Домбровская М.А. Применение рефлексивного подхода в воспитательной работе и социализации учащихся в вузе

Образец ссылки на эту статью: Домбровская М.А. Применение рефлексивного подхода в воспитательной работе и социализации учащихся в вузе // Бизнес и дизайн ревю. 2017. Т. 1. № 4(8). С. 14.

УДК 378

ПРИМЕНЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ВУЗЕ

Домбровская  Мария Александровна

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), старший преподаватель кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин,













Keywords: reflexive approach, the socialization of students, the educational process in the university, reflexive competence, individualization.

В современно педагогической практике накоплен большой опыт по социализации учащихся вуза. Расценивая социализацию студентов как результат овладения и активного воспроизведения ими социального опыта, реализовываемого в ходе учебно-воспитательной процесса, мы выстраиваем необходимые педагогические условия для социального самоопределения каждого студента.

Длительные наблюдения показали, что наиболее полное проявление способностей учащегося и возможности реализации его потенциала происходит, большей частью, в случае, если с начальной стадии обучения показывать ему все возможности реализации его потенциала и определить индивидуальное направление развития студента. В области «гуманистической психологии» (A. Maslow, А.В. Серый, C. Rogers и др.) для реализации «самоактуализации» индивида механизм рефлексии представляется стартером процесса. Это положение может служить основной задачей для педагогического состава в плане развитие рефлексивной подготовленности (компетентности) учащегося. Рефлексивная компетентность представляет собой свойство личности, проявляющееся в эффективном осуществлении рефлексивных процессов, реализации рефлексивных способностей, ускоряющее процессы личностно-профессионального развития. Понятие «рефлексия» представляет собой основную способность индивида, базовый, специфический механизм подлинного человеческого образа жизни, активность в плане самоисследования, самокорректирования и конструирования самого себя.  Рефлексия представляет собой важнейшее, определяющее звено соединяющее концептуальное знание индивида с его личным профессиональным опытом. Профессиональные знания индивида, состоящие из концептуальных представлений, при отсутствии рефлексивных приемов как бы распадаются в сознании, что не дает им возможности быть прямым руководством к действиям. Определить это свойство личности учащегося на стадии его подготовки к профессиональной деятельности возможно лишь через определенные умения. Понятие «умение» представляет собой освоенный учащимся порядок действий, который базируется на знаниях способов выполнения этих действий, и оценке условий, определяющих возможность достижения определенной цели при выполнении этих действий. Из понимания этих умений можно определить, что формирование рефлексивной компетентности необходимо для того, чтобы учащиеся в полной мере овладевали знаниями о сущности, методах и средствах реализации рефлексии и были бы способны применить их в обычных и незнакомых ситуациях. Исходя из того, что рефлексивную компетентность мы понимаем, как усвоенные учащимися методы осуществления рефлексивной деятельности, основанной на знаниях о сущности, способах и средствах реализации рефлексии в ходе собственной деятельности.

Социализация учащегося в вузе можно условно разделить на три этапа: 1) адаптация; 2) коммуникация; 3) реализация.

Под «адаптацией» мы понимаем первоначальный период нахождения учащегося в образовательном учреждении, «вступления» его в новую, учебную и воспитательную среду. Под основой педагогического смысла «адаптации» мы понимаем не «подгонку» личности индивида к новой для него среде, а в выработке в нем новых личностных качеств, требуемых изменениями самой среды. Вместе с тем, «адаптация» как продукт активных действий, стремлений к реализации установления наиболее приемлемых, оптимальных взаимоотношений индивида и социальной среды, может изменить и внутренний мир учащегося, и социальную реальность.

Реализация принципа адаптивности в образовательной системе вуза необходима в плане приспосабливаемости к уровню развития и особенностям учащегося. Мы исследуем принцип адаптивности образовательной среды исходя из реализации рефлексивного подхода, который определяет рефлексивные компетенции учащегося как базовый, психологический компонент в формировании и восприятии среды адаптации.

Проходя этот период, учащийся находится в процессе рефлексивного управления, который может реализоваться в конкретных условиях: когда, во-первых, учащийся отражает реальную картину образовательной среды и мультикультурного окружения вуза, а во-вторых, он будет пытаться отрегулировать свое участие в этом процессе с точки зрения саморазвития и динамичного взаимодействия с другими участниками и выработки персонального механизма саморегуляции.

Представление о периоде «адаптации» как о системном и целостном процессе, тем не менее, не препятствует, в практических целях, разделение его на отдельные аспекты. Длительные исследования, в том числе О. Молоковой, в языковом вузе показали, что такими аспектами могут быть:

- общеучебный – определение и коррекция сложностей в учебном процессе в начальный период;

- психогигиенический – сохранение здоровья на фоне усиления умственной работоспособности;

- лингвистический – приспособление, адаптация в среде изучения языков и культур;

- социально-психологический – адаптация в группе учащихся и в мультикультурной среде вуза.

