mehanizm v upravlenii povedeniya personala - Vestnik eksperimentalnogo obrazovaniya. 2015. no 2. p. 14-21.
  3. Kurnaeva I.T. Svyaz statusa pedagogov v kollektive i vyirazhennosti faz emotsionalnogo vyigoraniya - Vestnik eksperimentalnogo obrazovaniya. 2015. no 1. p. 29-33.

Рецензенты:

Ильченко С.В. – кандидат педагогических наук, доцент, НОЧУ ВО «Московский экономический институт».

Козырева Н.Е.  – кандидат педагогических наук, доцент, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Работа поступила в редакцию: 12.10.2017 г.