Следующим периодом (вторым) социализации учащегося в вузе является «коммуникация», где диалог представляется основой взаимодействия. Диалог, как ведущий механизм мышления, стоит в основе взаимодействия людей, в том числе и в учебном процессе. В основе педагогического истолкования диалога стоит концепция М.М. Бахтина, которая утверждает, что поиск истины достигает своей цели между людьми, совместно занятыми в этом процессе и посредством взаимодействия через диалог.  Эта концепция может стать основой для педагога в плане предоставления возможности и поддержания общения между группами учащихся через диалог. В процессе такого общения, каждый из участников должен почувствовать и обрести внутреннюю уверенность в себе, уверенность в восприятии его другими участниками диалогического общения. Необходимо создать среду, в которой у каждого возникнет желание действовать, раскрыть себя для других участников диалога и тех для себя. Одним из основных условий является необходимость создания особого пространства, где каждый участник способен осознать свою ценность также, как и неповторимость и ценность других участников диалогического общения. В этом плане коллективная форма проведения занятий создает именно ту среду, которая дает возможность каждому учащемуся действовать, осознать ценность себя и других участников общения.

Коллективные формы проведения занятий могут выглядеть следующим образом:

- учебный процесс не характеризуется общим «фронтом» -  учащиеся изучают различные фрагменты материала с применением индивидуальных средств, методов и в разное время т.е. реализуют различные цели;

- общий учебный материал различными учащимися может изучаться каждым по-своему;

- присутствие временных объединений различных учащихся и групп, как точек пресечения индивидуальных методов изучения материала.

Следует отметить важным то, что процесс проведения коллективных учебных занятий может включать в себя одновременно использование всех организационных форм: коллективной, парной опосредованно – индивидуальной и групповой. Коллективная форма – общение в парах переменного состава – может рассматриваться как основная. К примеру, такая деятельность в паре как «анализ», «обсуждение» и «проверка» дает возможность совместно находить решение новых, нестандартных задач, предлагать различные гипотезы, подвергать анализу всевозможные суждения и иметь индивидуальную точку зрения на решение проблемы. Эта форма дает возможность учащимся поддерживать диалог в индивидуальной манере, а педагогу управлять диалоговым процессом, взаимодействуя с каждым отдельным учащимся, а не «опосредованным» студентом группы. Учащиеся довольно быстро усваивают «общественные социальные нормы», что дает возможность минимизировать конфликтные ситуации в среде учащихся и переводит отношения «преподаватель-студент» на деловой уровень. Одним из важных организационных моментов является использование индивидуальных образовательных программ. Основываясь на рефлексии, это такие программы, в ходе исполнения которых сопоставляются действия учащегося в конкретной ситуации с его реальными качествами: понятиями, уровнем знаний, представлениями, индивидуальностью – и до завершения которых проходит несколько стадий, которые включают в себя образовательные потребности учащегося, его образовательные задачи и индивидуальную образовательную программу. Находясь в рефлексивной позиции, учащийся выстраивает связи между различными факторами, аспектами, но именно тогда, когда уровень его затруднений и обусловленность достижений могут быть сопоставлены с его личными актуальными качествами и возникают образовательные потребности. Это положение позволяет студенту познавать самого себя, принимать решения лично, что можно рассматривать как действие, направленное на самоуправление и самоорганизацию. Педагог совместно с учащимся управляет процессом рефлексии, что позволяет объективизировать образовательные потребности, определение и постановку задач, выстраивание индивидуальной образовательной программы, а также показывает модель контроля рефлексивным процессом. Находясь в этом процессе учащийся определяется со своими достижениями и проблемами, оценивает свое состояние: источник успехов и неудач, определяет причины достижений и возникших проблем. Индивидуальные образовательные программы становятся востребованными и реализуются тогда, когда учащийся ставит перед собой определенные цели и определяется с действиями, требующими усилий.

Поэтому, учащийся, использующий такую программу, участвует непосредственно в ее составлении в русле его собственных образовательных задач. При составлении таких программ главное условие состоит в том, чтобы учащийся имел осмысленное представление об этапах, формах, способах и средствах постановки образовательных задач, необходимых для достижения образовательных целей. Индивидуальная программа подразумевает осознание учащимся намеченных целей, представление о собственной манере и стиле обучения в конкретной образовательное среде, деятельное участие в планировании и построении конкретной программы по организации образовательной деятельности и ее рефлексию, т.е.  ответственность учащегося за собственное образование.

Третьим периодом социализации учащегося в вузе является «реализация».

Этот этап подразумевает самореализацию учащегося в научной, образовательной и творческой среде.  Основной задачей является организация условий и выработка у студента навыков по самоуправлению в условиях конкретной социально-культурной среды, навыков персонального позиционирования в этой среде, а также выстраивание взаимоотношений в постоянно меняющихся условиях мультикультурного общества. На этом этапе социализации необходимо уделять большое внимание как образовательному, так и воспитательному процессам. В качестве главной цели воспитания учащегося ВУЗа подразумевается многостороннее развитие личности будущего специалиста, который будет способен реализоваться в условиях жесткой конкуренции современного мира, социально активного гражданина, высококультурного интеллигента, обладающего культурой иноязычного общения.

Деятельность по воспитанию учащегося ВУЗа подразумевает формирование качеств:

  1. Уважение человеческого достоинства других людей, поддержание собственного достоинства в различных условиях социальных взаимоотношений (бытовых, общественных, профессиональных), культурного уровня, самоорганизации и саморегуляции.
  2. Адекватность и культура во всех сферах человеческих взаимоотношений, что подразумевает и соответствующий внешний вид, и манеру поведения, и общение.
  3. Уважение и соблюдение этнических и социальных традиций, норм, этикета и обычаев в сфере мультикультурных взаимоотношений.
  4. Интеллектуальная культура. Готовность использовать весь доступный массив знаний в процессе решения актуальных задач: гуманитарных, правовых, научных и пр.
  5. Культура личностного самоопределения и саморегуляции, потребность в дальнейшем развитии и саморазвитии.
  6. Способность восприятия и ориентации в ценностных смыслах в условиях современного мира.
  7. Культура социальной жизни, т.е. ответственность за себя, свое поведение, а также и за благополучие других.

Одной из основных задач в воспитании являются:

  • выстраивание мировоззренческой системы и системы основных ценностей (нравственных, этических, профессиональных, гражданских и общечеловеческих);
  • эстетическое воспитание:
  • исследование проблем учащихся и формирование консультационной и социально-психологической поддержки учащихся;
  • патриотическое и гражданское и правовое воспитание;
  • профилактика правонарушений в студенческой среде;
  • организация научных и просветительских мероприятий;
  • организация досуга учащихся;
  • организация обеспечения «вторичной» занятости учащихся (параллельное обучение, трудовая деятельность и пр.);
  • воспитание в сфере семейно-бытовых отношений, организация мероприятий в поддержку молодой семьи;
  • организация мероприятий по пропаганде здорового образа жизни;
  • всемерная поддержка и содействие студенческим, молодежным организациям и объединениям;
  • изучение и внедрение новых технологий как в сфере образования, так и в сфере внеучебной деятельности.

Одним из важнейших аспектов воспитательной работы является внимание к волонтерскому движению. Всемерно должны поддерживаться студенческий акции, особенно таких как: «патриотическая молодежь»; «за здоровый образ жизни»; «укрепление здоровья молодежи как физического, так и психологического»; «проблемы молодой семьи»; «профилактика наркомании»; «наука и искусство против наркотиков»; «духовность и культура»; «моя профессия» и др.

Одними из главных мест должны занимать мероприятия, делающие акцент на будущую профессию. Такие мероприятия предпочтительно проводить при участии потенциальных работодателей. Опыт проведения таких мероприятий («круглые столы», «презентации», «ярмарки вакансий»; «тематические семинары»; «временное трудоустройство по специальности, практика» и пр.), говорит об их несомненной и большой пользе в плане выбора учащимся своей профессиональной карьеры.

Этап «реализации» является самым продолжительным. Этот этап охватывает всю учебную, научную и воспитательную области деятельности. Научная деятельность должна быть организована с самого начала обучения и должна отличаться многообразием форм: научные сообщества, лаборатории, студенческие проекты, кружки, конференции и пр., которые позволят учащимся организоваться по принципу общих интересов. Эта деятельность чрезвычайно полезна для развития коллективного и индивидуального творчества студентов. Главным результатом социализации студента предполагается его переход на новый общественно-профессиональный уровень. Такой переход в развитии может быть осуществлен в результате адекватного восприятия, осознания, понимания и всесторонней оценке различных методов и сущностей действий в условиях современного общества. Понимание и осознание могут быть достигнуты вследствие задействования механизма рефлексии, базирующемся на массиве из знаний и практики.

Результаты можно оценить по культурным продуктам, создаваемым учащимся, в процессе обучения в вузе таким как: тексты, проекты, статьи и пр. В период социализации в вузе, в специальных педагогических условиях, учащийся осваивает рефлексивные умения и навыки, учится принимать адекватные решения, предвосхищать и прогнозировать последствия таких решений, учится анализировать результаты собственной деятельности. Одновременно учащийся осваивает навыками позиционирования и самоопределения в конкретной ситуации и овладевает приемами коллективной коммуникации. Применение рефлексивного подхода к проблеме социализации учащегося в вузе обусловлено организацией среды рефлексии, которая благоприятствует осознанию учащимся себя как свободная и ответственная личность, стремящаяся к самореализации и самосовершенствованию, как субъект учебного процесса. Такой подход наилучшем образом соответствует решению проблем гуманизации образования.

Из чего следует, что рефлексивный подход дает возможность наилучшим образом находить решение задач социализации студента через него самого, как через субъекта деятельности и подойти к новому осмыслению мировоззренческих позиций и психологических установок. Накопленный педагогический опыт в использовании рефлексивного подхода позволит наилучшим образом в решении проблем социализации студентов будущих поколений.

Список литературы

  1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Ф. М. Достоевского. М.: Художественная литература, 1972.
  2. Лебединцев В. Б. Необходимость перехода к нефронтальным системам обучения / Педагогика. 2015. № 2.
  3. Мкртчян М.А., Литвинская И.Г. Новые формы организации образования взрослых. Красноярск: КИПК, 2012.
  4. Молокова О.А. Адаптация с позиций гуманистического подхода к обучению / Вестник ВСГАО. 2012. Вып. 16.
  5. Молокова О.А., Ушева Т.Ф. Психолого-педагогическое сопровождение студентов на этапе адаптации к обучению в лингвистическом вузе // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2.
  6. Осипова С.И., Баранова И. А. Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка студентов первого курса в условиях информатизации учебного процесса // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 4.
  7. Петрова Н.В. Педагогическое проектирование совместной деятельности преподавателя и студентов как фактор совершенствования профессионально-творческой подготовки высших учебных заведений: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 1998. 182 с.
  8. Федотова Е.Л., Ушева Т.Ф. Рефлексия как способ педагогического взаимодействия в условиях высшей школы // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 6. С. 15 – 20.
  9. Серый А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика / науч. ред. М. С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. 272 с.
  10. Ушева Т.Ф. Реализация рефлексивного подхода в педагогическом образовании // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 4.
  11. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичёв и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983.

References

  1. Bakhtin M.M. Problemy poetiki F. M. Dostoevskogo. M.: Hudozhestvennaya literatura, 1972.
  2. Lebedintsev V.B. Neobhodimost perehoda k nefrontalnyim sistemam obucheniya - Pedagogika. 2015. no 2.
  3. Mkrtchyan M. A., Litvinskaya I. G. Novyie formyi organizatsii obrazovaniya vzroslyikh. Krasnoyarsk: KIPK, 2012.
  4. Molokova O.A. Adaptatsiya s pozitsiy gumanisticheskogo podkhoda k obucheniyu - Vestnik VSGAO. 2012. Vyp. 16.
  5. Molokova O.A., Usheva T.F. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie studentov na etape adaptatsii k obucheniyu v lingvisticheskom vuze - Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2013. no 2.
  6. Osipova S.I., Baranova I. A. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie i podderzhka studentov pervogo kursa v usloviyakh informatizatsii uchebnogo protsessa - Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2011. no 4.
  7. Petrova N.V. Pedagogicheskoe proektirovanie sovmestnoy deyatelnosti prepodavatelya i studentov kak faktor sovershenstvovaniya professionalno-tvorcheskoy podgotovki vyisshikh uchebnyih zavedeniy: dis. … kand. ped. nauk. Chelyabinsk, 1998. 182 p.
  8. Fedotova E.L., Usheva T.F. Refleksiya kak sposob pedagogicheskogo vzaimodeystviya v usloviyah vyisshey shkolyi - Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2012. no 6. pp. 15 – 20.
  9. Seryiy A.V. Sistema lichnostnykh smyslov: struktura, funktsii, dinamika / nauch. red. M. S. Yanitskiy. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2004. 272 p.
  10. Usheva T.F. Realizatsiya refleksivnogo podkhoda v pedagogicheskom obrazovanii - Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2014. no 4.
  11. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar / gl. red. L. F. Ilichov i dr. M.: Sov. entsiklopediya, 1983.

Рецензенты:

Ильченко С.В. – кандидат педагогических наук, доцент, НОЧУ ВО «Московский экономический институт».

Козырева Н.Е.  – кандидат педагогических наук, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Работа поступила в редакцию: 25.09.2017 г.